Жировичи. Белорусская лавра.

В Беларуси есть много церквей, храмов, монастырей. Один из них – из числа ста наиболее почитаемых православных святынь в мире, который имеет древнюю и богатую историю.

 Свято-Успенский Жировичский монастырь для православных верующих Беларуси ( если конечно уместно проводить такую аналогию) —  то же, что Троице-Сергиева Лавра для России и Киево-Печерская Лавра для Украины.

Свято-Успенскому Жировичскому  ставропигиальному  мужскому монастырю — около пяти веков. Ставропигия — это особый статус, который за особые заслуги присваивался православным лаврам, соборам, братствам, монастырям и также духовным школам. Те религиозные объединения, у которых есть этот высокий статус, могут не подчиняться местной епархиальной власти. Подчиняться они должны только самому патриарху или же синоду. Дословно «ставропигия» переводится как водружение креста. Это в буквальном смысле означает, что в этих монастырях крест водружали непосредственно патриархи. Вот и монастырь в Жировичах подчиняется только Патриаршему Экзарху всея Беларуси.

Эта святая обитель является оплотом Православия в Беларуси и архитектурным памятником XVII—XVIII веков. Возникшая вскоре после явления чудотворной иконы Божией Матери, она никогда не закрывала свои врата перед богомольцами и паломниками, притекавшими поклониться Жировичскому образу Царицы Небесной.

Священноархимандрит обители — митрополит Минский и Заславский Павел (Пономарёв). Наместник ― архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий (Апалько).

Адрес: 231822, Беларусь, Гродненская область, Слонимский район, Жировичи, ул. Соборная, 57.

История

Православный монастырь возник на месте, где, согласно преданию, в 1470 году, по другим данным в 1490 году, 20 мая была явлена Жировичская икона Божией Матери.

На этот счет есть легенда. По древнему преданию монастырь построен на том памятном месте, где в конце 15 века недалеко от имения Жировичи, принадлежавшему в то время Солтану Александру Юрьевичу, на камне появилась икона Божией Матери. Пастухи первыми заметили свечение, которое исходило от лесной дикой груши. Подойдя ближе, в ветвях дерева, пастухи увидели икону Божией Матери, от которой и исходил этот мягкий, завораживающий свет. С благоговением взяв в руки икону, люди отнесли её и передали владельцу местности. Даже не выслушав то, что рассказали пастухи, Солтан принял икону и убрал её в скарбницу.

Всего через день в доме были гости, и гостеприимный хозяин захотел им показать недавно появившуюся у него таким неожиданным образом икону. Но не нашёл её там, где совсем недавно оставил. Через некоторое время, там же в лесу пастухи снова увидели эту же светящуюся каменную икону. И опять же отнесли её землевладельцу. На этот, второй раз и он отнёсся к удивительной иконе с большим уважением. И там, где она была явлена людям, Александр Солтан в честь чтимой всеми Пресвятой Богородицы построил деревянную церковь.

Вначале монастырь известен как православный , после монастырь ордена базилиан (монахи греко-католического обряда, то есть униаты) основанный в XVI в.  В XVII―XVIII веках был духовным и административным центром белорусско-литовских униатов. В 1839 году епископ Иосиф Семашко, пользуясь покровительством императора Николая I, вместе со священством и братией монастыря перешёл в православие и монастырь был возвращён Православной Церкви. В Успенском соборе до XIX века хранился рукописный памятник XV века — Жировичское Евангелие.

В 1921 году Гродненская губерния перешла в состав Польши. В 1934 году польские власти разместили в части монастыря сельскохозяйственную школу, существовавшую до 1939. Несмотря на это, в монастыре жили 10 монахов.

Богослужения в монастыре проходили как после раздела Польши в 1939 году, так и в годы оккупации во время Второй мировой войны. В послевоенные годы он также оставался действующим, причём в начале 1960-х годов дал приют сёстрам двух закрытых женских монастырей Белоруссии ― Рождество-Богородичного Гродненского и Полоцкого Спасо-Ефросиниевского.

В 1912—1915 годах в монастыре «на покое» (фактически — в ссылке) жил епископ Гермоген (Долганёв), с 1965 года до кончины в 1978 году — архиепископ Ермоген (Голубев).

В 1945 году на территории монастыря были открыты богословско-пастырские курсы, преобразованные в 1947 году в Минскую духовную семинарию. Начиная с 1959 года власти советской Белоруссии методично не допускали набора абитуриентов в семинарию, и она в 1963 году «самоликвидировалась»; вновь открыта в 1989 году благодаря почётному патриаршему экзарху Митрополиту Филарету (Вахромееву). В 1991 году Минской духовной семинарии дан статус высшей духовной школы.

В действующем монастыре проживают около 40 человек монашествующей братии.

Архитектурный ансамбль

В комплекс монастыря входят четыре храма и примыкающие постройки — Успенский собор, Крестовоздвиженская церковь, Явленская церковь , звонница, зимний храм во имя святителя Николая Чудотворца, церковь великомученика Георгия Победоносца (находится на кладбище), здание семинарии, жилой монастырский комплекс, трапезная, хозяйственные постройки, огород.

Успенский собор

Ансамбль Успенского собора

Успенский собор был построен неподалеку от того места, где стоял первый, сгоревший храм. В настоящее время место алтаря первой жировичской церкви отмечает небольшой деревянный крест. По замыслу архитекторов алтарь нового храма разместился в точности над местом, где произошло чудесное явление иконы.

Из-под собора бьет целебный источник, возникший, по легенде, при обнаружении иконы.

Никольский храм

Вплотную к Успенскому собору примыкает Никольская церковь, которую еще называют «зимней». В ней в эту пору года проходит основная часть богослужений, сюда же переносится и чудотворный образ. Это каменная церковь с оригинальным мозаичным полом, что создает впечатление пещерного первохристианского храма.

В 1847 г. был устроен иконостас, вписанный под арку свода , резьба и позолота по полименту выполнялись в Петербурге, иконы («Архидиакон Стефан», «Спас», «Богоматерь», «Святой Николай», «Тайная вечеря», «Святая Екатерина», четыре образа евангелистов) писались в Академии художеств.

В годы Первой мировой войны иконостас оккупанты изрубили на дрова. Но большую часть имущества насельники монастыря все же успели эвакуировать в Москву. Самая главная святыня – Жировичская чудотворная икона – нашла убежище в соборе Василия Блаженного. В начале 20-х, чтобы ее вернуть, священнослужителям даже пришлось прибегнуть к уловке. Архимандрит Тихон Шарапов сделал точную копию из глины и подменил ее. В Беларусь святыню привез… в баночке с вареньем. Это было всего один раз, когда икона покидала пределы обители.

Монастырь не раз посещали монаршие особы. В Первую мировую войну бывал здесь император Николай II. А в алтарной части Никольского храма находится икона, подаренная императрицей Марией Александровной в 1888 году.

В 1937 году храм был капитально отремонтирован, внутри побелен и покрашен. Среди образов богатым содержанием и отточенной живописной манерой выделяется «Святой Николай с житием» петербургского академического письма XIX века, подаренный в 1990-е годы священником из Санкт-Петербурга.

Крестовоздвиженская церковь.

На самом высоком месте возвышается Крестовоздвиженская церковь, являющаяся доминантой ансамбля.

Построена в 1769 году. Каменный однонефный храм-кальвария, посвященный распространенному в XVIII веке обряду, символирующему паломничество в Иерусалим.

Внутри церкви половину здания занимает лестница, копия Святой лестницы (лат. Scala Santa), которая находится в Латеранской базилике Св. Иоанна в Риме.

В Крестовоздвиженской церкви лестница начиналась от дверей храма. Она занимала половину внутреннего пространства и выводила на алтарную площадку, торцевая стена которой была искусно расписана перспективной живописью. Благодаря принятому архитектурному решению и перспективному рисунку достигнут иллюзорный эффект необычайной глубины храма, при сравнительно небольших размерах церкви (12х25 м). Большие окна хорошо освещали внутреннее пространство, наполняли его светом и позволяли посетителю уже от входа в деталях рассмотреть роспись интерьера. Эта роспись, выполненная в 1777 году монахом Шалашевичем, создавала эффект глубины интерьера небольшой по внутреннему объёму церкви. Боковые стены храма также были украшены росписями, изображавшими ангелов, сцены Евангельской истории. К сожалению они были уничтожены во время Первой мировой войны.

По обычаю, паломники поднимались по двадцати восьми ступеням Святой Лестницы на коленях, сопровождая свой путь особыми молитвами. Когда-то в каждую из ступеней был помещен ковчежец с мощами святых. Во второй половине XIX века они были вынуты из ступеней и помещены в крест, находящийся в Успенском соборе монастыря справа от Царских врат.

В современном храме есть три восстановленные фрески — Несение Господом Иисусом Христом креста на Голгофу, Обретение Животворящего Креста Господня равноапостольной царицей Еленой в 326 году и, в алтарной части, фреска Воскресения Спасителя. В храме была устроена первая колокольня, но вместо колоколов были металлические била. Главный фасад имеет вытянутые пропорции и завершается высоким фронтоном с башенкой. Подобная башенка возвышается над алтарной стеной

Явленская церковь

Богоявленская (Явленская) церковь построена в 1672 году, освящена в честь Рождества Богоматери.

Есть монастырское предание о еще одном явлении в этом месте Богородицы. Во время Великой Отечественной войны в подвале Явленской церкви немцы устроили склад боеприпасов. Однажды перед часовыми возникла женщина, которая приказала им уйти из этого места. И тут же исчезла за дверью храма, на котором висел замок. Те бросились вслед, сбили замок и в церкви увидели икону Божией Матери. В облике узнали незнакомку… В тот же день гарнизон покинул монастырь.

Вообще, во Вторую мировую войну, когда города пылали огнем, Жировичи от пожара и разрушений словно спасало провидение. Старожилы и сейчас рассказывают, что снаряды, которые летели в сторону монастыря, не достигали своей цели: то недолетали, то перелетали.

В крипте храма находится захоронение архиепископа Минского Михаила (Голубовича), активного противоборника становлению унии на белорусских землях.

Георгиевская церковь

Пятый храм Жирович — это деревянная Георгиевская (Юрьевская) церковь XVIII века, построенная в виде прямоугольного сруба. Церковь находится на старом кладбище, на северо-западной окраине Жирович, на так называемой «Юрьевой Горке». Местность здесь очень живописна, с горы открывается прекрасный вид на монастырь.

С возникновением кладбища и строительством храма связаны события 1710 года. После окончания польско-шведской войны, в местности, опустошенной войной, начался упадок и болезни. Особенно жестоким стало моровое поветрие 1710 года, полностью опустошившее Жировичи и монастырь. Из всей братии в живых остался только иеромонах Николай Окуневич. В одиночку он похоронил более 600 человек, умерших от эпидемии. Некоторое время спустя на новом кладбище усердием настоятеля Георгия Шаталловича и была построена деревянная церковь Св. Георгия Победоносца.

Кладбищенская церковь

Простое плановое и объемное решение, скромный набор декоративных деталей церкви приближает её архитектуру к деревянному народному жилищу. Церковь является памятником народного зодчества с чертами барокко. В этой церкви под полом находится прах известного писателя, протоиерея Плацида Янковского (1810—1872).

В день святого великомученика Георгия, 6 мая (по новому стилю), после литургии, совершаемой в Успенском соборе, братия монастыря, учащиеся духовных школ и многочисленные паломники крестным ходом направляются в Георгиевский храм, в котором совершается водосвятный молебен.

Звонница

 

Здание семинарии

Минская духовная семинария имени Вселенских Учителей и Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста является высшим богословским учебным заведением Белорусской Православной Церкви, учрежденным с целью подготовки священнослужителей, богословов, педагогов, других церковных работников для служения на приходах, в епархиальных и синодальных учреждениях, духовных учебных заведениях, заграничных представительствах и других церковных и светских организациях.

Реликвии

 

Главная святыня монастыря — чудотворная икона Божией Матери Жировичской. Это самая маленькая из почитаемых богородичных икон в христианском мире, размер её 5,6 х 4,4 см. Каждое утро, после Божественной Литургии, совершается молебен с акафистом Божией матери перед иконой. Особо чтимый праздник — явление иконы — 7/20 мая, 6 сентября — память новомученика и исповедника Белорусского Серафима Жировичского.

 

 

Также имеется крест-мощевик, частички мощей святых в иконах: святителей Николая Чудотворца, Игнатия Брянчанинова, Луки Войно-Ясенецкого, виленских мучеников: Антония, Иоанна и Евстафия, преподобных Оптинских старцев, преподобной Ефросинии Полоцкой, преподобного Александра Свирского, блаженной Матроны Московской.

 

 

Источники.

До 1939 года в урочище Викня стояла часовня, освящена она была в честь Успения Божией Матери. Со временем часовня разрушилась, и сейчас на этом месте находится целебный источник.

Паломники приходят сюда не только попить и набрать Святой воды, по обычаю нужно и окунуться. Для этого специально оборудована деревянная купальня.

В настоящее время здесь воздвигнута часовня в честь равноапостольной княгини Ольги. Этот источник в народе называют Старым.

 

Жировичский монастырь — это место, где верующий успокоит душу, а неверующий поверит в добро. Люди со спокойным сердцем и умиротворением покидают эту обитель. В чем секрет? У каждого найдется свой ответ. Может, он в маленькой иконе или целебной воде святого источника, которая дает силы даже самому усталому путнику, или в глазах и размеренных, спокойных голосах монастырских насельников. Или в каждом из нас. Ведь чтобы вспомнить о главных ценностях, нам порой не хватает малого – тишины и умиротворения, вовремя сказанного доброго слова. 

 

Источники:

  • http://zhirovichi-monastery.by
  • http://otpusk-zdorovo.ru
  • http://grodnonews.by/category/zhizn
  • https://belvisit.com
  • http://fb.ru

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *