9 сентября исполнилось 190 лет со дня рождения Л.Н.Толстого.
От автора.
Работа написана под впечатлением от просмотра на ТВ английского сериала «Война и мир». Ноябрь 2016.
«Следовать за мыслью великого человека – есть наука самая занимательная». Так выразился А.С.Пушкин. Среди великих людей Лев Николаевич Толстой стоит особняком и по праву занимает одно из самых почётных мест. Это признано во всём мире. Проследим за движением гениальной мысли писателя и за производной образа мышления, благодаря которому и сложилась уникальная жизнь и судьба. Задача, насколько почётная, настолько и благодарная. Найденные символы рождения Льва Толстого прокомментирует выдающийся учёный, астролог и психоаналитик Дэйн Радьяр. Задача автора намного скромнее: сопоставить известные события жизни с содержанием вычисленных «звёздных символов» и, таким образом, обнаружить «отражение Космоса» в личности Льва Толстого.
Особенности рождения.
Начнём с энциклопедии: «Граф Лев Никола́евич Толсто́й (28 августа [9 сентября] 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя — 7 [20] ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя) — один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900)».
Л.Н.Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, что расположена недалеко от города Тула. Составим как обычно символический гороскоп на указанную дату и место рождения и проникнемся картинами-символами рождения и тем, что стоит за символами, что видится в символах психоаналитику*.
Начнём с ключевых показателей рождения: Солнце в 17 –м градусе знака Девы. В этом же градусе находится «Слава и Репутация» писателя. Момент рождения зафиксирован в 23-м градусе знака Скорпион. Картина Солнца в 17 –м градусе знака Девы, она же картина «Славы и Репутации», изображает «Извержение вулкана». Картина, как видим, чёткая и однозначная. Интуиция подсказывает, что картина-символ под стать натуре и характеру Льва Толстого… Психоаналитик Дэйн Радьяр разъясняет, что в картине представлена «взрывная энергия долго подавляющегося содержания подсознания». То есть, великого неудовольствия жизнью…
Итак, подсознание Толстого длительное время находилось в стадии подавления и однажды просто обязано было проявиться взрывом . Но прежде чем перейти к этому важнейшему тезису, отметим особенность психотипа рождения Толстого-«Девы», человека земного Меркурия, настроенного критиковать, анализировать, мыслить активно, при этом не упуская из вида ни малейшей детали. «Деве» не важно, что критиковать: содержание ли библии, пороков ли общества или причуд собственной жизни.
Недовольство своей жизнью.
В энциклопедии в главе «Духовный кризис и проповедничество» написано следующее: «В своей работе «Исповедь» Толстой писал, что с конца 1870-х годов он стал нередко мучиться неразрешимыми вопросами: «Ну, хорошо, у тебя будет 6000 десятин в Самарской губернии,200 лошадей, а потом?»; в сфере литературной: «Ну, хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, — ну и что ж!».
Начиная думать о воспитании детей, он спрашивал себя: «зачем?»; рассуждая «о том, как народ может достигнуть благосостояния», он «вдруг говорил себе: а мне что за дело?» В общем, он «почувствовал, что то, на чём он стоял, подломилось, что того, чем он жил, уже нет». Естественным результатом была мысль о самоубийстве: «Я, счастливый человек, прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься на перекладине между шкапами в своей комнате, где я каждый день бывал один, раздеваясь, и перестал ходить с ружьём на охоту, чтобы не соблазниться слишком лёгким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от неё и, между тем, чего-то ещё надеялся от неё».
…И недовольство церковью.
Особенно скандально, нацеленный на обладание истиной, образ мышления Л.Толстого , проявился в отношении к православной церкви. В результате церковные власти растерялись под неумолимым натиском критических доводов писателя. О проклятии Л.Толстого не могло быть и речи. Иерархи церкви выразили лишь сожаление о том, что великий писатель заблуждается, и в случае раскаяния, с радостью приняли бы в своё лоно. Вот как обстояли дела: «В середине 1870-х он проявляет повышенный интерес к богослужению Православной церкви. «Перечитал всё, что мог, об учении церкви, … строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы», следствием чего было полное разочарование в церковной вере.
Своё учение Лев Толстой применял в первую очередь по отношению к собственному образу жизни. Он отрицал, церковные трактовки бессмертия и отвергал церковный авторитет; он не признавал в правах государство, так как оно строится (по его мнению) на насилии и принуждении. Он критиковал церковное учение, согласно которому «жизнь, какая есть здесь, на земле, со всеми её радостями, красотами, со всею борьбой разума против тьмы, — жизнь всех людей, живших до меня, вся моя жизнь с моей внутренней борьбой и победами разума есть жизнь не истинная, а жизнь павшая, безнадежно испорченная; жизнь же истинная, безгрешная — в вере, то есть в воображении, то есть в сумасшествии».
Лев Толстой был не согласен с учением церкви о том, что человек от своего рождения, по своей сущности является порочным и грешным, так как, по его мнению, такое учение «под корень подсекает все, что есть лучшего в природе человека».
Из письма Е.И.Рерих : «Теперь о Толстом. Вы правы, что отход от Христа грозит тяжкими последствиями. Христос и Его Великие Собратья являются выразителями Объединенного Духа и Единого Пути Света. Потому каждый отступающий от Пути Света ввергается в бездну мрака. Это должно быть усвоено твердо, и потому приходится неустанно повторять эту Истину. Знаю, как многие осуждают Толстого, не дав себе труда ознакомиться основательно со всеми его трудами. Осуждающие его за отход от Христа думают, что отход от церковного Христа уже означает отрицание Христа. Но именно поиски Христа Живого, а не безжизненного идола, каким Он представлен сейчас церковью, было благородною целью жизни Толстого. И он нашел Его» (том 6, № 140). И всё же недовольство собой и миром до времени не носило взрывного характера.
Взрыв в подсознании.
“Взрыв” обозначился под конец жизни Толстого, в ситуации загадочного, скоропалительного бегства из собственного дома. Вот уж воистину подсознание затмило доводы разума.
В главе “Уход из Ясной Поляны, смерть и похороны” приводится записка, оставленная Л.Н.Толстым жене. Читаем: “1910г. октября 28. Ясная Поляна.
Отъезд мой огорчит тебя. Сожалею об этом, но пойми и поверь, что я не мог поступить иначе**. Положение мое в доме становится, стало невыносимым. Кроме всего другого, я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни».
** Выделено автором.
Энциклопедия поясняет:
«В ночь на 28 октября (10 ноября) 1910 года Л. Н. Толстой, выполняя своё решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул навсегда Ясную Поляну в сопровождении лишь своего врача Д. П. Маковицкого. При этом у Толстого не было даже определённого плана действий. 7 (20) ноября в 6 часов 5 минут после недели тяжёлой и мучительной болезни (задыхался) Лев Николаевич Толстой умер, в доме начальника станции И. И. Озолина.».
Но позволительно спросить : «Почему же Толстой не мог поступить иначе»? Ответ на вопрос дан психоаналитиком. Потому что в ночь «ухода» проявилась «взрывная энергия долго подавляющегося содержания подсознания». Если проследить характер пути движения Л.Толстого и его врача Маковицкого в период с 10 по 20 ноября 1910 года, то легко прийти к выводу, что это был не «уход». Это было спонтанное, хаотичное, лишённое направления бегство . Бегство от себя самого. Бегство в никуда. Бегство, совершённое бессознательно.
Из письма Е.И.Рерих: «Но семейный разлад, вызвавший его бегство из дома, нельзя толковать как тяжкое последствие его отхода от церкви. Не Сам ли Христос сказал: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Матф. 13:57). Эта истина особенно ярко проявляется и в наше время. Очень советую Вам прочесть труды Валентина Булгакова о Толстом, среди них имеется и книжечка, дающая описание тяжкой домашней жизни Толстого. Но особенно хорош его труд «Толстой-моралист», изданный в Праге. В нем прекрасно очерчена духовная эволюция этой большой души. Булгаков состоял многие годы личным секретарем Толстого и находился при нем до самой последний искры его земной жизни. Описана у него и самая смерть Толстого. Семья Толстого разделилась на два лагеря, и между ними шла жестокая борьба за овладение исключительным правом издания всех сочинений Толстого. Конечно, материальные соображения с одной стороны и чисто эгоистические с другой играли в этой борьбе первенствующую роль. Сам Толстой и его устремления при этом не принимались в расчет борющимися сторонами. Он так устал от всех этих интриг и распрей, происходивших вокруг него, что после очередного разлада с семьей и даже с дочерью Александрой решил бежать из дома. Этот уход вовсе не был вызван каким-то желанием покаяния, но просто он жаждал душевного и физического покоя» (Письма, том.6, №140).
Момент рождения.
Для целей исследования важно изучить момент рождения Толстого, который произошёл в 23-м градусе знака Скорпион. Какую причудливую картину и «расшифровку» картины мы обнаружим на этот раз? Картина такова : «Кролик, превращающийся в природного духа».
Как же понимать столь экзотическую картину? По мнению Дэйна Радьяра речь идёт о «поднятии животных побуждений на более высокий уровень». Из чего следует, что в жизни графа Толстого особым образом отразилась тема сексуальности и деторождения. А лучше сказать гиперсексуальности Толстого, принимающего известный образ плодовитого кролика. Однако, символ к счастью означает и нечто иное: «Сексуальное желание, агрессивность, или инстинктивное влечение может быть поднято на новый уровень, превращено в нечто более тонкое в процессе транссубстантивации». И это благое действо действительно произошло с Толстым благодаря воле, упорству, труду писателя- мыслителя и отразилось в его «Символе веры».
Из письма Е.И.Рерих: «Из книги Булгакова вы увидите, что он понимал Христа Живого. Хотя и трудно из-за времени и длины письма, но все же приведу Вам символ веры Толстого.
«Я верю, что благо возможно на земле только тогда, когда все люди будут исполнять учение Христа.
Я верю, что исполнение этого учения возможно, легко и радостно.
Я верю, что и до сих пор, пока учение это не исполняется, что, если бы даже я один был среди всех неисполняющих, мне все-таки ничего другого нельзя делать для спасения своей жизни от неизбежной погибели, как исполнять это учение, как ничего нельзя делать тому, кто в горящем доме нашел дверь спасения.
Я верю, что жизнь моя по учению мира была мучительна и что только жизнь по учению Христа дает мне в этом мире то благо, которое предназначил мне Отец Жизни.
Я верю, что учение это дает благо всему человечеству, спасает меня от неизбежной погибели и дает мне здесь наибольшее благо, а потому я не могу не исполнять его (Гл. XII)».
Судите сами, справедливо ли после этого говорить об отходе Толстого от Христа? Но дело в том, что обвиняющие Толстого в антихристианстве сами или не читали его трудов, или же не могли понять внутреннего мира этой большой души, жаждавшей идти Путем Света и нашедшей его в Пути Христа Живого, или же сами были истинными антихристианами, следуя ОБМИРЩЕННОМУ Учению Христову. Так пусть не клевещут на человека большего духовного прозрения» (том 6, № 140).
… Обнаруженный выше тезис сексуальности и деторождения безусловно подтвердился жизнью: « От брака Льва Николаевича с Софьей Андреевной родилось 9 сыновей и 4 дочери, пять детей из тринадцати умерли в детстве. …По состоянию на 2010 год в общей сложности насчитывалось более 350 потомков Л. Н. Толстого (включая как ныне живущих, так и уже умерших), живших в 25 странах мира. Большинство из них — потомки имевшего 10 детей Льва Львовича Толстого. Начиная с 2000 года, раз в два года в Ясной Поляне проходят встречи потомков писателя».
В заключение, рассмотрим важные для Толстого символы философской и религиозной составляющей личности (IX дом) и сотрудничества и партнёрства (VII дом) .
В первом случае картина – символ находится в 7-м градусе знака Лев, во втором случае в 23 градусе знака Телец. Обе картины необычны и поражают воображение.
Первая картина: «Созвездия ярко сияют на ночном небе».
Вторая картина: «Ювелирный магазин, полный драгоценных камней».
В первом случае речь идёт о «силе фундаментальных духовных ценностей, относящихся к общечеловеческому в человеке и ко всем архетипам». Иными словами, речь идёт о постоянстве философской и религиозной составляющей Толстого.
Во втором случае указывается на «социальное подтверждение естественного превосходства». Иными словами, о «социальном процессе удостоверения личных достоинств». Что подтверждено жизнью и отмечено энциклопедией: «На смерть Льва Толстого отреагировали не только в России, но и во всем мире. В России прошли студенческие и рабочие демонстрации с портретами умершего, ставшие откликом на кончину великого писателя. Чтобы почтить память Толстого, рабочие Москвы и Санкт-Петербурга остановили работу нескольких заводов и фабрик. Происходили легальные и нелегальные сходки, собрания, выпускались листовки, отменялись концерты и вечера, на момент траура были закрыты театры и кинематографы, приостановили торговлю книжные лавки и магазины. Многие люди хотели принять участие в похоронах писателя, однако правительство, опасавшееся стихийных волнений, всячески препятствовало этому. Люди не могли осуществить своего намерения, поэтому Ясная Поляна была буквально засыпана соболезнующими телеграммами. Демократическая часть российского общества была возмущена поведением правительства, долгие годы третировавшего Толстого, запрещавшего его произведения, и, наконец, препятствовавшая чествованию его памяти».
*Дэйн Радьяр, «Астрологическая мандала», Москва, Сампо, 2006