Франциск Бернардоне родился в итальянском городе Ассизи в 1182 году. Отец его, Пьетро Бернардоне, был достаточно богатым мещанином и торговал тканями. Характер у отца был мелким, преобладали качества закоренелого обывателя – алчность, скупость, эгоизм. Мать же Франциска была француженкой с тонкими манерами и чутким сердцем.
Юный Франциск рос избалованным и изнеженным. Днем он помогал отцу в его лавке (причем преуспевал в этом, отчего отец очень им гордился и возлагал большие надежды). По ночам же он был предводителем местной разгульной молодежи.
В те года пределом мечтаний каждого итальянского мальчишки было стать рыцарем. Франциск не был исключением. Папочка, который чувствовал внутреннюю силу сына и его потенциал, не жалел денег на осуществления его желаний. Так Франциск попал в ряды армии, которая в 1202 году воевала с Перуджи. В этом сражении войско Ассизи потерпело поражение, и Франциск попал в плен, где пребывал год. Имея не очень крепкое телосложение (от природы Франциск был невысоким и сухощавым), парень заболевает воспалением легких, а позднее ещё и малярией.
“Если даже вам скажут, что вы безнадежно больны, не впадайте в панику. Отнеситесь к этому философски и настройтесь на жизнь. Скажите себе: ”Я люблю жизнь и буду жить. Она – прекрасна! Я сделаю все, что от меня зависит. А от меня зависит ВСЕ – я не осуждаю никого, я не завидую, не злюсь, я дорожу каждой минутой жизни. Моя болезнь – это горькое лекарство, исцеляющее мои страсти, худые привычки и наклонности. Я люблю людей. Я люблю себя, как частичку Бога, и сделаю все, чтобы жить: очищу мысли свои и тело мое от скверны. Ибо если я сам не буду себя любить, то за что же будут любить меня другие?” Не жалейте себя – и станете сильным и крепким. Не унывайте – ваша улыбка нужна не только вам одному. Ваши знания и опыт, пропущенные через себя, окажут неоценимую помощь другим. И тогда вы станете по-настоящему счастливым. Ибо отдавая, мы получаем. Забывая о себе – находим себя. Прощая другим – сами обретаем прощение. Умирая – воскресаем к жизни вечной”.
Внутренний голос
Несмотря на то, что в этот период Франциск многое переосмыслил, в 1205 году он снова решает идти в военный поход. На сей раз в Апулию. Но до цели похода он не дойдет, помешает болезнь глаз, ставшая поворотным пунктом в жизни Франциска.
Когда он был возле городка Сполето, внутренний голос повелел ему немедленно возвращаться домой. Приближаясь к родному городу, он снова услышал голос, побуждавший его остановиться у маленькой полуразрушенной церкви Сан-Домиано и совершить молитву. Когда Франциск простерся перед алтарем, он услышал слова, будто бы исходившие от распятия: «Франциск, иди и восстанови дом мой, ибо рушится он».
Поняв эти слова буквально, Франциск продал своего коня и дорогую ткань, принадлежавшую отцу, и попытался отдать вырученные деньги священнику церкви Сан-Дамиано. Не желая стать причиной семейного скандала, священник отказался взять деньги. Однако Франциск был преисполнен решимости избавиться от земных ценностей, и оставил деньги в часовне. В дальнейшем он продолжал проявлять такую же щедрость, пока по воле отца не предстал перед общественным судом и не отказался от наследства и от всех мирских благ. При этом он снял с себя всю одежду, и, отдав всю её отцу, отрекся от него.
Основание францисканского ордена
В 24 года Франциск превратился в нищего и, проповедуя свое учение, восславляющее бедность, радость и поклонение природе, приобрел много последователей. Первый францисканский орден, Малое братство, был основан в 1209 году.
Франциск и его сподвижники отстраивают несколько церквей – св. Дамиана, апостола Павла и Божьей Матери (Порциункула). Эта церквушка позже стала главной святыней ордена францисканцев. Первым последователем Франциска стал богатый гражданин Ассизи Бернарде де Квинтавалле. Затем к ним присоединился Пьетро – почтенный священник соседней церкви, который поступился духовной властью и пошел за молодым “чудаком”. День 16 мая 1209 г., когда их стало трое, считается с тех пор днем основания францисканского ордена.
Франциск и его последователи не считали себя монахами. Сам он называл своих сподвижников нежно и по-детски – братцами. Три обета – бедности, целомудрия и послушания – всегда были знаком монашества.
Франциск составил устав их общежития, почти исключительно руководясь словами Нагорной проповеди. Настоящее призвание открылось ему во время обедни при чтении 10 главы Евангелия от Матвея, где Христос посылает своих учеников в мир со словами: “не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха”. Услышав эти слова, Франциск с восторгом воскликнул: “Вот чего я хочу!” – снял с себя обувь, бросил посох и опоясался веревкой. Слова Евангелия открыли ему настоящее его призвание: из нищего отшельника он становится проповедником, идет к людям, призывая их к любви и покаянию, к исполнению забытых евангельских заповедей.
Его проповеди звучали на площадях и улицах на понятном для всех разговорном итальянском языке и шли непосредственно от сердца, рожденные высоким божественным вдохновением и восторгом души.
Неотразимое обаяние Франциска, его простое и огненное слово, народный, понятный всякому язык производили сильнейшее действие на всех слушателей. Со всех сторон к нему стали стекаться ученики, которых он называл “меньшими братьями”; целое селение после его проповедей хотело стать его последователями. Тогда для мирян была создана особая религиозная организация, так называемый третий орден.
Основное же различие между дисциплиной последователей Франциска и дисциплиной старых орденов заключалось в том, что францисканцы должны были стать бродягами, нищими. Они должны были смешаться с миром. Франциск говорил так: “Человек, посвятивший себя Богу, может идти куда угодно, к любым людям, даже самым плохим, пока им не за что его зацепить. Если у него будут связи и потребности людей обычных, он станет таким же, как они”.
Об истинной и совершенной радости.
Однажды блаженный Франциск возле Святой Марии призвал брата Льва и сказал: “Брат Лев, пиши”. Тот ответил: “Я готов”. “Пиши, – сказал, – что есть истинная радость. Прибывает вестник и говорит, что все профессора из Парижа вступили в Орден. Пиши – это не истинная радость. То же самое, если все прелаты из-за Альп, архиепископы и епископы; то же самое, если король французский и король английский, пиши, это не истинная радость. То же самое, если бы братья мои пошли к неверным и обратили бы их всех в веру; то же самое, что Бог даровал мне милость исцелять больных и совершать много чудес: говорю тебе, что во всем этом нет истинной радости.
Но какова же истинная радость? Я возвращаюсь из Перуджи и глубокой ночью прихожу сюда, и зима слякотная и до того холодная, что на рубашке намерзают сосульки и бьют по голеням, и ранят так, что выступает кровь. И весь в грязи и во льду, замерзший, я подхожу к дверям, и, после того как я долго стучал и кричал, подходит брат и спрашивает: “Кто там?” Я отвечаю: “Брат Франциск”. А он отвечает: “Иди прочь, уже поздний час; не войдешь”. И когда я продолжаю настаивать, отвечает: “Иди прочь, ты простак и неграмотен, не подходишь нам; нас так много и мы такие важные персоны, что мы не нуждаемся в тебе”. А я все стою под дверью и говорю: “Из любви к Богу приютите меня этой ночью”. Он ответит: “Не буду. Поди в обитель к крестоносцам и там попроси”. Говорю тебе, что если сохраню терпение и не разгневаюсь, вот в этом и есть истинная радость, и истинная добродетель и спасение души”.
История Клары
Среди последователей Франциска были и женщины. Первой и самой преданной из них была Клара Счиффи. Клара родилась в 1194 году в Ассизи в семье воинственного рыцаря Фаворино деи Счиффи. Вместе со своими младшими сёстрами Агнессой и Беатрисой она получила строгое религиозное воспитание. Несомненно, большое влияние на формирование Клары оказала её мать Ортулана, которая была женщиной исключительной силы и мягкости. В то суровое время, когда даже короткие путешествия были предприятием весьма рискованным, она осмелилась пересечь море, чтобы посетить Святую Землю. До этого она съездила в Рим, где посетила могилы апостолов и храм святого Михаила на Гаргано. Мать и дочь были так тесно связаны Божьей Благодатью, что, вероятно, именно поэтому Ортулана завершила свою жизнь в монастыре Клары. В старости она пришла к Богу, ведомая дочерью, которая стала для неё духовной матерью.
Клара росла, по свидетельству современников, «доброй и прелестной». Всё это время она внимательно наблюдала за действиями Франциска и окружавших его юношей, восстанавливавших старую развалившуюся церковь святого Дамиано. Среди них был и кузен Клары – Руфино. Обитали они рядом с часовенкой, посвящённой святой Марии-дельи-Анджели, всё делали своими руками, жили подаянием и ухаживали за прокажёнными. С болью в сердце Клара слушала проповеди Франциска во время поста. Епископ позволил проповедовать Франциску, хотя тот и не был священником.
С ним она влюбилась в Любовь
Когда Франциск читал проповедь в соборе Сан Руфино, Клара, которой на тот момент исполнилось 17, принимает твердое решение следовать за ним. Да и могло ли быть иначе? Ведь с ним она влюбилась в Любовь. Так же, как и он, она не могла запретить себе любить. Он открыл ей, что у них одна общая страсть: бесконечное желание слиться с Господом. Всё свое детство она слышала разговоры о нем. Лидер разгульной молодежи, Франциск тем не менее не был строго осуждаем общественностью, поскольку имел чувство юмора и прекрасный голос. Клариссе было 12, когда король ночной Ассизи отрекся от мирских богатств и решил посвятить себя Богу. И хотя девушка не была свидетельницей его громкого отречения на площади перед домом епископа, это событие глубоко затронуло её. Вот так вдруг парень кидает свет, всю его суету, богатство, чтоб следовать за Христом. Она ведь тоже любила Христа. Но родители уже готовили её к супружеству. Прошло пять лет, прежде чем Клара решилась круто изменить свою жизнь.
Юная Кларисса жила под возрастающей угрозой близкого замужества. Она отказывала каждому жениху, которого ей приводили родители, но долго так продолжаться не могло.
И она решается поговорить с Франциском. Со своей стороны Франциск, который был наслышан об ангельских добродетелях Клары, при посредничестве Руфина назначил ей встречу.
Франциск и Клара полюбили. Речь идет не о мирском понимании любви, но о любви космической. Две души, возвышенные над потребностями тел, летят друг к другу. Духовный магнит, соединивший два Начала – женское и мужское – направил их деяния в русло спасения человечества. Можно сказать, что любовь этих подвижников есть масштабная картина отречения от себя, где, преодолевая мирское притяжение, человек обретает все богатства Небесные.
Отречение от мирской жизни
Клара страстно убеждает Франциска в своей безграничной любви к Богу, и просит помочь ей следовать за ним. Но Франциск говорит что не верит ей. Он дает ей задание: одеть мешковину и пройти по улицам Ассизи, как нищенка. Клара рада этому заданию. Так Франциск придает Бедности облик девушки.
После этого Франциск планирует для Клары побег. 18 марта 1212 года в Вербное воскресенье Кларисса в последний раз была в церкви с родителями. Она одела свои самые роскошные одежды и украшения, и была чрезвычайно взволнована. Поэтому, когда все девушки взяли вербную ветвь, Кларисса растерялась, и села без нее. Тогда епископ Гвидо сам спустился вниз и подал ей ветвь. Этот момент считался благословением епископа, который был предупрежден Франциском, Клариного отречения от света.
Ночью Клара и её племянница Пасифика, которая тоже хотела стать монахиней, вышли не через парадный вход, а через секретные двери, предназначенные для выноса гробов. Этот вход был завален, поэтому девушкам пришлось собственноручно отодвигать огромные деревянные колоды и поваленные каменные колонны.
Преодолев преграды и оказавшись на свободе, Клара и Пасифика добрались до Сент –Мари-Дезанж, где на них ожидал Франциск. В церкви было темно, будущих монахинь встречали зажженными свечами – их несли братья, которые шли впереди, а в Порциункуле в это же время звучал гимн радости. Франциск, как истинный итальянец, сумел придать поэтичности первым шагам новоприбывшим Христовым невестам. Он сам отрезал волосы обеим девушкам, после чего они торжественно возложили на алтарь свои роскошные одежды и драгоценности, и надели убогую францисканскую рясу.
