Избранные изречения древнегреческих философов и мыслителей.
Фалес Милетский (ок. 640 – ок. 547 до н. э.)
-Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все.
-Фалес, которому мать неотступно советовала жениться, уклонялся от ее настояний, говоря сначала: «Еще не время, матушка», а позднее: «Уже не время, матушка».
Солон (ок. 635 – ок. 560 до н. э.)
-Ничего слишком!
-Не советуй угодное, советуй лучшее.
-Прекрасное – трудно.
Клеобул из Линда (о-в Родос) (VI в. до н. э.)
-Дочерей надобно выдавать замуж по возрасту девицами, по разуму женщинами.
-В счастье не возносись, в несчастье не унижайся.
Анаксагор Клазоменский (ок. 500 – ок. 428 до н. э.)
В конце концов, отказавшись от всего, он (Анаксагор) занялся умозрением природы, не тревожась ни о каких делах государственных. Его спросили: «И тебе нет дела до отечества?» Он ответил: «Отнюдь нет; мне очень даже есть дело до отечества!» – и указал на небо.
Антисфен из Афин (ок. 455 – ок. 360 до н. э.)
-Безвестность есть благо.
-Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности.
-Не замечай ошибки старца: старое дерево бесполезно пересаживать.
Аристотель из Стагиры (п-ов Халкидика) (384–322 до н. э.)
-Человек с чувством юмора – это и тот, кто умеет отпустить меткую шутку, и тот, кто переносит насмешки.
-Почему отец любит сына сильнее, чем сын отца? (…) Потому что сын – его создание. (…) Все бывают благосклонны к тому, что они сами создали.
-Не способный к раскаянию неисцелим.
-Мы лишаемся досуга, чтобы иметь досуг, и войну ведем, чтобы жить в мире.
-Одно мужество свойственно начальнику, другое – слуге.
-Бедность – источник возмущений и преступлений.
-В чем разница: правят ли женщины, или должностные лица управляются женщинами? Результат получается один и тот же.
-Средний достаток (…) всего лучше. (…) Трудно следовать доводам разума человеку (…) сверхсильному, сверхзнатному, сверхбогатому или наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхуниженному.
-Самое главное при всяком государственном устройстве – (…) устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться.
-Чтобы уметь судить о деле, нужно самому уметь его делать.
-Дело врачебного искусства заключается не в том, чтобы делать всякого человека здоровым, но в том, чтобы, насколько возможно, приблизиться к этой цели, потому что вполне возможно хорошо лечить и таких людей, которые уже не могут выздороветь.
-Красота (…) различна для каждого возраста.
-Юноши (…) любят почет, но еще больше любят победу, потому что юность жаждет превосходства.
-Остроумие есть отшлифованное высокомерие.
-Тело достигает цветущей поры от тридцати до тридцати пяти лет, а душа – около сорока девяти лет.
-Люди необразованные в глазах толпы кажутся более убедительными, чем образованные.
-Одни копят, словно должны жить вечно, а другие тратят, словно тотчас умрут.
-Мудрец не свободен от страстей, а умерен в страстях.
Гиппократ с острова Кос (ок. 460 – ок. 370 до н. э.)
-Беспричинная усталость предвещает болезнь.
-Во всякой болезни не терять присутствия духа и сохранять вкус к еде – хороший признак, противоположное – дурной.
-Привыкшие нести обычные труды, даже если они будут люди слабые или старые, переносят эти труды легче, чем люди крепкие и молодые, но непривычные.
-Высокий рост в молодости имеет нечто благородное и не лишен приятности, но под старость он в тягость больше низкого роста.
-Кто часто держит себя в тепле, у того происходят следующие вредные последствия: изнеженность мышц, слабость нервов, тупость ума, кровотечения, обмороки; все это имеет следствием смерть.
-Больной должен вместе с врачом бороться с болезнью.
Деметрий (I в. н. э.)
-Каждый, кто пишет письмо, дает почти что изображение своей души.
-Подразумеваемое действует сильнее, а «разжеванное» вызывает пренебрежение.
Демокрит из Абдер (Фракия) (ок. 470/460 – ок. 380/370 до н. э.)
-Быть хорошим человеком – значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.
-Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других.
-Глупцы желают долгой жизни, не испытывая радости от долгой жизни.
-Кто сам не любит никого, того (…) тоже никто не любит.
-Гражданская война (…) и для победителей и для побежденных (…) одинаково гибельна.
Диоген из Синопы (Малая Азия) (ок. 410 – ок. 320 до н. э.)
-На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген ответил: «Молодым еще рано, старым уже поздно».
-Спрошенный кем-то, почему люди подают попрошайкам, а философам – никогда, Диоген ответил: «Потому что предполагают, что хромыми и слепыми они еще могут стать, а философами – никогда».
-Возвращаясь из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он (Диоген) ответил: «Народу много, а людей немного».
-Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых – ты опоздала, если для мертвых – поторопись».
-На вопрос, откуда он, Диоген сказал: «Я – гражданин мира».
Лукиан из Самосаты (Сирия) (ок. 120 – ок. 190)
-Сама забота не без отрады, так как доставляет некоторое занятие. Что бы мы делали, не имея никого, о ком позаботиться?
Менандр из Афин (ок. 342 – ок. 291 до н. э.)
-Богов любимцы умирают юными.
-Как можется, живем, а не как хочется.
-Бог совершает все, храня молчание.
-Ошибки совершать всем людям свойственно.
-Да, время – лучший лекарь неизбежных зол.
-Женитьба (…) зло, но зло необходимое.
Пифагор (VI в. до н. э.)
-Мудрецом, по его (Пифагора) словам, может быть только бог, а не человек. (…) А философ («любомудр») – это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости.
-Жизнь (…) подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы – до единой только истины.
-(Пифагор) запрещает молиться о себе, потому что, в чем наша польза, мы не знаем.
-«Огня ножом не вороши», то есть человека гневного и надменного резкими словами не задевай.
-«Уходя, не оглядывайся», то есть перед смертью не цепляйся за жизнь.
-«Будь с теми, кто ношу взваливает, не будь с теми, кто ношу сваливает», – этим он велел поощрять людей не к праздности, а к добродетели и к труду.
-Где (…) необходимость, там и возможность.
-Будем относиться благоразумно и справедливо ко всем, не только к благоразумным и справедливым, и не будем честными с честными и злыми со злыми.
-Пифагор запрещает без приказания полководца, то есть божества, оставлять свой сторожевой пост, покидая жизнь. (О самоубийстве.)
Платон (настоящее имя Аристокл; прозвище «Платон» означает «плечистый») (427–347 до н. э.)
-Как поэты любят свои творения, а отцы – своих детей, так и разбогатевшие люди заботливо относятся к деньгам – не только в меру потребности, как другие люди, а так, словно это их произведение. Общаться с такими людьми трудно: ничто не вызывает их одобрения, кроме богатства.
-Все находятся в войне со всеми как в общественной, так и в частной жизни и каждый – с самим собой.
-Любящий слеп по отношению к любимому.
-Одновременно быть и очень хорошим, и очень богатым невозможно.
-Платон, умирая, восхвалял своего гения и свою судьбу за то, что, во-первых, родился человеком, во-вторых, эллином, а не варваром и не бессловесным животным, а также и за то, что жить ему пришлось во времена Сократа.
Плутарх из Херонеи (Беотия) (ок. 46 – ок. 127)
-Говорить учимся мы у людей, молчать – у богов.
-Тело есть орудие души, а душа орудие бога.
-Зависть (…) радуется унижению выдающихся людей.
Сократ (470–399 до н. э.)
-Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.
-Не очень-то легко найти работу, за которую не услышишь упреков; очень трудно сделать что-нибудь так, чтобы ни в чем не ошибиться.
-Трудно (…) найти врача, который знал бы лучше, чем сам человек, (…) что полезно ему для здоровья.
-Часто он (Сократ) говаривал, глядя на множество рыночных товаров: «Сколько же есть вещей, без которых можно жить!»
-(Сократ) говаривал, что сам он ест, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.
-Когда в старости Сократ захворал и кто-то спросил его, как идут дела, философ ответил: «Прекрасно во всех смыслах: если мне удастся поправиться, я наживу больше завистников, а если умру – больше друзей».
-Сократ, когда он уже был приговорен к смерти и заключен в темницу, услышав, как один музыкант распевал под аккомпанемент лиры стихи Стесихора, попросил того учить его, пока есть еще время; на вопрос певца, какая ему от этого польза, когда ему предстоит умереть послезавтра, Сократ ответил: «Чтобы уйти из жизни, зная еще чуть-чуть больше».
Эпикур (341–270 до н. э.)
-Кто праведен, в том меньше всего тревоги, кто неправеден, тот полон самой великой тревоги.
-В философии рядом с познанием бежит удовольствие: не после изучения бывает наслаждение, а одновременно бывает изучение и наслаждение.
-Иные всю жизнь готовят себе средства к жизни.
-Мы не столько имеем надобность в помощи друзей, сколько в уверенности относительно помощи.
-Глупо просить у богов то, что человек способен сам себе доставить.
-Если бы бог внимал молитвам людей, то скоро все люди погибли бы, постоянно желая зла друг другу.
-Кому малого недостаточно, тому ничего недостаточно.
-Живи незаметно!
-Каждый уходит из жизни так, словно только что вошел.
-Ни один глупец не является счастливым, ни один мудрец не является несчастным. (Мнение эпикурейцев.)
Источник: «Мысли и изречения Древних», Константин Душенко.