Несносная обыденность. “Акценты” смысла или всплеск “пустоты”. Искусство и высшие центры сознания человека. Гореликова М.В.

Фото автора. г. Минск, квартал Верхний город
Фото автора. г. Минск, квартал Верхний город

Хотя наши статьи мало показывают, зато мы можем говорить для тех, кто востребует необыденные подходы к “обычным” явлениям. Как много в нашей жизни такого, что считается “само собой разумеющимися”, но при этом абсолютно не применяемыми истинами или “не работающими” принципами. А ещё есть иллюзия, что наше время, славящееся во всём “высокой технологичностью”, якобы явило и необычайные вершины мастерства во всём, и в искусстве тоже.

Говорят о явлениях исполнительского искусства 20-го века, мол, вот оно, блестящее мастерство, и техничнее, гармоничнее и воодушевлённее уже не исполнить. Но говоря так, в этот момент забывают, прежде всего, что возможность запечатлеть исполнение появилась совсем недавно, и мы только по словесным описаниям можем судить о том, насколько вдохновенно и “технично” исполнялись музыкальные или драматические произведения, к примеру, в 18-м веке; не говоря уже о том, что мировое искусство – это не только европейское искусство, и тем более следует вспомнить, что были великие Эпохи, “забытые” нынешними историками.

Немногие вдумаются пытливо: “А что, если чудеса лиры Орфея – вовсе не миф? И Асклепий – не просто персонифицированный образ божества исцеления?” Может быть, это реальные Личности, жившие и творившие, умевшие являть то, что сегодня, при всех достижениях механической цивилизации, кажется невозможным, в том числе “чудеса” просветления людских душ искусством, исцеления от недугов при помощи звука, образа, сочетания вибраций света и цвета, интонации, подобранной таким образом, что она, будучи резонансной к энергии пациента, пробуждала сокрытые в “чаше” (центр в тонком теле человека, соответствующий нервным центрам вблизи от сердца, где сохраняются все накопления прошлых воплощений, и качества, и энергии, и образы) возможности самопреобразования, самоисцеления.

А ведь целые системы знаний, коллективы сотрудников, именуемые “братствами”, “общинами”, работали в той далёкой “Древности”, и в столетия не столь отдалённые (а может быть и сейчас) на основе знаний о духе и применяя силы искусства в этом “чудесном” для сегодняшнего сознания приложении.

В свете таких явлений (не “чудесных”, но основанных на знании) “привычное нам” искусство – всего лишь более или менее “одушевлённая” обыденность. Ни в коем случае не умаляем настоящее искусство, оно – благо во всех случаях, особенно сегодня, даже когда исполнение прекрасной классики механично. Но всё же надо понять истинные возможности искусства, стремясь к более полному осуществлению его возможностей, а главное – возможностей человека, духовных возможностей.

“Высшие центры сознания” в применении к человеку – это вовсе не “оккультизм”, не “мистика” и не метафоры. О том, что лишь малая часть сложной, глубокой, мало изученной системы нервных центров человека известна медицине, знают многие, как и о том, что мозг “задействован” лишь на малую часть его потенциала. И учёные задаются вопросами, для чего же остальной, незадействованный массив… “Взаимозаменяемость” – далеко не полное решение вопроса. Но “координата” духовного и тонкого естеств в человеке “отвечает” на вопросы “зачем” и “почему”.

Оставим медицине искать ответы, пожелав всё же не относиться высокомерно к Учению Востока о строении человека “внутреннего”, с “незримыми” “телами” и центрами, посредством которых проявляется духовность и высшая ментальность в человеке. Но обратимся к непосредственным восприятиям всех, кто любит искусство в его глубине и тонкости, и ждёт от исполнителей во всех видах искусства того, что и должны ожидать все слушатели и зрители: чтобы образы и звуки не противодействовали, а способствовали проникновению высших энергий в нашу общую жизнь.

Стремиться к тому, чтобы проявлялась “проводимость” образов искусства в отношении энергий духовного Плана – это и есть (кто же будет отрицать), это и будет осуществлением главной задачи искусства, или, что стало “трюизмом” – его “высшим назначением и смыслом”, или “миссией”.

Однако говорить о “высшем назначении” искусства и двигаться в противоположную сторону от этого “высшего” – это как раз черта современности.

Но мы с вами, дорогие читатели и сотрудники, понимаем, что не бывает движения “никуда”, “просто так”, движение либо вверх, либо вниз; движение “на плоскости” – это тоже в итоге “вниз”, поскольку жизнь тоже Движение, и если не проявлено стремление ввысь, то движение очень скоро оказывается скатыванием “вниз”.

Нарастание техники исполнения (и тем более подкреплённой помощью техники искусственной (компьютера, ИИ и т.п.), что лишь укрепляет иллюзию о “достижениях”) будет движением творчества “вниз” – если при этом нет соответствующего росту “техники” нарастания духовного “вклада”.

Знаете ли вы, что такое “акценты” в музыке? Это одно из важных художественно- выразительных средств. Но не приходилось ли вам ощущать напряжение в сердце и нервах когда “акценты” исполняются всей мощью симфонического оркестра (или отдельным исполнителем)? При этом все музыканты (и артисты) “знают”, что акцент – это усиление некой мысли, служащий выражению смысла; акценты не должны “выбиваться” из течения музыкальной мысли, не должны быть “механическими”.

Но на практике часто именно “акценты” и “исполняют” – просто применяя соответствующие приёмы. Не “отвечая” за то, соответствует ли вложенной силе – “вложение” сердечной энергии, соответствующего чувства (не грубого). Так, вместо “акцента радости”, например, вы получаете всплеск “глупости”, если исполнители просто “ударили” по клавишам или струнам.

Недостаток “сердца” в звукообразовании особенно ощутим, но эта проблема не меньше в балете или в драматическом исполнении. Но причём тут, скажут, “высшие центры”?

Человек живёт, задействуя свои высшие нервные центры (и соответствующие им центры в теле тонком) в той мере, в которой он мыслит сердечно и глубоко. Поэтому искусство так ценно именно высокой, одухотворённой мыслью, а не просто эмоцией, не просто неким “смыслом”.

Артист, посвятивший большую часть своего времени “технике”, при этом “забыв”, что он сам, его сознание, мысль тоже являются инструментом в искусстве, которым он занимается, нередко является примером ярко звучащей обыденности, когда даже великие произведения при самой блестящей технике, включая выразительность, не обращены к “высшему” в сознании слушателя или зрителя. Именно поэтому сейчас всё чаще похвалой звучат слова: “думающий артист”, “вроде бы просто молчит, а глаз не отвести” (если это театр или кино).

Люди ощущают потребность в тонких энергиях, в глубокой мысли, в духовных энергиях искусства. И эта потребность будет с каждым днём проявляться как всё более осознанная.

Следует всем воспитателям, будь то искусство, или общее образование, или домашнее общение, уделять внимание прежде всего воспитанию сердца ребёнка.

“Сердце” – это ничего сентиментального, это внимание к красоте и чуткость во всём, и обязательно обучение мышлению – чёткому, глубокому, последовательному, искреннему, основанному на духовной чуткости и сердечности.

А в обучении игре на инструменте самым главным будет принцип – ни звука без мысли. И лучше совсем игнорировать “акценты” в нотном тексте, чем учить начинающего технике “акцентирования” ранее, чем пробудится чуткость к звуку и начнёт развиваться настоящая, “одушевлённая” и цельная, музыкальная мысль.

Источник: “Звук и мысль” (https://dzen.ru)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *