Первые звоночки прозвенели, когда по русскому языку (да и по другим предметам) появились печатные тетради. И школьники уже не должны были переписывать упражнение, а просто вставлять в печатный текст пропущенные буквы, выделять суффиксы, приставки и прочее.
Та же ситуация, в принципе, и по математике: не надо примеры писать в тетради, а можно просто сразу вписывать ответы. Ну прекрасно! Ведь детям так легче! И времени тратится меньше.
Но в погоне за лёгкостью потеряли не только устойчивый навык разборчивого письма. Получили детей неусидчивых, возбудимых, не умеющих сосредоточиться.
Процесс письма – это незаменимое упражнение для мозга. Вот что говорит о письме Татьяна Черниговская, доктор биологических и доктор филологических наук, академик РАО:
“Раньше чистописанию (или каллиграфии) в школе отводилось несколько лет, и в этом был особенный смысл. Письмо воздействует примерно на те же зоны мозга, которые отвечают за речь, за умение формулировать мысли. Поэтому когда у детей возникают проблемы с речью, применяют методики, которые развивают мелкую моторику, детей учат собирать бисер, рисовать мелкие детали и так далее. Потому что это тренирует мозг. Более того, если вы поговорите с врачами, которые реабилитируют больных после инсульта, то узнаете, что им дают сложные моторные задания для пальцев — для мозга это оказывается восстанавливающим лечением. Когда мы нажимаем на клавиши, то, конечно, с мозгом тоже что-то происходит, но это несравнимо более простое действие, чем ручное письмо.
Мне удивительно, что ручное письмо пытаются отменить в Финляндии, где, как известно, чуть ли не лучшая система образования в мире. Один из аргументов сторонников отмены в том, что взрослым людям ручное письмо совершенно не нужно, они предлагают подсчитать, сколько за год пишет человек… И параллельно финны предлагают заменить письмо чем-то другим, разработать упражнения для развития моторки. Но зачем изобретать велосипед, когда есть чистописание?
Хотим остаться высшим видом на Земле? Значит, мы должны уметь красиво писать.”
Но, по-видимому, для наших детей предопределена вовсе другая роль, а не роль высшего вида. Ведь мало того, что чистописание как предмет давным-давно изъяли из программы. Теперь подводят к тому, что писать от руки будет не нужно вообще.
Вот и печатные тетрадочки уже лет 20 в ходу. Теперь уже и домашние работы учителей через РЭШ обязывают создавать и задавать детям. Семимильными шагами идём к тому, чтобы не воспитывать людей мыслящих, а штамповать тупеньких “нажимателей кнопок”. А, почему, собственно, идём? Мне кажется, уже пришли!
И на “музыку” мода прошла…
Во времена моего детства (конец семидесятых-восьмидесятые) девочка “из хорошей семьи” обязательно должна была учиться музыке. Мальчик, желательно, тоже. Но девочка – непременно!
В моде было фортепиано. Если родители не могли купить пианино, то ребёнка “отдавали на баян”. Ну, или аккордеон. Скрипка – та была для избранных, она особых данных требовала.
Учёба игре на музыкальном инструменте – колоссальные упражнения не столько для пальчиков, сколько для мозга. Трудно даже представить, сколько мозговых центров одновременно вовлекается в работу!
Добавьте воспитательный эффект: регулярность занятий, самостоятельные упражнения… Всё это развивало самодисциплину, настойчивость. В результате учёба в школе давалась намного легче.
Но мода на “музыку” прошла. Писать детей от руки уже почти не учат. И мы получаем то, что… получаем.
Неумение разборчиво писать приводит к потере баллов при ГИА
Во время моей работы в школе я с этим сталкивалась несколько раз.
Неразборчивый почерк приводит к тому, что в экзаменационных работах правильный ответ не засчитывается. Например, когда выпускник рисует “3” очень похоже на “8”. Или “9” имеет такой крошечный хвостик, что читается как “0”.
Ну, а в работах по русскому языку отдельные слова вообще оказываются нечитаемыми.
Бывало, подавали и апелляции, когда выпускник был уверен в своей правоте. Но во всех случаях апелляции отклонялись. И то верно: о чём можно говорить, если не научились элементарному – разборчиво писать.
Но что-то мне подсказывает, что скорее экзамены сделают полностью автоматизированными и компьютеризированными, нежели в начальной школе решат больше внимания уделять ручном письму. Ну, никак каллиграфия и чистописание не вписываются в концепцию цифровизации образования!
В чём выход?
Выход мне видится в том, чтобы один час в неделю (из “внеурочки”) в начальной школе, хотя бы в 1 и 2 классах, отвести на занятие чистописанием. Такое решение вправе принять любая школа. Думаю, учителям и самим это жизнь немного упростит: каракули станут не столь нечитаемыми.
Кстати, такой опыт уже есть, и учителя в первый же год занятий отмечают, что дети в начальных классах начинают писать не только разборчивее и красивее, но и грамотнее. А ещё становятся спокойнее, усидчивее, дольше могут сохранять состояние сосредоточенности.
Писать рукой – это работа, это вам не кнопочки жать…
Источник: https://dzen.ru