14 октября Русская православная церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы, который установлен в память явления Богородицы во Влахернском храме в Константинополе. Это событие произошло предположительно в Х веке в царствование византийского императора Льва VI Мудрого. Предание гласит, что в годы войны с сарацинами жители Константинополя обратились с молитвой к Богородице с просьбой о защите города. Во время всенощного бдения в храме присутствовали святой Андрей Юродивый и его ученик Епифаний, которые увидели явление Божьей Матери на воздухе с сонмом святых и ангелов. Она простерла над молящимися свой покров — омофор (головной плат) и вознесла Господу молитву о спасении мира и избавлении человека от бед и страданий. Собрав последние силы, греки победили сарацинов. На Руси праздник был установлен при князе Андрее Боголюбском около 1164 года.

Мозаика расположена в неглубокой нише полуовальной формы размером 4 х 6 м. Это самое крупное церковное мозаичное произведение нового времени. Стилистика мозаики основана на древнерусских традициях, но в то же время тяготеет и к народному примитиву. Рисунок персонажей, прежде всего ангелов, нарочито упрощен. Ну а стены кремля с их круглящимися, почти что пряничными формами вызывают в памяти что-то родное и близкое из русских сказок. Все это, вместе с неуклюжими каравашками облаков и словно по-детски выстроенной архитектурой, уводит внутренний взор к каким-то далеким глубинам национального мироощущения, к архетипическим образам родной земли.
Весь образный строй мозаики явственно говорит о том, что перед нами не сцена во Влахернском храме, а воплощение сформированного в народном религиозном сознании представления о Богородице как о заступнице и покровительнице Земли Русской. И белокаменный град Божий, над которым раскинула свой покров великая Охранительница, – это не Константинополь, а вся христианская Русь. И не Андрей Юродивый с учеником Епифанием, а Андрей Боголюбский среди княжеского окружения показывает рукой на небесное знамение. И лазоревая голубизна, как синие равнинные реки и цветущий лен, и яркие нимбы, как рдеющее солнце, и сочная зелень – все это тоже родное, русское. Весь рериховский образ пронизан идеей синтеза официальной церковности и русской народной религиозности, считавшей Россию землей Богородицы. (Е.П. Маточкин. “Работы Н.К. Рериха для Русской Православной Церкви”)

Источник: https://roerich-lib.ru