У самого вокзала в курортном Кисловодске, буквально за его углом, чуть на пригорке, в тени разросшихся деревьев смотрит на людей и город симпатичный, почти что сказочный теремок в стиле модерн. Естественно, что он выбивается из общей застройки окружающих зданий и приковывает к себе взоры. А его хозяин был ничуть не менее экстравагантен и всегда собирал на концертах полные залы восторженной публики…
НА ВОДЫ, НА ВОДЫ!
После открытия в мае 1894 года регулярного железнодорожного сообщения по маршруту Минеральные Воды — Кисловодск, последний стал связан с центральными районами необъятной империи, а количество отдыхающих на минеральных курортах северокавказских вод лишь все увеличивалось и увеличивалось год от года. Популярный в конце позапрошлого столетия писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк так отзывался о Кисловодске на рубеже XIX-XX веков: «Город чудесный, разметавший свои улицы по крутым берегам реки. Общий вид был очень красив, а великолепный вокзал мог бы украсить любую столицу».
Между прочим, если быть уж со всем точным, то основанная во времена Александра I станица Кисловодская получила статус города лишь через столетие, в 1903 году, указом последнего русского царя Николая II. Уже тогда, на исходе XIX столетия, многие по достоинству оценили уникальный климат и розу ветров Кисловодска. Известный русский климатолог Александр Воейков так и вовсе считал, что «прозрачность воздуха и большое количество теплых солнечных дней» делают микроклимат в Кисловодске поистине уникальным, и он значительно целебнее, к примеру, того же абхазского с его Черным морем.
Впервые Шаляпин оказался в Кисловодске в середине лета 1899 года и с тех пор довольно часто наведывался в Кисловодск. А тогда, на исходе XIX столетия, оперная труппа во главе со знаменитым басом больше месяца провела в Кисловодске, давая при полном аншлаге концерты в знаменитом Курзале. Билеты на Шаляпина, несмотря на их весьма немалую стоимость, раскупались моментально, а популярность Федора Ивановича была настолько велика, что на перрон железнодорожного вокзала подавали дополнительные поезда, прибывавшие из Ессентуков, Пятигорска и других курортов: отдыхающие на целебных водах специально съезжались в Кисловодск, чтобы послушать чарующий голос великого Шаляпина.
Спустя пять лет, в 1904 году, и снова летом, великий русский бас вновь посетил Кисловодск. Ажиотаж, особенно женской половины, был такой, что появился даже новый термин «шаляпинизм». Да и в самом деле, трудно было не влюбиться в статного, талантливого красавца почти двухметрового роста и в его прекрасный, чарующий голос.
ШАЛЯПИН И ЕГО ДАЧА
А теперь — главная «загадка»: расположенный у самого вокзала симпатичный особнячок с причудливы ми башенками, витражами и витиеватой деревянной резьбой, именуемый «Дача-музей» Ф.И. Шаляпина, знаменитому оперному певцу на самом-то деле никогда и не принадлежал! В 1902-1903 годах самый известный в будущем архитектор Кавказских Минеральных Вод Эммануил Бальтазарович Ходжаев выстроил рядом с вокзалом Кисловодска, по заказу купца Михаила Ивановича Ушакова для его дражайшей супруги Пелагеи Степановны особняк для летнего отдыха в изысканном и модном тогда стиле модерн с элементами эклектики. Именно поэтому на фасаде особняка красуются буквы «П» и «У» (Пелагея Ушакова).
После окончания строительства особняк превратился в пансион госпожи Ушаковой: комнаты в нем сдавались внаем за совсем небольшую плату. Кстати, росписи во внутренних интерьерах дома выполнил друг и сосед Шаляпина по усадьбе Охотино на Ярославщине, художник Константин Коровин. Камины же доверили спроектировать Николаю Рериху, с чем он справился, надо сказать, просто-таки блестяще.
Шаляпин и снимал эту самую да чу: не по комнатам, как многие отдыхающие, а всю. Целиком и сразу, благо, до популярных среди курортников нарзанных ванн и источников было рукой подать. На время пребывания великого оперного певца дача превращалась в музыкальный салон. В гостях у Шаляпина бывали дирижер и пианист Василий Сафонов, театральный режиссер Константин Станиславский, композитор Сергей Прокофьев. А спустя три года хозяином изысканной дачи у кисловодского вокзала стал казачий генерал из Владикавказа Георгий Абрезов.
В свое время Кисловодск на столько очаровал Федора Ивановича, что он как-то обмолвился: «Для жизни рожден я в Казани, для сцены Кавказом рожден». Он даже приобрел на Хлудовской улице (ныне улица Чкалова) участок земли для воз ведения собственной дачи. Впрочем, до воплощения прожекта в реальной жизни дело так и не дошло.
В середине 1917 года на кисловодскую дачу Шаляпин прибыл на отдых со своим семейством: женой Марией Петцольд и двумя дочками — Марфой и Мариной. В самом конце лета он дал в кисловодском Курзале концерт и часть вырученных средств передал на строительство санатория для раненных на войне солдат.
Федор Иванович вообще был щедр на благотворительность, много жертвовал на больницы, на храмы. В начале XX века в России были весьма популярны акции «Белый цветок»: за каждый взнос жертвователям дарили цветы, и порою у великого русского баса их бывали целые гирлянды. Будучи выходцем из самых низов (Шаляпин был крестьянским сыном), он пригласил на тот свой концерт и самих солдат, и нижние офицерские чины. А поскольку свободных мест в зале не было, разместили их… в оркестровой яме.
И все же попасть в тот день на выступление оперной легенды многие страждущие услышать и увидеть Шаляпина, несмотря на высокую стоимость билетов, так и не смогли, поэтому после окончания концерта пришли к дому-даче, который снимал Федор Иванович, благо идти от Курзала было всего ничего, и обступив жилище знаменитости, поклонники его таланта стали аплодировать великому певцу. И тогда Шаляпин вышел на веранду и запел. Начался дождь, через какое-то время закончился, а слушатели все не расходились. И он пел для них несколько часов кряду, уже при призрачном и таинственном свете луны.
Это был последний приезд великого русского баса в Кисловодск: в конце сентября все того же 1917 года Шаляпин выехал в предреволюционный Петроград, а спустя несколько лет отбыл в Европу на гастроли, плавно превратившиеся в его эмиграцию.
Внутренние интерьеры и экспонаты кисловодской дачи Шаляпина (с 1988 года ставшей литературномузыкальным музеем), поражают своей роскошью и изяществом: тут и лепнина на стенах, и изразцовая печь практически до потолка, и даже уникальная скатерть с вышитыми(!) автографами знаменитых посетителей музея. Есть и много мемориальных вещей, связанных с именем оперного певца: афиши его концертов, костюмы, документы и книги той далекой теперь уже от нас эпохи, коллекция грампластинок, фото графии, предметы быта. Среди особо ценных экспонатов — рояль, который 12-летний Федя Шаляпин получил в качестве приза на музыкальном конкурсе. Во время экскурсии, создавая атмосферу того времени, звучит голос великого оперного исполнителя. В наши дни, в стенах дачи-музея для ценителей прекрасного, по соседству с той самой легендарной верандой, с которой Федор Иванович пел для собравшейся на улице восторженной публики, нередко проводятся литературно-музыкальные вечера-концерты.
А Шаляпин вновь вернулся в никогда на самом деле не принадлежавший ему кисловодский особняк, теперь уже навсегда, буквально в наши дни. И никакой мистики тут нет: в 2016 году во внутреннем дворике музея Шаляпина, расположенного на улице…правильно, Шаляпина, великий русский бас появился в образе памятника. Заложив ногу за ногу, певец одной рукой опирается на садовую скамейку, а в другой держит свою любимую собачку, французского бульдога Бульку…
Источник: журнал «Смена» №4 2023г.