Народные поэты Белорусской ССР Янка Купала и Якуб Колас — одни из самых известных белорусов в мире. Они по праву считаются классиками нашей отечественной литературы. Их произведения еще при жизни были переведены практически на все языки народов СССР, а также на многие языки народов мира. Благодаря Янке Купале и Якубу Коласу наша Родина стала широко известна в мире. Они открыли белорусскую культуру для миллионов жителей Земли.
Именами Янки Купалы и Якуба Коласа названы проспекты, улицы, площади, скверы, станции метро и учебные заведения во многих населенных пунктах как в самой Беларуси, так и в других странах, что красноречиво говорит об уважении к нашим талантливым землякам, почитании их культурного наследия, их широкой популярности и всемирной известности.
Памятники Янке Купале есть в Москве, Нью-Йорке и Ашдоде (Израиль). Музей поэта есть в селе Печищи под Казанью. 1982 год решением ЮНЕСКО был объявлен годом Янки Купалы (к 100-летию со дня рождения великого поэта).
Оба поэта родились в 1882 году. Иван Доминикович Луцевич (1882— 1942) происходил из обедневшей белорусской шляхты и родился в деревне Вязынка Минской губернии (теперь в Молодеченском районе Минской области) на Купалье, вследствие чего позже и избрал для себя литературный псевдоним — Янка Купала. Константин Михайлович Мицкевич (1882— 1956), творивший под псевдонимом Якуб Колас, родился под Столбцами, в деревне Акинчицы (теперь уже в черте города), в семье лесника.
Их судьбы во многом похожи. Оба с детства увлеклись родным фольклором и из него черпали сюжеты для своих произведений. Купала и Колас до революции активно сотрудничали с первой официальной белорусской газетой «Наша Нiва». Оба — участники Первой мировой войны и оба восторженно восприняли революцию в России. Янка Купала и Якуб Колас, хотя и писали прозу, отдавали предпочтение лирике и получили широкую известность в первую очередь как поэты, удостоившись высокого звания «Народный поэт» (Янка Купала — в 1925 году, Якуб Колас — в 1926-м). Оба были академиками Академии наук БССР (а Янка Купала еще и Академии наук Украинской ССР). Они много занимались пере водами литературных произведений зарубежных и советских писателей на белорусский язык.

В своих произведениях, написанных легким живым языком, Купала и Колас показывали жизнь простых людей и воспевали природу родного края. Их герои по большей части — это крестьяне, высоко ценящие свой труд, имеющие чувство собственного достоинства и не желающие мириться со своим угнетенным положением, восстающие против несправедливости.
Для творчества Янки Купалы характерно обращение к историческому прошлому Беларуси, легендам и преданиям нашего народа (поэмы «Бандароуна», «Магiла льва», «Курган», «Нiкому», «Яна i я», «Адплата кахання»). Оно оптимистично и пронизано надеждой на процветание родной земли. Купала уверен, что в тесном союзе с другими социалистическими республиками Беларусь достигнет высокого уровня своего развития. Он воспевает созидательный труд советского народа.
В произведениях Якуба Коласа отражены основные события новейшей истории Беларуси: дореволюционная жизнь, Великая Октябрьская социалистическая революция и Гражданская война, строительство социализма, воссоединение Западной Беларуси с БССР, Великая Отечественная война. Он показывает тяжелую долю белорусского крестьянина, угнетаемого панами, помещиками и царской администрацией. Колас ищет ответ на философский вопрос: «Для чего человек живет на земле?», и стремится показать роль интеллигенции в развитии общества. Раскрытию этих проблем посвящено одно из основных его произведений — трилогия «На росстанях». Много писал Колас и для детей.
Впрочем, предоставим слово самим писателям. Творчество характеризует их лучше всего.
Вот как начинается поэма-баллада Янки Купалы «Курган»:
ПамIж пустак, балот беларускай зямлi
На ўзбярэжжы ракi шумнацечнай
Дрэмле памятка дзён, што ў нябыт уцяклi, —
ЎдзIрванелы курган векавечны.
Дуб галлё распусцiу каранасты над iм.
Сухазелле у грудзi упiлося;
Вецер стогне над iм уздыханнем глухiм, —
Аб мiнуўшчыне ў жальбах галосе.
На купалле там птушка садзiца, пяе,
У пiлiпаўку воўк нема вые;
Сонца днем распускае там косы свае,
Ночкай зоры глядзяць залатыя.
Хмары неба ўсцiлалi мо тысячу раз,
Перуны бiлi з краю да краю, —
Ён стаiць — гэта памяць людская, паказ…
Толькi гутарка ходзiць такая…
Широкую популярность имеет также стихотворение Купалы «А хто там iдзе?», написанное так же, как и «Курган», до революции:
— А хто там iдзе, а хто там iдзе
Ў агромiстай той грамадзе?
— Беларусы.
— А чаго ж, чаго захацелася iм,
Пагарджаным век, iм, сляпым, глухiм? —
Людзьмi звацца.
Созвучно этому стихотворению и другое — «Мая малiтва»:
Я буду малiцца i сэрцам, i думам!,
Распетаю буду малiцца душой,
Каб чорныя долi з мяцелiцаў шумамi
Ужо больш не шалелi над роднай зямлёй.
Я буду малiцца да яснага сонейка,
Няшчасных зiмой саграваць сiрацiн,
Прыветна па збожных гуляючы гонейках,
Часцей заглядацi да цёмных хацiн.
Я буду малiцца да хмараў з грымотамi,
Што дзiка над намi гуляюць не раз,
Каб жаль над таротнымi мелi бяднотамi,
Градоў, перуноў не ссылалi падчас.
Я буду малiцца да зорак i жалiцца,
Што гасяць сябе надта часта яны,
Бо чуў, як якая з неба з ix звалiцца,
3 жыцця хтось сыходзе на вечныя сны.
Я буду малiцца да нiвы ўсёй сiлаю,
Каб лепшаю ўродай плацiла за труд,
Збагацiла сельскую хату пахiлую,
Надзеi збытымi ўбачыу наш люд.
Я буду малiцца i сэрцам, i думамi,
Распетаю буду малiцца душой,
Каб чорныя долi з мяцелiцаў шумамi
Не вылi над роднай зямлёй, нада мной.
Но самым известным стихотворением Янки Купалы является, пожалуй, «Спадчына», написанное в 1918 году:
Ад прадзедаў спакон вякоў
Мне засталася спадчына;
Памiж свaix i чужакоў
Яна мне ласкай матчынай.
Аб ёй мне баюць казкi-сны
Вясеннiя праталiны,
I лесу шэлест верасны,
I ў полi дуб апалены.
I ў белы дзень, I чорну ноч
Я ўсцяж раблю агледзiны,
Цi гэты скарб не збрыў дзе проч,
Цi трутнем ён не з’едзены.
Жыве з iм дум маiх сям’я
I снiць з iм сны нязводныя…
Завецца ж спадчына мая
Усяго старонкай роднаю.

Янке Купале вторит его товарищ Якуб Колас, призывая белорусов защищать свое наследие, свою родную землю, в стихотворении «Беларускаму люду», написанном в 1921 году, после Рижского договора, разделившего Беларусь:
Змоўкнi ты, сцiхнi, песня пакуты,
Заварушыся, наш край!
Люд беларускi! Рвi свае путы!
Новую песню спявай!
Дружна i згодна станьма сцяною.
Доля не прыйдзе сама,
Воля не зойдзе к нам стараною,
Збоку дарог ёй няма.
Люд! Праканайся: толькi мы самi —
Долi свае кавалi
Годзе жа, досыць панукаць намi,
Гнаць з нашай роднай зямлi!
Нас падзялiлi — хто? Чужанiцы,
Цёмных дарог махляры.
К чорту ix межы! К дъяблу гранiцы!..
Нашы тут гонi, бары!
Будзем мы самi гаспадарамi,
Будзем свой скарб ратаваць!
Годзе той крыуды! У ногу з братамi
Пойдзем наш край вызваляць.
Змоўкнi жа, сцiхнi, песня пакуты!
Заварушыся, наш край!
Люд! Вызваляйся, pвi свае путы,
Новыя песнi спявай!
А какой нежностью и болью проникнуты слова поэта, посвященные сельским женщинам, из стихотворения «Жнiво»!
Рэдкае збожжа, травы палавiна,
Колас не гнецца зярном да зямлi
Знаць, нешчаслiва была та часiна,
Як кiдалi зерне сяўцы па раллi
Выйшлi на поле вось жнеi з сярпамi,
Ў лапцях лазовых, а хто без лапцей;
Hiвa пустымi шумiць каласамi,
Нiва не цешыць жаночых вачэй.
Цяжка ўздыхнуўшы, збанкi пастаўлялi,
Клункi на межы паклалi жанкi.
Бабы старыя свой твар пажагналi,
Моўчкi за працу ўзялiся дзяўкi.
Горача ў полi. Эх, жар дакучае,
Праца марудна, бясконца цяжка!
Спiну i плечы iм боль адбiрае,
Аж дзервянее ў жнеек рука.
Збэрсана жыта, чапляецца колас;
Жменю нажне — разагнецца жняя,
Жыта паложыць на скручаны пояс…
Цяжкая, жнейка, работа твая!
Цiха на полi ў поўдзень гарачы!
Хоць бы дзе кусцiка рэдзенькi цень.
Толькi ў калысцы плач чуеш дзiцячы,
Толькi над вухам звiнiць авадзень…
Широкую известность получило стихотворение Коласа «Мой родны кут»:
Мой родны кут, як ты мне мiлы!..
Забыць цябе не маю ciлы!
Не раз, утомлены дарогай,
Жыццём вясны мае убогай,
К табе я ў думках залятаю
I там душою спачываю.
О, як бы я хацеў спачатку
Дарогу жыцця па парадку
Прайсцi яшчэ раз, азiрнуцца,
Сабраць з дарог каменнi тыя,
Што губяць сiлы маладыя, —
К вясне б маёй хацеў вярнуцца.
Неисчерпаемая любовь к природе родного края показана в стихотворении «Родныя вобразы»:
Вобразы мiлыя роднага краю,
Смутак i радасць мая!
Што мае сэрца да вас парывае?
Чым так прыкованы я
К вам, мае ўзгорачкi роднага поля,
Рэчкi, курганы, лясы,
Поўныя смутку i жальбы нядолi,
Поўныя смутнай красы?
Толькi я лягу i вочы закрыю,
Бачу я вас прад сабой.
Цiха праходзiце вы, як жывыя,
Ззяючы мiлай красой.
Чуецца гоман мне спелае нiвы,
Цiхая жальба палёў,
Лесу высокага шум-гул шчаслiвы,
Песня магутных дубоў…
Вобразы мiлыя, вобразы смутныя,
Родныя вёскi i люд,
Песнi цягучыя, песнi пакутныя!..
Бачу i чую вас тут.

Своим творчеством Песняры земли Белорусской оставили нам ряд важных заповедей: любить свою Родину, дорожить наследием предков, уважать человеческий труд, иметь чувство собственного достоинства, ценить и защищать независимость Беларуси.
Источник: “Великое наследие Беларуси”. Сергей Лютко . Минск “Беларусь” , 2019г.

