Детство – тот период в человеческой жизни, когда должны быть усвоены, закреплены в сознании Основы
Жизни, её основные Законы. Потом, во взрослой жизни, сознание углубит понимание, найдёт лучшее претворение Единых Законов в своём бытии. Ибо что есть добро? Совершенное добро – это деятельность в единстве с Законами Бытия.
… Утверждение, что образование искусством является благом, даёт развитие и воспитание – стало трюизмом. Об условиях, при которых обучение музыке может быть благом (а ведь может и не быть!) задумываются мало. Безусловно, Музыка (именно с прописной буквы) есть Красота. Но можно пройти мимо любой красоты, если стоять перед застеклённой картиной великого мастера и любоваться своим отражением в стекле. Так и в музыке. Немногие люди, и в том числе музыканты, заглядывают в глубины собственного сердца. . Сколько там подлинной любви к Красоте? Бескорыстной, не связанной с желанием утвердить себя в этом мире?
Человеческая реализация и, как сейчас говорят, «самореализация» не есть запуск в жизненный оборот своих талантов. В детстве должно быть осознано, что человек не есть потребитель жизненных ценностей и благ, которые он обретает «в обмен» на способности и умения. Человек есть огонь, который должен разгореться и сиять чисто, ясно, мощно, сосуд, изливающий благо. Каждый человек берёт из Единого Океана Жизни бесконечно много: жизнь, питание бесценными тонкими энергиями, движущими каждым его действием, каждой его мыслью, желанием. Человек – дитя Матери Жизни – живёт и творит, благодаря Великому Океану Огня Незримого. Всё дано человеку. Но должен быть осмыслен ЗАКОН РАВНОВЕСИЯ – он же Закон Отдачи. Много, много добра должно быть совершено человеком, каждое дыхание, каждый взгляд, каждый жест, каждое намерение должно стать добром – чтобы Великие Весы Жизни, Весы Космические, Весы Красоты – обрели равновесие. И нет иных путей у человека и человечества к счастью.
Если каждое мгновение жизни в искусстве не есть живая жизнь сердца, духа, не есть искание большей и ещё большей Красоты, то следствия, проистекающие от действий в искусстве, не обязательно будут добром. Формализм, тщеславие, самопочитание, конкуренция – всё это следствие незнания и неосознания Законов Жизни. Вдохновение – птица счастья всех подлинных творцов – это закономерное притяжение пространственного огня, пространственной мысли к чистому огню сердца, к ищущей Красоты воле. Красота в искусстве не есть явление условное, она – убедительность, которая всегда только там, где истинность, где огонь любви и сотрудничества.
…Нужно всеми мерами оберечь человека в детстве от легкомыслия (т.е. поверхностного отношения к явлениям жизни, искания в них не глубины и реального созидания, а развлечения и пустого веселья), от грубости (которая очень часто находит себе тайное пристанище в бездуховной мотивации). Ни один звук не ценен без сокровенной вибрации сердца, укоренённой в накопленной духовности. Именно накопление духовности и приведение её в активное состояние и есть истинная цель образования искусством. И для этого образование должно быть соответственно организовано. Целенаправленно должно вестись развитие внимания и внимательности, чуткости к энергиям: будь то содержание музыкальной интонации или речевой, будь то взгляд, жест, мысль… Всё это звуки, всё это жизнь, которая должна быть целенаправленно приведена к Красоте.
Музыка инструментов когда-нибудь станет частью единой музыки Жизни. Мысля о Будущем, задумаемся, чем является наша деятельность, деятельность нашей группы (профессионального сообщества) в широком контексте Жизни, что она в Пространстве? И тогда легко будет освободиться от тех условных мер, критериев, выйти на просторы свободного мышления и подлинной Радости жизни.
Вот концерт. На сцене учащиеся исполняют виртуозные пьесы, в зале – почитатели юных дарований. Но выходит ли ценность этой деятельности за пределы интересов какой-то группы людей, поднимается ли она хотя бы на сколько-нибудь над «корою планеты», есть ли от неё тот свет, который является видимым в Мире Тонком, и достигает ли этот Свет до Мира Духовного, до Мира Высшего? А посмотреть глазами Обитателей иных Миров: Венеры, Юпитера? Будет ли ценной эта наша деятельность в их глазах? Добро и Красота не должны пониматься как относительные, нужно стремиться к достижению тех качеств и результатов деятельности, которые являются безотносительными. Что же будет главными условиями достижения такой всеобщности, безотносительности? – наиболее высокое мышление и огни сердца.
…Процесс осознания Основ Бытия должен начинаться в раннем детстве, когда ещё не утрачена чуткость, связь с Миром Тонким – Незримостью ещё даёт возможность ощущать жизнь и пространство как единые и бесконечные, не ограниченные только физическим планом и только одной жизнью.
Воспитание есть питание разума и сердца энергиями Истины, истинное воспитание всегда проявляется в расширении сознания… Не «я», но «мы», не маленький узкий мирок, но Единая Безграничная и Нескончаемая Жизнь.
Свобода.
– О чём важном и красивом можно помыслить в русле этой музыки [звучит «Мелодия» Дворжака]? Какова её идея?
– Свобода…
– Скажи точнее, какая именно свобода?
– …
Давай помыслим и разберёмся, что есть свобода? Свободу ищут все: узник в темнице мечтает о свободе; ученик-ленивец тоже мечтает скорее сбежать с урока («на свободу»!); вынужденный молчать мечтает о свободе выражения идей, которые считает истинными и нужными… Свободы ищут и свободы боятся: «что будет, если все будут свободно делать то, что захотят» – думают иные, считая свободу произволом. Что же это такое – Свобода?
Свобода – один из величайших и важнейших Законов Бытия. Речь идёт о свободе воли, или волеизъявления. Каждый обладает этой свободой изначально, в сущности своего духа. Но не каждый умеет слить свою волю с Добром, со Светом, и потому ещё столько зла в мире. Человечеству нужно ещё накопить много энергии Культуры, обрести осознание ответственности за жизнь и благо всех других людей чтобы научиться пользоваться правом свободной воли на человеческом, то есть духовном уровне.
Жизнь есть гармонический Поток, управляемый великими Законами – едиными для всей Беспредельности. Помимо Закона Свободной воли существует Закон причин и следствий: каждое действие, каждое волеизъявление имеет свой круг причин. Подобно камню, брошенному в воду, от каждой мысли и намерения человека (даже невысказанного) расходятся «круги» следствий. Потому великий Закон Свободной воли может быть понят только в неразрывной связи с Законом причин и следствий и Законом ответственности. Поэтому все лучшие люди всегда испытывали стремление к Свободе как стремление к Высшей Красоте, к созвучию сознания с Миром Высшим, когда индивидуальная воля может свободно творить в единстве с Великими Созидающими Силами – Силами Света.
Чем более развит дух и сознание человека, тем более он свободен, т.е. тем более широким является поле его созидательного творчества: свободна мысль, летящая ввысь, стремящаяся постичь Вершины Бытия, свободно сердце, сеющее искры Энергии Добра.
Многие люди, мечтая о свободе, думают, что ограничение их воли налагается со стороны других людей. Но это неверно. Легко понять, заглянув в собственную душу, что главные цепи человека – внутри него, но не снаружи. Дурные привычки и качества (гнев, нетерпимость, несдержанность, лень, самодовольство и др.) плитами тяжкими придавливают мысль, ограничивают творческие возможности, не дают развиваться сознанию.
Свободен человек, развивший высокое и человеколюбивое мышление, свободен герой, подвижник, исследователь – все деятели Общего Блага, – ибо их поле деятельности – сама Беспредельность, Безграничное Пространство Жизни. И в распоряжении свободного от эгоизма сердца – все сокровища Пространства: земли и Неба. Все богатства – в руках, раскрытых чтобы давать, а не брать.
Закон Свободы велик. И проще всего понять его, осознав Красоту. Причастный к Красоте всем духом, всем сердцем своим, всеми мыслями и намерениями – истинно свободен!
К этой великой Свободе – Красоте – и зовёт нас великое Искусство. Сумей помыслить и проинтонировать в музыке эту идею стремления к Свободе – Красоте, и твоё исполнение будет вдохновляющим для многих сердец.
ЗАКОН ОТДАЧИ.
«Взять, чтобы отдать».
– Хорошо ли это, что детей сегодня обучают всему сразу, дают большие объёмы знаний, умений?
– Хорошо, если эти знания не скользят по поверхности сознания, если укрепляют ум в исканиях Истины, а не в эгоизме и тщеславии. Но чаще всего среди многих действий теряется то главное, что является истинным двигателем развития – стремление к качеству. Только высокая требовательность к качеству собственного действия истинно развивает человека, а не количество внешних действий. Необходимо также дать понимание подрастающему ученику, что всё полученное он должен будет отдать: претворить полученные знания в труды на благо всех людей.
Никто не должен брать ради себя, только ради своего личного усовершенствования или утверждения в жизни. Всем даётся великое Благо (знание, энергия), чтобы быть претворённым в деяния Добра для людей. Таков Великий Закон Жизни. Закон отдачи. Закон отдачи царит во Вселенной и управляет судьбами людей – независимо от того, знают о нём люди, или нет. Законы Бытия объективны и беспристрастны. Так же, как явления магнетизма, тепла, света, так и явления получения и отдачи создают цепочки энергетических связей. Счастлив, осознавший в сердце своём радость отдачи. Счастлив ребёнок, осознающий, что Жизнь – не мешок с подарками, но поле радостного труда и творчества. Как можно раньше нужно объяснить ребёнку великий Закон отдачи. Пусть самый маленький уже сможет почувствовать радость от того, что полученное в школе знание можно разделить с другими, можно применить в самостоятельном творчестве – не ради «самовыявления» и «самоутверждения», но ради Красоты мира и ради блага людей.