Идея описать творчество великого норвежского композитора Эдварда Грига возникла на основе знакомства с его знаменитым камерно-симфоническим музыкальным произведением – оперой «Пер Гюнт» (год написания 1876г.) Мелодичная музыка его отдельных арий и фрагментов настолько завораживает своим неземным сказочным звучанием, что невольно окунаешься в эту атмосферу грёз и мечтаний, теряешь ощущение времени и уже не хочешь расставаться с нахлынувшей радостью общения с прекрасным.
Прослушав столь яркую и запоминающуюся музыку вышеназванного произведения, захотелось узнать немного глубже историю создания литературного произведения, явившегося первоисточником для написания оперы «Пер Гюнт».
Даже краткое знакомство с содержанием одноименной театральной пьесы, написанной норвежским драматургом Генриком Ибсеном (год написания 1867г.), которая и легла в основу написания оперы, не избавляет от ощущения присутствия особого, можно сказать вызывающего, своеобразия сюжета. Возникает необъяснимое чувство раздвоенности, наличие явного несоответствия формы и содержания произведения. В драме персонажи фольклора представлены уродливыми и злобными существами, крестьяне — жестокими и грубыми людьми, что соответствует норвежской действительности первой половины XIX столетия. Главный герой, Пер Гюнт, являет собой типаж крайне неуравновешенного, хвастливого и безответственного человека. Жизнь его полна необдуманных и безнравственных поступков, по причине которых и возникают у него проблемы с законом. Взаимодействие с окружающими людьми превращается в бесконечный хаос. В результате, он вынужден пуститься в «бега». И только любовь женщины — Сольвейг — смогла остановить этот бессмысленный бег Пер Гюнта по замкнутому кругу.
Характерно, что в Норвегии и Дании в то время пьеса была воспринята весьма негативно. Х. К. Андерсен, к примеру, назвал произведение совершенно бессмысленным. Только благодаря возвышенной и талантливой музыке композитора Эдварда Грига драма Генрика Ибсена была представлена слушателю в сказочно-романтическом ореоле. И только после этого опера обрекла мировую известность, в конечном итоге, уже как самостоятельное музыкальное произведение.
Дорогой читатель, пусть угрюмый драматический сюжет оперы «Пер Гюнт» не мешает вам наслаждаться лёгкой, воздушной, по-настоящему божественной музыкой этого знаменитого камерно-симфонического произведения.
Не лишне будет отметить, что эскизы декораций к пьесе «Пер Гюнт» написал Николай Константинович Рерих. Представляем в виде иллюстраций некоторые из этих работ великого художника и философа, исполненные в столь знакомой нам тёплой манере письма.
Эскизы Рериха к пьесе «Пер Гюнт»



Уважаемые читатели, вашему вниманию представлены для прослушивания музыкальные фрагменты оперы Эдварда Грига «Пер Гюнт»:
«Пер Гюнт». Сюита №1. Утро
«Песня Сольвейг», сюита №2, «Пер Гюнт»
Танец Анитры из сюиты №1.
Финал.
Спасибо Владимиру, за ставшее традиционным, знакомство с сокровищами мировой музыки.
Получил большое удовольствие. АИХ
Спасибо за возможность ещё раз прикоснуться к прекрасному. Красота питает наше сердце, даёт импульс к новым встречам с прекрасным.