Учение Живой Этики, устремляющее человека к неограниченному познанию духа и мысли, объясняющее Основы единства человечества и общность ответственности за планету, за возможность продолжать Эволюцию на Земле, при этом даёт очень точные ориентиры для тех, кто может подумать, что “единство” и “общность” ослабляют обязательства человека перед страной и народом, к которому он принадлежит по рождению.
Заметим, что, несмотря на сложность современной обстановки в Мире, вовсе не сегодня сложился некий особый тип психологии людей, при котором многим стало казаться, что чувство “малости” Земли, явившееся как результат расширения возможностей перемещения и общения, делает человека не связанным обязательствами перед своей страной и народом. И многие отнюдь не в шутку употребляют жуткую по её цинизму поговорку про рыбу и человека, которые ищут, соответственно, “где глубже и где лучше”.
Каждое живое сердце должно противиться таким утверждениям, ибо слово “долг” родилось отнюдь не в идеологических сферах мышления, чувство долга присуще как раз духовной природе человека, что покажется парадоксальным людям, имеющим малые знания о человеке как о “духе”.
Человек, “дух, преходящий в веках”, то есть перевоплощающийся, отнюдь не случайно рождается в той или иной стране, в том или ином народе.
Определённые обязательства определяют место воплощения, и, как сказано в Учении, каждый человек, даже если он не вполне свободен в выборе воплощения, всё же добровольно “идёт” в то или иное воплощение, узнавая причины, которые его устремляют, и осознавая свои задачи.
“Не без причины человек рождается в определённой стране и принадлежит к определённому народу. Кармические условия устремляют человека к определённому месту. Перед воплощением человек узнаёт причины его назначения и соглашается с ними. Каждое воплощение происходит добровольно. Может быть нежелание возвращаться на Землю, но, в конце концов, оно становится неизбежным, и в последнее мгновение оно становится добровольным” (“Надземное”, 565).
Если не знать о законе перевоплощений (не принимать это важнейшее знание о бытии), то трудно объяснить особые симпатии (или наоборот чувство “отчуждённости”) человека в отношении тех или иных стран или народов.
На всё есть какие-то причины, обусловленные прошлым опытом. Но причины, устремляющие воплотиться именно в определённой стране, являются очень значительными.
И это тот магнит, который находится в основании особого чувства, которое, как и всякая истинная любовь, коренится в глубине сердца и, можно сказать, является одним из тех огней, которые питают связь личности с бессмертной индивидуальностью, с Высшим Эго. Понятно, что надо беречь и всячески питать этот чистый огонь в сердце – любовь к родине и своему народу.
“Прикасание к различным народам создаёт особую близость или отчуждённость, но веские причины направляют пришельца к определённому народу. Зная всё это, можно понять притяжение человека к родине. При служении человечеству, несомненно, большая часть его будет принадлежать родине”. (“Надземное”, 565).
Все знают, что наиболее трудным является для многих людей найти равновесие между любовью к своему народу и осознанием ценности единства и сотрудничества, понять, что любовь к родине не означает “слепоту” в отношении царящих в ней проблем. А также осмыслить и тот факт, что человек не обязательно при любви к родине “привязан” к месту. Но служение своему отечеству является заданием каждого человека, где бы он ни находился. Не правда, ли это трудная задача для очень многих сейчас?
По мере расширения сознания, по мере одухотворения, человек не только глубже видит суть происходящих событий, но и перестаёт впадать в противоречия.
Те, кто думают, что глубина духовности делает человека существом “надмирным”, заблуждаются. Всякий воплощённый приходит на Землю ради каких-то форм служения Общему Благу, и все такие труды в любой части мира всегда согреваются любовью к Родине.
Е.И. Рерих, Н.К. Рерих стремились вернуться на Родину, в Россию, мечтали об этом, и до последнего дня надеялись послужить России, будучи в России. А во время Великой Отечественной Ю.Н. Рерих, являясь востоковедом с мировой известностью, обращался к советскому правительству с просьбой принять его в Советскую Армию, поскольку велики также его знания в военной стратегии.
Все поистине великие люди, глубже других понимавшие и трудности своей страны, и причины событий, стремились приложить усилия к её расцвету, умножению культуры, знания и просвещённости народа. При этом патриотизм не означает сознание исключительности своего народа, но при понимании ценности всех “цветов”, у каждого человека есть любимые.
Конечно, сразу же встаёт вопрос, а как быть с тем фактом, что представление о том, что является благом народа и страны, будет у всех разное. Но это уже не вопрос предпочтений, а вопрос духовного развития и понимания сути вещей.
Расширение сознания, умножение знаний о бытии и, как следствие, понимание истинных причин событий прошлого и настоящего, даёт и более приближенные к истине представления о том, что будет благом для страны и народа. Но для таких пониманий надо иметь очищенное от всевозможных “исторических обид” сердце, и действительную, а не мнимую любовь к родине.
“Нельзя думать, что особая любовь к родине будет чувством узким и несовершенным. Можно знать несовершенство дел на родине, но, тем не менее, устремление к ней не уменьшится. Карма приводит человека не только к определённому месту, но и к определённому заданию послужить некоему народу” (Надземное”, 565).
“Родина выливается из мировых процессов и должна занимать вполне обусловленное место и значение. Каждый должен знать истинную ценность своего отечества, но оно не должно быть растущим древом в пустыне, оно имеет свои сотрудничества со множеством народов” (“Мир Огненный” II, 612).
Е.И. Рерих говорила о важности развития национального сознания, – и в этом огромную роль играют гении, творцы культуры народов. Сохранение, развитие, утончение национальных черт, особенностей, всего лучшего и уникального, является закономерным эволюционным процессом.
Но не обособление, а вмещение глубокого общечеловеческого опыта, всего наиболее ценного в Культуре человечества и индивидуальное претворение этих ценностей и опыта – будет соответствовать гармоничному развитию национального характера и национальной культуры.
“Но в малом представлении национальное сознание есть обособление и, следовательно, ограничение. Всякая же обособленность противоестественна и пагубна, ибо она против закона единства Бытия. И так как законы во всём одинаковы, то всё обособляющееся и сжимающееся приводит к усыханию и смерти. Закон Бытия указывает на постоянное расширение и беспредельное раскрытие” (Е.И. Рерих. Из Письма от 17.01.1936 г.).
Авторы: Гореликова М.В., Василевский А.В.
Источник: “Психическая энергия, мысль, бессмертие” ( https://dzen.ru)