Наука древних храмов. Фурса Е.Я.

Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? Поль Гоген. 1897 г.

Все религии мира — это только различные подходы к единой истине, ключи к ней, воплотившие в себе разные уровни организации (сознания) сообществ всех времён и народов. Они многогранны и сложны. Все великие религии имеют внешнюю и внутреннюю историю; одну — видимую, другую — скрытую. Внешнюю историю составляют догматы и мифы, преподаваемые публично, в храмах и школах, вошедшие в культ и отразившиеся в народных суевериях; внутреннюю — тайное учение, оккультная деятельность Посвященных, Пророков и Реформаторов, которые создавали, поддерживали и распространяли живой дух религий. Первая — открытая официальная история, тем не менее достаточно запутанная и противоречивая; история, которая представляется в рамках земных форм. Вторая эзотерическое Предание, тайное, трудно распознаваемое, разворачивалось в душе великих Пророков, которые неохотно доверяли свои мысли пергаментам, — в ней, в гармонии духовного и материального, проявляется внутренняя суть вещей, И Этой внутренней истории не чужды научные подходы.

То, что мы понимаем под ((наукой древних храмов», — это проблески света коллективного разума человечества, скрытого от нас в физическом и ментальном смысле, источник великой мудрости, всю глубину которого нам ещё предстоит понять. Изучение, толкование и ревизия скрытых истин, недосказанных в религиозных источниках, и составляет суть все возможных теософских, аптропософских и иных взглядов и доктрин. Ревизией Библии занимались в своё время реформаторы Лютер и Кальвин, теософы: Блаватская, Олькотт, Безант, антропософы: Штейнер, Ритгельмейер, Фрилинг… Многим грешат переводы, и это также даёт пищу для всевозможных иносказаний.

Если на историю религий взглянуть непредвзято, глазами единой истины, которая даётся только, как уверяют теософы, внутренним посвящением, раскрывается единство в многообразии. То, что разворачивается перед духовным взором, совсем не похоже на учения, которые даёт церковь, ограничивающая божественное Откровение лишь догмами христианства. Точно так же не похоже оно и на то, чему учит материалистическая наука, хотя последняя имеет более широкую точку зрения, ибо она ставит все религии на одну ступень и прилагает ко всем единый метод исследования. Её учёность глубока, её усердие достойно удивления, но она ещё не поднялась на точку зрения сравнительного эзотеризма, который раскрывает историю религий и историю человечества в совершенно новом свете, — так считают современные теософы.

Эзотерическая доктрина, в отличие от религии, выражающей истину под покровом символов, которые в тёмном сознании толпы переходили в суеверия, открывает более широкие перспективы, согласуясь с законами мировой эволюции. для мудрецов и теософов Востока и Греции истина являлась совершенно в ином свете. Не отстраняясь от физического мира, они сознавали, что истина пребывает прежде всего в пас самих, в началах нашего разума и во внутренней жизни нашей души. Для них душа была единая, божественная реальность и ключ, отмыкающий Вселенную.

Кто они, эти мудрецы — созерцатели, мечтатели или факиры? Нет, более великих мир не знает! Их имена сияют, как звёзды первой величины, на небосклоне человечества: Кришна, Будда, Зороастр, Гермес, Моисей, Иисус. Это конструкторы умов, будители душ, организаторы общества. Они жили ради своих идей, готовые на всякое испытание, сознавая, что умереть за Истину есть величайший и наиболее действенный подвиг. Эти Мудрецы и Пророки были величайшими благодетелями, чья искупительная сила вырвала человечество из бездны низшей природы и отрицания, а их живая сила до сих пор питает его… Они создавали науки и религии, литературу и искусство.., они зажгли в сердцах людей огонь Веры и Надежды.

По выражению Готфрида Вильгельма Лейбница, немецкого философа и математика, есть нечто вроде вечной философии, которая образует первичную связь между наукой и религией и утверждает их конечное единство.

Древняя теософия, берущая начало в Индии, Египте и Греции, составляет целую энциклопедию: теогонию — науку об абсолютных принципах, тождественную с «наукой о числах» в их приложении ко Вселенной, или священную математику; космогонию — осуществление вечных принципов в пространстве и во времени, или инволюцию духа в материю; психологию — организацию человека, Эволюцию души на протяжении всей цепи существований; физику — науку о царствах природы и их свойствах

Её истоки проявляется в триипостасной доктрине Кришны, которая придаёт брахманизму его могущество, а религии Индии — её неизгладимую печать. Для арийской расы зачаток и зерно её заключается в ВедахБудда, который, по хронологии брахманов, явился позднее Кришны на 2400 лет, выдал миру ещё одну сторону тайной доктрины — учение о метампсихозе и о ряде человеческих существований, связанных между собой законом кармы. Древность священной доктрины не менее поразительна и в Египте. Мысли Гермеса открылись для нас в глубинах царских гробниц. на свитках папируса «Книги мёртвых», которую в течение четырёх тысяч лет охраняли безмолвные мумии. Эзотерическая идея в Греции ярко выражена в мифологии Эллады, начертана в орфических отрывках и в синтезе пифагорейцев, в фантастической диалектике Платона. Оккультная традиция Израиля происходит из Египта, Халдеи и Персии; сохранена для нас во всей её глубине, хотя и под покровом странных и туманных форм, Каббалой.

Наука древних храмов

“И познаете истину, и истина сделает вас свободными”. Иисус Христос. Евангелие от Иоанна. Гл. 8. 32

Христианский эзотеризм содержится в Евангелиях, в высокодуховном учении Иисуса Христа. У него мы находим доктрину трёх Ипостасей и божественного Глагола, звучавших прежде, в течение тысячелетий, в храмах Египта и Индии

Каковы же основные принципы эзотерической доктрины?

Дух есть единственная Реальность; материя лишь его внешнее выражение, изменчивое, мимолётное, его динамизм в пространстве и времени. Творчество вечно и непрерывно, как сама жизнь. «Микрокосм» — человек, со своей тройстве иной организацией (дух, душа и тело), есть подобие и отражение «макрокосма» — Вселенной (мир божественный, мир человеческий и мир естественный), который, в свою очередь, есть тело Бога, абсолютного Разума, соединяющего в своей природе Отца, Мать и Сына (сущность, субстанцию и жизнь).

Для мудрецов Индии и Египта все видимое развитие было лишь внешним аспектом мира, его отраженным движением. Они искали объяснения его в аспекте внутреннем, в движении прямом и изначальном. Они находили его в другом порядке законов, который открывается нашему разуму. для древней науки безграничная Вселенная не была мёртвой материей, управляемой механическими законами, она была живым целым, одарённым разумом, душой и волей. Это великое тело Вселенной имело для неё бесконечное число органов, соответствующих его бесконечным способностям.

Как в человеческом теле все движения происходят от мыслящей души и от действующей воли, так в глазах древней науки видимый порядок Вселенной был лишь отражением порядка Невидимого, т.е. космогонических сил и духовных монад всех царств, видов и родов, вызывающих своей непрерывной инволюцией в материю эволюцию жизни.

Наука древних храмов имела целью раскрыть внутреннюю суть, распознать скрытый смысл вещей. Она не выводила разум из материи, но материю из разума; свет Разума проявляет все вещи, оживотворяет все формы и является субстанцией и органом Бога. Эта наука не приписывала рождение Вселенной слепому (случайному) сцеплению атомов, но зарождение атомов объясняла вибрациями мировой Души. Она двигалась по спирали, от общего к частному, от Невидимого к Видимому, от чистого духа к организованной материи, от Бога к человеку. Этот нисходящий порядок Сил и Душ, порождающий встречный восходящий порядок, движение Жизни и Тел, представляет онтологию, или науку об общих свойствах сущего, и составляет основу эзотерической космогонии. В эзотерическом учении физическое тело является результатом неустанной работы души, которая действует на него посредством своего высшего начала так же, как вечный Дух действует на видимый мир, который есть не что иное, как его проявленный динамизм.

Что такое душа? Это искра божественного духа, частица Мировой души, бессмертная Монада. Её таинственное рождение относится к началам организованной материи; развитие — через бесчисленные существования, продвижение по ступеням через все царства природы, будущее — в бездонном сиянии божественного сознания. Слепая и смутная в минералах, индивидуальная в растении, поляризованная в чувствительности и инстинкте животных, сила эта на протяжении всего медленного процесса стремится к сознательной Монаде; что же касается элементарной монады, то она является уже в низшем животном.

Итак, душевный и духовный элемент существует во всех царствах, хотя в низших царствах он является в состоянии непробуждённом, зародышевом. Где начинается монада, в какую эпоху своего длинного космического существования элементарная душа стала человеческой? На эти вопросы нет ответа.

То, что мы называем своей душой, есть эфирный двойник тела, в котором заключён бессмертный дух. дух строит и ткёт для себя силой своей собственной деятельности своё духовное (астральное) тело. Духовное тело — это чувствительная оболочка Духа, её волевое орудие, через которое тело оживляется и без которого оно было бы безжизненно. Астральное тело содействует всем процессам материального тела; в сущности, астральное тело и производит их, так как физическое тело без него — одна инертная масса. Хотя это тело гораздо тоньше и совершеннее земного тела, оно не бессмертно, как заключённая в нём монада. Оно изменяется и очищается соответственно той среде, через которую проходит.

То, что составляет сущность каждого человека, развивается в течение миллионов лет на протяжении планетной цепи, проходя через все низшие царства и сохраняя во всех этих существованиях индивидуальное начало. Эта ещё неясная, но неразрушимая индивидуальность является божественной печатью монады, в которой Бог хочет проявиться через сознание. Чем выше поднимаются ряды организмов, тем более развивает монада дремлющие в ней начала. Поляризованная сила делается чувствительной, становится инстинктом, а инстинкт — разумом. И по мере того как зажигается колеблющийся факел сознания, душа делается всё более независимой от тела, всё более способной вести свободное существование. Перед смертью душа предчувствует свою разлуку с телом. При приближении агонии душа обозревает всю свою земную жизнь в сжатых, быстро сменяющихся и ярких картинах. Когда весь свиток изжитой жизни развернулся, душа теряет сознание. Человеческая душа приходит из высших миров и после смерти возвращается туда же.

Эзотерическая доктрина древнего Востока даёт учение о групповой душекаждого вида животных; собрав опыт, умирающее животное направляет индивидуальное сознание в общую групповую душу и тем обогащает её.

Чарльз Дарвин указал на законы, следуя которым природа выполняет божественный план; законы эти: борьба за существование и естественный отбор. Он доказал изменчивость видов, сократил их число и установил происхождение. А вот его последователи, теоретики абсолютного трансформизма, желавшие произвести все виды от одного первоначального типа и ставившие их появление в полную зависимость от среды, делали большие натяжки в пользу чисто внешнего и материалистического понятия природы. Теософы категорически не согласны с такой постановкой вопроса: «среда объясняет появление видов не более, чем физические законы объясняют законы химические, не более, чем химия объясняет эволюционный принцип растения, а эволюция растения эволюцию животного». Что касается больших отделов животного царства, они соответствуют вечным типам жизни, обозначающим различные ступени сознания. Появление млекопитающих после пресмыкающихся и птиц имеет причину не в изменении земной среды; изменённая среда представляет собой только условия. Появление это обусловлено новой эмбриологией, следовательно, и новой разумной жизненной силой, воздействующей изнутри, из той внутренней сути природы, которую можно назвать потусторонней по отношению к нашим физическим чувствам. Без этой сознательной жизненной силы невозможно объяснить появление даже самой ничтожной органической клетки в мире неорганическом. Человек, это подобие Мировой Души, синтезируя все законы эволюции и всю природу в своем теле, покоряет её и поднимается над ней для того, чтобы через сознание и через свободу вступить в беспредельное царство Духа.

Эзотерическая доктрина допускает трансформацию зоологических видов не только вследствие второстепенного закона отбора, но и вследствие основного закона проникновения в Землю «сверхфизических» сил, и воздействия разумных начал и невидимых сил на все живые существа. Если на Земле появляется новый вид, это означает, что более высокого типа души воплощаются в данную эпоху в потомков прежнего вида для того, чтобы поднять его на более высокую ступень, формируя и трансформируя его по своему образу.

С точки зрения эволюционной теории, человек есть венец всех предыдущих видов. Но такой подход ставит объяснение появления человека в один ряд с появлением первой водоросли или первого моллюска в глубине моря. Всё это постепенное творчество требует — как и каждое рождение – проникновения в Землю невидимых сил, творящих жизнь. И вопросы о том, где начинается жизнь и какова её цель, остаются открытыми.

Предсказания «Тайной Доктрины»

Тайная Доктрина — главный труд нашей великой соотечественницы Елены Петровны Блаватской. Если воспользоваться подзаголовком к Тайной Доктрине, то назвать этот труд следует «синтезом науки, религии и философии». По существу, это религиозные и философские истины Веданты и буддизма — всё лучшее, что есть в индуизме, религии мудрости; доктрина, которая учит, что всё сущее одушевлено или преисполнено Всемирной Душой, или Духом, и что ни один атом в нашей Вселенной не может пребывать вне этого вездесущего Принципа.

Наука древних храмов

Е.П.Блаватская 1889 г.

Учёных, читавших Тайную Доктрину, восхищала способность автора предвидеть грядущие открытия в различных областях науки. В те времена физики и химики считали атом конечным строительным кирпичиком Вселенной; Е.П. Блаватская утверждала о его бесконечной делимости. Антропологи скупо отмеряли возраст человечества в пределах полумиллиона лет, она же, как и нынешние исследователи, говорила о миллионах лет. Она каким-то удивительным образом знала о том, что становилось достоянием науки лишь позднее, например о взаимопревращаемости вещества и энергии; о трансмутации элементов; об иллюзорной природе материи, воспринимаемой физическим глазом; что пустоты как таковой в природе не существует, что нет её и в вакууме; что Луна — не осколок Земли, как предполагали астрономы, а старше её.

«Тайная Доктрина», вышедшая в 1888 году, предвосхитила последующие научные открытия. В конце ХIХ в., в то время как ученым казалось, что наука близка к завершению, книга предсказывала грядущие огромные перемены в науке между 1888 и 1897 годами: «…покров Природы будет прорван, и материалистическая наука получит смертельный удар». Всё так и случилось.

1895 годВильгельм Конрад Рентген (Вюрцбург, Германия) сообщил об открытии Х-лучей.

1896 годАнтуан Анри Беккерель (Париж) — явление радиоактивности.

1897 год. Сэр Дж. Дж. Томсон — открытие электрона.

1898 годМари и Пьер Кюри — радий.

Словом, к концу ХIХ в. стало ясно, что в физических представлениях происходит настоящая революция.

Начало ХХ в. Немецкий учёный Макс Планк приходит к выводу, что энергия может поглощаться и излучаться только определёнными порциями — квантами. На смену механике Ньютона пришла квантовая механика, теория с огромной предсказательной мощью.

В 1905 году Альберт Эйнштейн выводит свою знаменитую формулу Е = mc². В научный обиход прочно входит понятие эквивалентности массы вещества и его энергии, а также то, что пространство и время не независимые параметры континуума, а тесно связаны друг с другом. (На рабочем столе Эйнштейна в это Время, как утверждала его племянница, лежала книга госпожи Е.П. Блаватской!)

Предсказания Тайной Доктрины в области физики.

1. Делимость атома. «Атом именно делим и должен состоять из частиц, или субатомов… Именно на доктрине иллюзорной природы материи, а не на бесконечной делимости атома основана вся наука Оккультизма. (Blavatsky, H.P. The Secret Doctrine (SD)): The Synthesis of Sciece, religion? And Philosophy.)

С подачи И. Ньютона представление о «твёрдых и непроницаемых частичках», или атомах, служащих строительными кирпичиками Вселенной, оставалось незыблемым. С открытием электрона в 1897 году «кирпичики» рассыпались… и вся картина вылилась в бесконечную делимость атома. Наука двигалась в этом направлении отдельными шажками — сначала она обнаружила электроны, затем протоны, нейтроны, кварки… и целый букет других частиц — каждый раз полагая, что вот теперь-то нашли конечную «частицу-кирпичик». В данный момент она, наконец, добралась до чистых волн в теории суперструн, что вполне согласуется с Тайной Доктриной.

«В 1984 году, – пишет Стивен Хокинг, — мнение учёных изменилось, и они стали склониться в пользу так называемых струнных теорий… То, что раньше считалось частицей, теперь понимается как волна, движущаяся вдоль струны, подобно волнам на натянутой нити воздушного змея». (Hawking, S. A Brief History of Time: from the Big Bang to Black Holes.NY: Baltan Dooks, 1988. С. 158, 160.)

Как отмечал Вернер Гейзенберг: «Нам придётся отказаться от философииДемокрита и концепции фундаментальных элементарных частиц. Вместо этого мы должны будем принять концепцию фундаментальной симметрии, которая вытекает из философии Платона». (Heisenberg. W. II Science. 1976. С. 1165.)

2. Атомы пребывают в постоянном движении. «Кусок дерева или камня практически неподвижен и непроницаем. Тем не менее и de facto его частицы непрестанно и вечно вибрируют, столь быстро, что для физического глаза это тело кажется абсолютно лишенным движения; а пространственное расстояние между этими частицами в их колебательном движении, рассматриваемое с позиций другого уровня бытия и восприятия, соответствует расстоянию между отдельными снежинками или каплями дождя. Но для физической науки это будет нелепостью». (The Secret Doctrine. v.1, р. 507—8.)

Да, действительно, в то время подобная мысль казалась нелепой. «В природе нет покоя или прекращения движения». (The Secret Doctrine. v1,2, р. 55; 93.)

По мнению А. Эйнштейна: «…В бесконечно малом, так же как и в бесконечно большом, всё есть движение.., мы не обнаруживаем ничего, что пребывало бы в покое… Тем самым, движение должно рассматриваться как естественное и действительное состояние материи.., которое не требует нашего объяснения, поскольку проистекает из самого строения вселенной. Это сама суть её существования». (Service, S.G. The Enstein Theory of Relativity. NY. E.M. Radimann, 1928. С. 48.)

3. Взаимопревращаемость материи и энергии. «Монады /Лейбница/ могут, с одной точки зрения, быть названы силою, с другой — материей. Для оккультной науки сила и материя суть лишь две стороны одной и той же СУБСТАНЦИИ». (The Secret Doctrine. v.1, р. 623.)

«Для каждого объективного проявления, будь то движение живой конечности или перемещение какого-то неограниченного тела, требуются два условия: воля и сила — плюс материя, или то, что делает этот движущийся объект видимым нашему глазу; и вся эта триада представляет собой взаимопревращаемые силы…». (Е. П. Блаватская. Разоблачённая Изида. — М.: Эксмо-Пресс, 2001. т. 1. С. 198.)

Следующая цитата интересна тем, что в ней впервые указывается, что атомы обладают энергией, и имя ей — «атомистическая энергия», столь привычное ныне выражение. «Это волнообразное движение живых частиц становится понятным на основании теории о духовной единой жизни, всеобщем жизненном Принципе, независимом от нашей материи и проявляющемся как атомистическая энергиялишь на нашем уровне сознания» (The Secret Doctrine. v.1, р. 2. р. 672.). Наука ХIХ в. века напрочь отрицала нечто подобное. Лишь в 1905 году появилась знаменитая формула Эйнштейна Е = mc², которая всё расставила по своим местам, В переводе на привычный язык это означает, что если масса вещества в один грамм ежесекундно трансформируется в тепло, то при этом постоянно выделяется 90 миллиардов киловатт энергии. Этот факт указывает на то, что материю мы можем понимать как конденсированную энергию, а энергию — как рассеянную материю. Обсуждения и попытки интерпретировать Тайную Доктрину не прекращаются спустя столетие.Следующая цитата интересна тем, что в ней впервые указывается, что атомы обладают энергией, и имя ей — «атомистическая энергия», столь привычное ныне выражение. «Это волнообразное движение живых частиц становится понятным на основании теории о духовной единой жизни, всеобщем жизненном Принципе, независимом от нашей материи и проявляющемся как атомистическая энергия лишь на нашем уровне сознания»10. Наука ХIХ в. века напрочь отрицала нечто подобное. Лишь в 1905 году появилась знаменитая формула Эйнштейна Е = mc², которая всё расставила по своим местам, В переводе на привычный язык это означает, что если масса вещества в один грамм ежесекундно трансформируется в тепло, то при этом постоянно выделяется 90 миллиардов киловатт энергии. Этот факт указывает на то, что материю мы можем понимать как конденсированную энергию, а энергию — как рассеянную материю. Обсуждения и попытки интерпретировать Тайную Доктрину не прекращаются спустя столетие.

Предсказания в области биологических наук. Начнём с генетики. Полнейшей загадкой остаётся само происхождение генетического кода; учёные до сих пор не знают, как природа создала его. Вероятность случайного появления подобной структуры в процессе естественного отбора и непроизвольных мутаций, по словам сэра Фреда Хойла, «равна вероятности выбросить при игре в кости пять миллионов шестёрок подряд!». (Предсказания в области биологических наук. Начнём с генетики. Полнейшей загадкой остаётся само происхождение генетического кода; учёные до сих пор не знают, как природа создала его. Вероятность случайного появления подобной структуры в процессе естественного отбора и непроизвольных мутаций, по словам сэра Фреда Хойла, «равна вероятности выбросить при игре в кости пять миллионов шестёрок подряд!»)

Ещё большую загадку представляет собой порядок включения и выключения генного механизма.

В ядре каждой клетки нашего тела содержится полный набор генов, то есть хранится вся наследственная информация, достаточная для воспроизводства нового человеческого существа. Ребёнок начинается с одной-единственной клетки; она делится на две, потом на четыре, потом на восемь и т.д., и на определённой стадии, по мере дифференциации клеток, выделяется та их группа, которая впоследствии разовьётся в человеческий мозг. Само существование этих специфических клеток — одно из величайших чудес Земли. Вся информация, необходимая для того, чтобы научиться читать, писать, играть на фортепьяно и танцевать, — вся она уже содержится в этой первой клетке, вся грамматика, вся арифметика, вся музыка…

От того, какие белки и в какой последовательности синтезируются в клетке, зависят её структурные и функциональные особенности. Биологи, предположив, что существуют операторные гены, которые включаются активаторными генами и выключаются регуляторными генами, нащупали стволовые клетки с удивительными свойствами, но дальше дело двигается медленно. Нет ни малейшего представления о том, каким образом некоторые клетки эмбриона целенаправленно приобретают специфическое качество мозгового вещества, а иные, раковые, выходят из повиновения. Мозг сам по себе удивительно сложен.

Астральное тело или морфогенетические поля Р. Шелдрейка?

Ответ на этот вопрос имеет Восточная философия, но он слишком радикален, лежит в плоскости духовного восприятия мироздания, что с огромным трудом воспринимается учёными, воспитанными в традициях редукционизма и материализма. Суть его в следующем.

Тайная Доктрина утверждает: «Разрешение спора между обычными и эзотерическими науками упирается в веру о существовании астрального тела внутри физического (причём первое не зависит от второго) и в доказательство этого». И указывает, что должна быть открыта «внутренняя душа физической клетки — та «духовная плазма», которая управляет «зародышевой плазмой», и что она-то и есть «тот ключ, который однажды откроет врата сей terra incognita биологов, именуемой сейчас величайшей тайной эмбриологии». Рассматриваемому вопросу в Тайной доктрине придаётся весьма важное значение. Это одно из краеугольных положений доктрины, которое гласит, что «астральное тело рождается прежде физического а служит его прообразом». А разъяснение можно найти в другой теософской литературе. «Астральное тело состоит из материи очень тонкой структуры по сравнению с телом видимым и обладает высоким запасом прочности при растяжении… Оно гибко, пластично, эластично и прочно. Вещество, из которого оно состоит, электрическое и магнитное по своей сути». Считается, что астральное тело растёт одновременно с телом физическим с момента зачатия, его прообраз, пронизывает и поддерживает его. В качестве доказательств существования астрального тела приводится такое широко известное явление, как фантомные ощущения ампутированной конечности.

В области теософских изысканий, пожалуй, нет ничего более загадочного, чем астральный свет. Индусы называют его Акаша — это слово можно перевести как «эфир». Удивительные феномены восточной йоги объясняются знанием его свойств. Утверждается также, что ясновидение, яснослышание, медиумизм и провидение, известные западному миру, возможны только при посредстве астрального света. В нём фиксируются наши дела и наши мысли, он — огромная панорама всего, что происходит на Земле… Астральный свет пронизывает каждый атом земного шара, каждую его молекулу. Подчиняясь законам притяжения и отталкивания, он вибрирует, становясь то положительным, то отрицательным. Это сообщает ему вращение… Это великий и всеобъемлющий фактор или первичный двигатель, если говорить с космической точки зрения, благодаря которому не только произрастают растения, но и поддерживаются систола и диастола человеческого сердца.

Существует тончайший дух, силою и действием которого определяются все движения материи, — так считал И. Ньютон. По этой же причине, надо думать, эволюционирующий разум вырвался вперёд, оказался впереди всего движения материи.

События в науке, между тем, развивались следующим образом.

В 1922 году в Москве вышла книга академика Л.П. Лазарева «Физико-химические основы высшей нервной деятельности». В ней, в частности, высказана мысль о том, что «всякое ощущение, всякий акт движения должны образовывать волны, и голова человека должна излучать волны большой длины (до ЗО тыс, км) в окружающую среду», что впоследствии и было обнаружено: открыты точки с переменным электрическими потенциалами, повсеместно используемые ныне для регистрации электроэнцефалограмм.

В 1923 году профессор А.А. Гуревич обнаружил, что отдельные фотоны, направленные на покоящуюся клетку, могут привести её к делению. С помощью своего биополя, как предположил учёный, делящаяся клетка, в свою очередь, побуждает к делению соседние клетки. Клеточное излучение, зарегистрированное в ультрафиолетовом (УФ) диапазоне, получило название митогенетического.

В 1928 году итальянский невролог и физик Ф. Кацамали публикует результаты многолетних опытов, претендующих на открытие в пространстве вокруг головы человека сантиметровых электромагнитных волн. Немецкие физики Ф. Зауербрух и В. Шуман обнаружили вокруг сокращающихся мышц человека низкочастотные электромагнитные поля, которым соответствовали волны длиной 6 тыс. км.

В пользу подтверждения астрального прообраза тела интерпретировалось открытие Харольда Ф. Берра и С. Нортропа, учёных Йельского университета, которые обнаружили, как они заявили, «электрический архитектор», структуру весьма напоминающую описание астрального тела Джаджем, приведённое выше. На самом деле, учёные зарегистрировали слабые электрические поля вблизи живого объекта и увидели в них матрицу, исходный чертёж, формирующий структуру тела. Вот как охарактеризовал значение этих экспериментов редактор «Нью-Йорк таймс» в номере от 25 апреля 1939 г.: «В живых телах имеется электрический архитектор, который формирует индивидуум согласно особой, предопределённой схеме и остаётся в теле, начинал с предэмбриональных стадий до самой смерти. Всё остальное претерпевает постоянные изменения; мириады клеток индивидуума, из которых состоит тело, за исключением клеток человеческого мозга, стареют, умирают, сменяясь другими клетками, но электрический архитектор остаётся единственной константой на протяжении всей жизни организма, строя новые клетки и организуя их по той же схеме, что и предыдущие, в буквальном смысле постоянно воссоздавая тело… Когда мы встречаем друга, которого не видели в течение б месяцев, на его лице не остаётся ни одной молекулы, бывшей в то время, когда вы видели его последний раз. Однако благодаря контролю поля новые молекулы располагаются по старым, привычным схемам, и мы узнаём его лицо… Смерть наступает, когда прекращается работа электрического архитектора». Идея электрического архитектора подразумевает, что каждый живой организм обладает электродинамическим полем, подобно тому как магнит создаёт вокруг себя магнитное силовое поле. Согласно доктору Берру, эксперименты показывают, что каждый вид животных и, весьма вероятно, каждая особь внутри вида обладает характерным только для неё электрическим полем.

Таким образом, электрическое поле, обладая собственной структурой, формирует по своему образу всю протоплазменную жизненную субстанцию, которая оказывается в сфере его влияния, тем самым персонифицируя себя в живой плоти, подобно тому как скульптор воплощает свою идею в камне.

33 года спустя, Берр опубликовал труд «Матрица бессмертия: электрические структуры жизни». В нём он пишет, что «в течение примерно полувека логические следствия этой теории подвергались тщательной экспериментальной проверке, и в них не было замечено никаких противоречий».

В попытке разрешить загадку механизма формирования сложного организма из одной зародышевой клетки и воспроизводства всего живого в науке родилась идея «биополя», субстанции некой особой природы. Идея состоит в том, что всё живущее формирует вокруг себя «биологическое поле» неизвестной энергии, жёсткая структура которого запечатлевает формы живой материи и является шаблоном для воспроизведения организма. Биополе имеет свойства биоголограммы с устойчивыми волновыми характеристиками, чем и обеспечивается восстановление целого по его частям. Матрицами для формирования всего живущего служат отпечатки, сформированные прежней жизнью в некой невидимой для нас среде. Такая среда — астрал. Он (астрал) воспринимает не только мыслительно-волевые посылы, но и другие энергетические влияния биосферы.

В 1949 году супруги Кирлиан открыли свечение, известное под названием эффект Кирлиан.

В 1972 году в СССР зарегистрировано научное открытие В.П. Казначеева, С.П. Шурина и Л.П. Михайловой, установивших электромагнитную связь живых клеток друг с другом.

В эксперименте клетки выращивались на виду друг у друга, но в изолированных камерах, разделённых кварцевыми, прозрачными для ультрафиолетовых лучей, окнами. После того как обитатели одной из камер были заражены злокачественными вирусами и стали погибать, клетки из другой камеры также погибли. Стало очевидным, что клетки, изолированные друг от друга, обмениваются информацией.

В 1981 году вышла работа Руперта Шелдрейка, английского специалиста в области биохимии и биологии клетки, под названием «Новая наука жизни: гипотеза о формирующей причинности». Книга вызвала яростные споры. Теория Шелдрейка, по словам английского писателя и философа Артура Кёстлера, является «многообещающей, будоражащей мысль гипотезой, которая предполагает неортодоксальный подход к эволюции».

Доктор Шелдрейк выдвинул гипотезу о существовании морфогенетических полей (или М-полей). По его мнению, помимо уже известных науке полей существуют невидимые структуры, которые формируют тела кристаллов, растений, животных и каким-то образом обусловливают их поведение. Поле служит своего рода матрицей, которая формирует и регулирует каждую последующую единицу одного и того же типа. Эти новые единицы настраиваются на уже имеющийся архетип, не ограниченный пространством и временем, или входят с ним в резонанс, а затем воспроизводят его. Каждая новая единица, по мере формирования, в свою очередь усиливает М-поле, и таким образом устанавливается определённая «привычка». Эта теория распространяется на всё, от кристаллов до сложных живых организмов.

Шелдрейк отмечает, что в ДНК заложена последовательность аминокислот, образующих белки. Но с точки зрения М-полей, форма и старение клеток, тканей, органов и организмов как единого целого обусловливается иерархией морфогенетических полей, которые не наследуются химическим путём, а задаются «морфорезонансом» непосредственно от прежних организмов того же вида. В процессе участвуют ДНК, молекулы белков и прочее. В случае генетических изменений в результате преобразования настройки или внесения искажений в процесс «приёма» возможны изменения наследуемой формы (или инстинкта). Но сами по себе генетические факторы отвечают за наследование формы (или инстинкта) не более, чем появление конкретных фигурок на экране телевизора может быть объяснено параметрами его электронной схемы. (Это лишь техника, а работает конкретная программа.) В таком представлении, роль генов сводится лишь к роли «аппаратных средств», специализированных контроллеров, работающих под управлением системных и рабочих программ.

Как указывал Шелдрейк, его внимание к проблеме пробудила работа известного психолога из Гарварда Уильяма Мак-Дугалла, выполненная в двадцатых годах прошлого века. Учёный проводил эксперименты с крысами и обнаружил, что с каждым последующим поколением крысы всё успешнее могли находить выход из лабиринта, устроенного в резервуаре с водой. Когда эксперименты были проверены в Шотландии и Австралии с неродственными линиями крыс, оказалось, что эта способность улучшилась у всех грызунов. Не означает ли это, что способности, развитые в процессе постижения жизненного опыта и упорного труда одного человека, не гибнут со смертью человека, а неким образом передаются по наследству, но не только своим детям, что вроде бы логично, но и «соседским», а по сути, всему роду человеческому? Как тут не вспомнить о «групповой душе»?

По теории Шелдрейка, нервная система человека также управляется М-полями, поэтому тот же принцип может быть применим и к человеку, что во многом помогло бы понять механизм усвоения (навыков, знаний). Таковые познания оказались бы чем-то вроде основного наследия данного биологического вида наследия, «вспоминаемого» более или менее автоматически. Оно не сосредоточено в мозгу индивидуума, а передаётся непосредственно от структуры данного вида с помощью морфорезонанса. Кумулятивный опыт рода человеческого будет действительно включать архетипные формы, описанные швейцарским философом Карлом Густавом Юнгом.

Как говорил сам Шелдрейк, некоторые аспекты гипотезы о формировании причинности напоминают элементы различных традиционных и оккультных систем, к примеру идею эфирного тела, концепцию о наличии групповой души у каждого вида животных и теорию акашных (эфирных) записей. Однако в нашем случае это строго научная гипотеза, которая должна быть проверена на опыте.

«М-поля можно представить себе по аналогии с магнитными полями, которые имеют строение, хотя и невидимы. (Форма магнитных полей может быть продемонстрирована с помощью узоров из опилок, рассыпанных около магнита.) Морфогенетические поля посредством собственной структуры формируют развивающиеся клетки, ткани и организмы. К примеру, зародыш уха в человеческом эмбрионе как бы «отливается» по соответствующей матрице морфогенетического поля и т.д. Но что это за поля и откуда они берутся? Вот уже более 50 лет их природа продолжает оставаться загадкой, гипотетично и их существование. Однако я верю, что эти поля так же реальны, как электромагнитные и гравитационные физические поля, просто это новый вид поля с весьма примечательными свойствами. Подобно известным в физике полям, они связывают между собой сходные объекты, в пространстве, но, сверх того, связывают их ещё и во времени. Идея состоит в том, что морфогенетические поля, которые формируют развивающиеся животное или растение, происходят от форм, существовавших прежде особей того же вида. Эмбрионы как бы «настраиваются» на них. Процесс такой настройки называется морфорезонансом. Точно так же проявляется поле, организующее деятельность нервной системы животных того же вида; в своем инстинктивном поведении животные пользуются «банком памяти», или «совокупной памятью», своего вида».

На обложке книги Шелдрейка помещены следующие слова: «Эхо гипотезы о формирующей причинности могло бы опрокинуть многие наши фундаментальные представления о природе, деятельности мозга, сознания. Выдвигается предположение о том, что хранилищем памяти может быть вовсе не мозг, что она может передаваться непосредственно из её прошлых состояний путём морфорезонанса». Гипотеза Шелдрейка может объяснить случаи параллельных изобретений, интуитивного знания, психомоторных навыков; очевидную «телесную память» о старых травмах; материнский и брачный инстинкты; силу ритуала и символов; возможность ускоренного обучения и развития; эффект «мозгового штурма»; голографическую реальность. Похоже, у природы есть тенденция передавать однажды полученные знания дальше. Особенность гипотезы Шелдрейка состоит и в том, что она определённым образом указывает на целенаправленность человеческого развития: все «мозги» работают на один банк, Космический Разум; всё лучшее — туда.

М-поля и морфорезонанс по сей день остаются гипотезой. Автор предлагает найти нечто новое, что до сих пор экспериментально не обнаружено. Это всё тот же таинственный и неуловимый «астральный свет» в новой «упаковке». Мы ищем и постулируем новые поля, не найдя ответа на многие вопросы, относящиеся к различным сторонам нашей физической реальности. Нас окружает море электромагнитных излучений, магнитных полей. Природа тонко чувствует малейшие изменения их параметров, а механизмы их влияния — неизвестны. Материя обладает тонкой структурой энергетических уровней, а назначение их до конца непонятно. Молекулярные структуры естественным образом обладают качеством узкополосных приемников и одновременно источников когерентного излучения, приемо-передающих антенн. Всё это прямо указывает на существование неких естественных коммуникаций, приёмо-передающих каналов, виртуальной системы координат и т.п., которые, как мы предполагаем, свойственны всем клеткам и структурам живого организма. Эти свойства жизненно необходимы материи, без них немыслимы развитие организмов, адаптация, и, возможно, видовая, родственная телепатическая избирательная связь, о которой говорит Шелдрейк.

Научные данные свидетельствуют о том, что любой биологический объект в процессе жизнедеятельности генерирует сложную картину физических полей и излучений. Их пространственно-временные характеристики несут важную информацию о состоянии органов и тканей человека. Люди по-разному трактуют смысл устоявшегося ныне термина «биополе». Одно нельзя отрицать: существует совокупность физических полей, создаваемых биообъектом, и эти поля неизбежно промодулированы процессами жизнедеятельности организма во взаимодействии с окружающей средой, а их совокупность может обладать новым и, по сравнению с каждым полем в отдельности, качествами, проявление которых мы и наблюдаем.

Несомненно также их влияние на окружающий мир; вполне возможно и то, что они же служат тем материальным субстратом, который переносит мысли одних и внедряет их в сознание других. Это, как считал академик В.М. Глушков, вполне реально. Нужно только, чтобы создались условия для согласованного управления амплитудой, частотой и фазой тех излучений, которые индуцируются нервными клетками и белковыми молекулами. Если они возникают, то нет в принципе никаких препятствий для проявления направленного излучения, переносящего энергию на большие расстояния без существенного затухания. Аналогичным образом, вызывая необходимые фазовые сдвиги колебаний, когда они восприняты соответствующими структурами мозга, и складывая их, можно выделять и усиливать слабые сигналы, пришедшие от некого удалённого от принимаемой системы источника излучений. Когда же было установлено, что в животном мире действительно существуют и эффективно используются рецепторы электромагнитного излучения, имеющие тесный контакт, как с корой, так и с подкоркой, стало в какой-то мере обоснованным признание и феномена телепатии.

В конце прошлого столетия Джеральд Эдельман, лауреат Нобелевской премии, обнаружил протеины, названные «клеткосклеивающими молекулами», которые, как полагают, играют важную роль в эмбриональном развитии. Стволовые клетки — ещё одно звено в цепи управления жизнью — удивительное открытие последних лет.

Естественный отбор или разум?

Концепция астрального прообраза тела требует ответа на вопрос: кто или что создаёт его? Тайная Доктрина отвечает: «Мироздание движимо и направляемо изнутри вовне… Почти бесконечный ряд иерархий разумных существ, каждая из которых исполняет свою миссию, направляет весь Космос, руководит им и одушевляет его. Они бесконечно разнятся по степени своего сознания и разума».

В Тайной Доктрине мы читаем: «/Естественный/ отбор как Сила на самом деле есть чистой воды миф; особенно же, когда к нему прибегают для объяснения происхождения видов… Сам по себе «он» не может произвести ничего и лишь оперирует с предоставленным «ему» сырым материалом. Вопрос же заключается в следующем: какая причина — в сочетании с другими второстепенными причинами — производит «изменения в самих живых существах? Многие из этих второстепенных причин чисто физические, зависящие от климата, пищи и пр. Замечательно. Но за второстепенными аспектами органической революции нужно искать более глубокий принцип. «Самопроизвольные изменения» материалистов и «случайные отклонения»… не в состоянии объяснить поразительную сложность и удивительные свойства, в частности, человеческого тела. Причина, лежащая в основе физиологического изменения видов.., есть подсознательный разум, пронизывающий материю и, в конечном итоге, прослеживаемый до отражения Божественной мудрости.

Альфред Рассел Уоллес, разработавший независимо от Дарвина теорию естественного отбора, открыто признавал её ограниченность. Он считал руководство со стороны «более высоких разумов… неотъемлемой частью великих законов, управляющих материальной вселенной». Он говорил также, что «естественным отбором невозможно объяснить художественный, музыкальный или любой другой эстетический талант, поскольку ни один из них не даёт никаких преимуществ в борьбе за выживание».

А вот что пишет профессор Теодор Роззак о взглядах Уоллеса на естественный отбор: «Для него приспособляемость видов была, в сущности, консервативной и безынициативной. Она действует только по горизонтали… Если бы эволюция действительно шла по пути выживания наиболее приспособившихся, то наша планета и по сей день была бы заселена /исключительно/ плодовитыми бактериями… Но за этим Уоллес усматривает ещё и дерзновенное движение по вертикали, которое толкает эволюцию к более высоким уровням сложности и разумности…». И это вертикальное получает импульс от духовного источника.

Тайная Доктрина указывает, что вертикальное движение возникает, главным образом, в стратегически важных точках эволюционного пути. Это подкрепляется современной теорией «прерывистого равновесия», которая показывает, что дарвиновская теория постепенных изменений не подтверждается данными палеонтологии. Биологическая эволюция жёстко сдерживает изменения. Авторами этой теории являются Стивен Джей Гоулд и Нильс Элдредж (1972 г.). «Ньюсуик» за 3 ноября 1980 г. сообщает: «В настоящее время всё больше учёных склоняется к мысли о том, что на протяжении миллионов лет виды изменяются весьма незначительно, а потом вдруг быстро эволюционируют, как при квантовом скачке…»

Выдающийся антрополог Лорен Эйсли в книге «Нескончаемое путешествие» обсуждает эту теорию применительно к человеческому мозгу: «Как недавно заметил крупный специалист в области палеонтологии доктор Тилли Эдинджер, если человек проходил фазу питекантропа, то эволюция его мозга была явлением уникальным, не только по своим результатам, но и по скорости… Похоже, увеличение полушарий мозга не менее чем на 50% произошло, с геологической точки зрения, практически мгновенно и не сопровождалось сколь-нибудь существенным увеличением размеров тела».

Приведём представление Томаса Гексли, ведущего дарвиниста ХIХ столетия, о разуме. «Как я понимаю, главная догма материализма заключается в том, что во вселенной нет ничего, кроме материи и силы… kraft und Staff – сила и материя выступают как альфа и омега существования… Того, кто не придерживается подобного взгляда, разные сторонники этой доктрины обрекли на /Дантов/ ад, отведённый для дураков или лицемеров. Однако я во всё это существенно не верю… Во вселенной есть нечто третье, а именно разум, который я не могу отнести ни к материи, ни к силе, ни к любой мыслимой модификации этих двух».

А вот мнение Фридмана Дайсона, профессора физики Принстонского исследовательского института, взятое из книги «Бесконечное во всех направлениях»: «Не думаю, что наша вселенная образовалась случайно. Я верю, что разум существует во вселенной в некоем очень реальном смысле. Вопрос в том, первичен ли он или это только случайное следствие чего-то ещё? Среди биологов, похоже, преобладает точка зрения, что разум возник случайным образом из молекул ДНК или чего-нибудь в этом роде. Такое представляется маловероятным. Более резонной кажется мне мысль, что разум — это одна из первичных составляющих природы, а мы — проявление на современном этапе истории. Дело здесь не только в том, что разум самодостаточен, а в том, что это неотъемлемый компонент построения вселенной, и жизнь — это способ, коим природа наделяет разум возможностями, которых в противном случае у него не было бы».

Далее в книге приводится высказывание профессора Гарвардского университета, Нобелевского лауреата по физиологии Джорджа Уолда (1985 г.) из лекции «Жизнь и разум во Вселенной»: «Я, как практически все биологи и большинство других людей, полагал, что сознание и разум – позднейший продукт эволюции животных. Но мне пришло в голову, что, наоборот, как раз постоянное всепроникающее присутствие разума и вело материю в данном направлении . И тут я обнаружил, что оказался в прекрасном обществе: идеи такого рода тысячелетиями существовали в древних восточных философиях. И некоторые выдающиеся исследователи, работавшие в области физики (в первой половине ХХ в.), пришли к таким же мыслям. Я обнаружил, что Эддингтон тоже говорит о приоритете разума над материей. Фон Вайцзеккер, философствующий физик, говорит о том, что он называл принципом идентичности, в том смысле, что материя и сознание — это аспекты-двойники реальности» .

«Сущность существует извечно…»

Тайная Доктрина утверждает: «Эзотерическая наука, подобно буддизму и брахманизму и даже Каббале, учит, что единая бесконечная и непознаваемая Сущность существует извечно, пребывая либо пассивной, либо активной в регулярной и гармоничной последовательности. В поэтической фразеологии Ману эти состояния именуются «днями» и «ночами» Брахмы; он либо «бодрствует», либо «спит»… Когда наступит период деятельности, согласно Тайной Доктрине, в силу подчинения вечному и непреложному закону, происходит распространение этой Божественной сущности извне вовнутрь и изнутри вовне; и феноменальный или видимый мир есть конечный результат работы длинной цепи космических сил, последовательно приводимых в движение.

Подобным же образом, когда происходит возврат к пассивному состоянию, Божественная сущность сжимается, и результаты данного творения постепенно и последовательно растворяются. Видимый мир дезинтегрируется, материал его рассеивается; и «тьма», одна-единственная, снова окутывает лик «бездны». Если воспользоваться метафорой из сокровенных книг, ещё яснее передающей эту мысль, — выдыхание «непознаваемой сути» рождает мир; вдыхание – приводит к его исчезновению. Процесс этот извечен, и наша нынешняя вселенная лишь одна из бесконечного ряда, не имеющего ни начала, ни конца».

Сэр Стивен Хокинг, занимающий в Кембридже ту же должность, которую занимал сэр Исаак Ньютон, считается ведущим физиком нашего времени. В своей популярной книге «Краткая история времени: от Большого взрыва до чёрных дыр» говорит, что поначалу принимал модель «открытой вселенной», которая обрекала космос на уничтожение. Но теперь и он, и его коллеги пришли к выводу, что вселенная непрерывно пульсирует: то расширяется, то сжимается — и этому нет ни начала, ни конца. Соответственно Большой взрыв — не первое и не единственное событие такого рода. Он отмечает: «Любопытно отметить ту особенность общего умонастроения, предшествовавшего 20-му веку, когда никто не задавался вопросом, расширяется вселенная или сжимается. Ибо тогда считалось, что либо Вселенная существовала всегда в неизменном состоянии, либо была создана в определённый момент в прошлом, примерно такой, какой мы наблюдаем её сегодня». Модель пульсирующей Вселенной сегодня наиболее предпочтительна в научном мире.

Итак, в основе теории Большого взрыва лежит представление о том, что вселенная началась со взрыва маленькой искры» материи, из которой в конечном счёте эманировали все звёзды и галактики. «Весь космос может быть сконцентрирован «в одной точке» говорит Тайная Доктрина.

В свете новейших открытий теория Большого взрыва подвергается серьёзному пересмотру. Совсем недавно астрономы обнаружили нечто похожее на решётку из восьми галактик, расположенных на равных расстояниях друг от друга. «Эта огромная структура, названная «великий притягатель», отстоит от Земли на 150 миллионов световых лет, и её гравитационное притяжение непрерывно воздействует на Млечный путь и миллионы других галактик.

Это открытие подтверждает теории, обсуждавшиеся астрономами на протяжении ряда последних лет. Суть их состоит в том, что основные объекты Вселенной во много раз крупнее и сложнее, чем представляли себе астрономы. Галактики в зоне «притягателя» не разбегаются в стороны, как в остальной части вселенной, а все «падают» в некоторую область шириной в сотни миллионов световых лет. Поражает также скорость этого движения — 400 миль в секунду. Это свидетельствует о том, что нечто притягивает эти галактики… Астрономы отмечают, что некоторые из наблюдаемых галактик расположены по другую сторону Млечного Пути от этого притягателя — и, что показательно, тоже притягиваются к нему…».

До сих пор учёные могли лишь предполагать, что нынешнее «разлетание» миров и удалённых галактик во Вселенной, созданной Большим взрывом, в один прекрасный момент может приобрести обратный характер, и континент галактик «великого притягателя» придаёт вес этой теории. Впоследствии может оказаться, что эти недавно открытые огромные скопления галактик в действительности принадлежат к совсем другим вселенным, а не к так называемой вселенной Большого взрыва. Новая головоломка для учёных: отмечено ускорение в разбегании галактик.

Благодаря работам Джеймса Лавлока и Линн Маргулис мы теперь знаем, что Земля живёт самосогласованной взаимосвязанной жизнью, какую мы наблюдаем у живых организмов. Планетная жизнь, «биосфера», саморегулируема. Биосфера с большой точностью поддерживает солёность и кислотно-щелочной баланс в океанах, в течение миллионов лет сохраняет неизменным состав атмосферы с оптимальным для фотосинтеза и дыхания количеством кислорода и углекислого газа. Земля живёт благодаря Солнцу, поглощая энергию, необходимую для жизнедеятельности мириад живых существ и отражая излишек её в бездонные просторы космоса. Это и есть «гипотеза Геи», новая идея о том, что сама Земля — живая…

Тайная Доктрина на сей счёт говорит: «Представление о том, что всё во Вселенной живое — одна из тех древних концепций, которые в нынешнем столетии возвращаются человеческому разуму, вследствие освобождения его от антропоморфической теологии. Наука, правда, довольствуется тем, что фиксирует и постулирует признаки всеобщей жизни, но она ещё не настолько осмелела, чтоб хотя бы шепнуть: «Anima Mundi!» Представление о «кристаллической жизни», рассматриваемое теперь наукою, было бы осмеяно полвека тому назад… даже склоняя на все лады термины «сила» и «энергия», наука вряд ли сможет долго игнорировать тот факт, что всё, в чём присутствует жизнь, живое, будь то атомы или же планеты». Точка зрения лауреата Нобелевской премии Брайана Джозефсона, профессора физики Кембриджского университета, во многом совпадает с этим утверждением. В одном из интервью он замечает: «Каждый атом материи может обладать элементами сознания и эволюционировать по направлению к высшим уровням подобно земным биологическим формам…Физики, склонные считать материю безжизненной и механистичной, находятся на ложном пути. Похоже, что на самом тонком своём уровне материя ведёт себя скорее как нечто биологическое и живое. В основе явлений, которые мы обычно наблюдаем, и даже тех, что изучают в физике, могут лежать жизнь и разум… Вся материя, похоже, обладает таинственной целостностью, либо единством, которое учёные не могут объяснить, но о котором часто говорится в разных восточных религиях. Это ещё раз подтверждает основополагающий принцип Тайной Доктрины о возможности синтеза науки, религии и философии. Идея, что природа проявляет разум, выглядит весьма далёкой от пре- обладающего ныне среди учёных представления о том, что случайность и произвол царят и в субатомном мире, и в безбрежных просторах космоса, где прямо на наших глазах рождаются и гибнут вселенные.

Английский учёный Роджер Пенроуз убеждён, что «в любой интерпретации квантовой механики в её нынешнем виде всё равно остаются неразрешимые загадки». Он полагает, что в будущем «квантовая механика претерпит радикальные изменения» и будут открыты глубочайшие законы, которые объяснят даже великую тайну человеческого сознания, равно как и поведение атомных частиц, кажущееся сейчас хаотичным».

На этот счёт Тайная Доктрина утверждает: «Каждый атом, подобно монаде Лейбница, — сам по себе маленькая вселенная.

Можно ли найти идею более прекрасную, чем та, согласно которой разумная жизнь универсальна и пребывает во всём, от галактики до атома, а мёртвой материи не существует. «Камень становится растением, растение — животным, животное человеком, человек — духом, и дух — Богом» – это древний каббалистический постулат. Если эта идея верна, то в ней содержится разгадка великой загадки обитаемости миров.

Результаты исследования доставленных астронавтами образцов лунных пород ошеломили учёных: возрастом они оказались старше всего, что когда-либо было найдено на Земле.

Тайная Доктрина признаёт Логос, или совокупного «Творца» Вселенной; Demiurgos «(Демиург — греч. мастер, ремесленник, творец) — в том смысле, в каком говорят о «зодчем» как о «творце» здания, хотя сей зодчий сам не притронулся ни к одному камню его, но, начертан план, предоставил весь ручной труд каменщикам; в данном случае план был начертан Представлением (Мыслеосновой) Космоса, а труд построения был предоставлен Множествам разумных Сил».

На рубеже ХХ в., как и предсказывала Тайная доктрина, покров природы действительно оказался прорван, позволив проникнуть невообразимо глубоко и в мельчайшие, и в величайшие царства природы. Последуем и мы за самыми интересными перипетиями научного поиска, памятуя о всех напутствиях восточных мудрецов и их последователей.

 

Источник: Книга: Фурса Е. Я. Мироздание — мир волн, резонансов и… ничего более. Глава 2. Наука древних храмов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *