Певец на кислых водах. Юрий Прокопчук.

У самого вокзала в курортном Кисловодске, буквально за его углом, чуть на пригорке, в тени разросшихся деревьев смотрит на людей и город симпатичный, почти что сказочный теремок в стиле модерн. Естественно, что он выбивается из общей застройки окружающих зданий и приковывает к себе взоры. А его хозяин был ничуть не менее экстравагантен и всегда собирал на концертах полные залы восторженной публики…

НА ВОДЫ, НА ВОДЫ!

После открытия в мае 1894 года регулярного железнодорожного сооб­щения по маршруту Минеральные Воды — Кисловодск, последний стал связан с центральными районами необъятной империи, а количество отдыхающих на минеральных курортах северокавказских вод лишь все увеличивалось и увеличивалось год от года. Популярный в конце позапрошлого столетия писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк так отзывался о Кисловодске на рубеже XIX-XX веков: «Город чудесный, разметав­ший свои улицы по крутым берегам реки. Общий вид был очень красив, а великолепный вокзал мог бы украсить любую столицу».

Между прочим, если быть уж со­ всем точным, то основанная во времена Александра I станица Кисловодская получила статус города лишь через столетие, в 1903 году, указом последнего русского царя Николая II. Уже тогда, на исходе XIX столетия, многие по достоинству оценили уникальный климат и розу ветров Кисловодска. Известный русский климатолог Александр Воейков так и вовсе считал, что «прозрачность воздуха и большое количество теплых солнечных дней» делают микроклимат в Кисловодске поистине уникальным, и он значи­тельно целебнее, к примеру, того же абхазского с его Черным морем.

Впервые Шаляпин оказался в Кисловодске в середине лета 1899 года и с тех пор довольно часто наведывался в Кисловодск. А тогда, на ис­ходе XIX столетия, оперная труппа во главе со знаменитым басом больше месяца провела в Кисловодске, давая при полном аншлаге концерты в знаменитом Курзале. Билеты на Шаляпина, несмотря на их весьма немалую стоимость, раскупались моментально, а популярность Фе­дора Ивановича была настолько велика, что на перрон железнодорожного вокзала подавали дополнительные поезда, прибывавшие из Ессентуков, Пятигорска и других ку­рортов: отдыхающие на целебных водах специально съезжались в Кисловодск, чтобы послушать чарующий голос великого Шаляпина.

Спустя пять лет, в 1904 году, и снова летом, великий русский бас вновь посетил Кисловодск. Ажиотаж, особенно женской половины, был такой, что появился даже новый термин «шаляпинизм». Да и в самом деле, трудно было не влюбиться в статного, талантливого красавца почти двухметрового роста и в его прекрасный, чарующий голос.

ШАЛЯПИН И ЕГО ДАЧА

А теперь — главная «загадка»: расположенный у самого вокзала симпатичный особнячок с причудливы­ ми башенками, витражами и витиеватой деревянной резьбой, именуемый «Дача-музей» Ф.И. Шаляпина, знаменитому оперному певцу на самом-то деле никогда и не принадлежал! В 1902-1903 годах самый известный в будущем архитектор Кавказских Минеральных Вод Эмману­ил Бальтазарович Ходжаев выстроил рядом с вокзалом Кисловодска, по заказу купца Михаила Ивановича Ушакова для его дражайшей супруги Пелагеи Степановны особняк для летнего отдыха в изысканном и модном тогда стиле модерн с элементами эклектики. Именно поэтому на фасаде особняка красуются буквы «П» и «У» (Пелагея Ушакова).

После окончания строительства особняк превратился в пансион госпожи Ушаковой: комнаты в нем сдавались внаем за совсем небольшую плату. Кстати, росписи во внутренних интерьерах дома выполнил друг и сосед Шаляпина по усадьбе Охотино на Ярославщине, художник Константин Коровин. Камины же доверили спроектировать Николаю Рериху, с чем он справился, надо сказать, просто-таки блестяще.

Шаляпин и снимал эту самую да­ чу: не по комнатам, как многие отдыхающие, а всю. Целиком и сразу, благо, до популярных среди курортников нарзанных ванн и источников было рукой подать. На время пребывания великого оперного певца дача превращалась в музыкальный салон. В гостях у Шаляпина бывали дирижер и пианист Василий Сафонов, театральный режиссер Константин Станислав­ский, композитор Сергей Прокофьев. А спустя три года хозяином изысканной дачи у кисловодского вокзала стал казачий генерал из Владикавказа Георгий Абрезов.

В свое время Кисловодск на­ столько очаровал Федора Ивановича, что он как-то обмолвился: «Для жизни рожден я в Казани, для сцены Кавказом рожден». Он даже приобрел на Хлудовской улице (ныне улица Чкалова) участок земли для воз­ ведения собственной дачи. Впрочем, до воплощения прожекта в реальной жизни дело так и не дошло.

В середине 1917 года на кисловодскую дачу Шаляпин прибыл на отдых со своим семейством: женой Марией Петцольд и двумя дочками — Мар­фой и Мариной. В самом конце лета он дал в кисловодском Курзале концерт и часть вырученных средств пе­редал на строительство санатория для раненных на войне солдат.

Федор Иванович вообще был щедр на благотворительность, мно­го жертвовал на больницы, на храмы. В начале XX века в России были весьма популярны акции «Бе­лый цветок»: за каждый взнос жертвователям дарили цветы, и порою у великого русского баса их бывали целые гирлянды. Будучи выходцем из самых низов (Шаляпин был кре­стьянским сыном), он пригласил на тот свой концерт и самих солдат, и нижние офицерские чины. А по­скольку свободных мест в зале не было, разместили их… в оркестро­вой яме.

И все же попасть в тот день на выступление оперной легенды многие страждущие услышать и увидеть Шаляпина, несмотря на высокую стоимость билетов, так и не смогли, поэтому после окончания концерта пришли к дому-даче, который снимал Федор Иванович, благо идти от Курзала было всего ничего, и обступив жилище знаменитости, поклонники его таланта стали аплодировать великому певцу. И тогда Шаля­пин вышел на веранду и запел. Начался дождь, через какое-то время закончился, а слушатели все не расходились. И он пел для них несколько часов кряду, уже при призрачном и таинственном свете луны.

Это был последний приезд великого русского баса в Кисловодск: в конце сентября все того же 1917 года Шаляпин выехал в предреволюционный Петроград, а спустя несколько лет отбыл в Европу на гастроли, плавно превратившиеся в его эмиграцию.

Внутренние интерьеры и экспонаты кисловодской дачи Шаляпина (с 1988 го­да ставшей литературно­музыкальным музеем), поражают своей роскошью и изяществом: тут и лепни­на на стенах, и изразцовая печь практически до потолка, и даже уникальная скатерть с вышитыми(!) автографами знаменитых посе­тителей музея. Есть и много мемориальных вещей, связанных с именем оперного певца: афиши его концертов, костюмы, документы и книги той далекой теперь уже от нас эпохи, коллекция грампластинок, фото­ графии, предметы быта. Среди особо ценных экспонатов — рояль, который 12-летний Федя Шаляпин получил в качестве приза на музыкальном конкурсе. Во время экскурсии, создавая атмосферу того време­ни, звучит голос великого оперного исполнителя. В наши дни, в стенах дачи-музея для ценителей прекрасного, по соседству с той самой легендарной верандой, с которой Федор Иванович пел для собрав­шейся на улице восторженной публики, нередко проводятся литературно-музыкальные вечера-концерты.

 

А Шаляпин вновь вернулся в никогда на самом деле не принадлежавший ему кисловод­ский особняк, теперь уже навсегда, буквально в наши дни. И никакой мистики тут нет: в 2016 году во внутреннем дворике музея Шаляпина, расположенного на улице…правильно, Шаляпина, великий русский бас появился в образе памятника. Заложив ногу за ногу, певец одной рукой опирается на садовую скамейку, а в другой держит свою любимую собачку, французского бульдога Бульку…

 

Источник: журнал «Смена» №4  2023г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *