Цзонкапа — великий тибетский реформатор.

Н.К. Рерих. ДЗОН-КАПА. 1924г.

На фоне жёлтых горных вершин, освещённых ранним утренним солнцем, в глубокой синеве, на уступе скалы, сидит в позе медитации в жёлтых одеждах монаха Адепт. Сзади него буддийская ступа (субурган) — чортен (тибетс.), символически означающая Путь монаха в миру — из глубин Майи (Иллюзии) до Небесных вершин просветления. На скальном камне нарисован знак Шамбалы — три красных круга в большой окружности.
Н.К.Р. изобразил величайшего Адепта Тибетского Буддизма — Цзонкапу (1357-1419), который считается воплощением Бодхисаттвы Манджушри (в буддизме Махаяны и ваджраяны бодхисаттва,  легендарный сподвижник Будды Гаутамы,считается воплощением  высшей мудрости ). Цзонкапа реформировал Буддизм в Тибете, удержав его от падения ещё на несколько столетий. Он основал новую секту «жёлтошапочников»  в противовес  впавшей в чёрную магию секте «красношапочников», основанную великим Падмасамбхавой. С Цзонкапой связаны ряд замечательных чудес и пророчеств, одно из которых осуществилось в ХХ веке.

» Цзон-Ка-Па или Дже Цонкапа (тибет.) —знаменитый тибетский реформатор четырнадцатого века, который ввел в своей стране очищенный буддизм. Он был великим Адептом, который, будучи не в состоянии дольше выносить осквернение буддийской философии лжеслужителями, превратившими ее в выгодное предприятие, решительно положил этому конец своевременным переворотом и высылкой 40 000 лжемонахов и лам из страны. Его считают Аватаром Будды, и он является основателем секты гелугпа (“желтых шапок”) и мистического Братства, связанного с ее водителями. По преданию, “дерево 10 000 образов” (хум-бум) возникло из длинных волос этого подвижника, который, оставив их, навсегда исчез из поля зрения профанов» . (Е.П. Блаватская «Теософский словарь»)

«Когда наш великий Будда, Покровитель всех Адептов, преобразователь и учредитель законов оккультной системы, достиг сначала Нирваны на Земле, он стал «Планетным Духом». Его Дух в одно и то же время мог носиться в полном сознании в междузвёздном пространстве и находиться по желанию в его собственном физическом теле. Ибо божественное Я получило совершенное освобождение от материи настолько, что оно могло по желанию создавать себе внутреннего заместителя и оставлять его в человеческой оболочке днями, неделями, иногда годами, ни в каком смысле не повреждая этой заменой ни жизненного принципа, ни физического ума своего тела.                                                                                        

К слову  сказать, это есть высочайшая степень достижения Адепта, на которую человек может надеяться на нашей планете. Но это так же редко, как и сами Будды. Последний Хобилган, который достиг этого, был Цзон-Ка-Па из Коконора (XIV столетие), обновитель эзотерического и простонародного Ламаизма. Многие «пробиваются через скорлупу яйца», но малочисленны те, кто вне её способны полностью осуществить свою Ниррва Намастака,  когда они находятся целиком вне тела.(«Письма Махатм к А.П. Синнетту»).

Цонкапа с учениками. (Бурятия, XIX век)

«Падь дикого лука» — так переводится имя Цзонкапа. Он родился там, где ныне расположен  монастырь Гумбум, близ китайского города Синин (провинция Цинхай), в 100 км восточнее знаменитого озера Кукунор в северо-восточном Тибете (это почти центр современного Китая). Монастырь Гумбум всецело связан с его рождением. На том месте, где родился этот замечательный человек, выросло «белое сандальное» дерево со ста тысячами изображений на листьях и с буквами на коре. Российский учёный бурят Г.Ц.Цыбиков в конце ХIХвека посетивший Тибет пишет: «Я лично во время своего путешествия в Тибет видел буквы на деревьях и удивлялся искусству таинственного воспроизведения их» («Избранные труды») . Дело в том, что действительно и кора, и листья деревьев испещрены священными текстами по-тибетски(!). Их продают паломникам и они приносят исцеление… Деревья эти видели путешественники Гюк, Габе, Сечени, Рокхиль, Пржевальский, Потанин, Козлов. Монастырь Гумбум был основан через 143 года после смерти Цзонкапы. И он до сих пор готовит лам и целителей .

Уже в 2 года малыша Цзонкапу забрал к себе на обучение лама Дондуб-Ринчен («лама с далёкого запада»). Он долго был учителем Цзонкапы. Он же основал в Амдо монастырь Джачун около скалистой горы северного берега реки Хуанхэ.  Как известно, на 16-м году жизни Дондуб-Ринчэн послал Цзонкапу на учение в Центральный Тибет. По пути он посетил многие  известные монастыри и слушал проповеди разных лиц. Посещая разные монастыри, он везде делал «дакор» (учебные странствования), т.е. беседы на религиозные темы. Зная это, невольно убеждаешься, что Цзонкапа должен был сделаться очень большим учёным.

На 25-м году жизни он уже принял высший обет буддийского монаха бхикшу ( высшая степень монашеского посвящения).  К этому времени он уже изучил все второстепенные науки — о стихосложении, стилистике, медицине, математике и т.п. . Его недюжинным способностям и прилежанию удивлялись опытные учёные ламы. Были случаи, что некоторые сожалели, что лета их стали слишком большими, когда в Тибете появился такой замечательный человек.

Однако он не остановился на этом и в течение 4 лет (до 29лет) оставался в монастыре Цалгунтан (возле Лхассы) и изучил все бывшие тогда в Тибете сочинения Танджура и Канджура («Танджур — собрание буддийских трудов, переведенных с Санскрита на тибетский и монгольский языки. Это самый обширный канон, содержащий 225 больших томов по разным темам. Канджур, который содержит указания или «Слово Будды», состоит лишь из 108 томов.»(Блаватская Е.П. — Теософский словарь). К 30 годам вполне усвоил буддийскую философию  по сочинениям индийских учёных школы махаянистов.

В 31 год Цзонкапа начал писать уже свои толкования под названием «Золотые чётки», которые до сих пор являются лучшим разъяснением парамит (шесть взаимосвязанных действий, «переправляющих на тот берег океана существования», то есть приводящих к освобождению и просветлению).

Далее Цзонкапа  перешёл к изучению тантры (корень, основание). Тантра, как часть Канджура содержит теологию мистицизма. Это — огромная система, которая для того, чтобы с успехом привести в действие созерцание, повторение и «Мудры», требует высших умозрений известной нравственности и способности быть достойным сосудом. ( В Учении Живой Этики есть термин «сосуды явленные» — т.е. те высокие ученики, которые в состоянии быть Провозвестниками и нести идеи Высшей Воли).

Северные буддисты считают тантризм особой «колесницей» (вдобавок к Махаяне и Хинаяне — большой и малой колесницам) и называют её «колесница ваджра» или «алмазная колесница». В Тибете тантризм ввёл великий Падмасмбхава ещё в 8-9вв. Просто к моменту появления в Тибете Цзонкапы тантризм «красных шапок» выродился в магию. И поэтому Цзонкапа решил сам познать всю опасность тантризма и для этого с 1391 по 1392 годы слушал тантрийское учение в провинции Цзан у учеников знаменитого историка Будона.

Цзонкапа в  период  до 45-го года, усовершенствовался в высшей буддийской философии  у ламы Умапы.
При помощи этого ламы Цзонкапа выяснил многие интересовавшие его вопросы относительно Нирваны. Она оказалась подобной цветку в воздухе. Это верный путь для избавления от страданий и приобретения святости будды.

С 1392 года вокруг Цзонкапы стали собираться ученики и он образовал общину.

Цонкапа. Линия передачи Учения. (Бурятия, XIX век).

Конечно, Цзонкапа хотел в Индию, но предварительно решил обратиться к ламе Намкха-Чжал-Цану за (предсказаниями. Тот вещал, что он достигнет положения наставника в Ваджрасане («поза алмаза» при медитации) , но проживёт недолго. Это предсказание удержало Цзонкапу в Тибете. Но слава о нём начала сильно  распространяться.

Биография отмечает 5 качеств Цзонкапы:

  • имел огромные теоретические знания,
  •  видел истину практических качеств,
  •  был искусен в произношении слов,
  •  не думал об имущественных приобретениях, был милосерден,
  •  не имея лени в обдумывании и исполнении, не имел недостатков.

Цзонкапа уже при жизни начинает обоготворяться наравне с Авалокитешварой и Маньджушри. Настоятели главных тогдашних монастырей слушают от него учение в Поталаском дворце. (В конце ХVIIв. знаменитый 5-й далай-лама реконструировал   большой дворец в его современном виде, превосходящий своей архитектурой все тибетские постройки, он стал резиденцией далай-лам…)

Дворец Потала.

Цзонкапа стал проповедовать сутры и тантры. Он предъявляет высокие требования к ламе. На 46-м году жизни в монастыре Радэн он пишет знаменитое сочинение «Ламрим» (священный том предписаний и законов «для развития знания»). Вот каков предсмертный отзыв автора о своём труде: «Будущие последователи, кои не будут довольны тем, что не видели меня, пусть читают мои «ступени пути» двух родов: это будет одинаково со встречей со мною. Я изложил в них суть (буквально»сок») восьмидесяти четырёх тысяч законов. Хотя бы они повидались со мною, я не сказал бы ничего лучшего, чем эти сочинения».

Он указывает, что положил в основу труд Атиши «Светильник пути к святости».  Следуя Атише , Цзонкапа также разделяет людей на три разряда:

  • Самое низшее развитие будут иметь те, кто, заботясь лишь о собственном блаженстве, поглощены круговоротом жизни.
  • Среднее развитие будет у того, кто, хотя и отвернулся от суетного блаженства мира и отказался от греховных дел, но заботится лишь о собственном спокойствии.
  • Высшее развитие свидетельствуют те, кто постиг причину собственных страданий и желает больше всего помочь освободиться от страданий другим.

Для каждого разряда людей Цзонкапа пишет собственное учение и подчёркивает, что человек не может приступить к изучению высших законов, пока не изучит законы для низшего разряда.

Под конец жизни он составил также «Малый ламрим», т.е. краткий (1415г.). В 1405г. он, по настоянию своих учеников дополнил «Ламрим» и составил «Нъагрим», в котором рассматривает четыре корня (или тантры) и путь Ваджрадары, или всё скрытое, тайное.

К 50 годам жизни слава Цзонкапы привела к тому, что к нему приходят в ученики наиболее даровитые последователи других сект и школ. Также он получил приглашение от минского императора Китая явиться в Пекин. Он сослался на нездоровье и отправил своего ученика после второй просьбы императора. Но скрытая цель его была — смягчить буддизмом нравы соседних монголов.

Наконец, к 1408 году у Цзонкапы оказалось такое громадное влияние и большие материальные средства, что он задумал сделать реформы и в обрядовой стороне религии. На следующий год он делает большую реформу в культе иконографии. Он вводит золочёные короны и мантии,  такие же он вводит для высшего духовенства. Любопытен метод его помощи художникам — однажды к нему обратились с вопросом, как лучше нарисовать 35 будд,  т.к. в оригинальных творениях об этом ничего не сказано. Цзонкапа помолился, увидел их всех наяву и указал, какого цвета и в каком положении нужно рисовать каждого из них.
Отмечено большое сходство предметов культа ламаизма и католицизма. Причина не в заимствовании друг от друга, но в пространственной психологизации.

В 1409г. Цзонкапа вдали от Лхассы, на восток, основывает монастырь Галдан («вполне радостный»).  Большую часть остальной жизни он провёл здесь, где и ушёл из этого мира на 63-м году жизни, передав своим ученикам свою последнюю волю. Тело его хранится тут в особом субургане, дух же Цзонкапы переселился в страну Тушита, и  по поверью  он явится 11-м Буддой.
«Тушита — дэвалока, небесная область на материальном плане, где вновь рождаются все бодхисаттвы, прежде чем сойти на эту землю как будущие Будды («Теософский словарь» Е.П.Блаватской).

Цзонкапа покинул этот мир особым способом. Его житие повествует, что перед этим, одевшись в
полную монашескую одежду, Лама сел в позу медитации и погрузился в созерцание. Оно длилось 25 дней.
Почти месяц Цзонкапа пребывал в глубоком самадхи, выйдя из которого он преподал последние
наставления ученикам. При этом он излучал нестерпимый для глаз ослепительный свет, а обликом он напоминал шестнадцатилетнего юношу, что было свидетельством проявления в нем Состояния Радости (Самбхогакаи) Будды.
Цзонкапа  ушел из жизни  в 1419 году. Его тело было  подвергнуто бальзамированию и покрыто золотыми пластинами. Позднее оно было помещено в ступу.
По свидетельствам учеников, в момент смерти его тело преобразилось в прекрасное юное тело
Манджушри, источающее радужный свет, что было несомненным признаком его ухода в нирвану.
Когда Великий Лама Цзонкапа покинул этот мир, в течение многих дней на чистом небе появлялись
разноцветные радуги, не было ни единого движения ветерка.

Итак, Цзонкапа считается воплощением Бодхисаттвы Маньджушри, который ему являлся особенно часто, наряду с другими божествами. Они советовали ему, что делать, или преподавали какое-либо учение. Маньджушри представляется божеством трансцедентальной мудрости и красноречия. Европейские учёные уподобляют ему древне-греческого Аполлона. Но в эзотерической философии Маньджушри (тибет.) — Бог Мудрости, определённый Дхиан Коган.(«Теосфский словарь» Е.П.Блаватской). В этой связи ясна та высочайшая оценка, данная Цзонкапе в «Чаше Востока» — фактически тот, кто был, как Будда.

Интересно, что Цзонкапа очень долго учился и путешествовал, прежде чем достиг высочайшей степени Адепта. Не менее удивительно, что он известен на Востоке, но практически неизвестен на Западе, исключая специалистов-востоковедов.
Нам особенно интересно пророчество Цзонкапы, которое встречается в 3-м томе «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской, а позже в «Алтай-Гималаи» Н.К.Рериха и звучит оно так: «Каждое столетие архаты делают попытку просветить мир общиною. Но до сих пор ни одна из этих попыток не удалась. Неудача следовала за неудачей. Сказано, до тех пор, пока лама не родится в западном теле и не явится как духовный завоеватель для разрушения векового невежества, до тех пор будет мало успеха в рассеянии козней Запада».

Уже известно, что 5-й далай-лама Великий, который строил Поталу и осуществил теократическое завоевание Тибета, в ХIХ-ХХвв.  явился в новом воплощении, как  Н.К.Рерих — «как духовный завоеватель для разрушения векового невежества».

Непреложен План Шамбалы, пророчества предваряют появление «сосудов явленных» задолго, за несколько столетий, делают намётки будущих шагов на духовном плане, которые радикально меняют путь эволюции.

Источники:  http://v-svjatogor.narod.ru

http://agni-yoga.kg

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *