Непонятый Пакт Рериха. Спасительность сознания Культуры и современное состояние охраны Культуры. Отношение к Культуре

Внутри Павильона №13 ВДНХ, Москва. Фото автора
Внутри Павильона №13 ВДНХ, Москва. Фото автора

15 апреля 2025 года исполняется 90 лет со дня подписания Пакта Рериха. Пакт (“Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников”) был подписан двадцать одним государством Западного полушария. С тех пор прошло полтора тибетских века, и с великим сожалением приходится констатировать, что это драгоценное начинание не только не было принято, но даже до сих пор не понято человечеством.

Конечно, люди, читающие труды Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, правильно понимают сущность Пакта Рериха и значение Знамени Мира. Но множество в достаточной степени образованных людей имеют заблуждения, искажающие смысл этой важнейшей Идеи, которую обязательно предстоит принять и реализовать народам мира, если они рассчитывают уцелеть в грядущих потрясениях. Об этих заблуждениях поговорим в данном материале.

Сущность Пакта Рериха

Многие не читавшие трудов Рериха люди, но тем не менее слышавшие о Пакте, полагают, что это “всего лишь” договор об охране художественных и исторических памятников и ценностей во время войны. – Конечно же, это мнение ошибочно.

Само название договора говорит о том, что охранять предполагается “художественные и научные учреждения”, а не только объекты материальные (здания, картины, книги и т.д.). Кроме того, охрана должна осуществляться не только во время войны, но и в мирное время, а также в период бедствий иного характера. Т.е. главный акцент Пакта – не на запрете целенаправленного разрушения (адресованном нападающей стороне), а на требовании защиты от гибели (адресованном прежде всего обладателям культурных ценностей, несущих за них ответственность).

Дело в том, что Культура – в её подлинном, глубоком и полном смысле – это как раз то, что “держит на плаву” несчастное человечество, поддерживая в нём хотя бы минимальный уровень сознания и духовного развития. Многие и многие не представляют себе, как легко и быстро людские множества по всей планете впадут в полную дикость, если лишатся (например, вследствие грандиозных катаклизмов) своего культурного достояния, полученного по большей части от Божественных Водителей человечества за многие века неустанных Трудов и Жертв.

Перед грядущими потрясениями – масштабными природными бедствиями – предусмотрительные люди готовят себе и своим потомкам помощь, залог спасения – запасы материальных ресурсов, для защиты жизни и здоровья. Но приходит ли людям в голову, что им надо прижать к сердцу своему все культурные ценности, которые сейчас воспринимаются как данность, но которые так легко утратить, причём без возможности восстановления? Мы привыкли, что существуют школы и университеты, библиотеки и музеи, картинные галереи и прекрасные здания, но непрочность всего этого поистине ужасающа, и утратить безвозвратно всё это, увы, очень легко! И для этого даже не понадобятся бедствия всепланетного масштаба.

Сегодня интернет превратился для многих людей в ценный источник приобщения к культуре и знанию, но многие ли понимают, насколько “хрупким” является этот источник? Как легко он (со всеми его текстами и изображениями) может исчезнуть, стать полностью недоступным для всех и надолго, если не навсегда? Достаточно одной сверхмощной солнечной вспышки, чтобы вышли из строя все технические средства, благодаря которым мы имеем сегодня эти, кажущиеся такими “естественными” и незыблемыми, ресурсы.

Сущность Пакта Рерихаи всей деятельности, связанной с ним (речь идёт прежде всего о Всемирной Лиге Культуры, основанной Рерихами в 1931 году) не в призыве к правительствам создать “культурные запасы”, но “внедрить” в сознание всего человечества, даже в сознание самых неразвитых его представителей, понимание бесценности всех культурных явлений. Для достижения этой цели предлагалось отметить все сокровища культуры – учреждения, хранилища, отдельные объекты – знаком Знамени Мира. Древний священный символ должен был “укорениться” в воспринимающих сознаниях людей, как признак безусловных ценностей, которыми надо дорожить, которые надо беречь и приумножать. Которые единственно достойны стать предметом национальной гордости любого народа Земли.

Истинная цель и смысл Пакта Рериха и использования знака Знамени Мира, таким образом, – в воспитании сознания человечества. Для культурных, развитых людей, конечно же, все культурные ценности являются безусловными ценностями, даже без “деклараций” и обозначений, но большинство так называемых “простых людей”, часто слабо осознающее “что откуда берётся”, нуждаются в зримом и постоянном напоминании о том, что действительно важно для их жизни – не только ныне идущей, но и для будущей, и для их собственного потомства.

Если людские множества народов мира начнут осознавать ценность культуры (не только искусства, к которому нередко пытаются свести все культурные ценности), а также всю хрупкость и лёгкую “утрачиваемость” источников “пищи духовной”, шансы на спасение человечества возрастут, и миллиарды не будут отброшены в своём развитии в первобытное состояние, когда придут неминуемые планетные потрясения.

Современное состояние охраны культуры

Нередко можно встретить утверждения такого рода: дескать, на смену Пакта Рериха, принятого в далёком 1935 году, пришла Гаагская Конвенция 1954 года (речь идёт о “Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта“). Кроме того, существует ЮНЕСКО – “специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры”, которое вроде бы должно заниматься вопросами охраны культуры, принимает новые Конвенции, к тому же ещё и список составляет – Список всемирного наследия. Получается, всё сейчас в порядке, и делать больше ничего не надо? Есть ли нужда в таком случае в Пакте 1935 года? – Это ужасное заблуждение сродни иллюзии защищённости человека, думающего, что его на самом деле пустые “закрома” полны – перед лицом надвигающегося голода.

У многих думающих людей создаётся впечатление, что Гаагская конвенция, о которой здесь говорится, является “замещающим” документом, призванным создавать иллюзию той защиты, которую она, казалось бы, должна обеспечивать. Все, кто внимательно читал текст этой конвенции, обнаруживают, что после “общих” декларативных заявлений о ценности культуры, практически всё остальное изложение (по существу) является долгим и детальным перечнем того, какие именно военные должностные лица имеют право принять решение об уничтожении культурных объектов. Само уничтожение культурных объектов не просто допускается, но признаётся необходимым – в случае, как сказано в документе, “возникновения военной необходимости”, которой, как нетрудно догадаться, можно оправдать вообще всё, что угодно.

По сути дела, Гаагская конвенция – это анти-Пакт Рериха, не просто отменяющий его положения, но декларирующий обратное ему. Конвенция также предлагает “помечать” культурные объекты знаком, удивительным образом напоминающим стилизованное изображение падающей бомбы. Этот якобы “щит”, видимый с воздуха или с земли, практически невозможно отличить от каких угодно технических пометок на зданиях, очертаний люков и т.п. На фотографии ниже показан единственный пример использования этого знака, который нам довелось встретить в наших путешествиях.

Черногория. Жанице. Церковь Св. Иоанна (19-й век). Фото автора
Черногория. Жанице. Церковь Св. Иоанна (19-й век). Фото автора

О том, каким образом ЮНЕСКО осуществляет охрану культурного достояния человечества, знают практически все: спросите любого человека на улице, и он обязательно расскажет вам всё, что знает о деятельности этой замечательной (по декларированным целям) организации. Тотальное большинство, конечно, не знает о ней ничего (“это что-то на тему культуры”), а меньшинство сможет вспомнить только о так называемом Списке всемирного наследия, и уж совсем единицы скажут, что ЮНЕСКО даёт на что-то, на какие-то программы кому-то деньги. Таким образом, главная сущность Пакта Рериха – “воспитывающая” человечество функция – фактически отсутствует в деятельности современных международных организаций (хотя в виде деклараций, и ведомых весьма ограниченному числу лиц программ, она, конечно, провозглашается).

В 1972 году на 17-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята “Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия” – очередной декларативный документ. Ко всему прочему, этот документ сводит культурное наследие человечества исключительно к объектам материальным (здания и сооружения, произведения искусства, природные объекты).

Список Всемирного наследия комментариев практически не требует, достаточно ознакомиться с ним, чтобы с ужасом узнать: оказывается, “всемирного наследия” в мире очень мало, почти нету, а целый ряд стран обладает буквально единицами подобных объектов. За 50 лет неустанной работы в ЮНЕСКО “насчитали” по всему миру аж 994 культурных объекта. Что же это значит? – ЮНЕСКО таким образом говорит всему миру: ваши соборы и музеи, ваши архитектурные шедевры и исторические памятники всемирным культурным наследием не являются. (Что же касается учреждений науки и образования, судя по документам и по сложившейся практике за ними вообще не признаётся сама возможность принадлежности к объектам культуры, ценным для человечества.)

Причина столь загадочной невозможности “продвинуть” свои культурные объекты (хотя бы материальные) в этот знаменитый список очень проста – как всегда, это коммерция. Уже давно участие в этом списке того или иного объекта рассматривается, как важный ресурс для получения прибылей от туризма. Есть объекты в Списке – едут туристы со всего мира, нет объекта – туристов будет гораздо меньше. Во всяком случае именно так приходится воспринимать происходящее. Более того, из данного списка культурные объекты могут исключить – и исключают! Делают это в качестве “наказания” за ненадлежащую охрану и обращение с культурным объектом. Плохо охраняют – и объект перестал быть всемирным культурным наследием, и охранять его дальше не имеет смысла – так во всяком случае получается.

В 2003 году ЮНЕСКО принимает “Конвенцию об охране нематериального культурного наследия“, и это, казалось бы, существенный шаг вперёд – в направлении к идеалу Пакта Рериха. Однако после ознакомления с текстом этой Конвенции делается по-настоящему страшно. Формулировка нематериального культурного наследия предписывает считать таковым вообще всё, что угодно, созданное какой-либо группой людей и считающееся ими важным; например, обычаи какого-нибудь людоедского племени для ЮНЕСКО потенциально являются таким же культурным наследием, как музыкальное искусство и научное знание. Список “всемирного нематериального культурного наследия” вызывает стойкое ощущение в намеренной профанации самой идеи Культуры. Знаете ли вы, что он включает хоровод (не какой-то конкретный, а просто “хоровод”), аргентинское танго, национальные кухни и т.д.?

Таким образом, “воспитательная” функция ныне действующих международных документов и организаций не просто отсутствует – она являет полную, абсолютную противоположность Пакту Рериха.

Текущий статус Пакта Рериха

Некоторые люди полагают, что с принятием новых международных документов Пакт Рериха перестал действовать – это не так, его никто “официально” не отменял. Правда, реально он, увы, не работает. США, принявшие Пакт в 1935 году, с тех пор “отметились” многими преступлениями против культуры: разрушение исторической застройки Дрездена, культовых объектов в Югославии, остатков древнего Вавилона во время Иракской войны – имеется в виду прежде всего чудовищное разграбление Багдадского музея… (Чудом от уничтожения атомной бомбардировкой спасён древний город Киото, “культурная столица” Японии, намечавшийся в качестве цели вполне осознанно – спасён благодаря лишь тому, что военный министр США провёл там когда-то свой медовый месяц.) И всё это не только без малейшей “военной необходимости”, но с полным осознанием цели и значения творимого – знаменитая американская фраза “вбомбить в каменный век” яснее ясного говорит о концептуальности подобных действий.

Пакт Рериха, в своём тексте, принятом в 1935 году, является “начальным” документом, который несёт собою сущностную Идею, и должен лечь в основу международного и национальных законодательств в сфере защиты культуры (науки, искусства, образования и духовности). Но сущность его в любом случае должна быть сохранена, утверждена и реализована: объяснить человечеству, каждому, даже самому неразвитому человеку, что есть культура, какую ценность она представляет для всего человечества, лично для него и для его потомства. И это нельзя объяснить за один раз (объявить, декларировать), напоминание должно “висеть перед глазами”, при этом не “замыливая” восприятие, не “забалтывая” ценные мысли, и уж тем более не профанируя Культуру.

Понятие “Культура”

В наше время, непростое для пытающихся мыслить людей, прежде всего само понятие Культура нуждается в очищении и защите. Ведь с точки зрения огромного числа представителей так называемых “официальных” гуманитарных наук (а, следовательно, и чиновников – национальных и международных) культура – это вообще всё, созданное человеком, в том числе, например, “культура пыток”, “культура кока-колы” (да, звучит и такое в США), всевозможные мерзкие и бесчеловечные “творения” тёмного искусства…

Коренная разница между подходом Рерихов к Культуре – и современным “научным” подходом – в том, что под Культурой Рерих понимает всё, что служит возвышению духа в человеке, развитию сознания, утончению восприятий и преображению вчерашнего “цивилизованного дикаря” в подлинного человека.

Приходится констатировать, что произошла подмена понятий (во многих случаях намеренная, целенаправленная), благодаря которой сам смысл возвышенного и драгоценного понятия Культура полностью девальвировался, обесценился, “заслужив” полное равнодушие людских множеств.

“Да и что тут защищать, если культурой считается всякая человеческая творческая деятельность, будут люди – будет и творчество”, но тем, у кого “на весах” имеют одинаковый вес сокровища великих творцов и стук каннибальских барабанов, никогда не станет доступно подлинно человеческое развитие.

И выдавать за культуру выставку какой-нибудь жалкой мазни, или мучающие чуткое сердце диссонансы псевдомузыки, называющей себя “академическим искусством”, или “разухабистые” песни и пляски, самими своими ритмами унижающие человеческое достоинство, сегодня возможно лишь потому, что понятие Культуры “замарано” в глазах “обывателя”, “заболтано” на научных мероприятиях, и не очищается высочайшим качеством трудов и утончением себя, своих восприятий, мышления, сердца – даже многими из тех, кто провозгласил себя “продвигателями” и защитниками Культуры.

Всем и каждому сегодня необходимо заниматься спасением Культуры – для себя, своих потомков, народа, человечества (речь не о “культурных мероприятиях”). Тем более, что у всех нас осталось очень мало времени.

Источник: Психическая энергия, мысль, бессмертие

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *