Придёт время и для Менеска.

В его монументальных работах — история Беларуси, её богатое прошлое и день сегодняшний.
Скульптор Сергей Бондаренко рассказывает о рождении своих произведений и о пока ещё не  воплощенных идеях.

Минчанин Сергей Бондаренко родился в 1956 году. Окончил скульптурное отделение Белорусского  театрально-художественного института. Начинал профессиональный путь в творческих мастерских  Академии художеств СССР в Минске под руководством Заира Азгура. Работает в различных жанрах, в
том числе известен как мастер довольно редкой специализации — создает и отливает из металла скульптурные портреты лошадей. Его произведения находятся в коллекциях музеев Москвы, Минска, Миннеаполиса (США), а также у частных коллекционеров из многих стран.

Минчанам особенно приглянулись работы Бондаренко, установленные у цирка: гимнастка на лошади, клоуны-музыканты и пирамидка-перевертыш из кота, черепахи и слона.

Сергей Афанасьевич выдвинут на соискание Государственной премии страны за создание ряда  произведений монументального искусства: рельефного панно «Песня о зубре», украсившего  вестибюль Национальной библиотеки Беларуси, стелы «Триумф» и Аллеи олимпийской славы у культурно-спортивного комплекса «МинскАрена», конного памятника князю Ольгерду в Витебске,
композиции «Беларусь гостеприимная» у Дворца Независимости.

О спорте с гордостью

— Когда шло строительство «Минск-Арены», предложил создать перед комплексом Аллею олимпийской славы с памятными знаками в честь знаменитых спортсменов. К идее подключились архитекторы, и мы вместе её доработали, — вспоминает скульптор.

Стела «Триумф» и Аллея олимпийской славы у культурно-спортивного комплекса «МинскАрена»,
Стела «Триумф» и Аллея олимпийской славы у культурно-спортивного комплекса «МинскАрена»,

 

 

 

На каждом памятном знаке можно прочитать имена белорусских спортсменов — победителей  олимпиад, увидеть их медали в увеличенном размере. Территорию украшают пять фонтанов, символизирующих олимпийские кольца. Венчает аллею стела «Триумф» с фигурами атлетов и девизом олимпийского движения: Citius, Altius, Fortius! («Быстрее, выше, сильнее!»).

Интересуюсь у Сергея Бондаренко, как родился образ крылатых атлетов.
— Это своеобразный отсыл к Икару, чье имя ассоциируется с полетом, достижением небывалых высот. Но есть и другие символы. Издали вся композиция напоминает собой олимпийский факел. Именно такой посыл предложили архитекторы, а я придумал, как воплотить его, — поясняет собеседник. Сергей Афанасьевич открывает профессиональный секрет: бронзовые фигуры сделаны по особой технологии, имеют специальное покрытие, поэтому не темнеют, выглядят столь же ярко, как только что отлитые.

А вот что следует добавить на Аллее олимпийской славы спустя 11 лет после ее открытия, так это новые именные знаки, считает мастер. Ведь олимпийская летопись Беларуси за это время существенно пополнилась. Нельзя забывать современных героев, а место для размещения дополнительных элементов здесь предусмотрено.

Образ Беларуси 

Композиция «Беларусь гостеприимная» у Дворца Независимости.
Композиция «Беларусь гостеприимная» у Дворца Независимости.

Скульптурная композиция «Беларусь гостеприимная» у Дворца Независимости появилась после проведения конкурса. (Кстати, идею подобного объекта подал сам Бондаренко). В творческом состязании участвовало 36 работ разных авторов. Сергей Афанасьевич представил сразу две, которые отобрали для финального этапа. А позже стало известно, что он стал победителем.
— Одна композиция более символическая, я ее условно назвал Ника Крылатая. Другая — жанровая, эмоциональная, ее и выбрали, — рассказывает автор. — Хотелось применить контраст: здание строгое, а скульптура теплая. Использовал прием смешения стилей.

В этом образе присутствует символика. Например, обыграно число 7. Девушка выпускает из рук 7 птиц, и в венке на её голове 7 цветов.

— Это счастливое число, оно еще обозначает 7  административных единиц Беларуси, — говорит скульптор. На вопрос, был ли прототип у девушки, отвечает: образ обобщенный, это авторское видение красоты белорусского народа. Процесс создания композиции прошел несколько стадий. Это эскиз, маленькая рабочая модель, ее увеличение до 1,6 метра, очередное пятикратное увеличение с помощью специальных приспособлений. Для размещения 8-метровой скульптуры в рабочем пространстве пришлось делать композицию из двух частей. Важно было, чтобы потом все идеально совпало. И это удалось. Самые сложные и ответственные детали (голову, руки, птиц) автор отливал самостоятельно, добиваясь максимального качества, хотя обычно это делают литейщики.

Взгляд в историю

Конный памятник князю ВКЛ Ольгерду в Витебске — работа для Сергея Бондаренко особая.

— Сделать конную статую было мечтой всей моей жизни. Я ведь, можно сказать, скульптор-анималист, не один десяток лет лепил лошадей. Создал целую галерею конных портретов для частных коллекций, рассказывает собеседник. —Благодаря такому багажу смог за короткие сроки выполнить этот заказ.
Ольгерда начал делать другой скульптор, победивший в конкурсе, но работа не была выполнена. Тогда дали заказ Бондаренко. Как в шутку говорит мастер, его привлекли как своего рода антикризисного управляющего. И он всего за 7 месяцев создал свой вариант памятника, чтобы его успели установить к празднику города. Это невероятно маленький срок для масштабной работы. Пришлось трудиться по 18 часов в сутки. Что касается образа, то, естественно, это авторское видение: об исторической достоверности невозможно говорить, ведь не сохранилось реальных изображений Ольгерда. Впрочем, важнее общая концепция. Под руками скульптора появился мудрый благородный правитель, при котором страна процветала и закладывались основы национального самосознания современных  белорусов. Витебляне радушно приняли памятник и любят фотографироваться на его фоне.

Еще одно произведение ваятеля на историческую тему украшает Национальную библиотеку. Мастер рассказывает:— Когда представилась возможность поработать над оформлением «алмаза знаний», решил: за основу возьму «Песнь о зубре» Николая Гусовского. Это хрестоматийное литературное произведение прославляет нашу землю, её историю, природу. Из поэмы родились образы зубра, тура, сцены охоты, меч. Это был интересный опыт, поскольку панно выполнял в смешанной технике, включающей литье и фрагменты из камня.

 Рельефное панно «Песня о зубре»
Рельефное панно «Песня о зубре»

Два вышеназванных творения — лишь часть наработок скульптора в исторической тематике. Многое остается нереализованным. В разное время ваятель создал эскизы конных статуй Всеслава Чародея, княгини Анастасии Слуцкой, Глеба Минского, князя Гедимина. Ожидает своего часа памятник  Миндовгу для Новогрудка. Этот проект победил в республиканском конкурсе.
Возможно, придет время для ещё одного предложения мастера. Бондаренко воплотил в миниатюре свой образ легендарного основателя Минска — мифического мельника-богатыря Менеска, чья водяная мельница о семи колесах разъезжала по окрестностям и молола не зерно, а камни. По мнению Сергея Афанасьевича, композиция задумана как жанровая контактная работа, то есть художник видит её не слишком масштабной, чуть выше человеческого роста. Даже прорабатывались разные площадки в городе, но до реализации дело не дошло.

***

На вопросы о досуге и хобби Бондаренко отвечает: скульптура, скульптура и еще раз скульптура. Работа и творчество в его жизни неразрывны. Творит он всегда, если не на заказ, то просто для себя, потому что душа просит. Например, создал целую серию бронзовых жуков. «Природа настолько разнообразная, непредсказуемая, великолепная, она дает бесконечное количество идей и подсказок.
Ни один абстракционист таких форм не придумает», —говорит мастер.

Ольга Жарина.

Источник: https://minsknews.by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *