На пути к Максимилиану Волошину. Александр Херсонов.

Из энциклопедии: «Максимилиа́н Алекса́ндрович Воло́шин (фамилия при рождении – Кирие́нко-Воло́шин; 28мая 1877КиевРоссийская империя – 11 августа 1932КоктебельКрымская АССРРСФСРСССР) – русский поэтпереводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик».

Москва. Библиотека имени М. А. Волошина. Фото автора.
Москва. Библиотека имени М. А. Волошина. Фото автора.

Мечты сбываются.

«Другие по живому следу
пройдут твой путь за пядью пядь,
но пораженье от победы
ты сам не должен отличать…»

Борис Пастернак

В сентябре 2006 года автор этих заметок посетил крымский посёлок Коктебель, решив «убить сразу двух зайцев»: отдохнуть на море и поклониться местам Волошина.

До поездки в Крым, отдавая дань замечательному поэту и философу, я написал и опубликовал в журнале «Колумб»* статью с необычным названием «Как шляпа Коктебель переименовала». Статью с определённой целью захватил с собой в Коктебель. Что это была за цель? Была тайная задумка провести на знаменитой «даче» М. А. Волошина собственный творческий вечер «Люди и звёзды» и для этой цели статья «на тему» могла пригодиться. В эти места я ехал впервые… Поезд «Москва – Феодосия» прибыл, когда уже смеркалось. Вместе со мной из вагона вышла компания отдыхающих во главе с «батюшкой», что было очевидно по характерной бороде и церковному одеянию. Невольно я прислушался к разговору попутчиков и понял, что «батюшка» и «свита» собираются ехать до Коктебеля. Набравшись духа, я подошёл к компании и попросил взять меня с собой. Вскоре мы уже ехали в маршрутном такси. Познакомились. Я представился отдыхающим московским журналистом. «Батюшка» оказался не простым, поскольку состоял в должности советника по культуре Московского патриархата. Узнав, что еду в места незнакомые и не имею вида на ночлег, «батюшка» любезно предложил переночевать вместе с ним, а утром подыскать подходящее жильё. Предложение было разумное, и я с радостью согласился. По прибытии на место («батюшку» ждали) и окончанию общего ужина, мы разговорились «по душам». Отдыхать легли за полночь, хотя «батюшка» сел за стол поработать. Утром я поделился с Евгением (так звали батюшку) задумкой провести в музее М. А. Волошина творческий вечер «Люди и звёзды» и даже показал подготовленную в Москве самодельную афишу выступления. Как и ожидалось, Евгений неодобрительно отнёсся к творчеству «звездочёта», но сделал это мягко и тактично. Как говорится, без фанатизма. И надо же, несмотря на пикантность ситуации, я опять-таки набрался храбрости и предложил Евгению принять участие в предстоящем творческом вечере. Видимо, не сомневался в том, что творческий вечер состоится. Меня явно располагало к этому умному и доброму человеку. И даже не получил от «батюшки» категорический отказ. Высокопоставленный знакомый ответил, что «подумает» над моим предложением. Забегая вперёд, сообщу, что в те удивительные дни нашего доброго знакомства я услышал от Евгения массу удивительных историй из жизни церкви, которые впоследствии составили часть главы «Божий день» будущей книги «Звёздные тайны России». Подыскав подходящее жильё и расположившись на новом месте, я пришёл в музей – дачу М. А. Волошина, чтобы встретиться с директором музея и ознакомить его с журнальной статьёй. А заодно, в зависимости от обстоятельств, предложить провести посвящённый поэту творческий вечер. Всё пошло так, как и было задумано. Как будто кто-то помогал в осуществлении моих планов! Статью прочитали, она понравилась, и я получил согласие на проведение творческого вечера. Администрация музея подготовила афишу, сообщая о предстоящем творческом вечере.

Вид открывающийся на посёлок Коктебель от могилы Максимилиана Волошина.
Вид открывающийся на посёлок Коктебель от могилы Максимилиана Волошина.
Дача-музей Максимилиана Волошина.
Дача-музей Максимилиана Волошина.

На другой день я посетил «батюшку» Евгения и сообщил о дне и времени проведения вечера. И неожиданно получил согласие на участие в разговоре о «людях и звёздах». Видимо, Евгений был не из тех, кто отступает, вернее, устраняется, если следует отстоять свою точку зрения. Я понимал, что в довольно сложном разговоре Евгений будет выступать с позиций веры,  и будет отрицать возможность познания надземного мира. Мне же предстояло выступить со стороны астрологического знания, накопленного многими столетиями эволюцией человечества… И вот наступил вечер нашего выступления. Надо ли говорить о моём волнении? Всё необходимое для выступления я предусмотрительно захватил с собой из Москвы.

Объектив фотокамеры «остановил мгновение» выступающих на творческом вечере: с позиции веры – «батюшка» Евгений (стоит) и с позиции знания астрологии – автор этих строк.
Объектив фотокамеры «остановил мгновение» выступающих на творческом вечере: с позиции веры – «батюшка» Евгений (стоит) и с позиции знания астрологии – автор этих строк.
Автор творческого вечера во дворе дачи-музея у бюста Максимилиана Волошина
Автор творческого вечера во дворе дачи-музея у бюста Максимилиана Волошина

Мы расположились в глубине двора Дачи-Музея, на свежем воздухе. На творческий вечер пришло человек 10-15, но нас это не смутило и не огорчило. Публика всё-таки курортная, отдыхающая. И моё выступление, в основу которого легла привезённая статья, и выступление Евгения прошли на подъёме, в уважительном отношении друг к другу, как бы рассматривая вопрос «Люди и звёзды» с разных сторон. Каждый говорил о своём, по пословице «у кого что болит». Это была необычная дуэль и прошла она достаточно интересно. Те немногие слушатели, думаю, не пожалели о том, что потратили на «творчество» час отпускного времени, задавали вопросы и проводили нас аплодисментами… Хотелось бы думать, что на Вечере незримо присутствовал хозяин дачи-музея.

А разве можно, побывав в Коктебеле, не подняться к могиле старожила этих мест М. А. Волошина? Могила расположена на высокой возвышенности, можно сказать горе, на которую следует подниматься довольно долго. Но не иссякает вверх, на вершину, «ручеёк» желающих посетить могилу поэта! Одна цепочка людей тянется вверх к месту расположения могилы, другая направляется вниз, издали напоминая «муравьиное шествие».

На середине пути предусмотрена для отдыха специальная лавочка, вырубленная из камня. Устал? Присядь и отдохни, подумай о вечном. На могиле лежит внушительная плита красного мрамора, вокруг которой в изобилии располагаются (именно располагаются, а не насыпаны) камушки с берега моря. Сюда их занесли посетители могилы М. А. Волошина, зная об укоренившейся вере, что желание того, кто положил камешек к могиле поэта, обязательно исполнится.

Положил к могиле знаменитого поэта-философа, и я свой камушек. Затем достал фотоаппарат и попросил стоящих рядом посетителей меня сфотографировать. Память о том путешествии осталась на долгие годы…

 

 

 

 

 

 

P.S. Однако, не проста могила М. А. Волошина! Ох, не проста!

Выше помещена фотография могилы-памятника, недавно отсканированная и переданная на компьютер чужой рукой. Но когда эту же фотографию по свежим следам обрабатывал автор, то на компьютер попало удивительное изображение: на снимке хорошо видно, как во время фотографирования через тело автора проходит поток энергии, а над могилой справа в виде белого тумана видна некая энергетическая сущность.

Ниже предлагаю вниманию читателей статью, которая открыла дорогу творческому вечеру «Люди и Звёзды».

 Как шляпа Коктебель переименовала.

Сегодня эта история напоминает легенду. Но она случилась на самом деле, причём сравнительно недавно, какое-нибудь столетие тому назад. Для легенды, сами понимаете, срок несерьёзный. Однако факт остаётся фактом: крымскому посёлку Коктебель Советская власть дала новое название «Планерское», где символически начиналось отечественное самолёто- и ракетостроение.

Судьбоносная покупка.

 Кто знает, не купи мать поэта Максимилиана Волошина в 1893 году небольшой участок земли на берегу Коктебельской бухты, возможно посёлок с древней историей никогда бы и не поменял «загадочное» Коктебель на тривиальное «Планерское». Загадочное слово «Коктебель» в переводе с тюркского означает «синяя вершина». А что такое «Планерское»? Впрочем, тяга к переименованиям в революционное время явилась повсеместной и не удивительно, что в 1923 году Коктебель получил новое имя. Но вот что интересно! В путеводителе по Крыму (1989 г.) пишется: «Жизнь сложилась так, что новое название не вытеснило первое, оба существуют до сих пор, одно, как официальное, второе – как поэтическое обозначение этого места». Но известно, где поэзия, там и любовь, там жизнь духа, а не единой плоти. Надо заметить, что в рождение нового имени посёлка мистически вмешался «его величество Случай». Однажды, в окрестностях Коктебеля прогуливался известный поэт и старожил этих мест Макс Волошин, дабы насладиться крымскими просторами, пополнить запасы творческого вдохновения. И, как всегда, его голову прикрывала знаменитая широкополая шляпа, которая настолько сроднилась с поэтом, что казалось частью его самого. Взобравшись на вершину горы Узын-Сырт, поэт в приливе возвышенных чувств сорвал с головы шляпу и, что было силы, запустил вверх. Шляпу, как своеобразное НЛО, подхватили и понесли мощные восходящие потоки воздуха, и она долго кружила в синеве прозрачного знойного воздуха. Случайность? Конечно, случайность. Как и то, что полёт шляпы с интересом наблюдал так же прогуливавшийся у подножия горы известный конструктор планеров Климентьев. Увидев, как свободно и легко совершает полёт «поэтическая» шляпа Макса Волошина, планерист «не хуже» Архимеда воскликнул: «Эврика! Вот отсюда мы и будем запускать наши планера!» Сказано – сделано. С лёгкой руки Климентьева, а точнее, шляпы Волошина, и родилось новое название посёлка «Планерское». Сама же гора Узын-Сырт в народе получила называние «гора Климентьева». Начиная с 1923 года в Коктебеле, неожиданно ставшем «Планерском», ежегодно стали проводиться Всесоюзные соревнования планеристов. 15 октября 1929 года на шестом по счёту слёте авиаторов совершил полёт на планере собственного изготовления никому не известный молодой конструктор Сергей Королёв. Дебют для С. П. Королёва в небе Коктебеля чуть было не закончился трагически. При запуске планера из земли вырвался тяжёлый штырь, который должен был удерживать планер, пока команда растягивала резиновый амортизатор. Штырь во время взлёта ударился в корпус планера… Когда полёт закончился, и молодому конструктору удалось посадить планер, наблюдавшие полёт увидели в корпусе планера две огромные зияющие дыры…

«Чёрная гора».

Карадаг, или «Чёрная гора», – главная достопримечательность Коктебеля, которая неудержимо притягивает не просто любителей истории и природы, но даже серьёзных естествоиспытателей. Карадаг – древнейший в Европе вулкан, который образовался 170 миллионов лет назад. Природные стихии длительное время разрушали тело вулкана. Считается, что ко времени появления человека Карадаг выглядел так, как он выглядит и сегодня. Очертания вулкана-горы «поражают глаз и будоражат фантазию».

Первыми эти места обживали люди каменного века. Но кто только не жил на этой земле! В четырёх километрах от Коктебеля учёными у ручья Куру-Еланчик была обнаружена стоянка древнего человека. Ещё до нашей эры этот край осваивали таинственные киммерийцы. Потом их вытеснили скифы, наконечники стрел которых нередко находили в этих местах. Установлено, что в Коктбельской бухте когда-то находилась гавань тавро-скифов, которая исчезла к началу нашей эры. Разные времена знавала эта земля, но только в VIII веке нашей эры Коктебель пережил подлинный расцвет. Тогда Восточная Таврика освободилась из-под византийского гнета. Независимость и безопасность края способствовали возникновению новых поселений, заметно оживились ремёсла и торговля. Но вскоре грянуло нашествие печенегов, и жизнь в этих краях надолго затормозилась в развитии. Только в XIV веке наступило некоторое оживление, когда за дело взялись татаро-монголы. Но не они, а появившиеся здесь итальянцы с разрешения новых хозяев стали преобразовывать коктебельскую землю. В 1367 году Коктебельская гавань была обнаружена отмеченной на одной из итальянских морских карт. …Одновременно с итальянцами сюда перебрались армяне и существенно преобразовали Коктебель, активно занимаясь строительством, торговлей и ремеслом. Здесь и сегодня можно найти руины армянского храма, построенного, как гласит надпись, ещё до 1401 года. В XIX веке в Коктебель пришли на жительство болгары. По ведомости 1805 года в Коктебеле имелось 14 дворов, в которых проживали 300 жителей… Разумеется, к коктебельскому потухшему древнему вулкану не мог остаться равнодушным поэт Максимилиан Волошин, назвавший это место «землёй утерянных богов». Именно поэту, влюблённому в эту землю, удалось открыть для широкого читателя красоту и прелесть восточного Крыма.

В «Киммерийской весне» М. Волошин признаётся: «Вся душа моя в твоих заливах, о Киммерии тёмная страна, заключена и преображена». Для поэта Карадаг – «стена размытого вулкана», а сама гора, «как разметавшееся пламя окаменелого костра». А как понять такое признание: «Твоей тоской душа томима, земля утерянных богов»? Максимилиан называет Коктебель «землёй могил, молитв и медитаций». Что это? Воспоминания о прошлых жизнях? Возможно.

Ведь сказано же: «Мне снятся рыцари Грааля на скалах суровых Монсальвата». Но у Максимилиана Волошина был не только поэтический, но и философский взгляд на историю этой земли: «Здесь стык хребтов Кавказа и Балкан, и побережьям этих скудных стран великий пафос лирики завещан». В Карадаге поэту видится «в остывших недрах мрак и тишина, но спазмами и судорогой страсти здесь вся земля от века сведена».

Камушки издалека.

 Коктебельский берег знаменит необычными разноцветными камушками, которые с удовольствием собирают отдыхающие. Вот и на моём рабочем столе по приезду из Коктебеля расположилась «горка» экзотических камней… Автор одного из фотоочерков о Коктебеле пишет: «Нигде во всём юго-восточном Крыму, от Керчи до Судака, нет такой сосредоточенности и такого разнообразия природных форм, как здесь».

Поэта Сергея Наровчатого Коктебель вдохновил на удивительные строки:

…Где солнце в полнеба, где воздух, как брага,
Где врезались в солнце зубцы Кара-Дага,
Где море легендой гомеровой брошено,
Ковром киммерийским у дома Волошина.

 Морские волны век за веком подтачивали Кара-Даг, вымывали из скал редкие по красоте и форме камни, так что любители «изящного» и ценители нерукотворной природной красоты, вполне могут найти здесь необычные экземпляры камней, которые вполне украсят интерьер столичной квартиры. Не безразличными могут оказаться к Коктебелю и археологи, поскольку, как ещё заметил Максимилиан Волошин, «наносы рек на сажень глубины насыщены камнями, черепками, могильниками, пеплом, костяками». Своеобразное, впечатляющее воспоминание о Кара-Даге оставил такой тонкий знаток и певец природы, как Константин Паустовский: «Я увидел окаменелое извержение, поднявшее к небу пласты земной коры…Величие этого зрелища могло сравниться только со зрелищем Сахары, неизмеримых рек, беснующихся океанов, громадных водопадов мира и разрушительных извержений». Александр Грин называл эти края за кажущуюся суровость и не уютность «страной молчания». А на самом деле,  называл за ни на что не похожую величавую красоту. В начале 20-х годов прошлого века геологи, изучая особенности строения Кара-Дага, обнаружили залежи горной породы, называемой «трас», которая оказалась способна многократно увеличивать стойкость цемента против разъедающего действия морской воды. Здесь же были обнаружены залежи и так называемой голубой глины, которая имеет лечебные свойства.

Домик Волошина.

 Свой рассказ мы начали с прихода на коктебельскую землю семьи Волошиных. Дому, построенному семьёй Волошиных, оказалась уготована удивительная и завидная судьба. Дом поэта, художника, критика и философа Максимилиана Волошина явился центром культурной жизни Коктебеля. Причём на многие и многие годы. Это был дом, где во всякое время могли найти приют начинающие поэты и художники, где творческие люди могли услышать приветственное, простое и сердечное слово взыскательного мастера. Сегодня это дом-музей. Время не изменило характер «поэтического» дома. Таковым, как и при Максимилиане Волошине, он остаётся и сегодня. Но вот что интересно: все сходятся на том, что «поэт удивительно почувствовал эту землю». Не исключено, что столь сильная «отзывчивость» поэта на эту землю связана с бессознательными озарениями и воспоминаниями прошлых жизней… Известно, что М. А. Волошин серьёзно увлекался оккультизмом, занимался медитацией. Это ему принадлежат загадочные строки: «Я тот, кто кинул шарики планет в огромную рулетку Зодиака». И то, что по мысли М. А. Волошина «в каждом из нас сокрыт страждущий Серафим» наводит на серьёзные размышления. В домике Макса Волошина в разное время собирались выдающиеся деятели литературы и искусства, его современники, которых оставили свидетельство благодарности о днях общения с поэтом-мечтателем. Известно, что Алексей Толстой признавался в том, что «в 1909 году, в Коктебеле, слушая переводы Анри де Ренье Максимилиана Волошина, почувствовал в тот вечер в себе возможность писать прозу».Не забыли высказать благодарственное слово поэту Максим Горький и Михаил Пришвин, Викентий Вересаев и Всеволод Рождественский. В 1932 году Максимилиана Волошина не стало. Ушёл из жизни страстный певец киммерийской земли. Хребет Кучук-Енишар, возвышающийся рядом с посёлком Коктебель, место последнего приюта Макса Волошина. Туда, к небу, к заветной могиле в любое время года поднимаются вереницы благодарных почитателей поэта.

Эта фотография взята автором из Интернета. В пору моего посещения Коктебеля памятника ещё не существовало. Значит, не забывает народ Максимилиана Александровича Волошина.

*Журнал «Колумб», № 11, 2005.

 

About Александр Херсонов

View all posts by Александр Херсонов →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *