Сперва любить. В. Орсик.

На написание этой работы меня подтолкнуло  название  одной газетной статьи:  «Сперва любить – потом учить». Речь в этой статье шла об открытой в 1856 году в России в Санкт-Петербурге школе. Школу возглавил Карл Иванович Май, немец по происхождению,  талантливый педагог с двадцатилетним опытом работы.

Школа Карла Мая дала России множество выдающихся деятелей науки и искусства. В разные годы здесь учились Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа, Валентин Серов, Константин Сомов, Андрей Оль, Яков Френкель, Лев Успенский, Дмитрий Сергеевич Лихачев…  В этих стенах зародилось творческое содружество «Мир искусства», здесь учились десятки будущих академиков, докторов наук, художников, композиторов, архитекторов, путешественников и государственных деятелей. Девизом новой школы стало изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить – потом учить».

Сам по себе девиз мне показался очень правильным и мудрым. Ведь очень справедливо замечено, следуя логике этой фразы, что только любя своих учеников, любя самозабвенно учительскую работу, которой приходится отдавать все силы и время, можно по-настоящему хорошо учить, быть преподавателем с большой буквы.

В вышеназванной статье много и подробно рассказывалось об учебном процессе, о воспитательной атмосфере, царящей в стенах этой школы. Приводились примеры, насколько демократичны были там внутришкольные порядки: учились дети разных сословий и никто не выделялся особенностями в одежде и питании, малоимущим оказывалась материальная помощь.

А мне вспомнилось мое далёкое школьное детство – у нас тоже учились дети с разным материальным достатком в семье, но это никак не отражалось на наших отношениях между собой – ведь установленные школьные порядки, общая школьная форма, общие требования к дисциплине – всё это уравнивало учеников между собой во всех отношениях. И никто не ставил это в заслугу учителям, просто это был общий, советский образ жизни.

И лаборатории по химии и физике, столярные  мастерские и учебные классы –  всё это было построено красиво и практично в наших школах, совсем не хуже, чем показано на фотографиях старого лицея. И в походы мы ходили, и сидели у костров, пели песни, спали вокруг костров. Только сейчас понимаешь, насколько те наши учителя должны были любить нас, любить свою работу, что могли справляться с такой большой командой учеников в походном режиме. И, вообще, только сейчас начинаешь понимать и ценить советское школьное воспитание, сравнивая, во что превратилась школа сегодня. Картина грустная, если не сказать – мрачная.

Но не будем о грустном. Ведь сегодняшняя статья – о любви. О любви учителя к ученику, ученика к учителю, к изучаемым предметам. О любви человека к человеку. Не секрет, что нам в школе нравились те предметы, которые преподавались учителями с любовью. По этому же принципу строились наши человеческие отношения во взрослой жизни. Мы заслушивались лекциями преподавателей в институте, когда они преподносились с душевным подъёмом, радостью, подкреплялись жизненными примерами и событиями из личной жизни. И так во всём – если человек делает своё дело с любовью, не сомневаясь, можно сказать, что он сделает его хорошо.

Взрослея, мы стали замечать, что если нам кто-то очень нравится, то мы легко можем простить ему любые недостатки (ну, почти любые). В то время, как для других эти недостатки кажутся совершенно неприемлемыми для взаимоотношений. Приходят на ум слова из песни Анны Герман: “А он мне нравится, нравится, нравится – и это всё, что я могу сказать в ответ”. То есть подтверждается правильность мысли – сперва любить. То есть сначала – любовь, а потом взаимоотношения.

Вы обращали внимание, что когда у вас хорошее настроение, вы улыбаетесь, шутите, излучаете любовь всей душой – с вами легче обращаться окружающим людям. В такой момент у вас удачно решаются сложные жизненные проблемы, вы совсем не устаёте на работе, к вам тянутся для общения и взрослые и дети. В такие моменты мы любим жизнь, а жизнь любит нас – мы счастливы. К великому сожалению, такие счастливые моменты весьма быстротечны, несмотря на то, что нам хотелось бы их продлить подольше. Положительный эффект от этих моментов в том, что, несмотря на их быстротечность, уже в тяжёлые минуты жизни или просто в затянувшиеся серые будни, мы всё-таки будем вспоминать, что иногда нам удавалось быть счастливыми. И обязательно, мы верим, будем счастливыми и в дальнейшем. Напрашивается вывод – чем быстрее и чаще мы сможем настраивать себя на положительный, мажорный лад, тем удачливее мы будем в своей жизни. Ведь не даром говорит пословица: «Человек – кузнец своего счастья».

Ещё одно жизненное наблюдение: чем острей дефицит любви к тебе в раннем возрасте, тем больше и активнее вызревают в тебе силы любить в дальнейшей жизни. Интуитивно, не желая, чтобы такая жизнь без любви повторилась с вашими близкими – вы надёжно окутываете их своей любовью. Ведь с любовью вы такие сильные и такие мудрые. Поэтому, оглядываясь на своё прошлое, которое кажется вам порой таким мрачным и безрадостным, знайте – это был процесс созревания любви внутри вас, и как писал Фредерик Стендаль в книге «О любви» – процесс «кристаллизации» любви. Совершенно необходимый для эволюции человека процесс. Необходимый, что очень важно, для духовного развития человека. Ведь не случайно замечено, что многие знаменитые и достойные люди преодолевали большие трудности в начале своего жизненного пути и двигались вперёд. «Сквозь тернии – к звёздам». Под щитом радости и любви.

И пусть нам не всегда удаётся быть радостными, вдохновлёнными, преисполненными любовью к людям и Миру – по примеру любви Христа к человечеству – мы должны знать, что именно таким – сильным и счастливым – покоряется жизнь. Вдумаемся в особый сакральный смысл, прозвучавший в духовном призыве: «Пусть будет Миру хорошо!». Пусть этот призыв зазвучит в вашем сердце. Радости!

 

About Владимир Орсик

View all posts by Владимир Орсик →

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *