«Вечная женственность в искусстве Святослава Рериха» и мысли о женственности учёного и писателя И.А. Ефремова. А.Херсонов.

Из анонса к  выставке, открывшейся 8 августа 2018 года в  Москве в Музее Рерихов: «Редкая жанровая работа у Святослава Рериха обходится без образа женщины, которая так или иначе постоянно присутствует на полотне, демонстрируя «божественное проявление» земной жизни.  И это не удивительно для художника-мыслителя, сделавшего девизом всего своего искусства поиски пути к запечатлению идеальной красоты. В женских образах Святослава Рериха ярко проявилось и его собственное духовное богатство, щедро наделяющее зрителя идеями гуманизма и чувством гармонии».

 «Твердыня Тибета».

В советские времена творческая интеллигенция зачитывалась романом И.Ефремова «Лезвие бритвы», где поднимались  нетривиальные вопросы мироустройства и существования человека. Например, такой : «Нет ли общего понятия прекрасного для мира животных и мира людей»?

Творчество Святослава Рериха,  культ  у художника женского начала,  станет  намного ближе и понятнее, если познакомиться с  очерком И.Ефремова  «Твердыня Тибета», где речь идёт о художнике   Даярам Рамамурти. Не трудно предположить, что в  очерке писатель отразил чаяния художников  Николая и Святослава Рерихов, поскольку писал: «Великий друг Индии, русский художник Николай Рерих – тот смог осилить и передать, вместить в себя этот взлёт тяжких масс самой матери Земли в небо, навстречу потокам солнца днём или огням далёких звёзд – ночью»(1, стр.348).

Пережившие времена  культуры Крита и Эллады.

Итак, женщина – божественное проявление  земной жизни. Но почему именно женщина Индии? Не потому ли, что древнее проявление земной жизни дольше всего «задержалось» в Индии? В Индии , как в зеркале, человечество и сегодня   представляет далёкое прошлое: «Древний творческий гений индийского народа, составивший бессмертную славу страны на протяжении более двух тысячелетий, переживший культуру Крита и Эллады, во все века черпал свои силы в неистощимом богатстве чувств человека, находившегося в теснейшей связи, единстве с природой. Из земли и солнца , подобно буйной растительности тропиков, вливались в людей созидательные силы, требовавшие выхода в искусстве» (1, стр.348).

Герой Ивана Ефремова «загорелся идеей  создать скульптурный   образ  прекрасной женщины своего народа, открыть тайну  красы ненаглядной  в сочетании идеала Шри и Рати —  любви и страсти, Лакшми и Нанди —  красоты и прелести, которая была бы так же понятна всем , как древние творения, но ещё ближе, ещё роднее для современных людей , а не легендарных героев  Махабхараты и Рамаяны».

То же самое можно сказать и о  художнике Святославе Рерихе , «загоревшемся идеей» отразить в художественном творчестве вечную женственность. Но  почему именно женщины и женской красоты?

Иван Ефремов: «Этот вопрос обычно задавали европейцы  на индийских художественных выставках, поражённые, как много места  занимает в живописи тема женщины, прекрасной возлюбленной, гордой девушки, заботливой, погружённой в раздумья о будущем матери».

И поясняет: «Европейцы  ещё не понимают , что в основе  духовной культуры  последователей индуизма  лежит пережившее тысячелетия со времен матриархата  представление о женщине , о женском начале,  как об активной силе природы в противовес пассивному мужскому началу».

Писатель приходит к выводу: «Женщина ближе  к силам и тайнам природы,  чем мы, мужчины» (1, стр. 350)

Вот почему и на картинах Святослава Рериха «женщина изображается  полной творческой энергии, жизненных сил, близкой к буйному цветению природы, созидающей и разрушающей, покоряющей и инициативной». Как это изображено на  36 картинах выставки Святослава Рериха  «Вечная женственность в искусстве», выставке, которую обязательно следует посетить.

 

Литература.

  • Иван Ефремов «Лезвие бритвы, Москва, изд. «Правда», 1988

Фото картин автора.

Автор А.И.Херсонов.

About Александр Херсонов

View all posts by Александр Херсонов →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *