Мудрые мысли и афоризмы эпистолярного наследия Е. И. Рерих.

«Даже не подозреваешь, как твои писания будут исцелять тех, кто искал и забрёл в темноту.
Даже не подозреваешь, как твои писания очистят сознания.
Даже не знаешь, как творчество твое ярко проникает в пространство».

Великий Владыка.  Письма Е. И. Рерих, МЦР, Том 1, предисловие, стр.12–13.

«Можно годами изучать книги Учения, можно писать книги на темы, затронутые в Учении, и все же не вмещать основ».

Письмо № 45, том 6.

 От составителя

Знакомство с письмами Е. И. Рерих вряд ли оставит равнодушным думающего и чувствующего современника. В письмах-завещаниях, написанных с особой целью, преподаны главные уроки духовности будущим поколениям. Наша задача – в полной мере воспользоваться письмами, извлечь из них необходимое знание. В прикосновении к письмам, ментально и эмоционально, почти «зримо», оживает образ великой соотечественницы. При этом возникает ощущение собственного «присутствия», словно ты являешься свидетелем и даже соучастником великой жизни. Составителем отобраны наиболее важные мысли, которые, надеюсь, без труда воспримутся читателем. Некоторые из мыслей по образности и лаконичности вполне могли бы быть отнесены к категории афоризмов. И в таком случае они представляют для читателя дополнительную ценность. Вчитаемся и вдумаемся в «разумное, доброе, вечное» писем Е. И. Рерих и её Наставников. Это необходимо не кому-то, это необходимо каждому из нас. Предлагаемые подборки духовных «жемчужин» взяты из Первого,  Шестого и Седьмого томов  и объединены тематически. В конце цитаты даётся ссылка на номер письма, каковым оно пронумеровано в архиве писем МЦР.

 

Об Учителе и ученике

«Основы Учения – бесстрашие и устремление» (1-71).

«Чем выше наш Учитель, тем больше мы сами, ибо закон соответствия точен» (75)

«Идти согласно Учению  – значит летать на крыльях радости, но лишь для твёрдых духом и горящих сердцем» (126).

«…никогда Учитель не будет поработителем. Он даёт призыв, указывает направление и предупреждает, но никогда и ни в чём не насилует, ибо насилие противоестественно и, как всё противоестественное, нежизнеспособно» (145).

«Учение можно знать наизусть, но оттого следствие не приблизится» (35).

«Учение требует, прежде всего, самодеятельности ученика. Учение даёт направление, расставляя вехи и щедро рассыпая драгоценные намеки, но ученик должен сам, своими руками и своими ногами построить свой путь» (100).

«Добавлю страницу Учения: «Учитель может указать направление, иногда может предостеречь, но множество действий нужно произвести самим. Притом нужно проявить эти действия добровольно. В этом добровольническом устремлении и будет заключаться самоусовершенствование» (124).

«У многих один подход к Учению уже считается принесением жертвы. Каждое сжигание предрассудков и суеверий рассматривается ими, как необычайная смелость, чуть ли не граничащая с самопожертвованием. Изгоним из своего обихода такое понятие жертвы. Пусть оно будет заменено у нас радостным всемерным сотрудничеством» (140).

«Учение – не кедровые орешки в сахаре, не серебряные бирюльки», но суровое распятие самости и напряжённая трансмутация низших качеств в тончайшие огни» (66).

О сроках.

Мудрость древняя говорит: «Призови срок битвы, не уклонись от препятствия»(1-54).
«Знание сроков есть величайшее знание, ибо весь успех зависит от правильных сроков и знания направления» (88).

«Сколько вреда причиняют преждевременные оповещения!»( 6-9).

« Лучше не досказать, чем сказать слишком много» (35).

« Сколько раз необдуманное слово явилось причиною гибели человека или даже многих» (47).

« Знающий разберется, когда, где и что может он поведать» (47).

Что не следует допускать ни в коем случае.

«Самомнение есть порождение невежества. Самомнение закрывает все пути к познанию. Самомнение лишает человека чудесного устремления» (63).

«Из-за чувства собственности покажется и завьётся хвостик рабовладельчества, а вы знаете, как трудно расправить завившийся хвост» (66).

«Кто же думает о самости, о самоутверждении, тот никогда не черпнет огня вечного» (132).

«Нужно найти силы духа превозмочь трусость, свойственную непротивлению. Так пусть готовятся к противостоянию злу» (97).

«Даже в шутку не следует умалять и осуждать друг друга. Пора понять вред малых мошек» (1–141).

«Сколько зла причиняет непонятая истина в руках слабого духа или предательского сердца! Зачем утяжелять карму свою и того, предательствующего» (1-120).

«Одиночество есть лишь кажущееся, лишь от грубости чувств наших, препятствующих нам ощущать постоянные незримые и тончайшие прикасания Тонкого Мира. Приступы тоски будут и могут даже участиться и усилиться, но одиночества не может быть» (1-126).

«Не осуждением, не раздражением готовимся к великому шествию. Шествие нужно понимать, как Служение Учению Сердца» (1-133).

«Нет ничего хуже базарного крика. Непристойно допускать это безобразие! Давно сказано, что все ссоры есть, прежде всего, признак акультурного состояния сознания (1-145).

«…Начнём трансмутировать все наши энергии. Начнём с самой упорной энергии эгоизма, этого свирепого дракона самости со всем его хвостом – самомнения, властолюбия, жалкого себялюбия, обидчивости, раздражения, опасения, сомнения и тому подобных украшений, и заменим крыльями утверждения единства, полной солидарности со всеми сотрудниками, признания Иерархии, радостным утверждением дел данных, добрым глазом и признательностью к справедливому указанию, и заключим доверием до конца» (1-54).

« Выражение духа не терпит насилия»  (6-22).

« Не допускайте осуждения друзей» (6-1)

« Ненависть еще больше, чем дружба, связывает людей» (6-46)

« Ненависть по силе своей может сравниться лишь с любовью «(6-46).

« Тот, кто заботится о мнении большинства, никогда не поднимется над толпой» (6-52).

« Самое страшное для нас – это умственно и физически оказаться среди большинства» (6-52).

« Как один герой подымает значение всей нации, так и каждый предатель бросает тень на всю страну» (6-55).

Что следует в себе взращивать.

«Дружелюбие, или развитая сердечная энергия, – панацея и ключ от многих сокровищ. … Итак, запишем правила на каждый день: дружелюбие и сотрудничество всегда, везде, во всём и со всеми». (1- 144).

«Счастлив дух, живущий жаждою дать радость окружающим, радость всему человечеству, всем мирам!» (1-62)

«Иметь ли вещи? Иметь. Но о них не думать. Не самообманываться» (1-134).

« На некоторых сотрудничествах учимся великому качеству – терпению» (6-2).

« Великодушие и мужество – наш лучший доспех» (6-22).

« Великое знание рождает и великое терпение» (6-43).

« Страдания научают нас великому терпению и милосердию – качествам, лежащим в основании всех достижений»(6-43)

« Единение – лучший щит для здоровья» (6-15).

« Щит объединения – самый прочный» (6-16).

« Испытание есть окно к радости» (6-18).

« Владыка Будда учил в счастье быть готовым к горю, а в горе помнить о грядущей радости» (6-18).

« Умение хранить доверенное есть первое условие на Пути  служения» (6-1).

«Там, где женщины почитаются и охраняются, там царит [благоденствие] и боги радуются» (6-35).

«Лишь приобщением к искусству люди обретают человеческий облик» (6-46).

« Радость нужно замечать, нужно распознать и осознать. Унылые люди затемняются бедами и горестями» (6-57).

О  значении мысли и разума.

«Беда в том, что разум человека разобщился со своим источником – Разумом Космоса» (1-58).

«Древнейшая мудрость Индии говорит: «Мысль есть первоисточник мироздания… Мысль, лишённая устремления и горения, бесплодна» (1-67).

«Мысль есть основа творчества. Она может быть видима и измеряема. К мысли нужно относиться как к созданию самодействия» (1-84).

«…Мысли об одиночестве самые вредные и самые лживые, так запомним» (1-126).

«Лучшие мысли и преданное сердце чаще скрыты поношенной одеждой и скромным положением. Цените малых сотрудников»(1-98).

«Эволюция есть постепенное раскрытие  беспредельного Знания» (6-30)

«Люди должны научиться «принимать пищу твердую, а не молочную», как говорил Апостол Павел» (6-13).

« Даже ошибки, когда сердце горит служением, можно обернуть во благо» (6-51).

 

О пользе врагов.

«Мы знаем, что «если бы не враги, то благодарное человечество похоронило бы все лучшие начинания… «Хвала врагам!» (59).

«Иуды и тёмные силы невежественного сопротивления совершенно необходимы в нашей стадии человеческой эволюции. Разве не они дают нам возможность напрячь наши силы, нашу находчивость и расширить поле действия?» (109)

«Как всегда, враги помогают слагать нам ступень великого будущего» (64).

«Близок нам Завет Учения – «Благословенны препятствия, ибо ими растём» (143).

«Страны мёртвых законов разрушаются, ибо идут против космического закона эволюции» (71).

О пагубе невежества

«Чем невежественнее человек или народ, тем меньше сотрудничества в нём» (71).

«Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным, став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утончённость и осознание синтеза, которое завершается принятием понятия культуры» (89).

Человек. Архат. Иерарх.

 «Человек как часть Космоса подлежит всем его законам» (1-56).

«…Человечество является аккумулятором и трансмутатором высокой энергии, которую мы условились называть психической. Значение человечества в том, чтобы трансмутировать в сознании эту энергию и путём Иерархии устремлять её в высшие сферы» (1–89).

«Человек, в духе освободившийся от всех привязанностей к имени, почестям, собственности и т.д., не будет останавливать своего внимания на этом, настолько все эти так называемые отказы и отречения будут естественны, просты и легки для него» (134).

«Ищите голодных духом, ищите помощников всемерно, не упустите ни одного указания и намёка. Отставим все отложения и отговорки, ибо всем даётся ноша по силам его, но ноша непомерная принимается лишь добровольно и огненным сердцем» (140).

«Сердцу Космоса равно сердце Архата. Огню солнца равно сердце Архата. Вечность и движение Космоса наполняет сердце Архата» (48).

«Когда собирается новая раса, Собиратель есть Иерарх. Когда строится новая ступень человечества, Строитель есть Иерарх» (99).

« Врач тела должен быть и целителем духа»(6-43).

« Образ человека слагается или творится всем человечеством»(43).

«Сказано: «Нельзя прилагать карликовые мерки к великану» (49).

Афоризмы.

 «Раздражение делает ваш сосуд хрупким» (1-63).

«На одиночество осуждает себя себялюбец» (62).

«Воля и энергия – властители кармы» (56).

«Как точность, так и вежливость есть привилегия царей» (98).

«…Давно сказано, что нет великого человека в глазах его лакея» (128).

«Колеблющийся дух» опаснее явного врага» (72).

«Истинно, камни врагов – лучшая лестница!» (72).

«Устремлённость – двигатель всего Сущего»!

«Полная честность есть «редчайшее украшение».

«Остановившийся неизбежно должен идти назад».

«Много Сизифов, катающих камни своего малодушия и сомнения» (134).

«Если путь велик, то не пройти толкаясь». (141).

«Один конь может задержать весь караван»(145).

« Психическая энергия и есть эликсир жизни» (6-35).

«Психическая энергия, как энергия всеначальная, и есть эликсир жизни» (43).

« Завет Великого Братства – творите героев!» (39)

«Если хочешь добра, будь готов отразить зло» (41).

« Научный догматизм часто не менее губителен для эволюции, нежели церковный» (42).

« Мощь свободной воли велика, она равняется самым мощным энергиям» (19).

«Царь духа тот, кто первый протягивает руку» (1).

« Сила проистекает из радости» (57).

«Умейте спать с предателем в одном шатре» (46).

«Чем больше дух, тем больше предательств около него» (46).

«Ничто насильственное не бывает успешно» (7-97).

«Устремление – лучший доспех. Доверие – лучший щит» (7- 42).

«Стоящий на Башне видит больше, чем сидящий в подвале» (8).

«Малое знание уводит нас от Бога, но большое знание приводит к Нему» (6).

«Всё брошенное в пространство ранее срока очень вредно» (17).

«Верность есть следствие многих разумных существований» (19).

«Эволюция совершается малым меньшинством» (22)

«Дисциплина духа есть крылья» (23).

Составитель: Александр Херсонов.

About Александр Херсонов

View all posts by Александр Херсонов →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *