«Ты – музыка…». Юлия Морозова

Закончилась пора отпусков, начинаются привычные будни, жизнь входит в свою колею… Не за горами момент, когда многие из нас, загруженные работой и многочисленными проблемами, начнут уставать, появится раздражение и искушение делать свои дела формально. Есть ли способ этого избежать? Неужели нет никакого шанса обрести так необходимое нам вдохновение и творческие силы? Конечно, рецептов не существует, но… Все возможно, стоит лишь захотеть. И один из способов — не удивляйтесь – это умение слушать музыку.

Согласитесь, для большинства из нас музыка стала явлением довольно обыденным: не трудно включить на работе радио или, придя домой, поставить в магнитофон любимую кассету. Бывает, что мы постоянно окружены музыкой и воспринимаем ее просто как своего рода шум. Или обратная ситуация: у нас есть любимые композиторы, песни, направление музыки, которые мы готовы слушать часами и, извините за выражение, “балдеть”. А что если попробовать подойти по-другому к самой музыке и к тому, как ее слушать?

Конфуций, например, говорил: “Если хотите знать, как страна управляется и какова ее нравственность, – прислушайтесь к ее музыке”. А Платон в своем “Государстве”, размышляя о воспитании человека, называет музыку силой, действующей очень тонко и незаметно, но наиболее глубоко. Особенно, если речь идет о детях. Так что мы, сами того не замечая, постоянно испытываем воздействие музыки и невольно «воспитываемся» в соответствии с ней.

И все-таки что считать музыкой? Вопрос спорный.
Интересный ответ на него дает восточная традиция: то, что мы обыкновенно называем музыкой, – лишь крошечный кусочек, выхваченный из великого океана Гармонии. Музыка появляется везде, где есть жизнь, движение, изменение. Можно говорить о музыке космоса, природы, каждого живого существа. Есть музыка морского прибоя, музыка родника, дождя, леса, ветра… И тот, кто обладает определенной тонкостью восприятия, способен слышать ее и с ее помощью проникать в законы природы. Когда в былые времена человек жил в большей гармонии с окружающим миром, для постижения этих законов ему не нужны были формулы — достаточно было научиться слушать…

Своя музыка есть и у города. Наверное, поэтому, когда мы надолго уезжаем из дома, появляется ностальгия. Мы вырастаем в среде определенной “музыки”, она становится для нас так же необходима, как воздух. Но у «музыки» города есть и обратная сторона. Платон писал, что для каждого человека, особенно молодого, необходима особая атмосфера гармонии и красоты, которая наилучшим образом будет формировать его душу. Если человек с детства привыкает к гармонии, душа его становится тонкой и способной отличать прекрасное от безобразного. Если же человек живет среди дисгармонии, постоянного шума, резкой и неблагозвучной музыки, то его душа с возрастом “притупляется”, теряет способность чувствовать и стремиться к прекрасному.

Почему Платон и многие другие мудрецы считали, что человек особенно восприимчив именно к музыке?
На Востоке есть одна красивая легенда. Однажды Бог создал по своему подобию глиняную статую и попросил душу войти в нее и оживить. Но душа не хотела быть заключенной в глиняной темнице. Тогда Бог попросил ангелов сыграть для нее. Когда они заиграли, душа пришла в экстаз и вошла в статую, чтобы лучше слышать музыку жизни. Так родился человек. Но знающие люди говорили, что эта душа сама была музыкой.

Суфии полагали, что наш ум, чувства, тело и природа, которая нас окружает, – все это музыка. Мы постоянно живем, движемся, пребываем в ней. Человек может быть в большей или меньшей степени открыт музыке Вселенной, чувствовать или не чувствовать Прекрасное и гармонию природы — это зависит от его способности и желания слушать, быть открытым миру. Умение быть в резонансе с окружающим отражается в гармоничности или дисгармоничности человека.

Наше тело имеет свои постоянные ритмы: ток крови, дыхание, пульс, циркуляция жизненной энергии, периоды сна и бодрствования. Когда тело здорово, оно звучит красиво, а когда возникают болезни – некрасиво. То же самое происходит и с душой. В древности говорили, что каждый человек рождается со своей музыкой души, но по мере того, как он растет, набирается жизненного опыта, эта музыка искажается.

Представьте себе на минуту, что мы могли бы слышать музыку человеческой души. Тогда любое сильное чувство — радость, гнев, апатия, истерика — вносили бы в нее определенные изменения. Точно так же, как если бы в стройно играющем оркестре какой-то инструмент захотел изменить свою партию и стать солистом — вместо гармоничного звучания началась бы какофония.

Для наблюдательного человека музыка души выражается через маленькие “знаки”: походку, жестикуляцию, речь, манеру одеваться. Приглядитесь, например, к своей походке: она будет меняться в зависимости от того, что звучит у вас в душе — “Танец с саблями” или “Умирающий лебедь”. Если человек испытывает определенную дисгармонию, выведен из себя, расстроен (как похоже на музыкальный инструмент!), то это будет проявляться через нервные, скованные движения, торопливую речь, беспорядок в одежде. И наоборот, гармоничное состояние, созвучное общей Музыке, будет выражаться через естественность и благородство манер.

По этому поводу есть очень интересное наблюдение индийских музыкантов. Они говорят, что из ста человек в лучшем случае только один говорит собственным голосом, выражающим его глубокую сущность. Человек рождается со “своим”, уникальным, естественным голосом, но по мере того, как он взрослеет, голос постепенно искажается: он начинает отражать то, каким человек хочет себя показать, а не то, каков он на самом деле. Поэтому и наши голоса зачастую бывают своего рода “маской”.

И все же как быть с тем, что мы называем «музыкой» в обычном понимании? Служит ли она источником вдохновения, или чего-то другого? Если слушать ее, то какую? Можно ли делить музыку на «плохую» и «хорошую»?

Есть древняя греческая легенда о споре бога Аполлона с сатиром Марсием о том, кто из них является лучшим музыкантом. Когда-то богиня Афина сделала из тростника флейту, чтобы развлечь богов на пиру. Но, когда принялась на ней играть, увидела, что ее лицо при этом искажается. Тогда богиня бросила инструмент на землю и прокляла. Флейту подобрал сатир Марсий и научился на ней играть столь прекрасно, что люди приезжали издалека, чтобы его послушать. Тогда Марсий возгордился и вызвал на состязание самого покровителя музыки Аполлона.
Аполлон явился со своей золотой кифарой, и состязание началось: Аполлон играл на кифаре, а Марсий – на флейте. Долго никто не мог победить в споре, потому что оба музыканта были талантливы. Тогда Аполлон перевернул свою кифару и продолжил столь же легко играть на ней гимны богам. Но когда он предложил сделать то же Марсию, тот не смог извлечь из своего инструмента ни звука. По словам мудрецов, это свидетельствует о том, что божественная музыка Аполлона способна заставить откликнуться любые души, для нее нет преград и пределов. А «земная» музыка Марсия, хоть и красива, имеет свои границы, и есть места, где она в почтении умолкает.

Наверное, вопрос должен ставиться иначе: не “какая музыка является хорошей, а какая – нет?”, а, скорее, “для чего подходит какая музыка?”. Ведь часто, включая магнитофон, мы и не задумываемся, та ли это музыка, которая нужна нам сейчас.

В Древней Греции было разработано целое учение о том, как с помощью музыки добиться нужного эффекта. Например, существовало несколько музыкальных ладов (сейчас нам известны два основных лада: мажор и минор), причем каждый служил определенной цели.

Например, дорийский лад называли строгим и мужественным. Произведения, написанные в нем, подходили для глубокого размышления, молитвы, творчества. Этот лад обладал способностью усмирять страсти и вызывать возвышенное состояние души. (Для сравнения представьте нашу органную музыку, произведения Баха – разве здесь нет определенного сходства?)

Фригийский лад подходил для воинов. Его задачей было подготовить человека к битве – была ли эта битва с врагом или с самим собой – и к трудным испытаниям (вспомните марши, музыку Вагнера, Бетховена…)

И был лидийский лад, который подходил для застолья, создавал легкую и непринужденную атмосферу. Этот лад не годился для нравственного воспитания человека, но позволял «расслабиться».

Рассказывают легенду, как при помощи умелого использования ладов Пифагор усмирил разбушевавшегося пьяного юношу, попросив флейтиста сыграть мелодию в дорийском ладу. Неплохая пища для размышлений, не правда ли? Ведь если музыка способна оказывать разное психологическое воздействие, то можно подобрать из современной и классической музыки подобрать такую, под которую хорошо работать или отдыхать, музыку для вдохновения и для глубокого размышления.

В древности существовала и система работы с ритмом, который также может смягчать, исцелять, успокаивать, стимулировать деятельность, вызывать агрессию. Можно научиться находить “свои” музыкальные ритмы. К примеру, человеку чересчур деятельному и энергичному полезно чаще слушать музыку спокойную и глубокую, чтобы дать себе возможность остановиться, задуматься, успокоиться. Если человек, напротив, слишком спокойный и медлительный или просто от усталости все валится из рук, нет смысла слушать «медитатив», нужна ритмичная, живая, энергичная музыка.

Разные стили музыки тоже оказывают свое действие. Вы не задумывались, почему сейчас все больше людей слушают так называемую “легкую” музыку и все меньше – классическую? Легкая музыка, особенно рок, обладает способностью стимулировать жизненные силы организма. Наверное, замечали, что она дает ощущение бодрости, желание двигаться, что-то делать. Но при этом у нее есть свои “минусы”: эта музыка не способствует глубокой работе души, «в больших дозах» она немного “отупляет”, а в переизбытке может вызывать агрессию. Может быть, мы потому и стремимся к более быстрой, более ритмичной музыке, что сегодня человеку все меньше хочется останавливаться, размышлять о жизни, мечтать — некогда, все время нужно куда-то бежать, главное – быстрее, быстрее, быстрее…

Музыка учит нас одному прекрасному качеству – умению слушать – музыку ли, голос ли нашей души, другого человека или природы. Найти бы время остановиться и прислушаться… А еще когда-нибудь отыскать свою музыку — ту, которая не будет отражать мгновенные смены наших вкусов, эмоций, настроений, а станет зеркалом чего-то гораздо более глубокого в нас. И тогда у каждого появится свой великий источник вдохновения, с которым никакая рутина и усталость не страшны.

Источник: http://www.bez-granic.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *