Славные Елены России.
Россия вправе гордиться «Еленами», снискавшими мировую известность, к тому же имя «Елена» означает «лучик света в непроглядной тьме». В данном случае имя-символ полностью воплотилось в образах реальных, удивительных, легендарных российских женщин.
Часть 1. Елены, рождённые для славы светлой.
Та, что родилась 12 августа 1831 года обрела громкую , незаслуженно скандальную, мировую славу. Та, что родилась 12 февраля 1879 года, удостоилась негромкой, удивительной, самоотверженной, трудовой славы. И прославилась не только сама. Прославился каждый член семьи, в которой Елена по праву считалась «ведущей». Итак, замечательных женщин звали Еленами и обе снискали в мировом сообществе славу духовного авторитета, явились Учителями человечества, оставили после себя труды, изменившие общественное сознание.
Читатель наверняка догадался о каких Еленах идёт речь. И, вероятно,заметил сходство в судьбах обеих Елен, ибо жизненное поприще старшей Елены достойно продолжила Елена младшая. Речь пойдёт о Елене Петровне Блаватской и Елене Ивановне Рерих. Елена Петровна Блаватская явилась основательницей Теософского общества, написала капитальный труд «Тайная доктрина», при жизни обрела множество приверженцев по всему миру. Елена Ивановна Рерих явилась создателем и проводницей Учения Живой Этики. Учения, времени Эры Водолея, которое предстоит познать человечеству в будущем. Процесс познания, хотя и с большим трудом, по мере возможности происходит и в наши дни…
На фотографиях перед вами удивительно похожие молодые лица. Похожие не чертами лица, но выражением высокого интеллекта, вдумчивостью и духовной устремлённостью.
Елена Блаватская. Елена Рерих.
Увы, широкая общественность, озабоченная проблемой материального достатка, сегодня не готова приблизиться к основам великого духовного Учения. Пока не готова. Но «приближение» к Учению жизни, безусловно, произойдёт. Хочется верить, что это произойдёт в ХХI веке. И уже происходит!
Светлая, да избранная.
Вначале познакомимся со значением имени Елена. «Имя Елена греческого происхождения. Его перевод неоднозначен, скорее всего, означает «избранная», «светлая». Кроме того, имя Елена может означать «факел», «огонь», «свет»; «светлая», «сверкающая», «сияющая», «блестящая», «солнечная», «лунная», «огненная», «избранная». Есть мнение, что имя Елена соотносится с понятиями «солнечный луч» или «солнечный свет», а само имя Елена – производное имя от имени Гелиос, бога Солнца в древнегреческой мифологии».
Соответствуя значению имени и будущему призванию, обе Елены были предрасположены к тому, чтобы явиться для общества «избранными» и представлять «силы светлые». И тут возникает вопрос: «Кем избранные»? Ответ на вопрос имеется, и читатель, который в «теме», его знает. Кроме того, обе Елены были предназначены нести символический « «факел», он же «осветительный огонь», который и сегодня освещает духовный путь и притягивает к себе мыслящих людей. Но огонь Учения Живой Этики Елены Рерих не символический, не умозрительный, а реальный, действующий во времени и пространстве, притягивающий новых и новых сторонников. И далось это благодаря мужеству и самоотверженности Елены Рерих, прошедшей мучительную для человека «огненную йогу». Итак, нам не приходится удивляться «совпадению» в судьбах обеих Елен. Это обстоятельство отметила и ближайшая помощница Е.Рерих З.Фосдик : «Читая о жизни Блаватской и слушая рассказы Е.И. о себе, прихожу к убеждению, что между ними масса сходства» (2, стр.58) . Зададим вопрос: как именно проявилось в жизни обеих Елен значение собственного имени? Есть и другой «хороший» вопрос: находится ли в гармонии значение числа 3 с содержанием имени Елена?
Совпадения есть. И не случайные.
Вовсе не удивительно, что печать «Водолея» отражена в микрокосме Елены Рерих. Новорожденной предстояло обрести качества провозвестницы Эры Водолея, а для этого, по меньшей мере, следовало «прочувствовать» собственную природу Водолея. Показательно, что у героинь совпадают не только имена, но и числа дня рождения, сводящиеся к простому числу 3. Поэтому не лишено смысла предположение, что, возможно, в магии числа 3 и в значении имени «Елена» заключаются особенности судеб «из ряда вон выходящих» героинь. Следует отметить, что обе Елены родились русскими, а, по мнению писателя Михаила Пришвина, «быть русским, любить Россию – это духовное состояние». Известный индолог Александр Сенкевич пишет:«С ранних лет Блаватская стремилась к духовному и умственному общению – наиценнейшему дару русского человека» (1, стр.63). Как видим, и здесь отражена та же мысль. Сказанное о Елене Блаватской с полным правом можно отнести и к Елене Рерих.
Те, что даруют радость.
Итак, число 3. Вспомним, что на Руси «в три перста крест кладут», а «Бог любит троицу». Обратимся к содержанию астрологического и нумерологического знания о числе 3.
Число 3 принадлежит планете Юпитер. Это наиболее созидательное число. Принцип соединения двух начал – активного и пассивного. Сумма. Результат действия разума на материю. Мотивация, созидание, вдохновение. Триада. Число Бога в христианстве и индуизме.
Не удивительно, что девиз числа 3 – « дарующий радость». Положительные качества: Число 3 – число жизнелюбивое и веселое, наделенное здоровым оптимизмом, вдохновением и воображением. Оно эмоционально, даёт успех в самовыражении, предполагает хороший художественный вкус и творческий талант. Число 3 наделено даром предвидения и даром слова, который поможет обратить на себя внимание и заставить людей поверить.
Отрицательные качества: Люди числа 3 не умеют прощать обиды, и достаточно эгоцентричны.
Имеет ли это отношение к «нашим» Еленам числа 3? Оказывается, имеет. Обе Елены, судя по жизнеописанию, в раннем детстве проявляли отмеченные нумерологией негативные черты характера. Разумеется, отрицательные черты характера, которые во взрослой жизни, благодаря усилиям разума и воли, постепенно исчезли…
Далее: « Число 3 – божье дитя, оно вечно юное и постоянно развивающееся. Тройка наделена большим энтузиазмом и способна буквально превращать невозможное в возможное. Число 3 склонно к мечтательности, и ее мечты чаще, чем у остальных становятся реальностью. Лучше всего у тройки идут дела в сферах, где она может выразить свое стремление творить и дарить красоту.
Число 3 любит масштабность во всем. Цифра 3 обретет счастье только в том случае, если найдет себе творческую работу. Цифра три способна вдохновить своими речами многих, и эти люди захотят помочь ей в ее планах. Энтузиазма у числа три не занимать. Один из самых выдающихся талантов цифры три это ораторское мастерство, которое открывает ей дороги к таким профессиям, как: учитель, лектор, консультант или комментатор. Благодаря своему дару пророчества, число 3 может найти себя в религии».
Кто отметил и кто приветил?
Вот мы и подошли к «избранничеству» обеих Елен. Александр Сенкевич отмечает: «С детских лет она была поражена силой страстной и высокой любви к никому не известному индийцу в белых одеждах» (1, стр.57). Автор упоминает о «чрезвычайном событии, случившемся с Е.П. ещё в раннем детстве, как бы доказывавшем невидимое присутствие её Хранителя». Это был экзотический подарок её деду, а именно, «привезённый из Тибета халат из толстой шёлковой материи». И приходит к выводу, что «уже в детстве её оберегал кто-то могущественный и невидимый» (1, стр.112). Похожую историю находим и в биографии Елены Рерих. З.Г.Фосдик отмечает: «Имела видения: видела мальчика дивной красоты, дивные глаза, часто обращённые на неё; однажды, когда была больна, видела двух высоких людей в восточных одеяниях, стоявших возле кровати и указывавших на неё. Это, оказывается, были Мастера М. и К.Х.» (2,стр.59). Остаётся добавить, что Мастер М. – это Махатма Мория, а Мастер К.Х. – Махатма Кут Хуми, с которыми, многие годы спустя, уже не во сне, а наяву общалась Е.И. Рерих.
Елена о Елене.
Выдающийся теософ Елена Петровна Блаватская ушла из жизни в 1891 году. Елене Шапошниковой, будущей Елене Рерих, в тот год исполнилось 12 лет. И опять выявляется связующее обеих Елен «настырное» число 12! В этой связи не могу не отметить, что, по мнению автора, число 12 лежит в основе исторического цикла развития России (5). Совпадение? Не думаю. Вполне объяснимо, что мы не найдём упоминания Елены Блаватской о юной и ничем не проявившей себя в годы её жизни Елене Шапошниковой. Зато в эпистолярном наследии Елены Рерих неоднократно встречаем самую высокую оценку личности и трудов Елены Блаватской. И оценка эта, подчас эмоциональная, вполне объективна: « Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П.Блаватская истинно наша национальная гордость…Вечная слава ей! (4, стр. 60).
Часть 2. Экскурсия в картинную галерею «Небесная сфера».
Далее читателю совместно с автором предстоит совершить воображаемую экскурсию в картинную галерею, в трёх залах которой размещены картины-символы рождения Елены Блаватской и Елены Рерих. Экскурсоводом в этом необычном путешествии явится знаменитый астролог и психоаналитик Дэйн Радьяр (6). Итак, группа экскурсантов-читателей в сборе и можно переступить порог картинной галереи. В первом зале размещаются картины-символы Солнца, раскрывающие особенности жизненной и творческой энергии выдающихся россиянок.
Картины Солнца.
На картине – символе Солнца Елены Блаватской, которая называется « 19-ый градус Льва»», изображёна «Развлекательная поездка на пароходе». Весёлая, кажущаяся легкомысленной картина, не правда ли? Но напомним, что речь идёт о символах и, предвидя неправильное истолкование картины, дадим необходимые пояснения экскурсовода-психоаналитика: « На картине изображено наслаждение временной свободой от жестоко структурированного социального поведения.
Могу предположить, что данным тезисом подчёркивается известный факт странного замужества юной Елены Ган, скоропалительно вышедшей замуж за пожилого генерала Блаватского. Цель замужества? Насладиться временной свободой от жестоко структурированного социального поведения. Наслаждение действительно явилось скоротечным, ибо бросив старика-мужа, уже не Елена Ган, а Елена Блаватская, пустилась в свободное путешествие по миру. Дабы испытать наслаждение подлинной духовной свободой. На это же обращает внимание комментарий экскурсовода: «Картина указывает на возможность найти высвобождение естественных энергий и компании, обеспечивающей свободу от социальной жестокости.
Перейдём к рассмотрению второй картины – символу, а именно Солнца Елены Рерих, называемой «24-ый градус Водолея». На картине изображёно как «Человек, преодолевший свои страсти, учит глубокой мудрости с позиций своего опыта».
Однако, случались ли у юной Елены Шапошниковой опасные страсти, которые непременно следовало бы преодолеть? Случались. И довольно неприятные. О чём без утайки рассказывает в воспоминаниях сама Елена Рерих (3, стр.51), а также повествует биограф Павел Беликов: «Нельзя не остановиться на более «смущающих» местах в письмах Н.К. и Е.И., где он, и к тем делам, которые ему дороги, укоряет её в увлечении балами, сомневается в силе привязанности к нему и даже допускает возможность полного и окончательного разрыва между ними» ( 7, стр.67) .
Экскурсовод и в этом случае вносит пояснения в замысел картины-символа: «Конструктивное использование трудного прошлого опыта, как примера для тех, кто ещё борется со своими страстями». И поясняет: «Каждый, сделавший шаг в эволюции, может помочь другим сделать этот шаг, вот подлинное образование, основанное на возможности передачи». Указанную передачу собственного опыта сотрудникам мы встречаем почти в каждом письме Елены Рерих. Итак, жизненная и творческая энергия Елены Рерих направлялась на помощь людям, которым предстояло сделать шаг в эволюционном развитии. И делалось это путём передачи духовных знаний.
Картины рождений.
Перейдём во второй зал галереи, где расположились картины-символы Момента рождений героинь нашего повествования. У Елены Ган (Блаватской) картина-символ Момента рождения называется «6-й градус Скорпиона» и изображает «Золотую лихорадку, которая отрывает людей от родных земель».
Авторитетный экскурсовод поясняет внутренний смысл картины: «Страстный поиск новых ценностей, которые на каком бы то ни было уровне обещают более изобильную жизнь». И надо признать, что существо Момента рождения Елены Блаватской заключалось в … алчности. Но не в осуждаемой алчности материальной, а в алчности духовной. Не она ли, духовная алчность, оказалась необходимым подспорьем в создании чрезвычайного труда «Тайной доктрины»? По мнению экскурсовода Дэйна Радьяра, «драматизируя способность человека оторваться от известного и знакомого, рискуя всем ради мечты». Таковой явилась человечеству Елена Петровна Блаватская! Что касается Момента рождения Елены Шапошниковой (Рерих), то картина-символ носит название «9-й градус Рака» и изображает «Маленькую голую девочку, которая нагнулась над прудом, пытаясь поймать рыбку».
Какой видит картину экскурсовод? «В картине изображён первый наивный поиск знаний и вечно ускользающего понимания жизни». Речь идёт о «нарождающемся любопытстве к знанию, которое ведёт начинающий ум к наиболее элементарному опыту, который естественная жизнь нам предлагает.
Таковым явился первоначальный путь Елены Рерих к истинному и великому познанию Природы и Космоса. Итак, в данном случае речь идёт о врождённой чистоте понимания Елены Рерих. Можно предположить, что, испытывая недостаток в энциклопедизме, в широте знания, Елена Рерих компенсировала недостаток врождённой чистотой чувствознания.
Картины Славы и Репутации.
Перейдём в третий зал картинной галереи. Любопытно, в чём заключается Слава обеих Елен? Обнаружим ли мы в «славах» существенное различие? Для Елены Блаватской соответствующая картина-символ называется «18-й градус Льва» и изображает «Химика, проводящего эксперимент перед студентами».
Это весьма неожиданная картина. Что бы могло означать экспериментальное обучение молодёжи? Химик – учёный, получающий новые вещества. Химик-Блаватская – учёная получающая новые энергии, новые духовные знания. Прислушиваемся к комментарию экскурсовода Дэйна Радьяра: «Исследуя скрытые процессы природы, человеческий ум испытывает трепет открытия». Отсюда выявляется основа Славы Елены Блаватской: «Индивидуум демонстрирует свою силу и власть, основанную на длительном ряде усилий. Он – звено в цепи трансляции, и его деятельность продолжается в будущее». Далее следует неожиданное: «На высочайшем уровне этой деятельности можно говорить об алхимии». И тут, кажется, мы нащупываем подлинную сущность алхимии, как искусства. Речь идёт не о получении пресловутого «золота», презренного металла, а о получении «золота» духовного. В этом и заключается сущность эксперимента химика Блаватской. Символизм указывает нам на то, что Елена Блаватская не была первой, а явилась лишь звеном в цепи трансляции духовного знания. Кроме того, её усилия окажутся продолженными следующими поколениями – деятельность продолжается в будущее. Так и случилось: в ХХ веке творческим продолжателем Учения Блаватской явилась Елена Ивановна Рерих, создавшая Учение Живой Этики.
Для Елены Рерих картина-символ Славы под названием «20-й градус Водолея » полна торжественности и величия. Картина изображает: «Большой белый голубь несёт послание». Посетители вместе с автором этих строк, чувствуют важность каждого элемента картины. И то, что изображён именно голубь, да не какой-нибудь, а «большой и белый». И то, что голубь Елены Рерих не праздный гуляка, а выполняющий важное, конкретное поручение. Голубь несёт послание! Подлинное значение картины-символа в устах экскурсовода звучит так: «Ответ духовных сил на основательные, непрерывные или победоносные усилия индивидуума». Итак, Слава Елены Рерих заключается в том, что она предпринимает победоносные усилия и делает это непрерывно, а духовные силы отвечают на предпринятые усилия. Экскурсовод задаёт вопрос зрителям: «Что за «послание» несёт голубь?» И сам же отвечает: «Это послание мира, в сердце которого можно видеть удостоверение ценности и победы индивидуума».
В заключение невозможно не процитировать более полный комментарий к картине-символу, настолько он важен и близок к Славе и Репутации Елены Рерих: «Индивидуум, мужественно и несгибаемо прошедший через кризис испытания, получает глубокое духовное благословение сферы души: «Миссия выполнена. Мир с вами». В этом благословении может быть усмотрено тайное пророчество того, что будет, если ум воспринимающего проницателен и духовно чувствителен. Каждый реальный духовный шаг, который человек совершает в своем развитии – результат побед над силами инерции и деструкции. Божественное всегда полностью присутствует в сердце всех истинных побед».
Литература.
(1) Александр Сенкевич «Блаватская», ЖЗЛ, Москва, Молодая Гвардия, 2010
(2) З.Г.Фосдик «Мои учителя».
(3) Е.И.Рерих «У порога нового мира».
(4) В.М.Сидоров «Блаватская и Рерихи. Мост над потоком».
(5) Журнал «Чудеса и приключения», № 6, 2012 г.
(6) Дэйн Радьяр «Астрологичесая мандала».
(7) П.Ф.Беликов «Рерих. Опыт духовной биографии».