24 октября — День памятования Оптинских старцев.

Калужская область славится множеством святынь. Самая известная — Оптина пустынь, история которой начинается в XIV столетии. В XIX веке монастырь стал настоящим исправительным приютом для русской интеллигенции. Мудрые духовники — оптинские старцы — врачевали здесь недуги дворян, с любовью утешая всех богомольцев, независимо от их звания и положения.

Монастырь расположен в двух километрах от Козельска, на берегу реки Жиздры. Говорят, что проведя в этих местах несколько дней, человек меняется, в его душе наступает спокойствие. Сотни людей едут сюда каждый день. Это одно из самых почитаемых и намоленных мест православной Руси. О том, где находится Оптина пустынь, люди задумываются в минуты уныния, тогда, когда их охватывает чувство безысходности.

Что было ранее там, где сегодня находится Оптина пустынь? История Козельского района повествует о племени вятичей, проживавших здесь когда-то. Сам же город упоминается впервые в летописи 1146 года. В 1238г.  он был взят татарами. Сражение продолжались полтора месяца. Почти все жители Козельска были убиты, а двухлетний князь Василий, по преданию, утонул в крови. В начале XV века город перешел Литве. Через 50 лет город вошел в состав Московского княжества. Дата основания Оптиной пустыни неизвестна.

Оптина пустынь – мужской монастырь, расположенный в Калужской области. Пустынью в старину называли места уединенных монашеских поселений.

Петровские реформы не лучшим образом отразились на судьбе обители. Монастырь должен был платить оброк государству. Средства необходимы были для строительства новой столицы и войны со шведами. Ко второму десятилетию XVIII века обитель оказалась в бедственном положении. В 1724 году была упразднена. Деревянные постройки, находившиеся на ее территории, пришли в негодность.  Восстановление началось в 1741 году. Здесь построили деревянную колокольню и новый храм с двумя приделами. В 1764 году по приказу Екатерины Великой обитель вошла в число заштатных монастырей Крутицкой епархии. Спустя пять лет завершилось строительство соборного храма. Согласно историческим документам, в семидесятые годы здесь было всего два монаха.

Положение Оптиной пустыни начало меняться к концу XVIII столетия, когда на монастырь обратил внимание митрополит Московский. Уже в 1797 году здесь было 12 монахов. В 1799-м обитель вошла в состав Калужской епархии.

В отечественной истории Оптина пустынь имеет немалое значение. Эта обитель – яркий пример процесса духовного возрождения, произошедшего в конце XVIII столетия. Она расположена у опушки соснового бора, отрезана от мира Жиздрой. Это превосходное место для созерцательной отшельнической жизни, духовный оазис. Говорят, старцы Оптиной пустыни обладают даром исцеления. В начале столетия началось строительство трехъярусной колокольни. С обеих сторон к ней пристроили флигели для келий. В 1804-м строительство закончилось. Спустя три года началось возведение Казанского храма, чуть позже – больничной церкви с шестью кельями. На материал для строительства выделил средства советник Камынин. Храмы были освящены в 1811 году. Спустя десять лет здесь устроили скит. В нем проживали пустынники, то есть люди, проведшие много лет в абсолютном уединении. Духовной жизнью обители ведал старец. Со всех уголков России в Оптину пустынь потянулись люди, которые стремились к жизни в согласии с Богом. Монастырь стал духовным центром страны. После того как начали поступать пожертвования, здесь появились угодья, мельница, каменные здания.

В 1918 году монастырь был закрыт. Несколько лет на его территории располагался Дом отдыха. А в 1939г. эти святые места по приказу Берии были преобразованы в концлагерь. В начале ВОВ в монастыре располагался госпиталь, затем – проверочно-фильтрационный лагерь НКВД.

Русской православной церкви правительство передало Оптину пустынь 1987 году. Восстановление началось в 1990-м. Места захоронения старцев нашли с огромным трудом. Разруха в девяностые годы здесь была настолько удручающей, что местные жители не верили в то, что Оптину пустынь удастся возродить.

Введенский собор Оптиной Пустыни
Главный храм обители – Введенский собор. Он основан в 1750 году.

Самый большой храм на территории монастыря – храм Казанской иконы Божьей Матери, построенный в 1811 году.

В двухтысячных возвели храм Преображения Господня. На территории обители также находятся: храм в честь Преподобной Марии Египетской, колокольня, часовня, надвратная церковь, деревянная звонница, братская трапезная, а также хлебопекарный, игуменский, библиотечный, келейный корпуса. Некоторые постройки появились еще в XIX веке. Например, келья старца Амвросия располагается в деревянной избе, которой уже более 150 лет.

В Москве и Санкт-Петербурге находятся церкви, относящиеся к обители. Это подворье Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни в Ясенево (Храм Петра и Павла) и Храм Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове.

Старчество — это особый духовный союз, который состоит в добровольном и полном послушании духовных детей своему духовному отцу или старцу. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Как корабль, имеющий искусного кормчего, при Божием содействии благополучно входит в пристань, так и душа, имеющая доброго руководителя, удобно восходит на небо, хотя бы раньше и повинна была во многом зле. Как идущий по неизвестному пути без путеводителя легко может заблудиться на нём, хотя бы сам был и очень умён, так и тот, кто по своей воле и разумению хочет пройти монашеский путь, легко погибнет, хотя бы и знал премудрость всего мира». Старцы — опытные подвижники и духовники — известны с самого начала монастырской жизни. Одними из первых старцев на Руси были преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. Старцем был преподобный Сергий Радонежский. Спустя век после него — преподобный Иосиф Волоцкий, преподобный Нил Сорский.

Оптинские старцы – кто они, почему люди с разных уголков страны пытались попасть к ним «на прием»? Это люди, которые обладают неким духовным зрением. Старцы имели особый дар сострадательной, жертвенной любви. Полагая души свои за всех приходящих, они всеми силами старались наставить их на путь истинный. Чужие горести и падения они делали своими собственными. Умирали каждый день, до полного изнеможения принимая страждущих. Каждое слово старца было со властью, касалось сердца и орошало его неземной силой, устремляло к Небу, соединяло с Богом. Возвращался богомолец из Оптиной, летел как на крыльях, неся в себе отблески того неземного света, который согрел и осветил его душу в маленькой келии старца.

Оптина пустынь – это прежде всего ее старцы. Их сегодня всего четырнадцать, тех, которые стояли у истоков монастыря:

1.Иеросхимонах Лев (1841).

2.Иеромонах Макарий (1860).

3.Архимандрит Моисей (1862).

4.Игумен Антоний (1865).

5.Иеромонах Иларион (1873).

6.Иеромонах Амвросий (1891).

7.Иеромонах Анатолий (1894).

8.Архимандрит Исаакий (1894).

9.Иеромонах Иосиф (1911).

10.Архимандрит Варсонофий (1913).

11.Иеромонах Анатолий (1922).

12.Иеромонах Нектарий (1928).

13.Иеромонах Никон (1931).

14.Архимандрит Исакий 2 (1938).

В чем заключается сущность старчества? Среди монахов выбирается более опытный, который становится духовным отцом всей братии. Наставником он становится и для мирян, приезжающих сюда. Между Казанской церковью и Введенским собором находится некрополь. Здесь похоронены священнослужители. И именно в этой части пустыни находятся могилы оптинских старцев. Однако они пустые — мощи святых перенесены в раки. Каждый из старцев чем-то прославился. Нектарий был предсказателем. Лев – врачевателем. Самым известным был третий по счету старец Оптиной пустыни – Амвросий. Не так давно в скиту восстановили его келью. Вход для мирян сюда закрыт.

Иеросхимонах Амвросий .

Его канонизировали в 1988 году. Преподобный Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков, обладал феноменальной памятью, свободно писал и говорил на пяти иностранных языках. Он с детства отличался необыкновенными способностями, но в юношестве сильно заболел и тогда дал обет Богу: если выживу, постригусь в монахи. Александр Гренков выздоровел. Для своего служения он выбрал Оптину пустынь.

Преподобный Амвросий умел с каждым поговорить на его языке: помочь неграмотной крестьянке, дать совет состоятельному помещику. Этот человек общался со Львом Толстым и Федором Достоевский. Беседы со старцем происходили в особом помещении. Обстановка этой комнаты сегодня полностью сохранена. В ней царит аскетичность, хотя старец здесь принимал не только известных писателей, но и представителей царской семьи Романовых. Лев Толстой приезжал в Оптину пустынь шесть раз. Впервые — в 1878 году. Между Амвросием и Толстым тогда состоялся долгий, тяжелый разговор. После отъезда писателя, старец произнес: «Уж очень горд». Есть сведения, что Толстой приезжал сюда непосредственно перед смертью, хотел посетить Амвросия, но не решился войти в скит. Федор Достоевский приезжал в Оптину пустынь после тяжелой потери – смерти маленького сына. Писатель не мог понять, для чего Богу нужна была смерть ангелоподобного мальчика. Он очень страдал. Приехав в обитель, Федор Михайлович долго разговаривал со старцем Амвросием. Как утверждали очевидцы, вышел он из его кельи совершенно другим человеком. Старец Амвросий – прототип Зосимы из романа «Братья Карамазовы».                                                                                         

 

 Иеросхимонах Лев.

В миру его звали Львом Даниловичем Наголкиным. Родился будущий оптинский старец в 1768 году. Происходил из мещанского сословия, в молодости служил приказчиком у состоятельного купца. В 1797 году Наголкин постригся в монахи. Спустя 20 лет прибыл в Оптину пустынь, где основал старчество. Среди его духовных чад был преподобный Амвросий, о котором сказано выше.

 

 

 

Иеросхимонах Макарий .

Михаил Николаевич Иванов, таково мирское имя этого старца, родился в 1788 году в дворянской семье. В возрасте 14 лет поступил на службу бухгалтером. Спустя несколько лет получил должность начальника счетной экспедиции. После смерти отца Иванов оставил службу и ушел в монастырь. С 1834 года находился в Оптиной пустыни. Благодаря этому старцу была создана целая школа переводчиков и издателей духовной литературы.

 

 

 

Архимандрит Варсонофий.

Родился будущий священнослужитель, в миру Павел Плиханков, в Самаре в 1845 году, в купеческой семье. Окончил военную гимназию, после чего сделал неплохую карьеру. Дослужился до полковника. Однако неожиданно для родственников и сослуживцев Плиханков в 70-е годы подал прошение об отставке. В Оптину пустынь он прибыл в 1891-м. В 1907 году его возвели в сан игумена. Спустя пять лет преподобного Варсонофия назначили настоятелем Старо-Голутвинской обители. В Оптиной пустыни старец находился как раз в то время, когда туда приезжал Лев Толстой. Как уже было сказано, писатель в этих местах побывал накануне смерти. Узнав об этом, Варсонофий отправился на железнодорожную станцию, дабы напутствовать Толстого перед смертью и помочь ему примириться с церковью. Но к умирающему писателю его не допустили.

Нектарий Оптинский.

Николай Тихонов родился в Ельце в 1853 году. Семья была бедной, отец работал на мельнице, рано умер. Скоро ушла из жизни и мать. Мальчик остался сиротой. В одиннадцать лет он поступил на службу в купечестве лавку, спустя шесть лет получил должность младшего приказчика. В возрасте двадцати лет Николай отправился пешком в Оптину пустынь. Здесь его принял старец Амвросий. Они долго беседовали, но о чем, Нектарий позже никому так и не рассказал. В марте 1887 года он был пострижен в мантию. Спустя семь лет посвящен в иеродиаконы. За два года до начала Первой мировой войны братья избрали Нектария старцем. После прихода советской власти монастырь закрыли. Преподобного Нектария арестовали. В тюрьме он провел три года. Известно, что после возвращения он жил в селе Ульяново Калужской области. Скончался в 1928 году.

 

Основные положения Оптиной пустыни.

Старцы заложили характерную основу оптинского старчества из трех составляющих:

  1. Обязательное изучение иноками аскетических трудов, чтение святоотеческих книг все свободное от богослужений время и применение знаний на практике.
  2. Нахождение старца во главе монастыря, следование его советам в принятии решений по вопросам как внутреннего жизненного уклада, так и внешней деятельности.
  3. Открытое и бескорыстное служение народу, готовность оказать духовную помощь каждому страждущему.

Следуя этим канонам, продолжают великое дело служения старцы Оптиной пустыни в настоящее время.

Самый известный среди них — схиархимандрит отец Илий.  О его даре прозорливости, доброте, остроте взгляда, внутренней чистоте и смирении православные рассказывают тысячи удивительных историй. В настоящее время старец служит в Переделкино и является личным духовником и наставником патриарха Кирилла. Но, несмотря на это, выбирает время для приезда в Оптину пустынь, чтобы встретиться с паломниками, утешить словом и помочь советом.

Если человеку посчастливилось переговорить со старцем Илием, он мог получить у него совсем неожиданный совет. Например, оставить бизнес, усыновить ребенка из детдома или даже уйти в монастырь. Алексей Афанасьевич Ноздрин — так звали его в миру. Он родился в 1932 году в крестьянской семье. В 1949-м окончил школу. Служил в армии. В 1958 году  окончил техникум в Подмосковье. Затем работал на заводе в городе Камышине. Здесь был всего один храм, который и посещал будущий священнослужитель. Ноздрин, по совету своего духовника, окончил Ленинградскую духовную академию. В 1966 году был пострижен в монашество. В конце восьмидесятых его направили в Оптину Пустынь, где в то время начиналось восстановление обители.

Любой человек, который хоть раз побывал в Оптиной, побеседовал с монахами, приложился к мощам старцев, описывает свои ощущения словами, полными восторга: «…ощутил благодать, выступили слезы счастья, душу переполнила любовь ко всему миру, увидела красоту вокруг, почувствовал облегчение».

Трагедия 1993 года.

На Пасху в Оптиной пустыни у звонницы были убито три священнослужителя. Иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт стали жертвами ритуального преступления. Убийца подкрался сзади и нанес им удары в спину. Его быстро задержали, во время следствия признали невменяемым и поместили в лечебницу закрытого типа. Убитые монахи стали новомучениками. В 2004 году вышла книга «Пасха Красная» Нины Павловой, посвященная жертвам сумасшедшего сектанта-сатаниста (на кинжале, которым он наносил удары, было нацарапано три шестерки). Для матерей отцов Оптиной пустыни причисление их сыновей к мученикам не стало утешением. Две из них приняли постриг после этой трагедии. Мать отца Василия перед пострижением сказала: «Хочу после смерти встретиться с сыном». Похоронены монахи на территории обители. На их могилах позже была построена колокольня. Говорят, что это место обладает необыкновенной исцеляющей силой.

Трудники.

Многие, кто приезжает в Оптину пустынь, остаются здесь на некоторое время. Их селят, кормят бесплатно. Но при условии: они обязаны трудиться и посещать все службы. Говорят, что пребывание в этих святых местах лечит душу. Среди трудников – представители различных профессий. Для всех условия пребывания в Оптиной пустыни одинаковые. В пять утра подъем. Богослужение занимает в день около четырех часов. Все остальное время приходится работать. Размещают трудников в особой гостинице, в каждом номере проживает несколько человек. Для того чтобы поселиться, необходим паспорт и рабочая одежда. Все остальное при необходимости выдают в монастыре. Обитель находится на полном самообеспечении. Трудники работают вместе с монахами. Подсобное хозяйство этого монастыря – одно из крупнейших сельскохозяйственных предприятий в Калужской области. Каждый из трудников имеет в миру какую-то профессию. В монастыре им стараются предложить работу, которая им знакома. Ветеринары ухаживают за животными. Художники пишут иконы. В летнее время братья выезжают на посевные работы. Но и здесь их не освобождают от богослужений – с ними выезжает специальный передвижной храм. Свободного времени у трудников почти нет. Они должны соблюдать строгий устав монастыря. Тем не менее некоторые живут здесь годами. Есть и такие, что вообще не уезжают, готовятся к монашеству.

Сегодня вокруг обители выстроилась целая деревня. Многие селяне принимают на постой желающих посетить прославленный монастырь. Оптина пустынь окружают лес, деревня и целебные источники. В шестистах метрах от монастыря находится родник Пафнутия Боровского, который издавна считается целебным. Сюда ежегодно приходят тысячи паломников. Говорят, что родник действительно излечивает от недугов.

Действительно, вся обитель будто пропитана той святостью и духовностью, которую из поколения в поколение передавали старцы-основатели через своих учеников.

 

 

 

 

Источники:

http://fb.ru

https://www.optina.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *