Светлый гигант Индии Шри Рамакришна.

 

«Я учу вас сложности простого учения Рамакришны.»

Зов, Июль 17, 1921 г. 

Индия, с ее тысячелетней историей и богатой духовной традицией, издревле считалась колыбелью «духовных знаний». Ярчайшей звездой, появившейся на духовном небосклоне Индии в XIX веке, был Шри Рамакришна (1836—1886).

Шри Рамакришна появился на свет 18 февраля 1836г.  в глухой бенгальской деревушке, в очень бедной семье браминов, индуитских священнослужителей. Рамакришна с самого раннего детства тяготел к ведению духовной жизни и эта тенденция только усиливалась по мере взросления. Из-за крайней нужды в юности он перебрался в окрестности Калькутты, где стал исполнять обязанности жреца при храме, тем самым, зарабатывая себе на пропитание, что для браминов считалось унизительным. Именно в это время мысли о Боге стали ещё чаще и чаще приходить к нему. Идею Богопознания, реального переживания Бога так сильно увлекла Рамакришну, что вскоре он не мог думать не о чём другом. «Почитание Бога и служение Ему – вот предназначение человека».

В своей жажде познания божественности, Рамакришна решил исследовать основные религиозные течения, чтобы на собственном опыте узнать, куда же они ведут. Он начал с Ислама. Отыскав правоверного мусульманина известного своей святостью, Рамакришна поселился вместе с ним. Он делал всё, что предписывает Ислам своим приверженцам: совершал все необходимые ритуалы и обряды, постоянно повторял имя Аллаха и даже носил мусульманскую одежду. К его удивлению, через некоторое время он реализовал то, чего уже достиг, следуя путём индуизма.

Затем Рамакришна погрузился в Христианство, выполняя заповеди Христа, — результат был тот же. Затем другие верования были исследованы им — и всюду в конце пути его ожидала одна и та же божественная реальность. Таким образом, оказалось, что все религии различными дорогами вели к одному источнику. «Сущность одна, — говорил Рамакришна, — она только носит разные имена. И все ищут одну и туже Сущность, меняются только климат, темперамент и имя… Пусть каждый следует своей дорогой. Если он искренне, страстно желает познать Бога, пусть не тревожиться. Он достигнет его…».  «Люди называют [Бога] разными именами: некоторые — как Аллах, некоторые — как Бог, а другие — Кришна, Шива и Брахма. Это схоже с водой в озере. Некоторые пьют воду в одном месте и называют ее «jal», другие — в другом месте и называют ее «pani», а третьи — в третьем и называют ее «водой». Индусы называют воду «jal», Христиане «вода», а «пани» Мусульмане. Но как не назови — это одно и то же».

Начиная с 1874 года Рамакришна, движимый любовью и состраданием к людям, стал читать проповеди. В них чудесно сочетались высочайшие взлёты духа и здравый смысл, все проникающая мудрость и почти детская наивность. Очаровательная ирония и искромётный юмор сквозили в его словах и притчах, надолго оставаясь в сердцах слушателей. Всё это дополняли особая сила и обаяние его личности. Редко кто мог устоять перед пленительной улыбкой и мягким сиянием всеведущих, проницательных глаз Рамакришны. Впоследствии его любимый ученик Вивекананда вспоминал: «Один его взгляд мог изменить всю жизнь». Тысячи людей разных каст и религий стекались, чтобы послушать Рамакришну. Часто он отвечал на вопросы по 20 часов в сутки, несмотря на своё слабое здоровье. Он не отказывал никому, относясь с уважением и вниманием ко всем вопросам и проблемам приходящих к нему людей. При этом он неизменно подчёркивал два момента.

Прежде всего, необходимо относиться с уважением ко всем верованиям, поскольку религии мира не противоречат одна другой. Все они только различные проявления Одной Вечной Религии, которая выражает себя по-разному, в соответствии с особенностями того или иного народа, страны. «Как различные реки, берущие своё начало с разных гор и текущие одни прямо, другие излучинами, все стекаются и смешивают свои воды в океане, так и различные вероучения с их различными точками зрения, в конце концов, сходятся в Боге», — говорил Рамакришна.

Второй определяющий момент его учения состоял в самом взгляде Рамакришны на предназначение религии. По его мнению, истинная религия не в словах, не в тех или иных обрядах. Истинная религия — в достижении непосредственной связи души человека с Богом. Чтобы люди ни слушали о Боге, какие бы обряды ни выполняли, удовлетворить может лишь одно — личный опыт богопознания, и этот опыт доступен каждому. «Не ищите религий! Будьте религией!» — эта идея сквозила во всех его проповедях и беседах.

Стремление к богопознанию Рамакришна призывал сочетать с деятельностью, направленной на служение людям, на благо человечества. Он говорил, что учит людей с любовью и милосердием, бескорыстием и самоотдачей « выполнять их мирские обязанности с тем же рвением, с каким они стремятся к Богу… работать без привязанности, не ожидая никакой награды». «Не говорите о любви к вашему брату. Любите, -—заповедует Рамакришна. — Любите так, как вы любите Бога».

Рамакришна считал, что каждому живому существу, каждому человеку присуще божественное начало. Любой — в своей истинной сущности чист и совершенен. А мир, в котором живут люди, — только ширма, за которой скрывается подлинная действительность. Всякое доброе начинание, всякая добрая мысль как бы раздвигает эту ширму, приоткрывая истинное.  Для него  ведантическое учение — единение человеческой души с божеством было больше, чем учением; он буквально видел и знал, что это — Божественная истина. Идея Рамакришны тесным образом связаны с ведантой — философией древних индийских писателей Вед, появившихся во 2 тысячелетии до н.э. Одним из главных представлений веданты является мысль о том, что наша подлинная природа божественна. Бог как глубинная, основополагающая реальность находится в каждом живом существе. А религия — это то, что осуществляет потоки Бога внутри человека, потоки своего подлинного состояния. Терпимое и уважительное состояние к разным религиям, к которому так настойчиво призывает Рамакришна, также характерно для веданты. Некоторые санскритские тексты содержат упоминание о разных путях и подходах к Богу, представляя это как нечто естественное и само собой разумеющееся.

Ведантистская окраска учения Рамакришны роднила его с очень многими направлениями философской и религиозной мысли Индии и, безусловно, содействовало быстрому росту её популярности. С началом проповеднической деятельности вокруг Рамакришны быстро стали собираться ученики, в основном образованные и интеллигентные люди разных вероисповеданий. Среди них выделилось 12 молодых людей, которые особенно заинтересовали личность и учение Рамакришны. Эти юные искатели истины стали впоследствии самыми близкими учениками Рамакришны. Вначале они часто одолевали своего учителя различными философскими вопросами. Но Рамакришна не любил праздных дискуссий и долгих нравоучительных бесед. Вместо этого он предложил каждому «напиться из своего собственного источника».

                                                              Ученики Рамакришны

Шивананда, один из его учеников, пишет: «Рамакришна хотел, чтобы его ученики достигли реализации своего Я прежде, чем отдаться с пользой служению человечеству». И Рамакришна всеми способами содействовал этому процессу реализации, превращая каждую жизненную ситуацию в урок самосовершенствования.

В 1886 году после нескольких лет тяжёлой болезни, Рамакришна оставил тело, объяснив ученикам, что переходит в состоянии окончательного слияния с Богом (махасамадхи). Последние месяцы, проведённые рядом с учителем, и его смерть настолько сильно повлияли на учеников, что каждый из них решил посвятить свою жизнь дальнейшему распространению идеи Рамакришны. Подобно апостолам Христа, они разошлись по стране, неся в самые отдалённые её уголки весть о единстве всех религий.

Прошло несколько лет после ухода Рамакришны. В 1893 году его любимый ученик Вивекананда неожиданно появился в США на заседании Парламента религий. Его речь о едином Боге и общности религий ошеломила всех. Зал рукоплескал. Впервые Американцы услышали гуманистическую объединяющую весть Востока. Впервые они открыли для себя Индию как просвещённую, духовно-высокоразвитую страну.

Любовь Рамакришны к человечеству была безгранична. Он часто говорил, что люди являются высшими проявлениями Бога. Рамакришна не создал новой религии и не был основателем секты. Он не навязывал людям других вероисповеданий. Человеку идущему путем Рамакришны, не надо отказываться от своих традиций и от религии предков. Учение Рамакришны учит нас тому, что нет на свете религий неистинных, Бог каждой религии – это одна и та же Высшая Реальность. Почитание Бога и служение Ему – вот предназначение человека.

В разных религиях почитают Бога по-своему, везде свои обряды, молитвы, иконы, паломничества, но все это разные дороги в одном направлении Учения Рамакришны о высших истинах духовной жизни на простейшем и доступном для понимания языке, были изложены и перемежены притчами и метафорами. Человек, живущий во благо других. Человек, осознавший великий принцип мироустройства – единство в многообразии. Многие известные писатели и философы — Махатма Ганди, Лев Толстой, Олдос Хаксли, Кристофер Ишервуд, Томас Мертон, Арнольд Тойнби, Джозеф Кэмпбелл —остались под глубоким впечатлением от учения Шри Рамакришны, которое в дальнейшем сильнейшим образом повлияло на их мировозрение и жизнь.

Цитаты Шри Рамакришны

«Различные люди называют [Бога] разными именами: некоторые — как Аллах, некоторые — как Бог, а другие — Кришна, Шива и Брахма. Это похоже на воду в озере. Некоторые пьют воду в одном месте и называют ее «jal», другие — в другом месте и называют ее «pani», а третьи — в третьем и называют ее «водой». Индусы называют воду «jal», Христиане «вода», а «пани» Мусульмане. Но как не назови — это одно и то же».

∗∗∗

«Можно подняться на крышу дома с помощью лестницы, палки бамбука или верёвки; также разнообразны способы приближения к Богу, и каждая религия в мире показывает один из способов. Истинно религиозный человек должен понимать, что другие религии — это тоже пути, ведущие к Истине. Мы должны всегда сохранять почтительное отношение к другим религиям».

∗∗∗

«В глубинах морских вод всегда скрыт жемчуг, если вы решили добыть его, то вам необходимо приложить немало усилий для этого. Если вы не сможете найти и добраться до него одним погружением, не делайте вывод, что море без жемчуга. Погружайтесь снова и снова, и вы обязательно получите вознаграждение. Так и в поисках Господа, если ваша первая попытка увидеть Его окажется бесплодной, не теряйте надежду. Продолжайте попытки, и вы, наконец, обязательно познаете Его».

∗∗∗

«Поскольку лампа не горит без масла, так и человек не может жить без Бога».

∗∗∗

«Вы должны говорить то, что думаете. Да воцарится гармония между словом и мыслью. В противном случае, если вы просто говорите, что Бог является для вас всем, в то время как разумом вы считаете что вам принадлежит весь мир, вы не извлечете из этого никакой пользы».

∗∗∗

«Знание ведет к единству; невежество к разнообразию».

∗∗∗

«Когда Бог осознан, мир никогда не кажется пустым. Тот, кто достиг Его, видит, что Сам Господь стал всем этим — вселенной и ее созданиями».

Источник: https://intesense.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *