А дома лучше. Квартет виолончелистов “Растрелли” вернулся на Родину.

И.Шварц-Растрелли виолончельный квартет – Элегия.

А ДОМА ЛУЧШЕ. КВАРТЕТ "РАСТРЕЛЛИ" ТЕПЕРЬ БАЗИРУЕТСЯ В ПЕТЕРБУРГЕ, А НЕ В ГЕРМАНИИ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ
А ДОМА ЛУЧШЕ. КВАРТЕТ “РАСТРЕЛЛИ” ТЕПЕРЬ БАЗИРУЕТСЯ В ПЕТЕРБУРГЕ, А НЕ В ГЕРМАНИИ. ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ

СВО стала моментом истины для деятелей культуры. Кто-то из них после начала спецоперации сбежал за границу. А кто-то вернулся из-за границы на Родину. Среди таких — всемирно известный квартет виолончелистов “Растрелли”. Он был создан больше 20 лет назад в Германии. Но после начала СВО русским музыкантам поставили гнусное условие. Руководитель квартета Кирилл Кравцов рассказал Царьграду, как стать музыкантом и не предать Родину.

ВЛАДЛЕН ЧЕРТИНОВ

Кирилл Кравцов – сын выдающегося аккордеониста Николая Кравцова, усовершенствовавшего этот музыкальный инструмент. В 1996 году виолончелист Кирилл, будучи восходящей звездой, уехал учиться в Германию по культурному обмену между Санкт-Петербургской консерваторией и Штутгартской высшей школой музыки:

“Уехал, потому что упёрся в потолок и искал новых знаний, а в России тогда не было ни нот, ни аудиозаписей, страну не развивали, а грабили.”

В Германии он женился на русской немке, в 9 лет покинувшей СССР, выиграл престижный музыкальный конкурс и был приглашён в лучший камерный оркестр страны. А потом создал из русских музыкантов, своих учеников, первый в мире виолончельный квартет, который за годы своего существования дал больше 2,5 тысячи концертов в 32 государствах. Выступал со многими звездами, да и сами музыканты Rastrelli Cello Quartet стали мировыми звездами.

Царьград: Ваши родители, выбрав для вас именно виолончель, видели сына на вторых ролях в музыке?

Кирилл Кравцов: Уровень музыкальной культуры в СССР и статус музыканта были намного выше, чем сейчас. Конкуренция была безумная, и многие родители мечтали не о том, чтобы их ребёнок стал солистом, а о том, чтобы просто попал в оркестр и жил хорошо. Границы были закрыты, а большинство артистов, занимавшихся классической музыкой, выезжали за рубеж.

Кто тогда был выездным? Спортсмены, артисты балета и музыканты. Помимо уважения в обществе и хорошей зарплаты, они имели ещё и доступ к материальным благам Запада.

Музыканты, например, привозили с гастролей в денежном эквиваленте двое жигулей. Везли сеточки для волос для сна, которые были здесь в дефиците. Очень выгодный товар – ничего не весил, можно было весь чемодан ими набить, а стоили они у нас дорого. Чемодан сеточек обменивали на жигули.

– В чем главная проблема сегодняшней музыки?

– В том, что многие музыканты, которые выступают на сцене, – не те, за кого себя выдают. Им нечего сказать публике. Цель музыканта – не задавить зрителей безумно сложным произведением, которое он и сам не до конца понимает, но делает при этом умное лицо. Музыка – это больше, чем ноты.

Есть гениальный пианист Григорий Соколов, я был на пяти его концертах, и каждый раз он меня уводил в какие-то космические миры. Это правда, я вам клянусь.

Или другой пример: я был на концерте группы “Роллинг Стоунз”. 60 тысяч человек на стадионе, жара, четыре часа ожидания, все устали. Но потом вышли эти пять динозавров со страшными лицами (они и в молодости-то красавцами не были), и произошло что-то необъяснимое: они сыграли первый аккорд – и всё это море людей всколыхнулось, усталость исчезла. Это и есть настоящее. Тебя берут и уводят с собой. И не важно, рок это или классика.

 КВАРТЕТ "РАСТРЕЛЛИ". МУЗЫКА ДОЛЖНА ПОДНИМАТЬ И УНОСИТЬ ЧЕЛОВЕКА. ФОТО ДЖОВАННИ ТОМАЗИНИ, ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ
КВАРТЕТ “РАСТРЕЛЛИ”. МУЗЫКА ДОЛЖНА ПОДНИМАТЬ И УНОСИТЬ ЧЕЛОВЕКА. ФОТО ДЖОВАННИ ТОМАЗИНИ, ПРЕДОСТАВЛЕНО ЦАРЬГРАДУ

Если какой-либо человек признается, что не понимает классическую музыку, это значит, что он просто не слышал настоящих музыкантов. Зритель может не знать, Шостакович это или Бетховен, сколько там частей, сколько скрипок в оркестре. Когда Теодор Курентзис дирижировал в Штутгарте 7-й симфонией Шостаковича, я вцепился в подлокотники кресла и час двадцать не мог руки разжать – страшно было. Так было сыграно, что я вживую видел немцев, которые в 1941 году шли на Ленинград, и наших, защищающих город. А ведь я слышал эту симфонию много раз в Петербурге и никогда не переживал ничего подобного.

– А у музыкальных инструментов есть душа?

– Конечно. Они живые, со своими характерами. Я год играл на виолончели 1680 года рождения, сделанной итальянским мастером Франческо Руджери. Она была настолько капризна, что хотела играла, а хотела нет. В одних и тех же условиях и в том же самом помещении вдруг теряла 40 процентов звука, а на следующий день он возвращался.

На немецком языке слово “виолончель” среднего рода, а на русском – женского. И это очень правильно. Когда мы в Германии выступали, я всегда говорил со сцены: “Какой средний род? Посмотрите на её формы”.

Сейчас я играю на единственной в мире виолончели. Это супербомбический инструмент, с которым я закончу свои дни. Его мне сделал мой близкий друг Габриэль Джебран Якуб – наполовину сириец, наполовину русский. Он сам виолончелист и скрипичных дел мастер, его называют современным Страдивари. Чтобы купить эту виолончель, мне пришлось продать другую, приобретенную в 1994 году – я играл на ней на конкурсе Чайковского. Так вот у меня до сих пор на душе горький осадок: продав эту виолончель, я будто женщину бросил, которая меня любила.

– Вы в одном из интервью сказали, что раньше мастерство виолончелистов, особенно в сравнении со скрипачами, оставляло желать лучшего.

– Наверное, я погорячился в том интервью. Мы ничего не знаем. У людей, особенно молодых, часто возникает ощущение, что предки были глупее и хуже них. В Канзасе есть музей одного корабля, затонувшего в 1861 году. Его засосало в ил, и все, что он перевозил, сохранилось. Он был снизу доверху набит вещами, необходимыми для колонистов, осваивавших новые земли, – от иголок до огромных пил. Этакий плавучий универмаг. Я смотрел на качество этих предметов и понимал, что тогда-то люди делали вещи, а не барахло, как сейчас. И поэтому вполне вероятно, что наши предки играли на разных инструментах лучше нас. Просто не было аудиозаписей – и мы не можем сравнить.

А как, например, играл Паганини, что такого происходило на его концертах, что католики обвиняли его в заключении договора с дьяволом, мы можем только догадываться.

– Вы 26 лет прожили в Германии…

– Я и сейчас там бываю наездами. В Германии пока живёт моя семья. Учатся дети, у жены своя собственная русская школа. А уехал я по простой причине. Когда началась СВО, у нас было в Германии запланировано 120 концертов. Мне поставили унизительное условие. Мне сказали: либо ты будешь перед каждым выходом на сцену говорить, что ты против Путина, и Россия – террористическое государство, либо мы 120 концертов отменим. Я сказал: “Отменяйте”.

В Америке нас, кстати, не запрещают, и никто не требует никаких политических заявлений. Овечкин в НХЛ играет – и мы будем играть, запланировано турне на 2025 год. Потому что для американцев это деньги, бизнес. А в Европе что-то сломалось в головах. Это какой-то геноцид. Примерно то, что при Гитлере было с евреями. Я спросил: “А звезду на одежду скоро нашивать? Только можно не жёлтую, а красную?”.

Я им сказал: “В блокадном Ленинграде люди от голода падали на улице, а в программе филармонии стояли Вагнер, Бетховен и Брамс. Вот они, советские люди, нормальные были, а вы ненормальные”.

В Германии из 120 только два концерта не отменили. Один организовал на своей площадке наш 82-летний поклонник. Сказал: “Хочу устроить концерт “Русская душа”. Я ему: “Уле, тебя съедят”. – “Нет, у меня всё будет хорошо”. Мы сыграли, был колоссальный успех – 15 минут стоячие овации.

Ощущение какого-то коллективного самоубийства

– Перед вами был выбор, уезжать из Германии или нет?

– А какой может быть выбор? Я русский человек и всегда буду со своей страной. Я им сказал: “У меня есть вопросы к моему правительству, но обсуждать их я буду не с вами”. У нашего квартета на этот счёт не было никаких сомнений. Мы тут же все вернулись сюда. И я счастлив, потому что сейчас здесь в сто раз лучше, чем там. Это не та Германия, в которую я когда-то приехал. Тех людей уже нет.

Теперь в Германии живут бессмысленные потребители продуктов и мигранты. Смотрю футбольный матч: это что, Швейцария с Германией играет? А швейцарцы и немцы-то есть на поле вообще? Это не расизм. Просто эти люди – не немцы, у них культурный код другой. Если с восточными немцами мы великолепно друг друга понимаем, потому что читали одни и те же книжки, можем поговорить о Пушкине и Толстом, о Гейне и Шиллере, то с западными и мигрантами не о чем разговаривать – они ничего не читали и не знают.

Как говорил один мой немецкий приятель, западные немцы – это американцы, которые живут в Германии и почему-то говорят на немецком языке. Последние 25-30 лет шёл промыв европейских мозгов американцами. Я, кстати, к ним хорошо отношусь, с удовольствием в США езжу на гастроли, очень много общаюсь с людьми, но в геополитике их олигархия творит страшные вещи.

– Полностью уничтожили немецкие традиции и культуру…

– Мы в Германии дочку перевели из одной гимназии в другую, потому что она до 12 лет ни одного стихотворения на немецком наизусть не знала. Это при Гёте, Гейне, Шиллере. Ничего из немецкой классики не читали. А читали переводную ахинею про какого-то непонятного персонажа, живущего в Нью-Йорке. Катастрофа. Слава Богу, сразу же стала проходить “Вильгельма Телля”. Но эта новая гимназия – редкое исключение, там хотя бы квалифицированные педагоги и достойные ученики со всего мира, которые изучают немецкую литературу и музыку. А в целом – полное стирание национальной культуры. Ощущение какого-то коллективного самоубийства. И то, что произошло после начала СВО, такое невозможно себе было представить в той Германии, в которую я когда-то приехал.

КИРИЛЛ КРАВЦОВ В РОДНОМ ПЕТЕРБУРГЕ: "Я РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК И ВСЕГДА БУДУ СО СВОЕЙ СТРАНОЙ". ФОТО АЛЕКСЕЯ ФЁДОРОВА
КИРИЛЛ КРАВЦОВ В РОДНОМ ПЕТЕРБУРГЕ: “Я РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК И ВСЕГДА БУДУ СО СВОЕЙ СТРАНОЙ”. ФОТО АЛЕКСЕЯ ФЁДОРОВА
Мое мнение: идёт сознательное уничтожение культурной самоидентификации европейских народов. Потому что если человек бескультурен, им проще управлять. Ему всё равно. Он потребляющая, спящая, бессмысленная биомасса. Что ему из ящика или интернета скажут, то он и будет думать и делать. А человеком, который знает великих немецких писателей и философов, очень сложно манипулировать.
Источник: “Царьград”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *