История одного портрета. И.Е.Репин о белорусах.

И.Е.Репин  (1844 — 1930)

       В сегодняшней статье, читатель, мы хотим познакомить Вас с одним кратким по продолжительности, но ярким по содержанию фрагментом из жизни великого русского живописца И.Е.Репина – периодом  жизни и творчества его в своём белорусском имении. Вы узнаете, как долго он проживал в полюбившемся ему имении Здраднёво, что под Витебском. Узнаете о картинах, которые он там написал. Подробнее познакомитесь с бытом белорусского народа во времена строительства  этого имения. С помощью словесных характеристик и живописных картин глубже осознаете этнические корни и душу белорусского народа, проникнитесь красотой белорусской природы.

Из истории жизни и творчества художника в Беларуси.

      Пребывание в Беларуси наполнило жизнь Репина радостью общения с природой, интересными знакомствами, новыми творческими замыслами… Здесь художник создал ряд картин, вошедших в сокровищницу мирового изобразительного искусства. Среди них: «Белорус», «Осенний букет», «На солнце», «Дуэль», «Лунная ночь» и другие.

Художник вспоминал: «За рекой, против нас, жил крестьянин Сидор Шавуро, он позировал мне, стоя на воздухе перед окном моей мастерской. Шавуры — семья из нескольких братьев и сестёр. Сидор, как старший брат, наследовал старшинство по смерти отца; дом же был порядочный… со слов меньшого брата, Сидор знал наизусть много стихотворений Лермонтова, Пушкина и громко с чувством распевал их даже в поле и по дороге».

Если мы не будем знать контекста употребления данной цитаты русского художника Ильи Репина, то, наверное, вряд ли догадаемся, что речь идёт об одной из самых знаменитых его картин, очень важной для нас — «Белорус» (1892).

Белорус

Казалось бы, ну белорус и белорус. Что здесь такого? Однако история этой картины представляется крайне интересной, если мы попытаемся ответить хотя бы на несколько вопросов.

Перед тем, как на них ответить, проведём небольшой контекстный экскурс. Итак, мы знаем, что в то время Репин жил в своем имении Здраднёво буквально в 16 верстах от Витебска (к слову, на сегодняшний день усадьба восстановлена, там находится музей). Оно было куплено им немногим ранее написания картины. Илья Ефимович лично участвовал в тяжёлых работах по благоустройству прилегающей территории, при этом часто наравне с обычными крестьянами. Русский художник живо интересовался всем, что связано с национальными традициями простых людей в самых заурядных бытовых вопросах, именно в этом он видел наиболее точное отражение особенностей белорусского характера. Репина в каком-то смысле можно назвать художником-этнографом.

В общем, умели выбирать гениальные художники места для отдыха и творчества. Илья Репин провел здесь восемь летних сезонов (1892-1900 годы) и написал более 40 холстов, эскизов и рисунков.

Очарованный местом, художник не мог похвастаться благоустройством усадьбы. Имение на 108 десятинах земли на момент покупки находилось в неприглядном состоянии.

В мае-июне текущего 1892 года Репин сообщал об этом в письмах к Татьяне Толстой: «Лес страшно запущен, завален хламом и разворован. Шальная Двина с остервенением обрывала её прекрасные чернозёмные берега. Фруктовый сад пуст. Крыши дома сгнили…»

Чтобы сделать уютным загородный дом, Репину невольно пришлось стать архитектором и, наверное, прорабом.

Илья Ефимович отдал много сил благоустройству Здравнёво. С гребня речной террасы открывались прекрасные перспективы на поросший лесом противоположный берег, поля и отдалённые поселения. Но несколько нарушил гармонию ряд хозяйственных построек. В центре усадьбы находился хозяйственный двор с амбаром, домом управителя, домом для рабочих и флигелем. По берегу вниз по течению реки застройку завершали хлева, сеновалы, скотный двор и молотильное гумно. Чтобы улучшить эту пеструю картину, Репин высаживает ели на выезде на большак. А вокруг сада — полосы из ельника, березы, лещины. Из лощины сделали пруд. В саду разбили липовую аллею. Устраивается площадка для игры в крокет. Напротив окон мастерской насыпали горку для позирования. И художник с юмором назвал её «Монблан». Ещё была дерновая лавка, в виде почти замкнутой окружности. Её за сходство с кратером вулкана художник прозвал «Везувий».

Не желая уступать напору Двины, Репин осуществляет строительство действительно «циклопического» сооружения. Берег был выложен камнем на протяжении 300 метров.

По воспоминаниям местных крестьян, строительство стены «было настоящей сенсацией, многие приходили посмотреть на это сооружение».

Доминантой усадьбы стал господский дом, с надстроенной по эскизам художника центральной частью, с декорированными террасами, балконами и двухэтажной башней, со смотровой площадкой вокруг верхнего этажа…

Приведём некоторые интересные цитаты из писем художника:

«Край тёплый, народ разнообразный. Есть белорусы (господствующее племя), поляки, литва и евреи!..»

«Я всё ещё здесь с природой со скотом, с рабочим людом, за работой. Мы встаём в 3 часа утра, а иногда и в 2 ночи и идем молотить».

«Только что выехали толокой. Приехала масса соседних крестьян с лошадьми, с мальчиками, с бабами и девками, в один день. Пировали и пели песни, деревенское веселье».

В то время представления о населении Северо-западного края часто ограничивались представлениями о народе слабом, бедном, угнетённом. Репин показывает несколько иную ситуацию:

«Вчера ездили вёрст за 15, к знакомым крестьянам. Их сын служит у нас работником. Хорошо живут, вроде хуторян и как вкусно готовят кушанья! Деревенька Зездрино идиллическая: спеют яблоки, вишни и дорога туда всё больше лесом. …Славный народ белорусы, очень похожи на хохлов, только работящее, скромнее и добродушнее».

Итак, вернёмся к нашей картине. Кого мы, собственно, видим? Перед нами стоит, облокотившись, молодой крестьянин и слегка улыбается. Стоит отметить, что одет он достаточно неплохо. Молодой человек выделяется глубиной взгляда, своей открытостью и статью. Как уже было указано из цитаты в самом начале текста, в данном случае «Белорус» является совершенно конкретным человеком — Сидором Шавровым. Этот крестьянин жил в деревне Сахарово, что находилась недалеко от имения Репина в Здраднёво.

Но почему художник выбрал для портрета именно его? И на этот вопрос мы тоже можем ответить! Оказывается, к этой ставшей потом знаменитой работе мастера подтолкнуло неизгладимое впечатление от невероятной истории Сидора. В детстве мальчик очень сильно болел. Последствием долгой болезни стали шрамы, нарывы на лице. Понятно, что медицина в тех условиях не была выходом. Что делать? Естественно, мать обратилась к местной целительнице-знахарке, которая смазала лицо сына лечебным «чудодейственным» составом. Поскольку снадобье содержало ядовитые пары, ребенок ослеп. Казалось бы, вот и всё, семья обречена на тяжкие страдания. Со временем с этой мыслью как-то свыклись. Но теперь самое интересное. Через 10 лет Сидор внезапно прозрел.

Слух о таком чуде распространился по всем окрестностям и продолжал пополняться самыми умопомрачительными догадками. Дошла очередь и до Ильи Ефимовича Репина. Обладая глубокой художественной мыслью, чувствуя непреодолимую тягу к погружению в национальный колорит, Репин незамедлительно едет в Сахарово, чтобы, наконец, связать все свои недавние эмоции, впечатления относительно белорусов с конкретным случаем чудесного исцеления. Таким образом, в итоге он разбивает устоявшиеся стереотипы и дает своеобразное напутствие нашему народу. Это будет позже. А пока? А пока классик русской живописи на лодке переплывает Западную Двину, приближаясь к Сахарово. И тут, по дороге, он слышит песню, прекрасный голос исполнителя которой его просто очаровывает. Художник подплывает к берегу, чтобы познакомиться с талантливым певцом. Кто же, вы думаете, им оказывается? Конечно, Сидор Шавров! Репин поражён окончательно! Высокий, статный, светлый, крепкий — настоящий белорус! Портрет был готов всего за три дня. Герой картины и русский художник стали настоящими друзьями.

Теперь, в заключительной части, давайте проанализируем всё упомянутое. Как только мы начинаем это делать, то сразу же невольно напрашиваются параллели из жизни Сидора Шаврова с историческим положением Беларуси. Илья Ефимович, не будучи белорусом, очень тонко прочувствовал грани национального характера. В портрете «Белоруса» мы видим не что иное, как собирательный образ всего народа, который несмотря на многочисленные трудности, выпавшие на его долю, не теряет лучших своих качеств, веру и надежду на счастливое будущее. Оглядываясь назад, мы, действительно, понимаем, что в каком-то смысле произведение русского художника стало настоящим завуалированным пророчеством!

 

Источники:

https://golos.io/ru—golos

http://zviazda.by

https://news.tut.by/culture/419598.html?crnd=45716

About Владимир Орсик

View all posts by Владимир Орсик →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *