Музыкальная лекция “Из России с волшебством…”

Если говоря о классицизме, вспоминают фамилии только Моцарта и Бетховена, и довольно редко – хоть и несправедливо – Гайдна, то композиторов-романтиков обычно перечисляют целым списком. Все хорошо знают Шопена, Шуберта, Шумана, Мендельсона, Грига, Листа, Вагнера, кто-то даже слышал о Дворжаке…

Если же попросить собеседника перебраться в своих перечислениях ближе к славянам, то в первую очередь русским романтиком будет назван Чайковский. И только после него можно будет услышать фамилии Глинки, Римского-Корсакова, Бородина или Мусоргского.

Из России с волшебством...

Попробуем упорядочить то, что мы знаем о романтизме, и внутри нарисованной в сознании панорамы совершенно естественно увидим фигуру Чайковского как истинного сына своего времени.

Рассуждая о других стилевых эпохах – барокко, классицизме – мы всегда говорим об условности временных рамок. Начало романтизма, наоборот, отмечено конкретными датами, хотя и несколькими. Самая первая из них привязана к известной Великой французской революции 1789 года как важнейшей предпосылке романтизма.

Революционная ситуация во Франции была вызвана целым комплексом причин: крайне истощенной государственной казной, обросшей громадными долгами, тяжким налоговым бременем, который тянул средний и низший класс, в то время как дворянство и духовенство купалось в привилегиях и злоупотребляло властью.

В результате массы вышли на улицы, старые порядки безвозвратно были сломаны, люди получили возможность жить по-новому, но воспетое царство свободы, равенства и братства, которое провозглашалось революцией, так и не наступило. Вслед за одним потрясением пришло и другое – война с Наполеоном, которая, безусловно, истощила многие страны.

Из России с волшебством...

Получается, что хорошо выстроенный век разума потерпел полное крушение. Эпоха Просвещения уже не была столь привлекательной. Кроме разрушенных идеалов, людей стало угнетать стремление рационализировать жизнь, втиснуть её в квадратные рамки здравого смысла и бездушного практицизма. Т.о., после огромного духовного подъёма, после эпохи открытий, после надежд на кардинальные изменения жизни к лучшему наступает разочарование. Именно это и становится главной предпосылкой формирования новых идей, новых поисков и стремлений.

Чего-то катастрофически не хватало и об этом хотелось заявить. Если не разум, то что? Каков теперь ориентир? Времена менялись, нужно было как-то примириться с окружающим миром, и особенно остро эту потребность ощущали деятели искусства.

Что делает тонкая творческая натура, когда её категорически не устраивает то, что она видит вокруг? Когда рисовать непривлекательный пейзаж не возникает никакого желания? Она направляет своё творчество вовнутрь, замыкается на ощущениях, на эмоциях, и зачастую создаёт новый вымышленный мир, в котором всё хорошо. Не разум, но эмоция. Человек со всеми его внутренними противоречиями, драмами, размышлениями, переживаниями оказывается в центре любого вида искусства. Именно так появляется баллада Жуковского, поэма Байрона, роман Скотта, драма Лермонтова и новелла Цвейга в литературе, картины Гойи, Брюллова, Делакруа в живописи.

Но особых привилегий удостаивается музыка, потому что именно она лучше всего могла передать движения человеческой души. Именно она могла выразить то, что не удавалось передать словами или красками.

Главными темами искусства, не только музыкального, становится личная исповедь человека, его одиночество, его конфронтация с обществом или, наоборот, единение с природой. Настоящим открытием романтиков стал мир фантастики. А попытка защитить себя и свою культуру от чужеземных захватчиков в лице того же Наполеона, разбудило огромный интерес к фольклору. Именно в это время народное творчество во всех его проявлениях начинает судорожно фиксироваться и использоваться творцами. Появляется понятие национального художника, композитора, которого можно было бы назвать своим: норвежский Григ, чешский Сметана, польский Шопен.

Многое изменилось в музыкальном мире этого времени. В моду вошло виртуозное исполнительство, как бриллианты засверкали на сценах выдающиеся музыканты – скрипач Паганини, пианист Лист. Утвердилась сама форма концерта, впервые Мендельсон встал за дирижёрский пульт с палочкой в руке.

Улицы пестрели афишами, зазывающими на самые разные музыкальные представления. Приблизительно в 1880-е годы одно имя буквально прогремело в Европе, привлекая к себе всеобщее внимание. Музыка этого композитора непостижимым образом проникала в самые затаённые участки души, так, что каждый человек слышал в ней отражение себя, ему казалось, что эта музыка о нём самом. Из России с волшебством миру явился Пётр Ильич Чайковский…

Из России с волшебством...

Музыкальная студия Арт-квартал приглашает всех желающих посетить музыкальную лекцию, посвященную жизни и творчеству Петра Ильича Чайковского, “Из России с волшебством”. Вас ожидают: увлекательный рассказ о жизни композитора, критический взгляд на многие факты его биографии, оставляющий волю собственному суждению, а также живое исполнение музыки великого русского гения.

Подробная информация на сайте www.art-kvartal.by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *