Евфросиния Суздальская.

8 октября – день памяти Преподобной Евфросинии Суздальской – православной святой.

Икона «Преподобная Евфросиния на фоне Суздаля», 1700 г., Владимиро-Суздальский музей (самая древняя из сохранившихся икон).

Преподобная Евфросиния родилась в 1212 году и была старшей дочерью святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Благоверный князь Михаил и его супруга Феофания долго не имели детей и часто посещали Киево-Печерскую обитель, где молились Богу о даровании им детей. Трижды являлась им Пресвятая Богородица и сказала, что молитва их услышана — родится у них дочь, которую нужно назвать Феодулией, — она будет служительницей Влахернской церкви.

Настало время рождения дочери и нарекли ее, по слову Богоматери, Феодулией (раба Божия). Крестили новорожденную в Киево-Печерской обители, и восприемником ее стал сам игумен.

У нее было четыре брата и сестра Мария (супруга замученного татарами князя Василия Ростовского.

Феодулия подрастала, и благоверный князь Михаил сам стал учить ее Священному Писанию «по книгам и прочим премудростям». В остальном же наставником юной княжны был боярин Феодор, отличавшийся мудростью и ученостью. Житие отмечает образованность Феодулии, глубокое знание античной литературы. В этом списке — философы Платон и Аристотель, поэты Гомер и Вергилий, врачи Эскулап и Гален. Воспитывалась Феодулия в глубокой вере и благочестии, превосходя своих сверстниц в красоте и успехами в учении.

В 1233 году Феодулия была просватана за святого благоверного князя Феодора Ярославича, родного брата святого Александра Невского. Феодулия отправилась в Суздаль для бракосочетания, но брак не состоялся. Когда гости уже собрались на пир, жених неожиданно скончался.

Феодулия не вернулась домой и 25 сентября, в день преподобной Евфросинии Александрийской, Феодулию постригли с именем Евфросинии. Родители приняли это как волю Божию и покорились.

Евфросиния не занимала начальственной должности в обители, но жизнью своей и подвигами она так возвысила ее значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси.

Когда на Руси начались эпидемии и моры, преподобной явилась Божья Матерь и обещала дар исцелений, после чего она начала лечить не только сестер в монастырской больнице, но и приходивших в обитель, с тяжкими недугами.

Некоторое время преподобная Евфросиния безмолвствовала, после чего получила от Бога дар пророчества. В особом откровении ей была предсказана мученическая кончина ее родного отца, а также нашествие татар на Русь в 1238 г. Согласно житию, молитвы и заступничество Евфросинии спасли Ризоположенский монастырь от неприятеля, полностью сжегшего Суздаль. Враги не смогли подойти к монастырю. Предание говорит, что Батый узнав об этом, пытался с холма разглядеть монастырь, но он сокрылся от него.

После кончины игумении преподобная Евфросиния продолжала духовное руководство обителью, сохраняя в ней строгий порядок. Вся дальнейшая жизнь ее — подвиг полного самоотречения, строжайшего выполнения монашеских обетов. Уже при жизни народ почитал её праведной за материнскую отзывчивость и благодатные дары.

Преподобная скончалась 25 сентября 1250 г., но у ее гроба продолжались чудеса помощи и исцелений. После обретения мощей святой в 1700 г. ее почитание усилилось, хотя так и осталось в границах суздальской земли.  Нетленные мощи ее почивали в соборной церкви Ризоположенского монастыря.

Ризоположенский монастырь, г.Суздаль  (фото 2018г).

Преподобная Евфросиния — русская терпеливица. Ее образ — воплощение терпения русских женщин. Без него народ и государство русское не могли бы выстоять в испытаниях, которые обрушивались на них из века в век. Нести неустройства жизни, преображая их молитвой и трудами — этот подвиг исполнен и завещан преподобной Евфросинией русским женщинам.

Автором Жития святой был монах суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий. Его текст случайно обнаружен суздальским епископом Варлаамом в 1570-х годах, что послужило поводом к канонизации св. Евфросинии.

Житие св. Евфросинии известно в большом количестве списков. Ранние иконы святой не сохранились, заметное распространение они получили только во второй половине XVII века, но, в основном, имели локальное суздальское бытование. Житийные иконы св. Евфросинии встречаются очень редко. Публикуемый образ создан иконописцем села Палех Владимирской губернии на рубеже ХIХ–ХХ веков, когда праздновалось 200-летие обретения мощей святой.

Третья четверть XIX в. Суздаль. Дерево, темпера, 151,5 × 105.  (Изображение воспроизводится по изданию: Обретенные сокровища. Из собрания В. А. Бондаренко: Книга-календарь на 2005 год. Минск : Междунар. обществ. объединение «Христианский образовательный центр им. свв. Мефодия и Кирилла»; Milano : La Casa di Matriona, 2004.)

Клейма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *