Несколько слов о пользе астрологии. Сергей Ильин.

Загадка Вифлеемской звезды не даёт покоя некоторым учёным, и вот ещё один из них – профессор теоретической астрофизики и космологии университета Нотр-Дам Грант Мэтьюз – присоединился к длинной веренице предшественников в их попытках дать «научное» объяснение древней легенде.

Как вы наверняка помните, эта евангельская история, рассказанная апостолом Матфеем, повествует о том, как группа магов («волхвов» в синодальном переводе), явившись в Иерусалим «с востока», потребовала у царя Ирода ответа: «Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему». Все, кто пытается объяснить этот рассказ, исходят из весьма правдоподобного предположения, что маги эти, если они вообще существовали, были, скорее всего, какими-то ближневосточными астрологами, которых повлекло в дальний путь некое необычное астрономическое явление. А вот о том, какое это могло быть явление, идет нескончаемый спор.

В 1999 году британский астрофизик Марк Киджер опубликовал книгу «С точки зрения астронома», в которой утверждал, что то, что маги назвали «звездой», было на самом деле редким сочетанием двух нетривиальных явлений сразу – вспышки сверхновой звезды и необычного совмещения планет. В древней (да и в нынешней) астрологии таким видимым совмещениям тех или иных планет друг с другом или с различными созвездиями придавалось чрезвычайно важное значение, и вот Киджер нашёл такой момент в древней истории, когда почти в одно и то же время произошло сразу два необычных для астрологов события: мало того, что на протяжении двух лет подряд (в 7-ом и 6-ом годах до новой эры) происходили неординарные совмещения нескольких планет, но вслед за этим, в 5-ом году до новой эры, на небосводе появилась яркая новая звезда. Всё это, по убеждению Киджера, вполне могло показаться древним восточным астрологам явным предзнаменованием чего-то незаурядного. (Напомню, во избежание недоразумений, что по современным представлениям дата рождения Христа приходится на 4-й или даже на 5-й год «до рождества Христова», так что в этом отношении гипотеза Киджера вполне совпадает с историей.)

Следующую попытку предпринял в 2001 году бывший британский королевский астроном, сэр Патрик Мур, опубликовавший книгу «Вифлеемская звезда». В ней он последовательно проанализировал все возможные небесные явления, которые могли бы лежать в основании «мифа о Вифлеемской звезде»: вспышка сверхновой, совмещение нескольких планет, прохождение кометы и тому подобное – и пришёл к оригинальному заключению, что наиболее удачно удовлетворяет всем описанным в евангельской легенде обстоятельствам явление «падающих звёзд», то есть потока метеоров, представляющихся земному наблюдателю вылетающими из одной точки неба, из одного созвездия.

Ещё через несколько лет в «Ежеквартальнике Королевского астрономического общества» появилась статья американского астронома Майка Мольнара, который произвёл расчёт движения видимых небесных тел с 10-го по 1-ый годы до новой эры и показал, что в марте-апреле 6 года до новой эры произошли два астрономических события, которые могли серьёзно взволновать тогдашних астрологов. По мнению Мольнара, этими событиями были два подряд затмения Юпитера Луной, причём оба раза в одном и том же месте – в юго-западной части неба, в созвездии Овна. Юпитер считался у римлян символом императорской власти; не случайно римский астролог Фигул, увидев знак Юпитера в гороскопе будущего императора Августа, предсказал сенату: «Ныне родился вождь мира». А созвездие Овна считалось в древности астрологическим символом Иудеи – об этом говорится в сочинении александрийского астролога Клавдия Птолемея «Тетрабиблос» или «Четверокнижие»: « Если что-нибудь важное должно произойти в Иудее, то знак этому должен появиться в созвездии Овна».

В Иудее также издревле существовало другое пророчество, процитированное апостолом Матфеем как аз в приведённом выше отрывке о Вифлеемской звезде: «Ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных; ибо из тебя произойдёт Вождь, Который упасёт народ Мой, Израиля». Всякий грамотный астролог, увидев такое совпадение: Юпитера, Луны и Овна, — должен был немедленно понять, что у евреев родился (или должен вот-вот родиться) кто-то, кто затмит императоров и царей.

И вот теперь, ещё десять лет спустя, к списку этих почтенных научных толкователей религиозной легенды присоединился профессор Мэтьюз, который, как сообщается, в течение нескольких лет специально ради этой цели изучал основы астрологии. Газеты оповестили о гипотезе Мэтьюза сенсационными заголовками типа «Вифлеемская звезда вовсе не была звездой!» — и мы, уже зная о предыдущих гипотезах на сей счёт, не можем не насторожиться, потому что она не была звездой и у Патрика Мура, и у Майкла Мольнара. И действительно, Мэтьюз в чём-то повторяет Мольнара. В его гипотезе магов тоже подвигло в путь редчайшее сочетание астрономических явлений, причём произошедшее в том же 6-м году до новой эры. Мэтьюз называет таким сочетанием, во-первых, одновременное смещение Солнца, Луны, Юпитера и Сатурна в одном и том же созвездии Овна, выпавшее к тому же на день весеннего равноденствия (середина марта), а во-вторых – появление Венеры в созвездии Рыб, а Меркурия с Марсом – в созвездии Тельца. Мало того, что Юпитер в созвездии Овна знаменовал, как мы уже знаем, появление в Иудее какого-то будущего носителя высшей власти, но одновременное появление Меркурия и Марса в Тельце говорило, вдобавок, о высшей преданности этого будущего героя делу своей жизни, а наличие при этом Венеры в созвездии Рыб означало, что это дело жизни связано с любовью к людям. Но главное состояло в том, что такое сочетание совмещений было фантастически редчайшим. Как подсчитал Мэтьюз, оно повторится не ранее, чем через 16 тысяч лет, и его не было целых полмиллиона (!) лет, предшествовавших походу волхвов. Как же им было не побежать из Вавилона в Иудею?

Газеты сообщают, что сейчас профессор Мэтьюз работает над книгой, в которой подробно изложит свои расчёты и возможные рассуждения древних астрологов, побудившие их искать в Иудее разгадку редчайших совмещений. «Я испытываю братские чувства к этим древним магам, которые самоотверженно изучали астрономические явления с целью проникнуть в тайны Вселенной, как это делаем мы сегодня», — заявил он корреспондентам. Что сказать – чувства, вполне достойные профессора космологии. Вот только одно смущает – всё-таки ведь и у Мольнара речь шла об одновременном пребывании Луны и Юпитера в созвездии Овна, причём именно в момент весеннего равноденствия, то есть когда и Солнце было там же. Неужто замечание насчёт положения Венеры, Марса и Меркурия делает гипотезу Мэтьюза достаточно отличной от гипотезы Мольнара? К сожалению, газетные публикации не позволяют ответить на этот вопрос. Придётся, видимо, подождать появления книги – может быть, там профессор Мэтьюз более подробно объяснит, и в чём истинная новизна его гипотезы.

Во только не появилась бы за это время ещё какая-нибудь другая…

.

Источник: Журнал Знание-Сила. 05/2017.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *