Заветные мысли философов прошлого.

Заветные мысли Сенеки.

Самое достойное и трудное – стать господином над самим собой; для этого вину за допущенные ошибки надо, прежде всего, возлагать на себя, а не на других. Спокойно обдумать: почему случилось так, а не так, как хотел. Чаще всего это означает: не следуй слепо, без раздумья своим привычкам и своему характеру, умей остановиться вовремя. Иначе всё будет возвращаться на круги свои, к исходной точке.

В каждом новом состоянии ты узнаёшь новые грани жизни, а потому не сетуй на изменения, а понимай их смысл. Это путь к собственному совершенству. Тогда ты сможешь достигнуть развития ситуации в нужном тебе направлении.

Самоограничение это признак воли.

Ты не можешь стать выше того, что неизбежно, и не можешь его избежать.

Если хочешь, чтобы жизнь тебе покорялась, контролируй эмоции и обратись к разуму. Он научит, как поступать, что предпринять, и ты не будешь подчиняться обстоятельствам. Надо желать, но желать разумно и осмотрительно. Иначе жизнь увлечёт тебя по своему течению, и ты с досадой спросишь однажды: как, почему это случилось. Жить надо осознанно.

Следует быть сдержанным и в своих речах (не говори того, о чём можно пожалеть) и в своих мыслях. Там нет порядка и меры, где существует стремительность и поспешность. Спеши медленно, мысли быстро, действуй спокойно и взвешенно. Ты должен ослаблять действие того, что тебя устрашает; умиротворять то, что тебя волнует; разобраться в том, что тебя вводит в заблуждение.

Иди вперёд и не отчаивайся, если что-то не получилось. Это ещё не конец. Правильный путь выведет тебя на правильную, ТВОЮ дорогу.

Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н.э. – 65 г. н.э.),
римский политический деятель,
философ, писатель.

 

Заветные мысли Марка Цицерона.

Юный Цицерон за книгой. Художник Винченцо Фоппа. Фреска, 1464 г

В каждом начинании надо соблюдать три правила:

  1. Подчинять свои стремления разуму.
  2. Принимать во внимание, сколь важно то, что мы хотим совершить.
  3. Знать меру в своих желаниях, то есть соблюдать умеренность.

При всём том надо уметь выбирать время, подходящее для исполнения наших желаний. Следуйте этому правилу – и вас ждёт успех во всех начинаниях!                               

Проявлять неумеренность как в дни несчастий, так и в дни счастья, – признак слабости характера. Это означает, что человек не в силах регулировать свои эмоции. Есть целые народы, для которых характерна эта слабость – чрезмерность в проявлении чувств.

При трудностях, которые вы не смогли предотвратить, важно проявить присутствие духа.

Признак развитого ума – предвидеть будущее, насколько это возможно: не доводить до того, чтобы наступил момент, когда придётся признать: а вот об этом я и не подумал. Любое событие надо представлять в комплексе его отдельных сторон, насколько это возможно.

Человек, наделённый разумом, способен усматривать последовательность событий, зависимость одних событий от других, умея видеть настоящие события как предтечу последующих. Он угадывает течение своей жизни и умеет подготовить всё необходимое, чтобы встретить и трудность, и радость, и удачу, и успех, которые обычно постоянно меняются местами.

Мы должны позаботиться о том, чтобы выбрать свой, подходящий нам и только нам путь, оставаться верным себе. Некоторые предпочитают полагаться на судьбу. Их можно сравнить с наездником, который бросил удила и дал лошади самой решать, в какую сторону ей держать путь.

Каждый должен быть верен природе, ему свойственной, и тем не менее бороться с недостатками, им унаследованными или приобретёнными. Надо стараться не противостоять природе, свойственной всем людям, и в то же время не изменять своей собственной. Пусть каждый осознает свои возможности и будет проницательным судьёй своим хорошим и дурным качествам. Потрудимся над тем, к чему мы более всего способны, но если необходимость заставит нас заняться когда-либо тем, что не отвечает нашим способностям и желаниям, будем старательны и терпеливы, воспринимая это как испытание, из которого мы должны выйти с честью. Нет большей победы, чем победа над собой.

Если жизнь продолжается достаточно долго, не надо сетовать на то, что после приятного весеннего времени пришло лето, а потом осень и зима. Физической и духовной старости следует сопротивляться. Поддерживая тело, надо гораздо в большей степени поддерживать ум и дух, ведь они, если не подливать масло в светильник, постепенно гаснут.

Природа запрещает нам посягать на интересы другого человека. Это безнравственно, а потому рано или поздно будет наказано неумолимым законом Природы.

Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.),
римский политический деятель.

 

Заветные мысли Уильяма Джеймса.

Человек может вызвать, поддержать и укрепить в себе возвышенный, здоровый и чистый образ мыслей. Благодаря этим усилиям наш духовный горизонт озарится ощущениями красоты, здоровья и гармонии. Сначала, пожалуй, эта задача покажется трудной и даже недостижимой, но желание, настойчивость и упорство в конце концов приведут к цели.

Для души реален тот мир, который она создала сама из своей мысли, своих чувств и воображения. Всякий раз, когда мысль не поглощена будничными обязанностями, мы даём ей возможность находиться в атмосфере духовности. В каждом дне бывают часы отдыха. В каждой ночи – часы, когда мы не спим, тогда-то мы и можем предаваться этому приятному и спасительному занятию. Если человек, ни разу не делавший систематических усилий для того, чтобы возвысить свои мысли и стать господином над ними, решится в продолжение одного только месяца серьёзно заняться этим, то результаты обрадуют и даже поразят его, и он уже ни за что не согласится вернуться к прежнему, беспорядочному, бесцельному и поверхностному образу мышления.

В эти счастливые мгновения внешний мир с его водоворотом каждодневных мелочей исчезает из нашего сознания: мы входим в тихое созерцание – святилище внутреннего храма души. Наш духовный слух становится так тонок, что нам слышится «голос безмолвия». Шумные потоки внешних чувств заглушаются, и наступает великая тишина. Получая поток жизни, любви, добродетели, здоровья и счастья из неиссякаемого вечного источника, мы всей своей сущностью прочувствуем слова Христа: «Бог внутри нас».

Уильям Джеймс (1842–1910),
американский философ и психолог.

 

Заветные мысли Томаса  Карлейля.

Надо жить, а не прозябать. Жизнь твоя не праздная грёза, а действительность, полная высокого смысла. Твоя жизнь – твоё достояние; это всё, с чем ты можешь пойти навстречу вечности. Действуй, подобно звёздам, не торопясь, но и не зная отдыха. Твоя жизнь – время твоего испытания, другого времени ты не получишь.

Что сделано – того не воротишь, оно уже слилось с безграничным, вечно живущим, вечно деятельным миром и вместе с ним уже действует либо на пользу, либо во вред людям.

Ничто не рождается из ничего; ничто не исчезает бесследно. Ясные звёзды и вечное солнце сияют и поныне для тех, кто способен их узреть. И в наши дни, как и в дни минувшие, раздаются голоса богов и внутри каждого человека. У кого есть уши, тот их слышит.

Есть что-то святое в труде; лишь в праздности – вечное отчаяние.

Познай, в какой области ты признан трудиться, и судьба тебя не оставит.

Из ленивого, неподвижного человека даже самая благостная судьба не вылепит ничего путного.

Трудись! Но трудись с умом и прилежанием, и ты познаешь все радости мира.

Благословен тот, кто нашёл себе дело по призванию своему. Он поймёт, что труд и есть жизнь.

Труд – признание человека на земле. Недаром мудрые древние говорили: «Трудиться значит молиться».

Назначение всякого отдельного человека – быть попеременно учеником, учителем, исследователем.

Своим трудом человек творит мир в себе и мир вокруг себя, творит мировоззрение.

Томас Карлейль (1795 – 1881 гг.), английский философ, писатель, учёный

 

 

Заветные мысли Гуго Винклера.

Всюду, где мы только находим на Земле культуру, поднимающую человека с низшей ступени развития; всюду, где человек, не довольствуясь удовлетворением простых жизненных потребностей, начинает отдавать себе отчёт в происхождении и цели своего собственного бытия и бытия окружающего его мира, – мы обнаруживаем религию, то есть данное в откровении знание божественного происхождения, дающее ему ответ на вопросы осознанного отношения к миру. Не человеческое из единичного опыта собранное знание, а объединяющая все явления из великого божественного знания религия. Всюду, где мы находим народ с организованной в известной степени культурной жизнью, где люди соединились для совместного существования в организованном общежитии, мы сталкиваемся с религией, которая образует всеопределяющие основы жизни.

Религия оказывает на человечество огромное, глубочайшее влияние. Её всерегулирующий порядок ощущается как вынужденный гнёт: ей подчиняются охотно и добровольно. Эту удивительную преданность религии можно объяснить лишь тем, что догматы её перешли всецело в плоть и кровь её последователей, фактически стали определять их мысли и чувства. А чтобы оказывать такое действие, религия должна находиться в полном согласии с верой, мыслями, наблюдениями и опытом человека. Другими словами: не должно быть никакого противоречия с религией, учением о мире как божественным произведением и тем, что человек сам воспринимает, понимает, познаёт мир вне себя и в самом себе.

Гуго Винклер (1863–1919), немецкий философ.

Заветные мысли Фёдора Голубинского.

Тот, кто внимательно наблюдает свой внутренний мир, чувствует его первоначальность по сравнению с миром реальным, физическим. Наша соотечественница Е.П. Блаватская писала, что любое явление, вещь – это преходящая реальность. Оно, она возникают и через какое-то время исчезают, их протяжённость во времени и пространстве всегда конечна. Между тем образ явления или вещи может быть запечатлён в памяти (в сознании), может продолжать жить, несмотря на то, что этой вещи, этого явления, этого человека в прежнем их состоянии уже нет. Простейшие примеры: новая, только что купленная обновка, грибной дождь, оставшийся в памяти, потому что вы тогда были с любимой (любимым); умерший близкий человек, который может вспоминаться живым, и т. д.

Таким образом, бок о бок существуют как бы два мира, граница между которыми исключительно подвижна и напрямую зависит от воспринимающего. Для одного человека тайное, непонятное (непонятое) затмевает мир реальности, он склонен относить всё, что не входит в рамки этого мира, к иллюзии, выдумке и вообще склонен игнорировать факты. В то время как для другого, тонкого и мечтательного человека, из тех, что называют «не от мира сего», тот мыслимый, таинственный мир вполне реален, и как сказал один человек: «Я даже не знаю, который из них настоящий, во всяком случае, мне хорошо в том мире мечты и снов и плохо в этом – мире человеческих страстей и желаний».

Так или иначе, всё больше становится людей, которые ощущают наличие двух миров – мира духовного и мира таинственного. Внутренний мир, по Шопенгауэру, это мир воли, в отличие от мира представлений. Человеку, одарённому более тонкими органами восприятия, чем наши, этот мир представляет больше возможностей оказывать влияние на мир материальный.

Протоиерей Ф.А. Голубинский, профессор философии Московской духовной академии, 1868

 

Источник: https://chudesamag.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *