Путешествие в Вологду. Александр Удачин.

“Все умрём. Но есть резон
В том, что ты рождён поэтом.
А другой – жнецом рождён…
Все уйдем. Но суть не в этом…”

                                                     Николай Рубцов.

В недальнее, но и не близкое путешествие из Москвы в Вологду   автора позвала нелёгкая судьба и творчество замечательного  русского поэта Николая Рубцова. Он родился  в старинном  и  самобытном  северном   краю России,  « где с каждой избою и тучею, с громом готовым упасть»  чувствовал « самую жгучую, самую смертную связь».  Законный поэтический наследник Сергея Есенина,  Николай Рубцов  создал поэзию, которой, как оказалось,  в народе  суждена  долгая жизнь.  И  погиб при таинственных обстоятельствах здесь же, в Вологде.   Вот почему мне воочию захотелось увидеться с этим краем, посетить могилу любимого поэта.  Но в начале пути не мог   себе представить, что  в поездке встречусь с поэтом К.Н. Батюшковым (вернее, с его могилой), прикоснусь к истокам жизни Петра Великого, обрету  на память  «от брата Бориса» икону,  которая спустя  годы спасет  руку от  тяжелого  увечья…

День первый.

В незнакомую  Вологду  приехал  утром 21 июня 1997 года.    В Москве, раздобыв «полезный»  номер телефона,  позвонил вологодскому журналисту и  писателю  Валерию Есипову, с которым  договорился  о встрече. Мне рассказывали, что   Валерий знал о подлинных  обстоятельствах гибели Н.М.Рубцова. Наметил я и  встречу   в Союзе журналистов Вологды  с председателем Василием Невзоровым.   К сожалению, эта  встреча по независящим от меня причинам не состоялась. День приезжего прошел обычным путем: устройство в гостиницу, прогулка по городу, фотографирование достопримечательностей, купание в реке Вологде.

День второй.

9.45. Я на квартире В.В.Есипова. Когда закончился обстоятельный разговор о поэте Рубцове, Валерий Васильевич  подарил  свою книгу  о трагической участи уроженца этих мест писателя В.Т.Шаламова.  И я понял, что  трагической судьбой  писателя- земляка Есипов «болел» так же, как я «болел» судьбой Рубцова. Узнав, во мне астролога, автор книги в дарственной надписи попросил «разгадать» тайну  жизни Шаламова. По моей просьбе, Валерий помог в устройстве  «творческой встречи» с читателями одной из библиотек  города. В тот день я купил несколько интересных  книг о вологодском  зодчестве.

«Такой город в России один».

Однажды, Игорь Грабарь высказал счастливую мысль о том, что «древнерусские города являются рассадниками искусства».  Таким, в хорошем смысле слова, «рассадником» искусства и культуры является и Вологда. Чего стоит только одно   знаменитое вологодское  кружевное плетение! Зародилось оно в 1820-х годах,  когда вологодские крепостные стали в подражание западноевропейским «выплетать отделки к платьям и белью».

А ныне  западноевропейцы едут в Вологду и платят большие деньги за то, что бы получить образцы  «подражания»  вологодского плетения.  В 1893 году таких мастериц в крае  трудилось около 4 тысяч, а к 1912 году число их увеличилось на порядок. В 1930 году образовался  Вологодский союз кружевниц.  Как следствие того, что в 1925 году вологодские кружева «взяли» на выставке в Париже  золотую медаль. То же повторилось и в 1958 году, но только в Брюсселе.

 

В  городе  имеется  Литературный музей  уроженца Вологды К.Н.Батюшкова.  Здесь родились известные писатели-современники В.Т.Шаламов, В.И.Белов и В.Ф.Тендряков.

 

 

В краеведческом музее богатое собрание русских икон 14-19 веков, раскрашенная скульптура 16-19 веков, шитье и ювелирное искусство этого же времени. Вологодские места замечательны тем, что не видели конницы татар.  Варвары сюда не дошли, а потому здесь исстари спасались от преследования творческие люди. Подмечено и то, что «искусство севера носит более народный характер», чем в других местах.  Любопытно замечание и о том, что  искусство севера лишено налёта  мистицизма. И об этом стоит подумать…В 17 веке  на Вологодчине укрепилась школа  живописи стенописцев Ярославля и Костромы.

Название «Вологда» имеет финно-угорские корни. В этих племенах «светлую и ясную» реку называли Вологдой. По имени реки и  поселение позже  стали называть Вологда.  Раскопки  города обнаружили гончарное дело и деревянное ремесло, датируемое 12 веком. За обладание  Вологдой соперничали Тверь и Москва, а так же  Новгород. В 1493 году от 12 мая в Вологодско-Пермской летописи записано:  «В понедельник владыка Филофей Пермский и вологодский заложил церковь Святое Вознесение господа бога и спаса нашего Иисуса Христа». Иван Грозный  впервые  возвёл в городе каменные постройки. А в 1612 году  произошла трагедия. В тот несчастный  год Вологда была сожжена и разграблена.  Имя  трагедии исконно русское –  «водка».  «Все делалось хмелем, пропили город Вологду воеводы» писал архиепископ Сильвестр князю Пожарскому в Москву. Бесчинствовали в городе поляки и Литва, черкесы и казаки, просто воры…

День четвертый и последний.

Поездка в Спасо-Прилукский монастырь. Знакомство с «братом Борисом». Встреча с членами общества «Духовное возрождение». Сближение с теософом и экстрасенсом Александром Мухановым. Неизгладимое впечатление монастырского ансамбля.  Разговор и полемика с духовными людьми. Осмотр библиотеки и  сувенирной  лавки. Выбор  на память иконы «Святые апостолы  Павел и Петр». Дарственная надпись на иконе «брата Бориса».

Спасо-Прилукский монастырь.
Спасо-Прилукский монастырь.

 Домик Петра.

Когда-то  домик, как и всё в Вологде, стоял деревянным. Но не выдержал ударов времени и ныне стоит, облачившись в нарядный белый камень.  В 17 и 18 веках Вологда являлась перевалочным торговым пунктом на пути из Москвы в  Архангельск, а затем и в Западную Европу.  Взаимовыгодным для Москвы и Европы маршрутом живо интересовался  император Петр Великий, который  время от времени проводил  инспекционные поездки. Не раз появлялся и в Вологде. К 200-летию Петра, а именно в 1872 году город выкупил у купца Витушечникова дом, где император  постоянно останавливался на пути в Архангельск у купцов-иностранцев Гутманов.  Идея, сделать из «домика Петра» историческую достопримечательность оказалась на редкость удачной. В 1885 году домик назвали «Музеем Петровским», а спустя столетие, в 1983 году в Домике потрудились ленинградские живописцы-оформители.

Музей Петра Великого.
Музей Петра Великого.

История Домика такова. В переписной книге Вологды это здание появилось в 1711 году, но купцы Гутманы, понравившиеся Петру за ценный вклад в царскую казну, появились в городе еще раньше, в 1652 году. Задобренный Петр отдал смекалистым иностранцам право беспошлинной торговли по всей России. Пришлось по  нраву Петру и то, что купцы удачно выбрали место проживания: построили домик в оживленном месте города. Даты приезда императора в Вологду и посещения Домика Гутманов следующие: 1692, 1693 , 1694, 1702, 1724 годы.

Петра интересовали  сугубо насущные вопросы. Например, где и как строить корабли, где и как проводить испытания кораблей, как обеспечить безопасность Архангельска и севера от шведов.

Любопытен Акт от 5 июня 1885 года « В память о пребывании в городе его Императорского высочества великого князя Владимира Александровича и посещения вологодского домика Императора Петра Великого по возобновлению и устройства в нем Петровского музея».

Особую ценность для автора,  интересующегося историей России,  представила книга «Деяния Петра Великого». Книгу, с любезного разрешения смотрителя московскому журналисту  удалось подержать в руках и даже сделать  выписки.

Одно название чего стоит: « Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России. Собрание из достоверных источников расположенных по годам. Часть 1. Москва. В Университетской типографии, 1788 год». И тут же чернильный  штамп:  « Цензор Антон Барсов Коллежский Советник, Красноречия профессор и цензор, печатаемых в университетской библиотеке».

Книгу начинает “Предисловие” Ивана Голикова, которую тот «писал в селе  Анашкин, в 6 верстах от Звенигорода, октября 31 дня, 1787 года». Иван Голиков поневоле стал писателем,  поскольку объясняет «бумагомарание» жгучим, если не сказать фанатичным, интересом к жизни и деятельности великого царя:  «Счастливая встреча со столь знаменитым предметом, каков есть Петр Первый, всех читателей любящих Отечество». В капитальной  книге Голикова содержатся ссылки на 51 источник, из которых  влюбленный в царя писатель черпал редкие и убедительные эпизоды из  жизни великого правителя России.

А  начало у Ивана Голикова было такое:  «Вскоре, по приезде моем в Москву,  достал я несколько книг, касающихся до жизни Петра Великого, как то  Летопись о зачатье и рождении сего государя, и Его  историю, переведенную с греческого господином Писаревым, да Шафирово  разсуждение о причине войны с Карлом 12, королем шведским. С какой жадностью я читал сии книги, и каким они мне тогда казались сокровищем, я изобразить не могу».

Чем не духовный  фанатик? В хорошем смысле слова.  В оглавлении книги читаем о «несправедливых  нареканиях стрелен береговых на монарха, о древней к России недоброжелательности окрестных государств, о 18 возражениях на несправедливое обвинение государя, о постановлении меньшей цены делам Петра Великого, как знак непростительной к нему неблагодарности, о том, что худое воспитание Петра Велико есть не помрачение его славы  , а паче увеличивает оную, о благотворных заслугах Петра Великого к России» и т.д. Для автора, интересующегося  жизнью «звездного неба», особый интерес вызвала следующая глава книги: «Сименона Потоцкого предсказание о Петре Великом еще до его рождения. Показание вероятности оного перепискою Генуэзца с Гревиусом. Поверка сего славного астрономом Г. Алексеем».

Так, удивительно неожиданно закончилась летом 1997 года  поездка  по местам жизни и творчества поэта Николая Рубцова. Без преувеличения скажу, что Рубцов подарил  поклоннику  поэзии новый мир. Мир древней Руси, мир  трагической и славной истории, мир  редких по душевной красоте людей. А история  надписанной в  Спасо-Прилукском  монастыре «братом Борисом» иконы, спустя годы, получила не менее неожиданное и удивительное продолжение.

Однажды, когда  я  работал  за письменным  столом, вдруг  почувствовал, что  висящая над столом набитая тяжелыми  книгами полка, вот-вот рухнет. На столе под полкой стоял  подаренный радиоприемник, лежали часы, еще что-то.

А  на стене  прямо под полкой в прочной  деревянной раме висела иконка  апостолов Петра и Павла.  Иконка,  благословляющая  надписью отцом Борисом  на все доброе. В  какой – то момент я машинально протянул руку и убрал в сторону  лежащие на столе ценные вещи.  В следующий   момент тяжеленная полка рухнула вниз. Рухнула и снесла со стены  иконку с образами святых, одним из концов ударившись о прочную раму.  Иконка, заключенная  в толстую раму,  явилась для меня  надежной защитой, поскольку  ослабила страшный удар.  Благодаря  чему я  избежал перелома руки и отделался  всего лишь сильным ушибом. И  со временем  пришёл к мысли, что хорошо иметь любимого поэта, отдавать дань истинному  таланту, посещать замечательные места России. И получать от судьбы подарки. Подарки, которые окажутся оберегом твоей  жизни.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *