О красоте. Мысли.

 

Красота… Каждый из нас вкладывает своё, особое понимание в это слово. Первое серьёзное впечатление о красоте мы получаем в ранней молодости, когда в нашем сердце рождается первая любовь. Для парней нет ничего прекраснее образа молодой красивой девушки. Девушек же ярко впечатляет образ доброго, надёжного и красивого парня. Можно только пожелать, чтобы эти светлые образы любимых не покинули молодёжь в их дальнейшей жизни, были мерилом в поиске партнёра жизни, будущего мужа или жены. На этом раннем этапе жизни человек очень ярко, можно сказать, эмоционально, воспринимает красоту окружающего мира. В эту пору его сердце открыто настежь красоте и любви. В таком состоянии молодые люди оказываются особо чувствительными  к обидам и невниманию партнёра. Но, как показывает жизнь, этого этапа взаимных притирок и упрёков не избежать. Это неизбежный, можно сказать, необходимый этап жизни. Это взросление души.

Наступает момент в общении, когда молодые люди при встрече уже стараются оценить не только внешнюю, но и внутреннюю красоту собеседника: о чём он говорит, какова широта его кругозора, надёжен ли этот человек  для совместной жизни, какие у него эстетические вкусы и интересы. Вы скажете, что совсем необязательно оценивать каждого встречного как потенциального партнёра для совместной жизни. Согласен, это было бы неправильно, и утверждать  обратное было бы, как минимум,  лицемерно. Ведь встречаются и знакомятся люди, в том числе, и для того,  чтобы провести совместно время и доставить друг другу удовольствие  во всех отношениях. В частности, о сексе у молодёжи существует такое расхожее мнение: «Ну, так, ничего серьёзного – просто физиология». Не берусь осуждать молодёжь за такие понятия —  любовь без любви, эта тема требует отдельного разговора, наверное,  об этом лучше даже скажут профессиональные социологи или психологи. Речь о другом. Задумываясь о  серьёзных отношениях с человеком, каждый из нас постарается рассмотреть его внутреннее содержание, увидеть внутреннюю красоту. Думаю, я не сильно ошибусь, если скажу, что всё поведение и внешний вид молодых людей направлены на желание понравиться представителям противоположного пола. Это нормально и очень хорошо. Но давайте понаблюдаем такую сцену: идут девушки по улице. У каждой из них в одной руке сигарета, в другой – начатая бутылка пива. Понимаю, – этим они бросают вызов окружающему обществу, всем своим видом показывая: «Смотрите какие мы крутые и независимые, свободные от предрассудков современные люди!» Напоминаю, что в нашей статье мы рассматриваем понятие именно красоты человека и стараемся рассмотреть это понятие как можно внимательнее.  Каждый здравомыслящий человек понимает, что выпить целую бутылку пива для молоденькой девушки многовато. И соответственно, можно представить, в кого превратится эта молоденькая девушка уже через 15-20 минут. Будет красиво, круто? Я не против того, чтобы девушки курили и пили пиво. Нет. Вовсе нет. На то им дана их свободная воля. Только пить пиво надо в баре или дома, т.е. в соответствующей обстановке, в окружении приветливо настроенных друзей. Но даже будучи и среди друзей надо знать меру в распитии спиртных напитков, не «набираться до поросячьего визга». Брезгливое чувство вызывает пьяный мужчина, но пьяная женщина, а тем более молоденькая девушка, вызывает чувство глубокого сожаления и одновременно отвращения. Конечно, разные бывают моменты в жизни, но женщина, злоупотребляющая спиртным, являет всю глубину нищеты своей души. И вряд ли мужчина, молодой человек захочет видеть рядом с собой подобную женщину, ведь для нас мужчин, в любых самых сложных жизненных обстоятельствах, именно наши любимые женщины являются ориентиром духовности и образцом внутренней красоты.  Мы заранее допускаем и знаем, что духовность и доброта наших любимых женщин выше, чем у нас (хотя и не безгранична). Они во многом мудрее и красивее нас. Ведь красота  это столь всеобъемлющее понятие.

Много говорится и пишется о красоте. И в этом плане очень интересна работа Н.К.Рериха «Красота». Всей своей жизнью этот человек показал, как долог и тернист путь человека к самосовершенствованию, внутренней красоте. На его примере мы увидели, как внутреннее богатство души этого великого человека, мудрого философа и талантливого художника, отразилось на его внешней красоте. Читая его дневниковые записи можно увидеть, как через всю свою жизнь пронёс он, не растеряв, светлую любовь к своей дорогой супруге, другине, как он её называл — Елене Ивановне. Елена Ивановна отвечала ему такими же глубокими и светлыми чувствами. Стоит вспомнить, хотя бы, их совместную трансгималайскую экспедицию, когда в те далёкие 1927-1928 годы они в голоде и холоде (так сложились исторические события тех дней) согревали друг друга заботой и любовью, не давая умереть. Образы этих двух людей останутся в наших сердцах по-настоящему красивыми и притягательными. Работа Н.К.Рериха «Красота» написана в грозном 1942-ом году, когда у нас в стране шла Великая Отечественная война. Именно в это тяжёлое для страны время Николай Константинович находит нужным и своевременным рассказать нам о своём видении Красоты  в самом широком понимании этого слова.

Красота

«А мы верим, что у искусства собственная, цельная, ор­ганическая жизнь и, следовательно, основные и неизменимые законы для этой жизни… Искусство есть такая же потреб­ность для человека, как есть и пить. Потребность красоты и творчества, воплощающего её, неразлучна с человеком, и без неё человек, может быть, не захотел бы жить на свете. Че­ловек жаждет её, находит и принимает красоту без всяких условий, а так потому только, что она красота, и с благого­вением преклоняется перед нею,  не спрашивая,  к чему она полезна и что можно на неё купить. И может быть, в этом-то и заключается величайшая тайна художественного творче­ства, что образ красоты, созданный им, становится тотчас кумиром без всяких условий. А почему он становится куми­ром? Потому, что потребность красоты развивается наиболее тогда, когда человек в разладе с действительностью, в негар­монии, в борьбе, то есть когда наиболее живёт, потому что человек наиболее живёт именно в то время, когда чего-ни­будь ищет и добивается; тогда в нём и проявляется наиболее естественное желание всего гармонического, спокойствия, а в красоте есть и гармония и спокойствие.

Но всё-таки искусство тогда только будет верно человеку, когда не будет стеснять его свободу развития.

И потому первое дело: не стеснять искусство разными це­лями, не приписывать ему законов, не сбивать его с толку, потому что у него и без того много подводных камней, много соблазнов и уклонений, неразлучных с исторической жизнью человека. Чем свободнее будет оно развиваться, тем нормаль­нее разовьётся, тем скорее найдёт настоящий и полезный свой путь. А так как интерес и цель его одна с целями чело­века, которому оно служит и с которым соединено нераздель­но, то чем свободнее будет его развитие, тем более пользы принесёт оно человечеству.

Поймите же нас: мы именно желаем, чтобы искусство всегда соответствовало целям человека, не разрознивалось с его интересами, и если мы и желаем наибольшей свободы искусству, то именно веруя в то, что чем свободнее оно в своём развитии, тем полезнее оно человеческим интересам. Нельзя предписывать искусству целей и симпатий. К чему предписывать, к чему сомневаться в нём, когда оно, нор­мально развитое, и без ваших предписаний, по закону при­роды, не может идти вразлад потребностям человеческим? Оно не потеряется и не собьётся с дороги. Оно всегда было верно действительности и всегда шло наряду с развитием и прогрессом в человеке. Идеал красоты, нормальности у здо­рового общества не может погибнуть; и потому оставьте ис­кусство на своей дороге и доверьтесь тому, что оно с неё не собьётся. Если и собьётся, то тотчас же воротится назад, откликнется на первую же потребность человека. Красота есть нормальность, здоровье. Красота полезна, потому что она красота, потому что в человечестве — всегдашняя по­требность красоты и высшего идеала её. Если в народе со­храняется идеал красоты и потребность её, значит, есть и потребность здоровья, нормы, а следственно тем самым га­рантировано и  высшее развитие этого народа».

Достоевский так сказал. Можно ли сейчас говорить о красоте, о прекрасном? И можно и должно. Через все бури чело­вечество  пристанет  к  этому  берегу.   В  грозе  и  молнии оно научится почитать прекрасное. Без красоты не построятся но­вые оплоты и твердыни. «Красота спасёт мир».

Н.К.Рерих 1942 год.

Так, возьмём же эту последнюю строку статьи Н.К.Рериха за девиз нашей дальнейшей  жизни. Красота спасёт мир!

 

Автор: Владимир Орсик

About Владимир Орсик

View all posts by Владимир Орсик →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *