В поисках человека. Ольга Поклонская.

6 июня Алексей Дударев отметил 70-летие. Побеседовать лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь, председатель Белорусского союза театральных деятелей согласился при условии, что никакого пафоса по поводу юбилейной даты не будет.

«С какого-то возраста каждый отпущенный день воспринимается как подарок, — признался он. — А вся суета вокруг предстоящей даты только напрягает». И ещё заметил в ходе разговора: чем дольше живет, тем больше во всем сомневается. Автор киносценария «Белых рос», пьес «Радавыя», «Вечар», «Чорная панна Нясвіжа», «Князь Вітаўт» и других произведений, уже ставших классикой, не торопится подводить итоги. Алексей Дударев и сегодня в поиске — своего читателя, зрителя, новых героев и ответов на вечные вопросы.

Развернуть себя к свету.

Мне не бывает скучно. Я исследую человека, его душу. А это Вселенная, и она бесконечна. Мне всегда необыкновенно интересны люди, которые заглядывают внутрь себя, разворачивают себя к свету, стремятся стать хоть немного лучше, не оправдывают свои грехи, а стараются их искупить. Драматизм в том, что человечность в современном мире становится не очень востребованной. Иногда  поражаешься, сколько сил мы тратим на достижение внешнего благополучия. Обзаводимся массой ненужных вещей и совершенно забываем уделить внимание своей душе, её шлифовке, наведению чистоты и порядка внутри себя. Мы сосредоточены на том, чего у нас нет, и не замечаем того, что нам  дается иногда даже сверх наших истинных заслуг. Жизнь, безусловно, сложна, а человек слаб. Все мы во власти своего времени, окружения, своих страстей и представлений. Но есть ориентиры — свет и тьма, добро и зло. Есть вечные ценности, которыми стоит дорожить: Родина, отец и мать, семья, дети, друзья, работа, призвание. Мы приходим в этот мир в одиночку, так же и уходим. И отвечаем прежде всего за свой выбор, который делаем каждый день. И, считаю, самая главная работа человека на земле, коль он создан по образу и подобию Божию, — делать усилие, чтобы уподобляться Творцу.

Эти проклятые «почему?»

Я был бы счастлив, если бы пьесы о войне устарели. К сожалению, они по-прежнему актуальны. Писатели и режиссеры и впредь будут обращаться к военной теме хотя бы потому, что в экстремальных, пограничных ситуациях человек проявляется ярче, интереснее, глубже. Иногда на необыкновенную духовную высоту поднимаются, казалось бы, незаметные, скромные, простые люди. Почему так происходит? Почему одни, голодая сами, разломят драгоценный кусок хлеба пополам, чтобы поделить его между своим и чужим ребенком, а другие, кто не знает нужды, не отдадут ничего, слезы ближних их не тронут? Почему одни, ошибившись невольно, не имея злого умысла, мучаются и казнят себя, а другие, совершив сознательную подлость, спят спокойно? На многие вопросы у меня нет ясного ответа. Но я рад тому, что по крайней мере задаю их себе.

Нас возвышающий обман 

Жизнь и искусство — разные явления. В талантливом художественном вымысле правды больше, чем в реальной жизни. Искусство должно не копировать повседневность, а осмыслять сложности нашего бытия. Не разделяю мнения, что писателю обязательно нужно поработать бок о бок с врачами, шахтерами, строителями, если его герои — представители этих профессий. Рассказываешь ведь о людях. Помню, как после спектакля «Радавыя» в Купаловском театре ко мне подошел ветеран и говорит: «Но ты же пацан! Как же ты написал, если сам не воевал?» Для меня это высшая похвала.
Я никогда не возражаю против того, чтобы режиссер, который берется ставить мою пьесу, творчески подошел к материалу. Главное, чтобы смотрел со мной в одном направлении, чтобы не искажал замысел, мой основной посыл.
Больно видеть, как, прикрываясь «авторским прочтением», «оригинальной интерпретацией»,  современным языком», иные нынешние «творцы» порой издеваются над классикой. Интересной глубокой драматургии всегда недоставало. Но раньше, на мой взгляд, спрос на произведения искусства был выше. А сегодня часто видишь на сцене «продукцию», товар, созданный на продажу
с учетом спроса публики. Я не пуританин и не ханжа: воспитывался в простой сельской семье, служил в армии, слышал и видел разное. Но убежден в том, что художник может сказать всё, обойдясь без мата.
Верю, что настоящее искусство призвано и способно влиять на человека, облагораживать его, пробуждать в нем светлое начало, удовлетворять потребность в вере, надежде, любви. Заменить его в этом смысле ничто не может.

Над вымыслом слезами обольюсь

Отношусь к своим персонажам как к родственникам. Плачу и смеюсь с ними, торжествую и умираю. Они остаются со мной даже после того, как в их истории поставлена точка. Это, конечно, мешает жить, отдавать жар своего сердца и богатство души реальным, близким людям. Но это мой путь, мое призвание, мой выбор. В детстве хотел быть военным. Рад, что не стал. Хотя служил в армии радистом 1-го класса ракетной дивизии стратегического назначения и даже получил юбилейную медаль «За воинскую доблесть» в ознаменование 100-летия В.И. Ленина. О том, что ушел из актерской профессии, тоже не жалею, хотя иногда тянет на сцену. Подарком к 50-летию стала роль князя Владимира в моей «Полочанке», которую поставил тогда режиссер Андрей Андросик в ТЮЗе. По случаю нынешнего юбилея собирался сыграть полковника в спектакле «Не покидай меня» в Драматическом театре Белорусской армии. Пока решили отложить встречу со зрителем, но хочется верить, что только на время. Еще не вечер.

Источник: https://minsknews.by

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *