Встречи Николая Рериха и Рабиндраната Тагора. А.Херсонов.

«Очень я люблю следующие строки из сочинения Тагора: «Да не молюсь я быть укрытым от опасностей, но лишь о бесстрашии, встречая их. Да не прошу я утишить мою боль, но лишь,  чтобы сердце победило ее. Да не ищу я союзников в жизненной битве, но лишь мою собственную силу. Даруй мне силу не быть малодушным, чуя Твое Милосердие лишь в моих успехах, но дай мне почувствовать пожатие Твоей Руки в моих ошибках» .

Е.И.Рерих, (5.04. 38).

Два имени духовного пространства

Рерих и Тагор. Тагор и Рерих. Эти  имена, как пароль ,  особенно звучат на духовном пространстве человечества.  Эти  имена, словно названия величественных горных вершин   незримого хребта по имени «Дух» планеты Земля. Разве могли  близкие по  душевному состоянию  люди не встретиться друг с другом? И  разве с одной  высочайшей вершины  можно не заметить такую же близкую  высочайшую вершину? Жизненные пути Рериха и Тагора  просто обязаны были встретиться и пересечься. Пути эти встретились и пересеклись.

Николай Рерих
Николай Рерих
Рабиндранат Тагор
Рабиндранат Тагор

 

 

 

 

 

 

 

 

И дело тут не только в пристальном внимании русского художника и мыслителя Н.К.Рериха к Индии, сыном которой являлся великий поэт Рабиндранат  Тагор.   И тот, и другой  с ранних творческих лет поставили одну задачу: воспевать красоту жизни,  развивать и укреплять культуру, утверждать Жизнь… Рерих и Тагор обязаны были «притянуться» друг к другу. Что и случилось 17 июня 1920 года.

В  указанный день в Лондоне состоялась первая встреча Тагора и Рериха, о которой сохранилась запись старшего сына Рабиндраната Тагора :  «…После обеда Сунити Чаттерджи привёл Николая Рериха, русского художника, и его двух сыновей. Рерих показал нам альбом репродукций своих картин. Картины действительно замечательны. В западном искусстве нет ничего подобного. На отца они произвели очень большое впечатление… Вся семья собирается в Индию в сентябре. Их искренняя простота и естественные манеры очаровывают, они так свежи, так отличаются от чопорных англичан. Мы хотели бы узнать их поближе».

В  те же дни состоялся ответный визит Рабиндраната Тагора к Рерихам. В Кенсингтоне, на Квинс Гейт Террас, в особняке номер 25 Рерихи в качестве гостя принимали великого индийского поэта. После  памятной встречи 24 июня Н.К.Рерих написал первое письмо Тагору: «Дорогой мастер! Пусть мои слова напомнят Вам о России...»* .  Рерих пригласил Тагора посмотреть картины в мастерской, и Тагор принял предложение.

В 1934 году Кедарнат Дас Гупта, друг Тагора, так вспоминал в Нью-Йорке посещение мастерской Рериха: «Это случилось 14 лет тому назад в Лондоне. В это время я находился в доме Тагора, и он сказал мне:  «Сегодня я доставлю Вам большое удовольствие». Я последовал за ним, и мы поехали в Саут Кенсингтон, в дом, наполненный прекрасными картинами. И там мы встретили Николая Рериха и мадам Рерих. Когда мадам Рерих показывала нам картины, я думал о нашем прекрасном идеале Востока: Пракрити и Пуруша, человек, явленный через женщину. Это посещение навсегда осталось в моей памяти».

К приезду Тагора в мастерской Рериха  были поставлены картины, навеянные индийскими сюжетами. Некоторые из картин были ещё не закончены, но Рерих  посчитал, что главное — не завершённость произведения, а тема, которая была видна. В это время Рерих работал над индийской серией  «Сны Востока». Всё помещение было увешано картинами, и повсюду лежали многочисленные эскизы. Рерих  так же вспоминал об этой встрече: «Мечталось увидеть Тагора, и вот поэт самолично в моей мастерской… в Лондоне в 1920-м году. (…) А в это самое время писалась индусская серия — панно  «Сны Востока». Помню удивление поэта при виде такого совпадения. Помним, как прекрасно вошёл он, и духовный облик его заставил затрепетать наши сердца».

Надо заметить, что Тагора изумило название поместья Рерихов — Извара. Название  очень похожее на индийское слово «Ишвара», обозначающее в индуизме личного Бога, создателя Вселенной (переводится как «Господь» или «Владыка»).

24 июля Тагор написал Рериху письмо, в котором выразил симпатию к русскому художнику и восторг от его творчества: «Дорогой друг! Ваши картины, которые я видел у Вас в мастерской в Лондоне, и репродукции некоторых Ваших картин, появившиеся в журналах по искусству, глубоко захватили меня. Они заставили меня осознать то, что является, конечно, очевидным, но всё же должно быть снова и снова открываемо нами в самих себе: что Истина беспредельна. Когда я пытался найти слова, чтобы описать самому себе идеи, заключённые в Ваших картинах, я не смог сделать этого. И не смог я потому, что язык слов может выразить лишь одну грань Истины, а язык картины находит в Истине свою область, не доступную словесному выражению. Каждый вид искусства достигает своего совершенства лишь тогда, когда оно открывает в нашей душе те особые врата, ключ от которых находится в его исключительном владении. Когда картина является поистине великой, мы не должны иметь возможности высказать, в чем это величие, но всё же мы должны видеть и знать его. То же самое относится и к музыке. Когда одно искусство может быть полностью выражено другим — это не настоящее искусство. Ваши картины ясны и всё же невыразимы словами. Ваше искусство ограждает свою независимость, потому что оно великое искусство. Искренне Ваш Рабиндранат Тагор».

Так началась личная и творческая дружба двух великих людей. Из дневника З.Г. Фосдик: «Вечером в школе был приём. Поставили пьесу Тагора «Махарани Арагана»…Пришло свыше трёхсот человек. Было чудно, всем очень понравилось, и был большой успех. Школа блестяще растёт, уже больше семидесяти учеников» (29.10.22) .  Есть основание полагать, что поэтический цикл «Гитанджали» Тагора « оказал определяющее воздействие на белые стихи Н.К. Рериха». Дружба с Тагором способствовала переводу на английский язык и публикации в Индии поэтического сборника Рериха.

Рассуждая об особенностях  восприятия  Бога человеком , Е.И.Рерих писала: « «Восток говорит: «Не поклоняются Богу как человеку два рода людей: человек-зверь, не имеющий никакой религии, и освобожденная душа, поднявшаяся выше человеческих слабостей и перешедшая за пределы своей природы. Только она может поклоняться Богу ,  как Он есть. Высшее Существо в представлении Тагора вмещает в себе все любимейшие им, все наипрекраснейшие Облики, которые живут в его сердце поэта. Каждое прикасание вызывает огонь мыслетворчества, и каждая струна сердца будет звучать по-своему на затронутые глубины сознания. Судя по приведенной выдержке из статьи «Poet’s Religion», Тагор хочет подчеркнуть беспредельность эволюции и познания. Ведь в действительности существует лишь единая Истина – Истина беспредельности Бытия, а,  следовательно, и Познания»(10.09.38).

Письма, полные любви и признательности.

Рабиндранат Тагор: «Мой дорогой друг, я глубоко тронут чувствами, выраженными в Вашем письме, которое я получил только вчера, и я выражаю Вам за это мою искреннюю благодарность. Проблема мира в настоящее время – самая серьезная проблема, стоящая перед человечеством. Все наши усилия кажутся такими незначительными и тщетными перед натиском нового варварства, которое с нарастающей быстротой распространяется по всему Западу. Отвратительное проявление неприкрытого милитаризма со всех сторон предвещает недоброе будущее, и я почти теряю веру в саму цивилизацию. И, тем не менее , мы не можем отказаться от наших усилий» ( 22 09.36 )

Николай Рерих: «Мой дорогой почтенный друг, когда кто-нибудь хочет выразить свое самое высокое уважение к другу, близкому его сердцу, он сравнивает его с самыми великими и наиболее почитаемыми. Для меня как символ нашей любимой Родины России величайшим является Толстой, а потому, посылая Вам свое самое сердечное послание, я вижу вас обоих вместе как олицетворение мудрости двух народов, которые я так люблю. Для Вашей библиотеки посылаю два моих эссе о Горьком и Пушкине. Последнее в связи со столетием со дня смерти, которое приходится на этот месяц, может представить интерес для студентов и журнала Шантиникетона. В последнем номере «Модерн ревью» мы читаем Ваши благожелательные слова о России и Русском народе. Будьте же благословенны на Вашем славном пути!» (11 .02.37 ).

 Рабиндранат Тагор:  «Мой дорогой друг, поистине, это так любезно с Вашей стороны связывать мое имя с именем Толстого, но я убежден, что Вы руководствовались при этом Вашей симпатией ко мне и ничем иным. Однако весьма приятно чувствовать, что ты завоевал уважение и симпатию своих современников. Приближается отвратительное лето, и я планирую провести короткий отпуск в горах. Но столько много препятствий на пути, а главное из них – утомление старости» ( 11.03. 37) .

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Ранее, а именно 3 марта 1937 года,  в «Воззвании в защиту Испании», опубликованном в газете «Стейтсмен»,  Тагор писал, что «в Испании под угрозой мировая цивилизация. В этот час высшего испытания и страданий испанского народа я призываю к совести человечества. Помогите Народному фронту в Испании, помогите правительству народа, миллионами голосов остановите реакцию, встаньте миллионами на помощь демократии, ради успеха цивилизации и культуры».

Вскоре разразилась Вторая мировая война. Варварами была попрана не только мировая культура, но и миллионы человеческих жизней.

About Александр Херсонов

View all posts by Александр Херсонов →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *