Забытые мудрецы. Евгений Яровой.

Родословная этого народа до сих пор остается тайной для учёных. Откуда пришли люди, которые создали в междуречье Тигра и Евфрата одну из самых развитых древних цивилизаций, оставивших после себя заметный след в мировой истории и культуре? Возможно, когда-нибудь это удастся установить точно. А пока нам остается лишь восхищаться и удивляться достижениям древних шумеров.

На юге современного Ира­ка, в междуречье Тигра и Евфрата, много лет назад поселился загадочный народ – шумеры. Долину Месопота­мии издавна населяли племе­на семитов-скотоводов. Имен­но их вытеснили на север пришельцы-шумеры, оставив­шие множество письменных памятников. Из них мы знаем, что «шумерами» этот народ называли соседние племена, а сами они именовали себя «санг-нгига» – «черноголо­вые». Свой же язык называ­ли «благородным» и считали единственным пригодным для людей. Но как он звучал, неизвестно по сей день.

Рождение легенды

На территории Южного Двуречья шумеры появились не позднее IV тысячелетия до нашей эры. Скорее всего, они проникли в Месопотамию по руслам рек. Первые их по­селения появились в дельтах Тигра и Евфрата. Эти реки бе­рут начало на Армянском на­горье и несут в долину ил и минеральные соли. Благодаря этому, почва в Месопотамии чрезвычайно плодородная и благодатная для развития сельского хозяйства.

Реки славились изобили­ем рыбы, а на водопоях всег­да собиралось множество диких животных. Пойменные луга в обилии давали корм для домашнего скота. Каза­лось бы, здесь сложились идеальные условия для про­изводящего хозяйства. Если бы не одна проблема, значи­тельно усложнившая жизнь переселенцев. Речь идет о периодических разливах рек, носивших непредсказуемый характер и постоянно пре­вращавшихся в настоящее бедствие. Однако в итоге они привели к рождению древ­нейшей цивилизации.

Большую часть года на тер­ритории Двуречья бушевали песчаные бури и нещадно па­лило яркое солнце. Весной и летом все изнывали от жары, а осенью и зимой этот регион представлял собой унылую пустыню. Но весной в горах начинали таять снега, и реки несли в долину потоки воды, превращая её в водную гладь. Неудивительно, что в мифах Шумера и Вавилонии нашла отражение эта вечная борьба стихий.

Например, шумерская ле­генда о царе Зиусудре. Она гласит, что когда боги решили уничтожить человечество, лишь бог Энки пожалел людей и явился во сне к Зиусудре. Он велел ему построить огром­ный корабль и погрузить в него свое имущество, семью, родственников, мастеров, до­машний скот, зверей и птиц. Царь выполнил указание Энки, и когда утром начался страшный потоп, все пассажи­ры корабля спаслись от неми­нуемой гибели.

Спустя шесть дней и семь ночей стихия утихла, и Зиусудра вновь ступил на землю и принес жертвы богам. В награ­ду за верность боги даровали ему и его жене бессмертие. Эта легенда поразительно на­поминает предание о Ноевом ковчеге и, скорее всего, по­пала в Библию из шумерской культуры.

Поиски в кабинете

Поразительно, но шумер­скую цивилизацию открыли не археологи в поле, а уче­ные-лингвисты за письмен­ным столом. Именно они, изучая клинописные таблич­ки, словно детективы, вышли на след неизвестного ранее народа. И приоритет в этом принадлежит сотрудникам британского и французского консульств, большинство из которых в середине XIX века являлось профессиональны­ми разведчиками.

В 1837-1844 годах офицер британской армии майор Генри Роулинсон, дешифров­щик персидской клинопи­си, срисовал трехъязычную Бехистунскую надпись, вы­сеченную на скале между Керманшахом и Хамаданом в Иране. Она была сделана на древнеперсидском, эламском и вавилонском языках. Майор расшифровывал ее в течение девяти лет. Когда же он за­вершил перевод, у некоторых ученых возникли вопросы в его подлинности. Тогда Роулинсон предъявил учёным глиняные таблички, которые стали причиной поисков не­известной цивилизации.

Некоторые из них прислал в Лондон приятель и коллега Роулинсона, тоже разведчик, Ормуз Рассам. Их дешифров­кой занялся бывший лондон­ский гравер Джордж Смит, сумевший ввести в научный оборот шумерский эпос о Гильгамеше.

В 1872 году он работал ассистентом египет­ско-ассирийского отделения Британского музея. Во время дешифровки текста на глиняных табличках Смит обнару­жил, что на некоторых из них описываются подвиги Гильгамеша. Однако полного текста не было, так как некоторые та­блички отсутствовали. Выво­ды Смита вызвали сенсацию, а лондонская газета «Дейли телеграф» даже пообещала 1000 фунтов тому, кто найдёт отсутствующие фрагменты сказания.

Узнав об этом, поисками отсутствующих табличек за­нялся сам Смит. Он отправил­ся в Месопотамию, где нашел еще 384 таблички. И ему уди­вительно повезло: среди них оказались тексты с отсутству­ющими частями эпоса! Пове­рить в такую удачу было край­не сложно. Даже появились высказывания, что Древнего Шумера никогда не было, а глиняные таблички изготав­ливает бригада аферистов!

Однако в 1877 году со­трудник французского кон­сульства в Багдаде Эрнест де Саржак обнаружил у высоко­го холма в местности Телло необычную статуэтку в абсо­лютно неизвестном стиле. Он организовал там раскопки и нашел скульптуры, статуэтки и глиняные таблички, укра­шенные невиданными ранее орнаментами. Среди находок была и статуя царя или вер­ховного жреца из диорита.

По многим признакам она относилась к III или даже IV тысячелетию до нашей эры и принадлежала эпохе, пред­шествующей ассирийско-вавилонской культуре. Так было доказано существование уни­кальной цивилизации, дав­шей миру первую в истории письменность. И не только!

Мастера на все руки

Шумерские земли никог­да не являлись единым го­сударством. По сути дела, это была совокупность городов-государств. Общими были лишь язык, религия и культура. Эти города-госу­дарства могли враждовать или сотрудничать между со­бой, могли обмениваться то­варами, вступать в военные союзы или вести совместное строительство. В каждом из них правили три царя, имелся свой бог-покровитель. В Шу­мере существовала развитая религиозная система, кото­рая утверждала, что боги со­творили людей, смешав свою кровь с глиной.

Подобная трактовка не случайна, так как шумерам приписывают изобретение обожжённого кирпича. Со­гласно местным преданиям, души умерших попадали в загробный мир, где не было ничего, кроме глины и пыли, которой и питались умершие.

Культура, язык и религия шумеров были заимствованы сначала Аккадом, потом Ва­вилонией и Ассирией. Кроме кирпичей, шумерам приписы­вают изобретение колеса, соз­дание ирригационных систем и даже прогрессивного нало­га. Богатые люди в древнем государстве платили гораздо больший налог, отдавая ино­гда правителю до половины того, что они заработали.

Кроме этого, шумеры соз­дали агротехнический кален­дарь, первый в мире рыбопи­томник, первые лесозащитные насаждения, библиотечный каталог, школу, что-то вроде га­зеты или журнала, который по­томки прозвали «Альманахом земледельца». Они же пер­выми стали изучать историю, космогонию и космологию. Собрали сборник пословиц и афоризмов, ввели литератур­ные дебаты, придумали день­ги, провели социальные ре­формы, а также изобрели первые медицинские рецепты.

Вообще медицина у шу­меров достигла невиданного для своего времени развития. Например, на глиняных та­бличках, обнаруженных в Ни­невии (одном из шумерских городов), описаны различ­ные гигиенические правила и операции, включая удаление катаракты. Кроме этого, по меньшей мере с 3000 года до нашей эры, они выращивали опийный мак, который на­зывали «растением радости». Впрочем, учёные считают, что шумеры использовали его преимущественно для меди­цины в качестве болеутоля­ющего средства.

Но все же главным дости­жением шумеров стала раз­работка уникальной системы письма – клинописи, которая получила свое название из- за формы значков, наноси­мых тростниковой палочкой на влажной глине. Полагают, что она родилась от системы подсчёта различных товаров и первоначально использова­лась для составления хозяй­ственных документов. Со вре­менем с помощью клинописи шумеры стали записывать и художественные тексты, соз­дав целые библиотеки из гли­няных табличек.

И все это происходило около 3500 года до нашей эры, т.е. более 50 веков назад!

Казалось бы, ничто в нашей жизни не напоминает об этом народе-загадке, так много давшем человечеству. Но не­давно в России появилось пиво, которое, как утвержда­ют отечественные пивовары, сварено по древним рецеп­там. Оказывается, пиво тоже изобрели шумеры!

 

Источник: журнал «Загадки истории»  №6  2018 год.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *