Идея создать Академию как место получения высочайшего образования возникла во времена философа Платона. Правда, у него не было выдающегося архитектурного сооружения с колоннами. Он со своими учениками прогуливался в оливковой роще, да не простой, а легендарной. Сочетание мощи знания, безусловного авторитета учителя, легендарной основы и определяет суть всех великих академий, и не только художественных.
От индивидуального к общественному.
Мастера прекрасной эпохи Возрождения считали, что накопили столько ценного опыта, что готовы передавать его в массовом порядке.
То есть не в монастырских школах и не в гильдейских мастерских, как прежде. А в учебных заведениях, в которых бы обучались новые, неизбежно высокообразованные люди, получившие в готовом виде
все те знания и навыки, над которыми Микеланджело и Леонардо когда-то ночей не спали.
И, разумеется, эти люди должны были создавать ещё более великие шедевры — они-то почерпнули у мастеров все самое лучшее: от одного форму, от другого колорит, от третьего знание анатомии и т.д. И если сложить в одной картине все великое!.. В результате, к сожалению, не получится целостный оригинальный образ, но об этом братья Карраччи не догадывались.


Увы, из этих благих начинаний, из строгости и верности идеалам выросло нечто столь далекое от «низменной» реальности, столь холодное и поучающее, что даже в творчестве самих великих академиков результат их усилий выглядел скучноватым. Отсутствие искренности убивает любое творчество. Но методика была отработана.

Польза от академизма есть, и немалая. Это и знакомство с формами классического искусства, и изучение искусства античного мира и Возрождения. В техническом плане это и умение безошибочно компоновать объекты изображения, и навык идеализировать натуру ради воплощения замысла картины, и изучение законов гармонии (и возможность позаимствовать у классиков некоторые особенно понравившиеся кусочки), и стремление к развлекательности и виртуозности во фривольно-мифологических или героико-патриотических сюжетах.
Бравые «пожарные».

«Пожарным» (Les Роmpiers Аrt) официально величают академическое искусство середины X IX в. во Франции. Псевдоантичные шлемы обнаженных мускулистых персонажей с полотен «академиков» были похожи на сияющие медью шлемы французских пожарных.
Добавим сюда по-французски изящный каламбур: слова Роmpei (Помпеи — античный город) и роmpeux (помпезный) созвучны.
Всегда популярны.
Механическое повторение канонизированных образцов хорошо ставит руку, и вот из стен академии выходит плеяда художников с одинаково «поставленной рукой»… Их картины отличаются в основном сюжетами, не всегда пристойными по форме, но весьма возвышенными по теме: обнаженные нимфы, герои, манерные мадонны порой забавляют двусмысленностью, но не трогают душу.

Для преодоления негативных сторон академизма потребовались время и серьезные усилия самих художников. Впереди были романтические всплески и расчетливая легкость импрессионизма, деформации кубистов — чтобы вновь, уже во второй половине XX в., вернуться к лощеной нарядности академизма. И снова техническое мастерство, занятность содержания вплоть до патриотического пафоса и ощущение хорошо «сделанной» картины — чего никогда не добиться никакому импрессионисту — обрели популярность. Зритель устал от катарсиса, потянулся к сентиментально-поучительным сюжетам, написанным так гладко и тщательно, что и мазка кисти не разглядеть. И приятный розовый, голубоватый, зеленоватый колорит не напрягает усталый и пресытившийся глаз, но тешит его обещанием «правильности» и «эталона». Интерьерные работы такого рода будут, пожалуй, популярны всегда. Но подлинно талантливая картина — это не только хорошо сделанная вещь. Для создания шедевра нет рецепта.

Источник: журнал “Загадки признанных шедевров”. Тараканова М.В.