Любимые артисты. Ростислав Янковский.

    В сегодняшней статье мы обратимся к памяти великого мастера белорусского театра и кино, нашего современника  – актёра  Ростислава Янковского. Поводом для этого явилась дата его дня рождения –  5 февраля.

Совсем немного времени прошло – 1,5 года, как не стало этого любимого нами человека. Мы уже не видим его на сцене нашего родного театра – Государственного  русского драматического театра Белорусской ССР им. Максима Горького (сейчас это Национальный академический драматический театр им. Горького). С печалью понимаем, какую невосполнимую потерю понёс коллектив театра и мы, его зрители и поклонники. Но, жизнь продолжается!   Ростислав Янковский остался жить в наших сердцах. Мы вспоминаем его улыбку, его роли, в которых, порою, узнавали себя. Ведь такое родство душ понятно – он жил и работал рядом с нами, в Минске, без малого, 60 лет. Был одним из нас.

Познакомившись с его краткой биографией, вы узнаете – сколь не просто, и в то же время, ярко начинался творческий путь актёра. Обращает на себя внимание тот факт, что люди, испытавшие тяготы и лишения в начале жизненного пути, впоследствии, преодолев все эти трудности, обретают колоссальную силу духа и богатство души. Такие люди, как Ростислав Янковский стали вождями духовного возрождения парода, частью которого они были. И далеко не случайно авторы предлагаемых ниже статей выделяют два основных  качества в характере Ростислава Янковского – преданность и любовь. Преданность и любовь к своему творческому коллективу, театру, к своей семье и близким людям. Хороший артист, по своей сущности, всегда философ. Чтобы хорошо сыграть роль, надо хорошо и глубоко понимать жизнь, надо постараться, по большому счёту, познать Сущее.  Вот почему «не смотрятся»  на сцене скороспелые, пусть даже симпатичные внешне, молодые актёры. Ростислав Янковский всегда был глубоко мыслящим актёром, он стал нашим любимым человеком и духовным наставником. Он и сейчас, несмотря на то, что его нет рядом с нами, способен залечивать наши душевные раны, возвращать нашу утерянную улыбку.

Более углублённо узнать о жизни, творчестве  и мечтах яркого талантливого мастера сцены, бессменного председателя фестиваля «Лістапад» — Ростиславе Янковском, можно из книги «Ростислав Янковский. Артист». Книгу написали театральный критик Татьяна Орлова и драматург Андрей Карелин. Книга вышла в серии «Жизнь замечательных людей Беларуси» в издательстве «Мастацкая лiтаратура».

Владимир Орсик.

Биография, роли и интересные факты.

    Ростислав Иванович Янковский (05.02.1930 — 26.06.2016г.)  всю жизнь находился в тени своего брата, знаменитого актера Олега. Но он и сам был выдающимся человеком, его фильмография насчитывает более 50 картин, он сыграл множество ярчайших ролей в театре.  Янковский прожил долгую и интересную жизнь, наполненную творчеством, любовью и успехами.

Детство и семья. 5 февраля 1930 года в семье потомственного дворянина появился первенец – Янковский Ростислав Иванович. Отец мальчика принадлежал к белорусско-польскому роду, его имя Ян в Красной армии было переделано на русский манер в Ивана. До революции Ян Янковский был штабс-капитаном лейб-гвардии Семёновского полка, после переворота служил в рядах Красной армии, довелось ему воевать под началом Тухачевского. Но эти факты биографии не помогли избежать ему репрессий, начавшихся в 30-х годах.

Маленького Олежку часто наряжали в бантики и платьица — мама всю жизнь мечтала о дочке (Иван Павлович, Марина Ивановна с детьми — Ростиславом, Олегом и Колей, Ленинабад, 1946 г.)

Семья Янковских некоторое время была вынуждена переезжать, пока не осталась в Рыбинске, здесь отец строил водохранилище. В этом городе проживало огромное количество ссыльных: актеров, ученых, литераторов. В эту среду органично вписалась семья с дворянскими корнями. Детство Ростислава проходило в замечательной атмосфере, несмотря на бытовые трудности. В Рыбинске постоянно ставились самодеятельные спектакли, читались стихи, обсуждались книги. В этой обстановке мальчик рос развитым и творческим. Во время Второй мировой войны семья отправилась в Казахстан, затем в Таджикистан, где отец работал на стройках крупных промышленных объектов. За несколько лет семья объехала почти все союзные республики. Во время войны в семье появилось еще два мальчика – Николай и Олег. В 50-х годах Янковские перебрались в Саратов, где отец семейства умер, и заботы о мальчиках легли на плечи старшего брата Ростислава и его матери, которая обучилась бухгалтерии. В школе Янковскому учиться не очень нравилось, он рос немного замкнутым, очень много читал, размышлял, занимался боксом, даже побеждал в соревнованиях. В подростковом возрасте стал активным участником школьной самодеятельности. Родители поддерживали увлечение сына театром, но трудные времена и необходимость зарабатывать деньги не позволили Ростиславу пойти учиться дальше.

Начало взрослой жизни. После школы, которую Янковский Ростислав Иванович окончил без блеска, юноша начал работать диспетчером автобазы в Ленинабаде. В 19 лет он уже обзавелся собственной семьей и не видел для себя никаких перспектив в жизни. Времени и желания учиться не было, и по-прежнему, главной отдушиной в его жизни была самодеятельность. Он вообще никогда не рассматривал всерьез возможность стать актером. Семья  хоть и любила музыку и театр, никогда не была близка к театральной деятельности. Однако родители братьев Янковских всегда и во всех начинаниях поддерживали своих детей, поэтому Ростиславу не мешали идти своим путём, а помогали советами и подбадривали.

Путь на сцену.  Янковский занимался в драмкружке при Дворце культуры, там его и увидел руководитель местного драматического театра Дмитрий Михайлович Лиховецкий. Янковский Ростислав, биография которого меняла свое направление, покорил его талантом и непосредственностью, и он сразу предложил ему поработать в театре. Но Ростислав начал отказываться, ссылаясь на отсутствие образования и опыта, Лиховецкий оказался настойчив. Янковский начал работать в театре, а параллельно учился в актерской студии. Этот опыт оказался для него пропуском в новую, настоящую жизнь. В это время он играл в таких спектаклях, как «Макар Дубрава» Корнейчука, «Последние» М. Горького. В 1957 году Янковский Ростислав Иванович, биография которого теперь уже навсегда связана с актерской профессией, переезжает в Минск вместе с семьей. Там он поступает на службу в труппу Русского драматического театра им. М. Горького. Этот театр стал судьбой Ростислава Янковского, в нем он проработал до конца своих дней.

Образование. Ростислав Иванович Янковский всю жизнь переживал о том, что не получил столичного театрального образования. Но обучения в театральной студии в Ленинабаде, природного таланта и домашнего образования оказалось достаточно, чтобы театр приобрел мощного, зрелого актера.

Работа в театре. Начав работать в Минске, Янковский практически сразу стал местной звездой. Ему удалось переиграть лучший репертуар в театре, сначала режиссеры видели его только в амплуа героя-любовника, но постепенно он доказал всем, что может играть и характерные роли. Расцвет его творчества в театре приходится на 70-80-е годы. В это время он востребован и в кино, и в театре. С гастролями Минского драматического он объехал все уголки СССР, посещал братские государства. Всюду ему сопутствовал невероятный успех. Природный аристократизм, статная фигура, бесконечное обаяние и огромный талант стали причиной такого стабильного, многолетнего успеха. Актер всегда говорил, что он счастливый человек, и это, видимо, действительно было так, и доказательство тому — его биография и роли. Ростислав Иванович Янковский прослужил в одном театре почти 60 лет (не хватило года до такого знаменательного юбилея). Его неоднократно пытались переманить в другие театры. Однажды во время гастролей в Ленинграде он получил сразу три приглашения: одно от знаменитого Игоря Владимирова, второе – от Табашникова, главного режиссера питерского театра Ленинского комсомола, третье – от Элины Быстрицкой из Малого театра в Москве. Но Янковский остался верным своему родному театру и ни разу не пожалел об этом. Верность и порядочность – это вообще две главных черты Ростислава Ивановича. Однако в качестве приглашенного актера Янковский нередко играл во многих театрах России.

Кинокарьера .В 1957 году состоялся дебют актера в кино, его пригласили для съемок в приключенческой ленте на историко-революционную тему «Красные листья» на киностудии «Беларусьфильм». Молодой актер попал тогда в ансамбль к уже известным и опытным актерам, но это испытание он выдержал с честью, и приглашения стали поступать достаточно регулярно. Режиссеры ценили Янковского за то, что он не просто исполнял роль, а буквально жил на экране. Он любил сниматься и редко отказывался даже от небольших ролей. Ростислав Иванович Янковский, фильмография которого насчитывает более 50 лент, перестал сниматься в 2008 году. Ему перестали предлагать хотя бы относительно достойные роли, а в халтуре работать Янковский не желал, не хотел позорить фамилию.

Лучшие роли Ростислава Янковского в театре. Всего актер сыграл около 160 разноплановых ролей в театре, в его репертуаре были классика, мелодрамы, комедии, трагедии, пьесы отечественных и зарубежных авторов. Такое разнообразие доказывает, что ему по плечу была любая роль, к счастью, он не стал заложником одного амплуа и смог полностью реализоваться в любимой профессии. На вопрос: «Каковы ваши лучшие роли в театре?» Ростислав Иванович Янковский всегда отвечал: «Они ещё впереди». Действительно, выбрать лучшие трудно – уж слишком их много. К несомненным удачам актера относят спектакли: «Дети Солнца», «Баня», «Гнездо глухаря», «Варшавская мелодия», «Доходное место», «Мнимый больной», «Горе от ума». Впрочем, у Янковского не было проходных ролей и каждая его работа – это большое достижение мастера.

Лучшие фильмы.  Янковский Ростислав Иванович много и успешно работал в кино. На его счету достаточно хороших работ, хотя с ролями ему не очень везло. Кинематограф не смог предложить ему какую-то звездную, большую работу, которая бы вывела его в эшелон звезд. К его лучшим работам киноведы относят такие ленты, как: «Служили два товарища» (реж. Е. Карелов), это редкий случай, когда в одной ленте встретились братья Янковские, «Сказка о звездном мальчике» (реж. Л. Нечаев), «Битва за Москву» (реж. Ю. Озеров), «Море в огне» (реж. Л. Сааков), «Ребро Адама» (реж. В. Криштофович), «Вся королевская рать» (реж. Н. Ардашников, А. Гуткович), «Статский советник» (реж. Филипп Янковский) – еще один редчайший случай, когда на площадке работали вместе дядя и племянник.

Награды и звания. Ростислав Иванович Янковский, награды которого довольно многочисленны, всегда стеснялся, когда ему вручали очередной знак уважения и высокой оценки его заслуг. Он был очень скромным человеком, может быть, поэтому перечень его наград не так уж и велик. Он был заслуженным и народным артистом Беларуси, народным артистом СССР, имел ордена: «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, два ордена «За заслуги перед Отечеством» (Беларусь), несколько медалей и премий, в том числе от правительства Беларуси. Наиболее значимыми наградами сам Янковский Ростислав, биография которого была богата почестями, считал театральную премию «Золотая маска» — за выдающийся вклад в искусство, премию «Человек года» (1997 года), премию фестиваля «Листапад».

Личная жизнь и семья.  Янковский Ростислав Иванович, творчество для которого считалось самым важным, был очень счастливым в семейной жизни. Свою жену Нину Чеишвили он встретил еще в 19 лет. Это была очень сильная любовь, которую пара смогла пронести через всю жизнь. Жена стала для Янковского близким другом, поддержкой и лучшей женщиной на свете. В своих интервью актер неизменно подчеркивал, что они с женой очень любят друг друга. У пары родились два сына: Игорь и Владимир. Игорь Янковский стал актером, он окончил училище им. Б. Щукина, работал в театре На Малой Бронной, много снимался в кино, в рекламе. Он женился на немке, которая родила двоих внуков . Владимир тоже пошел в искусство, работает клипмейкером, у него также растет сын Иван, о котором дедушка говорил, что он, вероятно, сможет продолжить династию. Красавцу Янковскому часто приписывали романы, особенно с партнершами по сцене, но он говорил, что не способен предать жену. Нина, с которой он прожил более 65 лет, всю жизнь проработала учителем географии, все тяготы быта всегда лежали на её плечах, но она была счастлива, что рядом с ней любимый муж и её «мальчишки».

Актерская династия.  Янковский Ростислав Иванович невольно стал основателем творческой династии. До него никто отношения к искусству не имел. Но, глядя на старшего брата, к сцене потянулись и младшие. Олег стал знаменитейшим актером, Николай был заместителем директора кукольного театра в Саратове. Братья всю жизнь были очень близки, они обязательно собирались на каждое Рождество вместе, всю жизнь оказывали друг другу поддержку. Никаких соревнований или зависти в их семье не было и в помине, каждый искренне радовался успехам других. Следующее поколение Янковских также продолжило традицию творческой жизни: сын Олега – Филипп, стал режиссером, сыграл несколько ролей в кино, женился так же, как и отец, на актрисе. И их дети пошли по стопам предков: Иван стал актером, он сыграл несколько ролей в кино, учится в РАТИ, дочь Елизавета – студентка московской киношколы. Дочери Николая тоже пошли в искусство, Ольга – музыкант, Наталья – балерина, хореограф.

Интересные факты. Янковский Ростислав Иванович, биография которого полна интересных событий и фактов, всегда существовал немного в тени знаменитого, младшего брата. Но, будучи старшим из трех братьев, он прожил самую долгую жизнь, пережив Николая на год, Олега – на 7 лет. Ростислав Янковский был одним из создателей и бессменным президентом кинофестиваля «Листапад» в Минске. Актер прожил с женой более 60 лет, он говорил, что Янковские женятся один раз и на всю жизнь и, действительно, все три брата имели лишь по одному браку.

Автор: Елена Лето.

Источник: http://fb.ru

Интервью с Ростиславом Янковским .

Король сцены.

Японцы считают, что у каждого человека Богом определена его миссия — икигай. По признанию Ростислава Янковского, его икигай — сцена. Больше он ничего не умеет делать: ни сажать цветочки, ни кулинарить, ни водить машину, ни воспитывать детей. Все это с успехом делала его единственная на всю жизнь жена Нина Давидовна. Он даже не знает, где что в доме лежит, однако когда выходит на сцену в том или ином образе — перед нами мастер на все руки. Он действительно мастер. В сфере интеллектуальной работы. Сегодня народному артисту СССР — 85. Юбиляра поздравил Президент.

Ему всегда хотелось и хочется играть много. Он ненасытен и несет на этот алтарь все. Казалось бы, уже можно ограничиться идущими с его участием спектаклями. В остальное время отдыхать, подлечиваться. Если по настоянию врачей и ложится в стационар, все равно не разрешает отменять свои спектакли, даже выезжает на гастроли. Директору театра приходится давать врачам расписку и рисковать. Приезжает на сцену из больницы. Играет. Возвращается назад. К нарушению режима артистом врачи привыкли.

На спектакли Янковского ходят по нескольку раз. Сегодня это, пожалуй, единственная в стране звездная фигура, которую знают абсолютно все. Не только по театру. По кино, клипам, сериалам, общественной деятельности. Он — бренд и «фишка» театра, король и ферзь, патриарх и любимец публики, обладатель всех возможных в театральном мире наград и званий, гуру театральной молодежи, почетный гражданин города-героя Минска, неприкасаемый. Услышав это последнее определение, Янковский обязательно возмутится: «Что означает «неприкасаемый»?» Это значит, что Янковского и его спектакли опасно критиковать?..

— Кстати, вы, Ростислав Иванович, как относитесь к критике?

— Я люблю конструктивную критику, а не цензуру, осуществляемую критиками. Критерии оценок у некоторых пишущих про спектакли мне непонятны. За исключением трех-четырех имен в этом цехе все те же самые лица и неизменность оценок. Где смелые, доказательные, аналитические современные мысли?

Янковский часто ввязывается в споры с критиками. Горячится, нервничает. Даже наши личные отношения часто балансировали на грани любви-ненависти. Сколько я выслушала от Янковского — впору обидеться. Но он незлопамятен. Проходит время, и с тобой соглашается. Более того, беспокоится, когда критики молчат. Он не собирает собственный архив. В лучшем случае прочтет и свезет газетку на дачу. Там — в растопку. Но своими человеческими привязанностями не разбрасывается. Дружить умеет. И старается всем помогать, пользуясь своим статусом и влиянием.

Однажды я спросила у Янковского, как ему за такую большую жизнь удалось избежать сплетен и грязи.Ответ был такой:

— Панацея от всех бед — моя семья. Я люблю ее и представляю жизнь только в семье. Не хочу быть оракулом, это смешно, но мне кажется, что самое главное в жизни — это выбор профессии и жены. Боюсь называть себя счастливым человеком, но я доволен тем, что у меня есть и что я себя реализовал. Это счастье, когда у тебя есть человек, который тебя любит и ждёт. Есть любимая работа. Это очень просто  и вместе с тем очень сложно.
Янковские — это династия, клан. Ростислав Иванович — старший в этом клане. Никак не заживает рана от потери брата Олега Янковского.
— Когда я его растил, он был озорной, шебутной. В зрелые годы стал очень образованным и строгим в оценках. Я даже стал побаиваться того, что он скажет о моих ролях. Далеко не всегда хвалил.
Сам Олег Янковский был благодарен старшему брату за то, что тот в буквальном смысле за руку привел его на сцену.

Янковскому на сцене не раз приходилось сидеть за королевским столом. Пьеса «Ужин». В роли хитроумного могущественного французского министра Талейрана он самозабвенно вдыхает букет коньячных запахов, едва прикасается к еде, которая театру обходилась в копеечку. Из супницы в зрительный зал шёл аппетитный запах. На глазах таяла горка мороженого. Никаких пластмассовых фруктов. Все настоящее. Так было и на столе великолепного Людовика XIV, короля Франции, в спектакле «Мольер». Этот гурман-Янковский виртуозно вел застольную беседу, наслаждаясь игрой ума, пуская в ход тонкие шутки, циничные реплики, даже компромат. В итоге вел психологическую атаку со своими ловушками.

Как-то  Янковский рассказывал,  что узнал, будто Чехов в трактирах любил заказывать блины с икрой, стерляжью уху, расстегаи. Он уверен, что актер должен это попробовать, чтобы понять пьесы Чехова. А что у народного артиста с кулинарными пристрастиями в жизни?
— Я люблю хороший коньяк, тонкость в еде, подливы, соусы, чахохбили, сациви, лобио, хачапури. Моя жена — грузинка. Бывает, у человека вкусовые рецепторы никакие: ему всё равно, что каша в столовой, что изысканное блюдо. Бог мой, неужели можно не чувствовать эту прелесть: какой у тебя коньяк, торт, как рассыпается тесто во рту. Или тает огурчик нежинский. Мне нравится жить. Я никогда не пытался заняться бизнесом. Это не мое. Театр — мое. Искусство, музыка, кино, женщина, любовь, дети. Футбол обожаю. Гримерку, запахи сцены. Страшусь усталости. Особенно когда устаешь от окружающей тебя глупости. Надо раскручивать себя, не сдаваться.

Автор: Татьяна Орлова 

Опубликовано в газете «Советская Беларусь» 15.02.2015г.

Источник: https://www.sb.by

 

About Владимир Орсик

View all posts by Владимир Орсик →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *