Звуки и цвета семьи Н.К. Рериха. Александр Херсонов.

Выставка «Индия. Моя страна прекрасна»

26 февраля в Музее Рерихов состоялось открытие выставки Святослава Рериха «Индия. Моя страна прекрасна». В трех залах экспозиции представлено более 30 картин художника, отражающих несколько основных направлений в его творчестве.

 

Недавнее посещение выставки картин С.Н.Рериха подвинуло автора  вернуться к  ранее написанной работе  и познакомить  публикацию «Звуки и цвета семьи Н.К. Рериха» с читателем.

Памяти недавно ушедшей из жизни  сотрудницы В.Г.Кушнаренко- Суртаевой посвящается .

«К тонкой душе обращается цвет, а к ещё более тонкой – звук».

Хазрат Иннаят Хан, «Мистицизм звука».

«К чему идти путём молчания?

 В жизни пей источник звуков и цвета – мозг крепнет».

«Листы сада Мории», книга первая. Зов. (04.02.1921).

От автора.

16  сентября 2014 г. «Адамант» опубликовал статью В.Г. Кушнаренко-Суртаевой «Звук и цвет», где приводятся  интересные эзотерические сведения.  Напомню начало статьи: «Несколько лет назад, тесно общаясь с музыкантами, я предложила им озвучить картины Николая Константиновича Рериха. Ну, хотя бы картины об Алтае. Это же наш дом! Можем же мы узнать душу Алтая через картины! Мы знаем из Учения, что каждый звук имеет свой цвет!!!  Музыканты заинтересовались, и попросили меня собрать материалы по этому вопросу. Я проштудировала множество источников. Больше всех помогла книга Хазрата Иннаята Хана «Мистицизм звука», и – вот результат моих поисков».

Статья привлекла внимание автора не только  более чем востребованной темой, но и тем, что по затронутой теме в отношении семьи Н.К. имеются сведения из достоверного источника (2). Так появилась идея написания статьи «Звуки и цвета семьи Н.К. Рериха».

Начнём с астрологии.

Привожу фрагмент  из цитируемой В. Г. Кушнаренко-Суртаевой книги «Мистицизм звука»: «Мы знаем из Учения, что каждый звук имеет свой цвет. Звук и цвет являются языком жизни. Их язык – есть язык души. Каждый человек, знает он это или нет, имеет предрасположенность к определённому звуку. И эта определённая нота является выражением его жизненной эволюции, выражением его души, состоянием его чувств и мыслей».

К сказанному добавим: раз  имеется предрасположенность к звуку, то имеется и  предрасположенность к цвету, что в отношении художников имеет особенное  значение.  Но  что именно в отношении цвета и звука членов  семьи Н.К. Рериха может  предложить астрология? Если читатель  обратится к  книге «Звёздные тайны России», написанной автором  этих строк, то может  обнаружить любопытную  астрологическую закономерность (1, с. 420 и 421)

Н.К. Рерих, родившийся 9 октября 1873 г,    относится  к психотипу людей  знака «Весы», планете Венера, цветам светлых тонов, например,  зеленовато-голубому или синему, дню –пятнице, металлу — меди, числу 6 ,  ноте — ЛЯ. В связи с обозначенным астрологией  любопытно свидетельство З.Г.Фосдик: «Многим Н.К. недоволен, но молчит и не подаёт вида – например, недоволен, что выкрасили рамы его картин в золотой цвет, не любит очень чёрных рам, не любит ламп в Музее» (2, с.220).

С.Н. Рерих,  родившийся  23 октября 1904 г, так же относится к    психотипу людей знака « Весы», но с заметным влиянием  следующего  знака «Скорпион». И формально  имеет те же показатели, что и Н.К.

Е.И. Рерих, родившаяся  12 февраля 1879 г,  относится  к психотипу людей  знака « Водолей»,  планете Сатурн, цвету фиолетовому, дню субботе, металлу алюминий, числу 8 и  ноте – ФА.

Ю.Н. Рерих, родившийся  16 августа 1902 года, относится к психотипу людей  «Лев», планете Солнце, цвету —  жёлтый, оранжевый, золотистый или пурпурный, дню —  воскресенье, металлу  — золото, числу 1 ,  ноте – РЕ.

Следует оговориться, что выше  приведённые  сведения  относительные, поскольку  учитывают только  солнечный знак рождения (Знак Зодиака) и за рамками исследования остаётся индивидуальное  положение Луны и момента рождения, которые могут вносить в вопрос существенные коррективы. Что, кстати, и обнаружим при  дальнейшем исследовании.

Свидетельствует З.Г.Фосдик.

Итак,  что же   существенное мы находим  по затронутому вопросу в сообщении  ближайшей помощницы Е.И. Рерих ?  В книге З.Г. Фосдик  «Мои учителя»  приводится пример того, какие именно ноты и цвета  проявились в семье Н.К.Рериха:

 «Е.И. говорит, что она очень любит сочетание нот ЛЯ и СИ на рояле, причём она просила Нуцу (Мориса Лихтмана А.Х.)  их взять. Нуця сел у рояля и взял эти две ноты. Потом он взял сам  аккорд «до #, фа, ля, си». Е.И. говорит: « Я вам покажу ещё, как красиво звучат наши четыре ноты, то есть моя, мужа, Светика и Юрия». Подошла и взяла  до #, фа, ля, си.  Я же сидела у стола и говорю:

« Но ведь Морис Моисеевич  только что взял аккорд». Тут Нуця и говорит: «Этот аккорд основан на гамме до #, ре #, фа, соль, ля, си, на которой я пишу и которую я изобрёл». Таким образом, он наткнулся на  те ноты, которые составляют четыре ноты Рерихов: «Си — ноты Е.И., ЛЯ – Н.К., ФА – С.Н., ДО # Ю.Н. Мы были поражены этим случаем, ибо  ни Нуця не знал ноты Рерихов, ни они — его гамму» (2, с.141).

Если сравнить полученные сведения с теми, что даёт астрология,  учитывающая  только «солнечный знак» рождения, то мы  заметим несоответствие «теоретически»  обнаруженных нот  тем нотам, которые проявлены в семье Н.К. Впрочем, как было  замечено выше,  это  вполне объяснимо.

Из астрологии: Н.К. — СИ, Е.И. – ФА, С.Н. – СИ и Ю.Н. – РЕ.

Из жизни: Н.К. – ЛЯ,  Е.И. — СИ, С.Н. – ФА и Ю.Н. – ДО.

Как видим, к семье Н.К.Рериха не имеют фактического  отношения ноты  РЕ, МИ, СОЛЬ. Памятуя, что «определённая нота является выражением  жизненной эволюции, выражением его души, состоянием  чувств и мыслей»,  попробуем  связать с членами семьи Н.К.  Рериха помимо нот, цвета, планеты, числа и металлы.

Но прежде  вернёмся к книге Хазрата Иннаята Хана «Мистицизм звука», чтобы повторить наиболее важные положения: «…С древности Посвящённые знали, что созидающий источник в своём первом шаге к проявлению был слышимым, а потом видимым. Это показывает то, что каждая форма – всё видимое нами в этом объективном мире, было сконструировано звуком и является феноменом звука. Нельзя забывать, что сказано в Библии – «Вначале было Слово», т. е. – Первозвук».

Далее: «…Каждый слог, при произнесении много раз, создаёт свой магнетизм. Звук становится видимым в форме излучения. Это говорит о том, что энергия, принимающая форму звука, прежде чем стать видимой, поглощается физическим телом. Таким образом, физическое тело восстанавливает силы и становится заряженным новым магнетизмом. Человек, который нашёл ключевую ноту собственного голоса, обрёл ключ к собственной жизни. Магическое очарование заключено в звуках естественного голоса. Каждый человек одарён, и если он развивает свою ключевую ноту, то это и есть магия, могущая сотворить чудо».

«Звук имеет своё рождение,  смерть, пол, форму, планету, божество, цвет, детство, молодость и зрелость, но – то значение звука, которое находится в абстрактной сфере, вне границ сферы конкретного, — является источником всякого звука».

 Что имеем реально?

Итак, у  Н. К. имеется  нота ЛЯ, которой соответствует  синий цвет, планета Венера, число 6,  металл медь. В  книге «Мои учителя» находим подтверждение утверждения астрологии:«Люди приходят по Лучу, именно одинаковости цвета  синего к  синему и т.д. И это мы все должны понять».

Ещё пример.  «Рассказала, как однажды явили её семя духа, когда Его руки показали ей на столе яйцо с синеватым пламенем, означающим дух» (с. 254).

Рассказала – Е.И. Его – Вогана. Если просмотреть каталог картин Н.К. Рериха и проанализировать картины на  предмет того, какие цвета используются художником преимущественно, то мы обнаружим, что таким цветом, безусловно,  является синий цвет и различные оттенки сине-фиолетового  цвета. И вот тому примеры:

 

                       Матерь Туфрана.Серия Сикким

 

 

 

 

 

 

 

Для рассмотрения вопроса, обратимся к статистике. Если рассмотреть каталог картин Н.К.Рериха, числом 3037 (картины, этюды, эскизы), то за минусом чёрно-белых изображений, а их оказывается по подсчётам примерно 486,  получаем 2551 изображение в цвете, среди которых насчитываем  примерно 801 изображение в синем цвете и в различных оттенках синего цвета. Это 31,4 %. То есть каждое третье художественное изображение Н.К.Рериха выполнено в синих тонах.

Обратите внимание: даже если Н.К.  не изображает на картинах традиционные «синие горы», то картины  на иные сюжеты  так же несут присутствие сине-фиолетового цвета…

Из описания передвижной выставки «Держава Рерихов».

«Некоторых удивляет цветовая гамма картин. Но есть свидетельство Юрия Гагарина, который на вопрос с земли «Ну как там, что видишь?» с восхищением ответил: «Неописуемая игра красок! Как на картинах Рериха!».

Н. Рерих – Мастер гор.  Он умел видеть, схватывать переменчивую красоту гор и неба и оставил нам эту красоту на долгие столетия. Темпера обладает удивительным свойством: со временем она светлеет, не случайно ее использовали иконописцы. Н.Рерих писал, что его картинам суждено прожить 500 лет, и пусть они со временем становятся похожи на светлый сон.

Рерих- философ , и естественно, все его работы имеют глубокий внутренний смысл. Художник зовет человека из тьмы к Свету, туда, где открывается небо, мир горний, высший. Горы на картинах Рериха это символ духовного восхождения человека. Они заставляют задуматься о жизни и о себе, о духовном предназначении человека. Художник писал, что в устремлении к наивысшим вершинам человек уже укрепится, очистится, и вдохновится для подвигов».

Как видим, Н.К. Рерих более тяготел к краскам Космоса, словно  являлся «человеком Космоса». Об этом же своеобразно говорит    выдающийся поэт, художник и философ  М.А. Волошин: «Растительное царство загадочно чуждо творчеству Рериха. Деревья на его картинах встречаются лишь в форме грубо отесанных бревен, из которых сложены срубы городищ и построены остроконечные частоколы, похожие на оскаленные зубы, или в форме тяжеловесных, богато и грубо раскрашенных кораблей, напоминающих хищных земноводных. На земле Рериха так много камней и так мало почвы, что дереву негде там вырасти. Он, действительно, художник каменного века, потому, что из четырех стихий он познал лишь землю, а в земле лишь костистую основу ее — камень» ( 3 ).

Парадоксально, но  согласно  канонам астрологии, Н.К. Рерих   как человек  стихии «воздух» (знак Весы) и планеты Венера,  столь много писавший  о любви и красоте,  по  не понятной для обывателя  причине,   активно живописал мёртвый камень, лишённые жизни горы.  Тот самый мёртвый  камень, которым наполнена Вселенная. Но мёртвый ли камень на самом деле?  И тут же является  мысль: по-видимому, Н.К. усматривал особую  «красоту и любовь»  заключённую в просторах Космоса, в «камне» Космоса и мёртвым его не считал.   И  делал это не  благодаря, а вопреки  природе  своего рождения,    по  какой-то иной, глубинной  причине.   Вероятно, считая камень Космоса  не безжизненным,  солидаризуясь с гением К.Э. Циолковского: « Воля Космоса проявляется так , как воля мудрейшего и  всесильного существа». Как и К.Э.Циолковский,  в лике  Космоса Н.К.  готов был  видеть «доброе животное» (5, с.309).  Разумеется,  видеть «мудрейшего и  всесильного существа», полного  красоты и любви, которую  живописал Н.К. в образе горных хребтов  планеты Земля.

Тема Н.К. Рериха как художника — особая тема и требует  особого подхода, она  остро ставит вопрос: почему  земное, близкое каждому живущему человеку,  оказалось   « загадочно чуждо» творчеству Н.К. ? И как на самом деле  следует понимать многие   картины Н.К., которые  людям с  поверхностным восприятием   живописи, безусловно представляются «загадочными», а  значит  мало понятыми.  Ответ на этот вопрос имеется: дело в том, что  замыслы  картин Н.К. вероятно  создавались  в сотворчестве Н.К. и Учителя М., Мастера Мории,  Владыки Белого Братства.

Тем, кто хотел бы понять  подлинный  смысл картин Н.К., следует  основательно ознакомиться с содержанием  книги П.Ф.Беликова «Рерих. Опыт духовной биографии.».   И в перспективе усвоить основные положения Учения Живой Этики —  Учения, созданного Е.И.Рерих под руководством Учителя М.  Показательно, что  та же самая непонятливость восприятия  обыденным  умом   относится и к   поэтическому творчеству Н.К. Там тоже   встречается немало «загадочного», иносказательного, надземного. Известно, что Н.К.   огорчённо сетовал на то, что   его поэму «Ловцу,  входящему в лес» не понимают.  Как не понимают подлинный смысл  сборника «Цветы Мории» : «Сборник «Цветы Мории» — ценнейший документ духовной биографии Н.К., хотя с этой стороны он почти не исследовался, и у Н.К. было полное основание заметить: «публика совершенно не понимает «Цветы Мории, но всё-таки чувствует, что есть какое-то внутреннее значение» (4, с.93).

Но вернёмся к теме, заявленной в названии работы. Обратимся к Е.И.Рерих, которой  соответствует нота —  СИ, цвет —   фиолетовый, планета — Луна, число 2, металл – серебро. В книге «Мои учителя» читаем: «Е.И. поражает  своим знанием развешивания картин и пониманием красок. Какие дивные картины и как украсились и заговорили стены…Это всё иной мир! Краски, как драгоценные камни! (2, с.175). Ещё характерный пример: «Он увидел над кроватью Е.И. лиловый луч с серебром», который долго стоял над ней». Он –  Н.К. Рерих (2, с.159).

В книге Хазрата Иннаята Хана «Мистицизм звука» читаем: «Звук – есть дыхание, т. е. вибрации. Без вибраций нет ни единого звука. Самые тонкие вибрации не воспринимаемы даже душой. Но душа сама по себе состоит из тонких вибраций, и их активность делает её сознательной. Именно поэтому человек так привязан к звуку».

Вспомним, что одной из самых страшных  пыток является  пытка беззвучием, «оглушающей тишиной». Обозначенный тезис Хазрата Иннаята Хана прослеживается и в  книге «Мои учителя»: «Говорила об открытии  центров, когда  мы начинаем видеть различные цвета и вибрации…Конечно, некоторые голоса принимаются ею сразу, к некоторым ей приходится привыкать из-за разного цвета вибраций» (2, с. 249). Ею –  Е.И.Рерих.

Поговорим подробнее в отношении   цвета и звука Е.И. Рерих. Как мы уже знаем, Е.И.  определены для себя  две ноты – ЛЯ и СИ. А это, в свою очередь, соответствует двум числам – 6 и 2. То есть в  сумме числу 8. А так же двум металлам: меди и серебру. А так же двум дням: пятнице и понедельнику.  А так же двум цветам: синему и фиолетовому (1, с. 421). Аккорд Е.И. « ДО-ФА-ЛЯ-СИ» даёт ряд чисел 9 — 8 — 6 —  2  в сумме составляющих 25 или простое  число 7. Число  7 – духовное число, число тайны. Отсюда выстраивается   любопытный  ряд цветовой гаммы:  красный, зелёный, синий, фиолетовый.  И ряд ключевых слов: обновление – выбор – просвещение — надежда.

Было бы  полезно осмыслить выделенный ряд определений в отношении развития Учения Живой Этики.  Рассуждения могут быть таковы: вначале необходимо  обновить Учение  жизни,  затем выбрать из Учения  необходимое в первую очередь,  после чего выбранным знанием просветить человечество, в надежде на то, что  необходимое знание воспримется наилучшим образом.

 

 

 

 

 

 

 

Изображения Е.И. Рерих  на «родном»,  фиолетовом фоне.

Что касается С.Н., то он имеет отношение к ноте Фа, которой соответствуют  зелёный цвет, планете Сатурн, числу 8,  металлу алюминий. На этот счёт в книге «Мистицизм  звука» читаем: «…Звук Земли – нота «Фа», и цвет – зелёный. Каждый призматический цвет называется в оккультизме «Отцом звука», который ему соответствует, ибо звук является Словом (Логосом). Звук явление духовного плана, тогда как цвет – психического». Отсюда следует логический вывод, что в С.Н. более  иных звучал «звук земли», а потому   предметом художественного творчества   являлась  планета Земля,  изображаемая в самых  ярких красках, с    использованием оттенков  зеленого цвета.   Но так ли это? Проведём проверку.  Опять —  таки,  обратимся к статистике.  Если рассмотреть каталог картин С.Н.Рериха, числом 600  (картины, этюды, эскизы), то за минусом чёрно-белых изображений, а их оказывается примерно 60, мы получаем 540 изображение в цвете, среди которых насчитываем  91 картину в красном цвете, 83 картины в жёлтых тонах, 80 картин в оттенках зелёного и  125 картин в оттенках синего цвета.     В процентном отношении получаем интересный результат: «синих» картин  23 %, «красных» — 17 %, «жёлтых»  — 15,4 % и «зелёных» — 15%.  Результат неожиданный, но  объяснимый. Преимущество   «синих» картин С.Н.  перед примерным равенством картин иных цветов, можно объяснить влиянием «синего» творчества отца, Н.К.Рериха. А такое влияние, безусловно,  имело место. Как видим, палитра С.Н. Рериха  более богата и разнообразна   по цвету, нежели палитра Н.К. Рериха. Приведём примеры «родного», зелёного цвета картин С.Н.Рериха.

Лакшамма. 1974Девика Рани Рерих. 1951

 

 

 

 

 

 

 

Лакшамма. 1974

Девика Рани Рерих. 1951

Канченджанга. Тайный час. 1955Канченджанга. 1954

 

 

 

 

 

Канченджанга. 1954                                                                                                                        Канченджанга. Тайный час. 1955

 

Мы тоже ищем. 1974.

Мы тоже ищем. 1974.

Теперь переходим к самому интересному. К некой неожиданной метаморфозе, показывающей относительность астрологического знания, когда оно игнорирует существенные  моменты рождения события.     Напомню читателю посыл астрологии в отношении  старшего сына Ю.Н.Рериха.  Родившийся  16 августа 1902 года Ю.Н.  относится к психотипу людей  «Лев», планете Солнце, цвету  жёлтый , оранжевый, золотистый или пурпурный, дню воскресенье, металлу золото, числу 1 и  ноте – РЕ.

 Однако, в реальной жизни, как показало исследование, наблюдается  совершенно иная картина:  к Ю.Н. имеет отношение нота ДО, которой соответствуют  красный цвет, планета Марс, число 9, металл железо. И надо заметить, картина эта полностью соответствует действительности!  Поскольку    имеется информация «из жизни», которая  в точности соотносится с жизнью и судьбой  Ю.Н. Рериха.

Известно, что Ю.Н. тяготел к военному делу,  возглавлял охрану  многотрудных экспедиций  отца, то есть вполне соответствовал красному цвету, планете Марс, числу 9 и металлу железо. Любопытно, что на изображениях Ю.Н.Рериха (в том числе и официальных) присутствует характерный для него красный цвет.

 

 

 

 

 

 

 

В завершении познакомимся с указанием Е.И Рерих на преимущественные для будущего цвета.  В книге З.Г.Фосдик читаем : «В городе Знания не будет ничего красного, даже цветов, только белые, синие и лиловые» (2, с.314, запись от 29.08.28).

Ещё интереснее запись сделанная от 16.08.28: «Сидя в темноте, Е.И. всё время видит цвета и насыщенную лучами темноту, хотя она говорит, что лучше всего видит к утру – очень отчётливо…Она видит предметы и вещи с их цветом или окрашенные её аурой. Например, её губку видела окрашенной в чудный голубой цвет, цвет её ауры.. А вдевая нитку в иголку, видела всё окружённое желтым цветом – интеллекта.  В городе Знания красный цвет не будет употребляем – лишь лиловый, синий и белый» (2, стр.294).

Работа  автора получила неожиданное продолжение в связи с предпочтением Е.И.Рерих синего и фиолетового цвета. Предпочтения с точки зрения астрологии. Представляется возможность установить взаимосвязь мира надземного, изучаемого астрологией,  с  земным миром . О чём идёт речь? Оказывается, среди цветов Е.И.Рерих предпочтение отдавала фризиям, а среди них цветам синему и фиолетовому . Так в дневнике З.Г.Фосдик от 4.04.23г  читаем :   «Е.И.  рассказывала, что с детства любила фризии. М. Ей давно сказал, что это Его любимый запах. Е.И. нашла в книге портрет Акбара  мальчиком с фризиями в руках!»(2, с.184).

 Обратимся к энциклопедии: «Фрезия — африканское многолетнее клубнелуковичное растение семейства Ирисовые. Фрезия (получившая свое название в честь немецкого врача Фридриха Фриза), является одним из самых красивых садовых и домашних растений. Нежные цветы фрезии никого не оставят равнодушными, поскольку обладают приятным ароматом, способным снять стресс, избавить от депрессии, и потому широко использующимся в духах.  Дикорастущие виды растения (а их известно около 10) встречаются исключительно в Южной Африке и в Капской области, откуда и пошло второе название фрезии — капский ландыш. Фрезия обладает исключительным, присущим только ей неповторимым ароматом, отдаленно напоминающим аромат ландыша. Когда цветет фрезия, весь сад наполняется благоуханием».

Отсюда становится понятно, почему Е.И.Рерих, человек Венеры, богини Любви, женщина утончённая, желавшая во всём видеть красоту и гармонию, стремилась находить красоту и гармонию не только в звуках и красках, но и запахах.

Литература.

  1. А.И.Херсонов «Звёздные тайны России», Москва, Бослен , 2008.
  2. 2 .З.Г.Фосдик «Мои учителя», Москва, «Сфера», 2002
  3. М.А. Волошин «Архаизм в русской живописи», журнал «Апполон» № 1, 1909
  4. П.Ф. Беликов «Рерих. Опыт духовной биографии», МЦР, Мастер-Банк, Москва, 201
  5. К.Э. Циолковский «Грёзы о земле и небе», Тула , Приокское книжное издательство, 1986
  6. Николай Рерих. Письмена. Профиздат, Москва, 2009

 

 

 

 

 

About Александр Херсонов

View all posts by Александр Херсонов →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *