О прошлом и будущем рериховского движения. Сергей Мамонов.

Как ни трудно говорить на эту тему, но приходится. Потому что ситуация с МЦР и вокруг него – это тупиковая ситуация. И вот почему.

Рериховцы, которые выступают против или в поддержку МЦР, владеют разной информацией. Но даже те, кто принимает к сведению аргументы обеих сторон, не могут сохранить равновесие ни в отношении дальнейшей судьбы МЦР, ни в отношении статуса Музея Рерихов в Москве. Поляризация мнений полная.

Что же делать?

Надо понять, что кроме самой информации, важен её источник. Большинство рериховцев не участвовало непосредственно ни в оформлении Наследия Рерихов в Кулу, ни в вывозе его в Советский Союз, ни в реставрации усадьбы Лопухиных, ни в создании собственно Музея Рерихов в этой усадьбе. Поэтому все мы пользуемся лишь той информацией, которая была озвучена непосредственными участниками тех событий. Но они были разными людьми, потому и информация получилась столь противоречивой.

Мы не можем сказать определённо, кто из тех людей больше исказил действительность, потому что нас там не было. Поэтому мы ВЕРИМ в то и ДОВЕРЯЕМ тому, что и кто нам ближе по качеству сознания. Так, одни верят Шапошниковой, другие – Рыбакову.

Можно верить и дальше, вовлекая в противостояние всё новые аргументы, факты и людские ресурсы, но зачем? Чего мы этим добьёмся и добились уже?

Известно, насколько значительной бывает роль Личности в истории. Поэтому, в приложении к Рериховскому Движению, было неудивительно, что большинство объединилось вокруг Личности Л.В.Шапошниковой, которая лично привезла Наследие на Родину и возглавила конкретное строительство. Тем более, что Рыбаков не принял никакого участия ни в Рериховском Движении, ни в создании Музея. Закономерно, что многие верили Л.В. Шапошниковой и продолжают ей верить, несмотря на громкие заявления Рыбакова последних лет, прозвучавшие, кстати, уже после её смерти.

Были и другие свидетели тех событий, как, например, Н.Бондарчук. Но о ней почему-то все забыли, да и сама она хранит молчание, что очень странно. С другой стороны, представляется маловероятным, чтобы новые факты и свидетельства склонили чашу весов в ту или иную сторону: ситуация настолько кристаллизовалась, что баррикады вряд ли будут разобраны. Каждый останется при своём мнении и со своей верой.

Только Господь Бог нас рассудит… — можно было бы сказать.

Но Он уже это сделал, причём давно!

Так, известно, что Рыбаков был доверенным лицом Св.Н.Рериха в отношении наследства Ю.Н.Рериха в Москве. И Шапошникова была доверенным лицом Святослава Николаевича в деле строительства Музея Рериха и издательской деятельности. Но можно ли считать эти Личности посредниками между Учителями и рериховцами и до такой степени ожесточаться в противостоянии с оппонентами? – Вряд ли. Да и Учителя говорят, что пришло время, когда не нужны посредники между Богом и людьми.

Может быть, пришло время посмотреть вокруг своими глазами, а не через клише других аур? Ведь какой бы заслуженной ни была Личность, она всегда будет затмевать Солнце, если только эта Личность не Святой или Архат. Попробуем выйти из тени любых авторитетов и обратим лицо к Солнцу, то есть к Учению Живой Этики.

Что мы увидим?

1. Нигде в Учении или в письмах Рерихов не говорится о создании МЦР. И Святослав Николаевич учредил не МЦР, а Советский Фонд Рерихов. И предложил в состав Правления большой список известных деятелей Культуры, предполагая такое же широкое культурное строительство в нашей стране, и не только.

Что сделала Шапошникова?

Ещё при жизни Святослава Николаевича упразднила этот Фонд, учредила свой МЦР и одна в нём воцарилась. Да, был формальный президент МЦР, но он ничего не решал. Было и правление, которое, тем не менее, не могло принять ни одного решения вопреки воли Шапошниковой, под угрозой роспуска.

Нам говорят, что изменение статуса Музея на государственный есть нарушение воли Святослава Николаевича. – Возможно. Но кто первый нарушил его волю?

Структура МЦР – административно-командная. Это структура Старого Мира, будущего у неё нет.

2. Вспомним теперь, как восстанавливалась из руин усадьба Лопухиных: бескорыстным трудом немногочисленных рериховцев и на деньги банкира Булочника. Про героический труд общественников мало кто знает, зато ростовщик был прославлен до Небес. Но вспомним, что сказано в Учении: «Не живите на проценты, эта прибыль нечистая». Однако именно процентщик был главной опорой Людмилы Васильевны. И когда эта гнилая опора рухнула, — рухнуло всё.

Не только воля Св.Н.Рериха была нарушена: Указ Учителя был предан забвению.

3. Рассмотрим другое порождение Шапошниковой – «Лигу Защиты Культуры», не сумевшую защитить не только Культуру, но даже единственный Музей, к которому она имела прямое отношение. Нигде в Учении ни слова не сказано о «Лиге Защиты Культуры», но много говорится о Всемирной Лиге Культуры. Читаем: «Пусть все наши учреждения и общества сохраняются и развиваются, но поверх их пусть входит в жизнь Всемирная Лига Культуры.

Пусть все члены наших учреждений будут вместе с тем и членами Всемирной Лиги Культуры. Знак Владык, золотом на пурпуре, будет нагрудным знаком членов Лиги.

Пусть никто не считает это движение не новым, оно будет порогом Нового Мира».

Вопрос: можно ли приблизиться к порогу Нового Мира в структуре Старого Мира, каковой является МЦР, и надуманной «Лигой» с невнятной концепцией и туманными целями? Ведь есть Пакт Рериха о защите культурных ценностей, есть Всемирная Лига Культуры с подробным описанием её десяти Отделов. Зачем искажать Указы Учителей и блуждать там, где даны чёткие ориентиры?

Отче наш, иже еси на небесех! Да святится Имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет Воля Твоя как на небеси и на земли….

Итог: большая ошибка или заблуждение подменять Волю Бога своей личной волей.

Недопустимо было выходить из воли Св.Н.Рериха в отношении Советского Фонда Рерихов.

Невозможно без последствий искажать или игнорировать Указы Учителей. Так можно лишиться и поддержки Неба, и опоры на Земле. Что, в общем-то, и случилось.

Очевидно, что Рериховское Движение нуждается в кардинальном реформировании. Но велик груз прежних ошибок, и трудно выбраться из колеи, проторенной старыми и новыми авторитетами. Однако стоит задуматься: нужны ли нам управляемые Сатурном административно-командные структуры Старого Мира с их председателями, президентами и вице-президентами? Нужна ли нам вообще земная иерархия по типу иерархии церковной? Ведь, как только появляется председатель, например, Рериховского Общества, так сразу появляются люди первого и второго сорта. Это неправильно. Можно быть первым среди равных, но перед Богом все равны.

«Живое творчество масс – вот основной фактор новой общественности», — говорил Владимир Ильич Ленин. Тогда это было творчество в строительстве новой жизни, новых отношений между людьми без эксплуатации человека человеком, новой науки, искусства, новых подходов к воспитанию и образованию. Сейчас всё это можно назвать строительством Нового Мира, Нового человека и Нового государства Культуры. Цели и задачи те же, смещены только акценты от строительства внешнего к строительству внутреннему, то есть от экономики к Культуре. И дана структура из десяти Отделов Всемирной Лиги Культуры, в которой это строительство будет успешным.

Если Рериховское Движение объединяет новых людей с новым мировоззрением и расширенным сознанием, почему так трудно оставить структуры Старого Мира и объединиться в строительстве Новой жизни не на капиталистических, а на социалистических и коммунистических началах? Может быть, просто оставить старую жизнь и начать новую?

Прошлое не исправить, и Музей не вернуть. Но можно покинуть баррикады и сосредоточиться не на побивании друг друга камнями, а на строительстве Нового Мира, Нового человека и Нового государства. Государства не экономики, а Культуры.

Есть фохатическая Идея Нового Мира. Есть Всемирная Лига Культуры, отделения которой можно открывать уже сейчас в любом городе и даже деревне, как, например, Мультинское отделение Всемирной Лиги Культуры (сайт vlkmo.ru). Каждое такое отделение может структурировать свою работу указанными десятью Отделами, охватывающими все сферы нашей жизни. Более того, в структуре этих же Отделов можно организовать самое широкое сотрудничество в конкретных вопросах нового строительства. Именно, не по вертикали, когда центральная или иная организация берёт на себя функции организатора и вследствие этого определяет и повестку семинара или конференции, и список участников, и имена докладчиков. А по горизонтали, когда все находятся в равных условиях и все могут свободно высказаться по итогам проделанной работы в рамках того или иного Отдела Всемирной Лиги Культуры.

Учителя говорили, что «идея Всемирной Лиги культуры не будет оставлена никогда». Рано или поздно она войдёт в жизнь. Но если не через рериховцев, то как? Именно, нужна самодеятельность, живое творчество масс, указок «сверху» ждать не приходится, да и некому их теперь давать. Тем более что все Указы давно даны. И выше Учителей всё равно никого нет. Надо только прислушаться к тому, что Они говорят.

Сергей Мамонов, почётный посетитель Музея Рерихов.

23 сентября 2017 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *