Чем бы ни занимался великий Леонардо да Винчи – скульптурой, живописью, техническими изобретениями, изучением человеческой анатомии, во всех сферах его деятельности отчётливо прослеживается важная особенность характера – творческая искренность и честность перед самим собой. Он всегда говорил себе «стоп», когда не видел в работе, над которой трудился, дальнейшей эволюции мысли. Но к некоторым произведениям он возвращался позже, завершая работу над ними, что-то изменяя и дополняя… Среди таких работ – одно из самых загадочных полотен гения, «Иоанн Креститель». При его созерцании возникает некое чувство неопределённости и даже, может быть, растерянности. Попробуем разобраться, почему…
На закате жизни Леонардо оказался во Франции по приглашению короля Франциска I. С собой из Италии он привёз три картины. Это достоверно известно из записей секретаря кардинала Арагонского, посетившего замок Клу 10 октября 1517 года, – там Леонардо да Винчи жил последние годы и умер в 1519 году. Кардинал увидел у него эти работы: «портрет с натуры некоей флорентийской дамы, сделанный по просьбе Джулиано Медичи, сына покойного Лоренцо Великолепного, другая – изображение юного Иоанна Крестителя, а также Мадонна с Младенцем, сидящие на коленях у св. Анны; все они совершенны». Над двумя из них – надо полагать, «Джокондой» и «Иоанном Крестителем» – он трудился до конца своих дней. В обеих работах использовалась техника сфумато, изобретённая Леонардо.
Картина «Иоанн Креститель», датируемая 1513– 1516 годами, сегодня находится в парижском Лувре. Безусловно, она привлекает к себе внимание, но не столь массовое, как знаменитая «Джоконда». Выполненная маслом на дереве, она имеет небольшие размеры – 69х67 см, что позволяет без особых хлопот при необходимости перевозить её с собой, что и сделал автор.
Я считаю, что изначальный замысел картины предполагал изображение ангела, и работа над ней могла начаться намного ранее 1513 года, а затем ввиду каких-то обстоятельств, нам не известных, картина была доработана (переработана!) и получила современное название. Попытаюсь обосновать это.
Предполагаемый возраст изображённого Иоанна Крестителя – около двадцати. Тёмный фон. Всё очень лаконично, цельно, ничего лишнего. Общий монохромный цвет картины позволяет смотреть на неё практически при любом освещении. Образ возникает как бы из темноты времён… Взгляд на зрителя и перст, поднятый вверх, к Богу, говорит нам об ангельском предназначении – восславлять Господа, направлять и воплощать благодать Божию.
В то же время крест в руках Иоанна возвращает нас к образу Крестителя… Некоторые зрители считают этот образ «гермафродитным», то есть имеющим признаки мужского и женского пола, отмечая некую «раздражающую» неопределённость пола. Тут хочу отметить, относительно частых предположений о гомосексуальности Леонардо: по всем сохранившимся рисункам и картинам у него не прослеживается особого сексуального интереса к какому-либо полу, но чувствуется мощь и поиск исследовательского ума.
Попробуем найти сходства и различия в работах, которые близки к «Иоанну Крестителю», схожи с ним по композиции и были написаны ранее или позднее Леонардо и другими живописцами.
Вот карандашный рисунок ангела из «Благовещенья» Леонардо, датированный специалистами 1503–1506 годами. Некоторые искусствоведы считают, что он выполнен учеником Леонардо на листе с набросками для «Битвы при Ангиари» в 1503–1505.
Ангел нарисован чёрным карандашом на фоне других набросков, выполненных Леонардо красным карандашом. Нам интересна в этом рисунке схожесть композиции с рассматриваемым нами «Иоанном Крестителем». Только вместо ангельского крыла у Иоанна есть крест, вложенный в левую руку.
Рассмотрим ещё одну работу «Ангел во плоти» (предположительно 1505 год), находящуюся в частной коллекции. Та же поза, что у Иоанна Крестителя, та же композиция и так же расположены руки. Известно, что ангелы – бесполые существа. Но, случайно или нет, изображённый ангел имеет женский лик и женскую форму груди… Случайно ли?.. Нет, не случайно. Моделью для предполагаемого образа ангела мог служить натурщик любого пола, но скорее всего натурщицей была молодая женщина. Главной же целью для Леонардо было в конечном итоге получить красивый образ с лицом ангела. Обратимся к записям Леонардо в его избранных произведениях: «Немалой кажется мне прелесть того живописца, который придаёт хороший вид своим фигурам. Если он не обладает этой прелестью от природы, то может приобрести её случайным изучением следующим образом: смотри, чтобы отобрать хорошие части многих прекрасных лиц; эти прекрасные части должны соответствовать (друг другу) больше по всеобщему признанию, чем по твоему суждению; ведь ты можешь ошибиться, выбирая те лица, которые соответствуют твоему, так как часто кажется, что нам нравится подобное соответствие, и если ты безобразен, то ты выберешь не прекрасные лица, а сделаешь лица безобразными, как многие живописцы, ибо часто фигуры похожи на мастера. Итак, отбирай красоты, как я тебе говорю, и запоминай их» (634. Ash. I, 27 r).
Этот рисунок интересен ещё одной деталью. На рисунке «Ангел во плоти» на женоподобном образе ангела другой рукой были дорисованы мужские гениталии. Кто их дорисовал, можно только гадать. Очень похоже на юношескую «хулиганскую» выходку одного из учеников. Предполагаю, что смеху среди учеников было предостаточно. Сам же Леонардо никогда не был замечен в карикатурном эротическом жанре.
По поводу изображения лика с преобладанием женских черт хорошо бы вспомнить «Тайную вечерю» Леонардо в Милане. Изображение евангелиста Иоанна явно прописано в виде женского образа. Выбор Леонардо не случаен. Иоанн умышленно изображён именно так. Ведь он по возрасту самый молодой ученик, с чистой душой, возможно, единственный из апостолов внимательно слушал речи Христа и воспринимал сказанное им без всякого сомнения, в отличие от других апостолов, уже умудрённых жизнью. Впоследствии проживший более 90 лет, Иоанн стал одним из лучших проповедников христианского учения, автором Евангелия, Апокалипсиса… Изображённый на «Тайной вечере» Иоанн юн, ещё не сформировался как мужчина, в нём пока ещё больше женского начала. По всей видимости, Леонардо сознательно идёт по этому пути, ищет непосредственную молодость и чистоту в женской натуре.
«Если ты хочешь обладать лёгкостью в запоминании выражения лица, – советует Леонардо, – то заучи сначала на память глаза, носы, рты, подбородки многих голов, а также горла, шеи и плечи. Примем случай, что носы бывают десяти видов: прямые, горбатые, продавленные, с выпуклостью выше или ниже середины, орлиные, ровные, курносые, закруглённые и острые; они хороши, поскольку речь идёт о профиле. Спереди носы бывают одиннадцати видов: ровные, толстые в середине, тонкие в середине, с толстым концом и тонким местом прикрепления, с широкими и узкими крыльями носа, с высокими и низкими ноздрями, открытыми или загороженными концом носа. И так же найдёшь ты различия в других частях, и всё это ты должен срисовывать с натуры и запоминать; или же, когда тебе нужно сделать лицо по памяти, носи с собою маленькую книжечку, где отмечались бы подобные образования, и когда ты бросил взгляд на лицо того человека, которого ты хочешь зарисовать, то смотри потом отдельно, какой нос или рот на него похож, и сделай маленький значок, чтобы узнать его снова, и потом уже, дома, составь целое.
О лицах уродливых я не говорю, так как они без труда удерживаются в памяти» (636. Fsb. I, 26 v). «Составь целое», пишет Леонардо. Образ допускается составлять по памяти, отбирая хорошие части прекрасных лиц. Но при этом Леонардо твёрд в следующем: «Картины или написанные фигуры должны быть сделаны так, чтобы зрители их могли с лёгкостью распознавать состояние их души по их позе» (645 С. А.139 r (d)). «То движение, которое задумано как свойственное душевному состоянию фигуры, должно быть сделано очень решительным и чтобы оно обнаруживало в ней большую страсть и пылкость. В противном случае такая фигура будет названа дважды мёртвой: мёртвой, так как она изображена, и мёртвой ещё раз, так как она не показывает движения ни души, ни тела» (679 T. P. 297).
Выдержки из записей Леонардо показывают, как цельно он относится к человеческому образу в своих полотнах: образ должен соответствовать теме.
Рассмотрим ещё одну картину «Ангел», написанную маслом и приписываемую одному из самых близких учеников Леонардо, Салаи (Джан Джакомо Капротти; 1480– 1520). Предполагаемые годы написания – 1510–1520, размер полотна 73х51 см.
Некоторые искусствоведы считают «Ангела» Салаи копией леонардовского «Иоанна Крестителя», то есть более поздней работой. Если сравнивать «Ангела» Салаи с «Иоанном Крестителем», обнаруживается значительное сходство – в композиции, позе… Торс здесь явно мужской. А вот правая часть лица у ангела и Иоанна более женственна, по сравнению с левой. Интересно, что левый глаз Иоанна и левый глаз ангела немного «косят». Это даёт эффект двунаправленного взгляда: он обращён на нас и одновременно – ввысь… Если убрать крест из левой руки Иоанна, то композиционно он практически повторяет ангела. Имеющиеся отличия, природный пейзажный фон на картине «Ангел» никак не меняют содержания.
В связи с этим можно предположить, что и «Иоанн Креститель» первоначально был написан как ангел. Потом, через какое-то время, Леонардо изменил тему, ввиду неизвестных нам причин. Новый, появившийся на картине атрибут – крест – меняет смысл работы. Композиционное расположение креста в левой руке неубедительно, пальцы руки расслаблены и не держат древко креста, а расположены как у «Ангела» Салаи.
И в заключение. Интересен факт заказа 24-летним Франциском I картины «Иоанн Креститель» Жану Клуэ после смерти Леонардо.
Для образа Иоанна позировал сам король. Леонардо в последние годы оказывал на молодого Франциска I значительное идеологическое влияние. Вероятно, именно оно позволило Франциску с такой лёгкостью заказать свой портрет в образе Иоанна Крестителя. Ведь образ – это символ, будь то сам Иоанн Креститель, ангел или же король-помазанник Божий в образе предвестника появления Христа-Спасителя. В некотором смысле ангел и Иоанн Креститель – идеологические «синонимы», не случайно в православной традиции существует тип иконографии «Иоанн Предтеча – Ангел Пустыни».
Итак, возвращаясь к вышесказанному, «Иоанн Креститель» – явление исключительное в творчестве Леонардо. Объединение Иоанна и ангела в одном лице заставляет задуматься над очередной загадкой, заданной нам Леонардо да Винчи.
Источник: журнал «Наука и религия» №5 2017г.