Потом Франциск отвел своих духовных дочерей к бенедиктинкам монастыря Сан Паоло ди Бастия. Как и следовало ожидать, родители разыскали девушек, и, воспринимая их действия как прихоть, а не призвание, разгневанно пытаются их переубедить. Но Клара непреклонна. Она молча обнажает обритую голову, как знак окончательности своего решения. Позднее к Клариссе в монастырь сбежала сестра Агнесса (в миру Катерина).
На этот раз родственники решили применить силу. И тут случилось чудо – у дяди, который тащил Катерину, и хотел её ударить, отнялась рука. Тогда ему на помощь пришли ещё четверо здоровых мужчин, но с каждым шагом мужчин девушка становилась всё тяжелее, пока, наконец, они и вовсе не смогли сдвинуть её с места. В это время прибежала Клара, и начала так кричать на мужчин, что те поспешно ретировались. Эти драматические происшествия напугали бенедиктинок, и Клара с племянницей была вынуждена искать приюта где-нибудь в другом месте. Некоторое время они прятались у бенедиктинок монастыря Сант-Анджело, потом епископ позволил им жить в отстроенной Франциском церкви Манн Дамиано. Там в 1212году возник орден св. Клары.
Призвание проявилось без промедления. Франциск опекался сестрами, а особенно Кларой. Находясь в разных монастырях, Франциск и Клара поддерживали глубокую духовную связь, могучий творческий огонь которой помогал им преодолевать все невзгоды и преграды на их пути.
Сестра Смерть
Франциск очень болел. Подорванное походами молодости здоровье его поддавалось ежедневным испытаниям постами и холодом. К концу жизни обострилась его болезнь глаз. А однажды во время молитвы на горе на теле Франциска вскрылись стигматы, знаки Страстей Христовых. Франциск предчувствовал свою смерть. Встречал он её с радостью. Брата, которому доверили отнести послание Клариссе, дает наставление: «Скажешь матери Клариссе отменить боль и грусть, который она почувствует при мысли, что больше не увидит меня. Пусть знает, что перед смертью она и все сёстры увидят меня и получат от меня большое успокоение». Смерть забрала Франциска в возрасте 46 лет. По его собственному желанию его было похоронено в Порциунукуле, на горе, где он молился ещё в начале своего духовного пути. Клара жила до старости, и стала первой женщиной, написавшей монастырский устав.
Послесловие
Святой Франциск был настоящим Сыном Природы. Франциск торжественно провозглашен покровителем экологов за его отношение к природе – глубокое понимание связи человека со всеми Творениями Божьими, за прославление Бога в его творениях. Михаил Воронин пишет о Святом Франциске: “Благодаря дару обновленного Богом взгляда на мир святой Франциск занимается тем, что подбирает с дороги жуков и червяков, чтобы они не были случайно растоптаны, не позволяет братьям рубить целые деревья, а только ветки, чтобы дерево могло пустить новые побеги, добавляет пчелам в ульи мед и вино, чтобы они не погибли зимой. Он чувствует себя их братом – как каждый из нас, видя в беде своего младшего брата, спешит ему на помощь. Когда Франциск видел цветущие долины, он задерживался, чтобы поговорить с ними, и предлагал им славить Бога, будто они – разумные существа. Точно так же он призывал хвалить Бога виноградники, камни, леса и поселки, бегущие воды, цветущие сады, землю и огонь, воздух и ветер. А в конце он называл все творения своими братьями и сестрами, потому что в них есть свобода и слава, предназначенная для Сыновей Божиих”.
Роль святого Франциска в истории трудно переоценить. Его Орден практически положил начало деятельному монашеству. Его духовность наполнила содержанием искусство раннего итальянского Возрождения, и прежде всего Джотто. Его “Гимн Солнцу” стал первым стихотворением на итальянском языке, давшим толчок развитию поэзии на национальных языках и вдохновившим великого Данте.
Но, возможно, главное, что сделало личность Франциска столь притягательной, – это та удивительная атмосфера любви, добра и простоты, которую он сумел создать рядом с собой при жизни, которую прекрасно передали его современники и которую ощущает, наверное, каждый, кто встречает на своем пути этого святого.
Источник: https://pandia.ru