Животные лечат людей. Станислав Перешеин.

Малоизученное и пока ещё не очень распространённое, но очень интересное направление реабилитации людей (и в особенности детей) с ограниченными возможностями включает в себя их совместную работу с животными – собаками, лошадьми, кошками… Общее наименование этого направления – энималтерапия (от англ. animal – животное). Насколько такая терапия эффективна, в каких случаях имеет смысл к ней обращаться, какую роль играют в ней животные – об этом и многом другом мы беседуем с президентом недавно основанной Ассоциации «Объединённые энималтерапевты» Станиславом ПЕРЕШЕИНЫМ.

– Стас, у тебя много интересных благотворительных, образовательных проектов, но что привело тебя к энималтерапии?

– Идея серьёзно ею заняться зрела давно, я много читал по теме, ездил на семинары, смотрел видео. Но в России канистерапия (от лат. canis – собака) была тогда представлена всего двумя известными организациями – Центром Канистерапии при Санкт-Петербургском медицинском университете имени И. П. Павлова (направленная канистерапия) и проектом «Не просто собаки» (ненаправленная канистерапия)…

– Что это значит – направленная и ненаправленная?..

 – В направленной канистерапии определённые цели и задачи выполняются при помощи собаки как инструмента. А ненаправленная – это, так сказать, «собаки-обнимаки», которые ездят в дома для престарелых, хосписы, детские дома… Результат таких поездок – эмоциональная разгрузка при общении с собаками.

Но меня больше интересует направленная канистерапия – в ней можно наблюдать конкретные результаты, разрабатывать программу, развивать её и совершенствовать… Но мы пока не можем прийти со своими наработками в Министерство образования или здравоохранения. Направление нуждается в серьёзном развитии. А чтобы заниматься этим углублённо, нужны финансы: для поддержания собственной деятельности, для приобрете- ния инвентаря, создания методических материалов и т. п.

Поэтому мы с единомышленниками объединились в Ассоциацию, зарегистрировались как юридическое лицо, чтобы иметь возможность получать гранты, например.

– А какие цели стоят перед Ассоциацией?

– Задача максимум – чтобы энималтерапия была доступна всем, кто в ней нуждается. Это значит, что должны быть хорошо налажены образование специалистов, подготовка животных, сформирована юридическая и материальная базы, разработаны методики…

– Я так понимаю, если в столицах энималтерапия развивается достаточно активно, то в другие регионы она дойдёт ещё не скоро?

– Ну, это как сказать. Когда я был на конгрессе энималтерапевтов, там были специалисты со всей России – от Иркутска до Краснодара. Хотя бы по одному человеку. Но пока это, конечно, не самая популярная и не самая понятная тема.

– Кому помогает энималтерапия?

– Всем! Некоторые «старожилы» считают, что это исключительно медицинское направление, рассчитанное только на реабилитацию инвалидов. Они, конечно, имеют право на такое мнение, но мы с ним не согласны. Помимо работы с особенными детьми, мы ещё развиваем направление «животные в кабинете психолога». Мы убеждены, что энимал- терапия нужна и здоровым людям – при пограничных состояниях, нервных срывах, психозах, суицидальных настроениях… Конечно же, такая работа проводится только совместно с психологами, реабилитологами…

– А какие животные участвуют в терапии?

– Один из основных принципов нашей работы – общее желание взаимодействия и взаимная безопасность животного-ассистента (так называются животные, работающие с энималтерапевтами) и человека. Мы категорически против использования животных, которые должны жить на воле, поскольку не можем быть уверены в том, что такое животное не навредит человеку, ведь общение с людьми доставляет ему большой дискомфорт… Работать должны только животные-компаньоны, то есть полностью домашние – кошки, собаки, лошади, даже хорьки и морские свинки – их часто используют в работе со слепоглухими. Надо только определиться с общими критериями отбора таких животных.

– Проводились ли какие-то научные исследования эффективности энималтерапии?

– Одно из самых показательных исследователей было в Германии – выбрали два идентичных по условиям проживания пансионата с одинаковым количеством и относитель- но сходным состоянием здоровья пациентов. В один завезли самых разных животных, посадили много цветов… Во втором всё осталось, как было. В итоге в первом смертность снизилась, кажется, на 18 процентов, более чем на 40 процентов – потребление психостабилизирующих препаратов, они просто были больше не нужны пациентам. В целом по 12 показателям состояние больных улучшилось.

Сегодня энималтерапия расценивается как парамедицина. Мы сами для себя придумываем какие-то шкалы измерения, чтобы оценивать свою работу, ведём дневники занятий, но пока не обозначены критерии, которые позволяли бы делать общие выводы для всех энималтерапевтов. Можно, скажем, оценить скорость речи, но нельзя оценить её вырази- тельность, или уровень контакта. У меня есть группа – трое ребят, которым нужно научиться выполнять задание, соблюдая очерёдность. Вот в каких единицах результат измерить?..

– Какие конкретно результаты ты наблюдаешь у своих учеников?

– Сейчас мы работаем, например, в школе-интернате в Серпухове, с детьми, у которых нарушения в развитии – диагностированные умственная отсталость, аутизм, синдром Дауна. В интернате не очень много других впечатлений, и приезд энималтерапевтов с собаками становится ярким событием, его ждут с нетерпением, с интересом – на него мы и опираемся в работе. Мы обучаем детишек буквам, цветам, речи, развиваем концентрацию внимания – с помощью собак-ассистентов. Даже занимаясь всего раз в неделю, мы видим конкретные результаты. У кого-то они весьма ощутимые, у кого-то продвижение к намеченным целям идёт медленно. Не все дети остаются в программе, некоторые уходят, например, если ребёнок вообще не интересуется собакой или боится её, или у него аллергия… Ведь для нас главное – не навредить.

Есть у нас очень яркие примеры, когда ребёнок не говорит вообще – и вдруг, бегая и возясь с собакой, начинает издавать какие-то звуки, пытается что-то ей сказать… Наша задача – в какой-то момент изъять собаку из процесса, чтобы ребёнок учился дальше общаться уже с людьми. Но неизвестно, сколько времени для этого потребуется… Всё очень индивидуально, для каждого ребёнка нужна своя программа, и даже собаки используются по-разному в каждом конкретном случае. И притом разные собаки – у нас есть «собаки-лежаки», а есть, наоборот, очень активные…

– А как вообще собака используется в образовательном и реабилитационном процессе?

– Она может быть мотиватором к действию – например, мы просим почитать или порисовать для собаки, или рассказать ей только что придуманную историю – потому что ей это нравится, или найти для неё кусочек корма в ворохе различных предметов… Для детей с расстройствами аутического спектра характерен слабый контакт с людьми, а со- баку они готовы наряжать, «лечить», болтать с ней. В том, что касается реабилитации, используются в первую очередь тактильные ощущения при общении с собакой – важна, например, разница температур: у человека 36,6 градуса, у собаки около 39,5… Собака часто выступает мотиватором для детей с ДЦП. Родителям всегда проще что-то сделать за ребёнка – чтобы было быстрее. На наших же занятиях детки стараются сделать сами то, что им трудно даётся. Например, подползти к сидящей собаке. Или держать ложку, чтобы покормить её. Собаки оказывают ещё успокаивающее действие, уменьшают спастику – очень помогает, если ребёнок ложится на собаку, поглаживает её…

– Кошки – тоже способные терапевты?

– С кошками, конечно, всё сложнее. Кошка ведь не собака, команды не выполняет, гуляет, где хочет… Мы решили осуществить проект по фелинотерапии (от лат. felis – кошка) совместно с одним из московских котокафе. Занятия проводятся прямо там, кошек не нужно подвергать стрессу, перевозя куда-то. Фелинотерапия у нас совмещена с арттерапией. На занятия приходят слабовидящие глухие подопечные дружественного нам фонда «Со-единение». Они общаются с кошками и рисуют их – и не только их… Рисуют просто шикарно! Для нас это – чистой воды эксперимент.

Но, повторюсь, энималтерапия эффективно применима не только в реабилитологии. Было бы понимание вопроса и фантазия – и очень много чего можно сделать полезного и интересного в этой области. И мы стараемся!

Беседовала Валерия ДАРАГАН.

 

Источник: журнал «Наука и религия» №6  2017г.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *