
В заглавии статьи – фраза из Учения Живой Этики. Сегодня, когда столько “шатаний” в поисках правильных направлений образования (и много вполне сознательных попыток “запутать” людей в этих “поисках”, навязать ряд антигуманных установок), вникать в вопросы целей и ценностей образования должны все, кому небезразлично будущее.
Многие из родителей учеников, представляя цели школы перспективами будущей “карьеры” и внушая детям такого рода мотивацию (учиться “ради диплома, а диплом – ради будущей зарплаты”), смотрят на школу только как на ступень к осуществлению этих будущих желательных “жизненных побед”, забывая о том, что в это время школьного детства и отрочества происходят наиболее важные процессы формирования сознания, и что “ценою” побед, если они, “победы”, добываются на беспринципных основах (становясь “пирровыми победами”), может стать бесталанная жизнь, лишённая радости осуществления тех задач, которые каждый воплощающийся осознаёт перед воплощением, принимает на свою будущую жизнь (а потом, именно из-за отсутствия воспитания и мудрой среды, забывает).
Школа сегодня, если говорить о “нотах” в общем поле сознания учителей, “бьётся” между стремлением следовать идее учительства (благородной и противостоящей всему поверхностному – пока ещё живой идее) и теми условными и ограниченными в их собственно педагогических ценностях задачами, которыми “загружен” образовательный процесс. В таких условиях служение учительства превращается в некую странную форму жертвенности, когда и государство, и общество, уже давно и привычно воспринимают учительство как некое вполне законное “самозаклание”.
Мы уже писали о том, что без знаний основ о бытии и человеке (можно называть это необходимой образованию базой философских истин) настоящая педагогика не может ни развиваться, ни одухотворяться, и школа не может дать ребёнку гармоничную основу дальнейшего развития. Отсутствие основ знаний о человеке и бытии, как законов развития сознания человека, в основе педагогического мировоззрения и в основе мировоззрения общества является причиной формирования ложных и вредоносных идей и тенденций образования, антигуманность которых очевидна далеко не всем.
Среди наиболее очевидных последствий того, что школа лишена “фундамента” основ знаний о человеке – ограниченное, “плоское” восприятие самого процесса учения, грубость понимания роли учителя, поверхностность задач воспитания. А ведь именно эти явления незримо, внутренне формируют и “направляют” те энергии, которые в конечном итоге определяют истинное качество результатов образования.
“Здоровое” воззрение на школу, на воспитание (в основе которого должно быть уважение к учителю и искренний интерес к познанию, а не искусственные “задачи формирования”) определяет гласно и негласно её задачи, её методы, наполняет содержательностью учебный процесс. Отсутствие же здорового воззрения на школу, понимания объёмности и тонкости воспитания (которое зависит не от реализации методик, но от “ауры”) является истинной причиной настоящих проблем и того противоречия между “истиной школы” (как бы высокопарно это не звучало сейчас) – и напряжением разного рода “реформаторских” исканий, попытками “не отстать от мировых тенденций”, что никак не приближает осуществление тех светлых надежд, когда учение станет для детей радостью растущего осознания себя и смысла своей жизни.
Возможно, школе необходимы Основы философии (если предположить, что для учеников это будет свободный и вдумчивый процесс осмысления “вечных” истин, а для учителей – возможность устранить несоответствие “вечности” идеалов воспитания и действительных задач образования, которые “по умолчанию” являются всего лишь отражением меркантильных целей общества и государства. В таких условиях образование детей (общее или образование в искусстве) не может быть успешным в его перспективах – и для человека, и для общества.
Меркантильность целей будет, помимо всего остального, ещё и причиной нарастающих противоречий между устремлениями общества и целями государства, между духовными потребностями человека (ребёнка и взрослого) и той идеологической поверхностностью, которая никогда и ни в чём не поднимется выше “кампанейщины”, и лишь тормозит естественное становление тех здоровых сил души ребёнка, которые при продуманном и честном процессе воспитания естественно проявятся и как силы талантливости, и как сердечность в отношении к знанию, и как ответственность перед страной и народом.
Какие же главные основы должна обеспечивать философия в образовании? Какие знания о человеке, должны явиться неизменными основаниями, которые не могут быть подвержены изменчивости идеологии и поставлены в услужение временным (и часто очень затемнённым) тенденциям цивилизации, которая, уходя в прошлое, словно стремится “утянуть” за собою и тысячи несчастных людей, принимающих радужное “сияние” разложения за свет грядущего прогресса?
Важнейшей из основ, следующей из знания о “вечности” внутреннего, духовного человека (бессмертной индивидуальности человека), о временности его личности и особенностях кармы (которая за внешностью условий может скрывать глубину возможностей в ребёнке), является постулат о том, что образование должно быть не только общедоступным, но и для всех детей в равной степени качественным, включающим основы знаний по всем предметам.
Из знания о том, что разные виды способностей проявляются в разное время, и это хорошо известно психологии способностей, следует категорическая неприемлемость ранней специализации. Какими бы целями ни пытались оправдать специализацию в начальных классах, такое обучение ограничивает возможности ребёнка узнать себя и осознать то, что называется “призванием”, а если сформулировать это менее романтично и ближе к истине, то именно задача школьного периода обучения состоит в том, чтобы помочь растущему человеку почувствовать и осознать те задачи, которые каждый человек перед воплощением принимает, исходя из сложенного комплекса качеств и способностей, кармы и долга (перед человечеством, перед народом и страной, в которой родился). “Принимает”, но забывает – именно по причине отсутствия в общественном мировоззрении основ истинных представлений о бытии и его смысле.
Из этой цели, которая может быть сформулирована в том числе как цель “одухотворить” процесс обучения (или “не отдалять” разум ребёнка от чуткости его сердца), следует необходимость просвещения об Основах Бытия. Среди которых найдёт место и идея служения (служения общему благу, людям, стране, знанию, искусству и т.д.). Вне идеи служения (об этом – наша предыдущая статья) образование может давать даже обратные результаты: вместо талантливой деятельности – приспособленчество, вместо счастья внутренней реализации – мучительная погоня за идеалом успешности, вместо любви к родине – непонимание своего “места в этом мире” (или, как сейчас любят говорить, “места во вселенной”).
Философия должна утвердить основы знания о человеке для того, чтобы имелась возможность формирования вечно искомой “единой парадигмы” воспитания, или, хотя бы, для того, чтобы процесс обучения детей был защищён от антигуманных “инноваций”, во что бы они ни рядились.
И главное, что должно вернуться в школу, чтобы однажды не пришлось констатировать полную утрату воспитывающей ценности образования – почитание учителя. Не просто уважение, но именно почитание. Превратить учителя в “обслугу”, поставить в крайне зависимое положение – совершенно явно тёмный замысел.
Есть две вещи, которые способствуют разложению человечества наиболее быстро и верно – это неуважение к учителю, к его труду и роли в обществе, и неуважение и ограничение в правах женщины. Даже малое “движение” (падение) в направлении таких явлений обязательно явит раньше или позже крах любой системы, которая эти вещи допустит. (Не всё можно доверить интернету, но всё же посмотрим внимательно вокруг и задумаемся о будущем. Истинный прогресс, развитие знания и раскрытие потенциала народов страны непосредственно зависит от этих оснований.)
Нет смысла говорить о том, каким должно быть содержание образования, идеалы образования, если его основа – учительство – не имеет того положения в обществе и государстве, которое обеспечивает возможность учить и учиться.
Есть внутренние, можно сказать “оккультные”, если это слово кому-то нравится, закономерности. А правильнее сказать, законы тонких энергий, законы психической энергии. По этим незыблемым законам всякое проявление неблагодарности к дающему знания несёт тяжёлые кармические следствия и закончится бесталанностью и разрушением в наиболее значимых сферах.
Даяние знания является наиболее ценной формой даяния. Учительство в любом деле, в любой сфере является наиболее жертвенной формой служения. Каждый, кто учит, жертвует не только своими силами (стремление “научить”, а не просто изложить известное, является наиболее энергоёмкой формой труда). Помимо этой энергоёмкости, учитель ещё и жертвует в большой степени своим развитием – жертвует ради учеников. Исследовательский труд, углубление мысли – ещё более энергоёмко, но радость учителя – это радость победам других, тому, что осуществляют другие – ученики. Учитель поистине “растворяется” в учениках.
Эта заложенная в учительском труде особая форма жертвенности, в условиях грубости мировоззрения становится лишь поводом для глумления и понукания. И это определённо тёмное явление, очень опасное для будущего.
Великие Учителя предсказывали время упадка в период смены Эпох. Почитание учителя и устроение образования таким образом, чтобы в каждом ребёнке могли проявиться и развиться его лучшие качества, чтобы сердце не оказалось “засыпанным” под спудом механистичной информации, чтобы эгоизм и самость не превращали “блестящих профессионалов” в опасность для человечества – эта задача является основной, базовой, и при этом наиболее “тонкой” – на фоне грубости мышления, нарастающей в конце Эпохи узкого материализма.
Закончим словами Великого Платона, как они приведены в Учении Живой Этики:
“О, явление знания, когда же ты придёшь к человечеству! Слышите крики на площади, там кого-то изгоняют или венчают, и толпа одинаково не может понять, что она делает. Поистине, нужно умножить школы и преподавать смысл жизни. Учитель должен стать не сикофантом, но носителем правды. И народ должен уметь защитить учителя, когда он подвергается гонению тиранов. Учитель должен отказаться от богатства, но сограждане должны дать ему жизнь, полную познания. Не думайте, что скоро утвердится значение учителя. Тысячелетия пройдут, но учитель не будет признан”, – так говорил Мыслитель. Слова эти годятся для каждого века” (“Надземное”, 190).
Автор статьи Гореликова М.В.