Шедевры А.К.Саврасова, которые не встретишь в музеях.

 

На выставке, проходившей в сентябре-ноябре 2022г ,  были  представлены почти три десятка живописных произведения и три графические работы. Уникальность выставки заключается в том, что все они из частных собраний, а значит увидеть их достаточно сложно. А как анонсировали организаторы, многие картины впервые стали доступны для публичного просмотра.

Алексей Кондратьевич Саврасов является основоположником лирического направления в русском пейзаже. Но большинство из нас при упоминании имени Саврасова вспоминает лишь его знаменитую «Грачи прилетели» (1871). Её считают вершиной творчества художника, про неё было написано много восторженных отзывов, и П.М. Третьяков приобрел ее для своей галереи сразу после первой выставки Передвижников, где она имела большой успех.

Сюжет картины настолько понравился зрителю, что Саврасовым было создано ещё несколько вариантов-повторений знаменитой картины.

Саврасов А.К., Грачи прилетели (версия). Последняя четв. XIX века. Частное собрание. Санкт-Петербург
Саврасов А.К., Грачи прилетели (версия). Последняя четв. XIX века. Частное собрание. Санкт-Петербург

В экспозиции можно встретить картины, отражающие все периоды творчества художника: и ранний романтический, и период расцвета, и кризисный период последних лет жизни.

Произведения на выставке сопровождаются цитатами критиков и художников того времени. А надо сказать, что многие известные художники – это ученики Саврасова.

Ведь он преподавал 25 лет в Московском училище живописи, в котором и сам когда-то учился. У него обучались прекрасные пейзажисты: И.И. Левитан, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, Л.Л. Каменев, С.И. Светославский и другие. Они оставили очень светлые воспоминания о своем педагоге. Так Константин Коровин писал: «Мы слушали Алексея Кондратьевича и были в восхищении. Шли в природу и писали с натуры этюды, и говорили друг другу, указывая, – «это не прочувствовано», «мало чувства», «надо чувствовать», – все говорили про чувства».

Бывает живописная проза или поэзия, бывает поэтичная проза. А у Саврасова необыкновенно легкая поэтичная живопись. Не буду повторять слова критиков о его редком даре увидеть и передать красоту в простом и обыденном, предлагаю просто взглянуть на некоторые полотна с выставки.

 Саврасов А.К., Церковь на берегу реки, Конец 1880-х – начало 1890-х, Частное  собрание. Москва      
Саврасов А.К., Церковь на берегу реки, Конец 1880-х – начало 1890-х, Частное  собрание. Москва
Саврасов А.К., Оттепель. Ярославль, 1874, Собрание А. Лебедевой
Саврасов А.К., Оттепель. Ярославль, 1874, Собрание А. Лебедевой
Саврасов А.К., Зимний пейзаж, 1870-е, Частное собрание. Москва
Саврасов А.К., Зимний пейзаж, 1870-е, Частное собрание. Москва

 Дело в том, что, когда любуешься пейзажами Алексея Кондратьевича Саврасова, хочется не просто подойти поближе, чтобы получше рассмотреть все детали, а возникает желание буквально проникнуть внутрь картины.

Саврасов А.К., Пейзаж со стадом у реки,1874. Частное собрание. Москва
Саврасов А.К., Пейзаж со стадом у реки,1874. Частное собрание. Москва

 

Саврасов А.К., Рыбаки. Берег Днепра,1859. Частное собрание. Москва
Саврасов А.К., Рыбаки. Берег Днепра,1859. Частное собрание. Москва

 

     Саврасов А.К., Деревья на закате у реки,1850-е. Собрание Л. Агафоновой
Саврасов А.К., Деревья на закате у реки,1850-е. Собрание Л. Агафоновой

          Конечно, сосны являются главным героем полотна с названием «Сосны», но до чего же хороша виднеющаяся вдали белокаменная церковь.

Саврасов А.К., Сосны, Конец XIX века. Частное собрание. Москва
Саврасов А.К., Сосны, Конец XIX века. Частное собрание. Москва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Без сомнения, Алексей Саврасов – настоящий художник чувства и талантливейший пейзажист. Недаром, Исаак Левитан вспоминал о нём так: «Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

 

 

Источник: https://t.me/svetavlii

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *