Безрукая красавица. Валерий Ярхо.

Безрукая красавица.

Мы настолько привыкли к классическому виду Венеры Милосской, что иногда кажется, будто её изваяли сразу без рук. Между тем это не так – зна­менитый древний шедевр был найден в абсолютно целом состоянии. И был сломан в результате чело­веческой жадности и безалаберности.

Многие умы волнует тай­на отсутствующих рук знаменитой статуи Венеры Милосской. Не раз современ­ным скульпторам мечталось создать собственную «Венеру с руками». Один итальянский скульптор, создавший 12 ва­риантов статуи богини любви с полным комплектом изящ­ных конечностей, закончил свои дни в психиатрической лечебнице.

Подземный храм

Современная история знаменитого изваяния нача­лась зимой 1820 годэ, когда её нашли представители се­мейства Боттонис – жители греческого города Кастро на острове Милос, входившем тогда в состав Османской Империи. Семье Боттонисов принадлежал земляной на­дел на откосе горы в окрест­ностях Кастро.

Как-то утром, когда глава семейства Йоргос Боттонис со своим сыном Антонионисом и племянником работали на своем участке, под ними просела и осыпалась земля. Опустив в образовавшийся провал фонарь на веревке, Боттонисы рассмотрели ка­менную кладку стены какого- то здания, на сводчатой кры­ше которого они стояли. Расширив дыру, Антонионис и его кузен полезли вниз. Там они обнаружили прекрас­ную фигуру из белого мрамо­ра. Видимо, когда-то это был небольшой храм посвящен­ный Венере, главным укра­шением которого была статуя богини. Одежда, ниспадавшая широкими складками, при­крывала ее лишь до бедер. Богиня придерживала сполза­ющую ткань правой рукой. Ее левая рука была слегка подня­та и изогнута – так, словно она ее протягивала к зрителю, но не вытянула до конца. В этой руке Венера держала яблоко.

Такой открылась она взору людей, увидевших её впер­вые за долгие века, что она провела во тьме затянутого землей храма.

Не шибко образованные землевладельцы из милос­ского Кастро ровным счетом ничего не понимали в искус­стве. Но знали, что греческие древности охотно покупаются богатенькими чудаками-иностранцами, Исходя из этих рассуждений, Йоргос Боттонис смекнул, что всегда найдутся люди, согласные за­платить хорошие деньги за найденную ими статую. А по­тому решил её припрятать.

Однако утащить целиком находку оказалось невоз­можно, ибо мраморная кра­сотка оказалась дьявольски тяжелой. Сколь ни тужились Боттонисы, но даже просто сдвинуть с места мраморную фигуру у них не получалось.

Старший в их компании, Йоргас, осмотрев изваяние вни­мательнее, обнаружил, что оно не монолитное. Левая рука с шаром крепилась к плечу металлическим стерж­нем, а туловище разделялось на две части. Разобрав фигуру Венеры, желавшие сохранить все в тайне Боттонисы дожда­лись ночи, подняли из-под земли и унесли домой торс и руку. Нижнюю часть статуи оставили на месте, а лаз в под­земелье тщательно замаски­ровали.

Схватка на берегу

В апреле 1820 года в гавань Кастро зашел французский корабль «Шеврет», двое офи­церов которого, лейтенанты Матрэ и Дюмон-Дюрвиль, были заядлыми любителя­ми античности. Рассчитывая найти что-нибудь интересненькое на Милосе, господа лейтенанты обходили дворы греческих обывателей Кастро.

И интересовались: не имеется ли у них чего на продажу из предметов древнего искус­ства?

Так они зашли и к Боттонисам, а те показали им части найденной статуи Венеры. Видя восторг французов, милоссцы заломили такую цену, что сделка не состоялась. Столько денег у моряков про­сто не было. Но они попро­сили Боттонисов никому не предлагать свой шедевр, обе­щая непременно вернуться с богатым покупателем, спо­собным удовлетворить их за­просы.

Из милосского Кастро «Шеврет» пошел в Констан­тинополь. Едва прибыв в сто­лицу Османской Империи, Матрэ и Дюмон-Дюрвиль поспешили явиться с докла­дом к французскому послан­нику при султанском дворе, маркизу де Ревьеру. Моряки доложили, что на Милосе на­ходится шедевр древнегре­ческого искусства, который вполне достоин занять место в одном из музеев Франции.

Вопрос упирается только в деньги. Маркиз де Ревьер был ценителем искусств и ярым французским патриотом. Он немедленно приказал секре­тарю посольства де Марселлюсу отправиться на Милос, чтобы купить у Боттонисов статую Венеры и переправить её во Францию.

Однако отправиться немедленно, как приказал по­сланник, у его секретаря не получилось. Подготовка к путешествию заняла некото­рое время. Обернулось это тем, что когда шхуна «Эста­фет» с месье де Марселлюсом и деньгами на борту 23 мая 1820 года подошла к берегам Милоса, на рейде Кастро уже находился незнакомый бриг. Оказалось, что в малень­ком городке Боттонисам не удалось сохранить в полной тайне историю своей наход­ки. Сведения о найденной под землей замечательной статуе достигли ушей местной вла­сти. И представители турец­кой администрации Милоса решили отличиться, отправив мраморную Венеру в столицу.

Стоявший на рейде бриг дол­жен был принять ценный груз и доставить его в Константи­нополь. Большая часть коман­ды корабля уже отправилась в город, чтобы притащить ста­тую к берегу.

Увидев в подзорную трубу, что толпа турецких моряков и нанятых милосских греков та­щит что-то большое, белое и очень тяжелое, капитан «Эста­фет» решил действовать. Он приказал матросам спустить на воду шлюпки, грузиться в них, идти к берегу и, высадив­шись на сушу, силой отбить статую у турок.

Выполняя этот приказ, десант с «Эстафет» атаковал толпу, тащившую фрагменты Венеры. На берегу завяза­лась отчаянная драка! В пылу побоища статую уронили на каменистую землю. Да так не­удачно, что правая рука Вене­ры откололась.

Поле битвы осталось за французами, которые, уложив в шлюпку поврежденную ста­тую и подобрав валявшиеся на берегу руки, поспешили отчалить от берега, покуда турки не вернулись с подкре­плением.

Уже на «Эстафет», осмотрев добычу, моряки и секретарь посольства увидели, что им досталась только верхняя часть Венеры. Как потом вы­яснилось, турки уже успели доставить нижнюю часть ста­туи на борт брига. Мсье де Марселлюсу, имевшему при­каз привезти целую статую, пришлось отправиться на переговоры. Упирая на то, что у представителя французских властей с владельцами статуи была предварительная дого­воренность о покупке, он тре­бовал вернуть недостающую часть.

Турецкий чиновник и французский дипломат пре­пирались два дня. Дело ре­шила взятка, на согласование размеров которой ушла боль­шая часть времени. Когда со­глашение было достигнуто, турки выдали нижнюю часть Венеры. В тот же день шху­на «Эстафет» подняла якорь, взяв курс на Марсель.

Тайник в подвале

Когда статую доставили в Париж, за нее взялись ре­ставраторы, которые пришли к выводу, что восстановить шедевр в прежнем виде не­возможно. Оказалось, что на милосском берегу матросы подобрали не все куски рук и плеча Венеры. На Милос даже отправили тайную экс­педицию, поручив поискать заветные кусочки мрамо­ра. Но найти отколовшиеся фрагменты среди россыпей камней на морском берегу оказалось невозможно. Ре­ставраторы «умыли руки», и Венера Милосская навсегда осталась безрукой.

Через полвека после ее находки Венеру снова упря­тали под землю, когда в 1871 году к стенам Парижа по­дошла прусская армия. В те дни было принято решение укрыть наиболее ценные сокровища культуры из па­рижских музеев в тайниках.

Для массивной Венеры по­добрали местечко в подва­ле строившейся больницы Ноtеl-Dieu. Там нашли нишу достаточных размеров, сде­ланную в стене для будущей лестницы.При соблюдении всяче­ских мер секретности ящик с Венерой был доставлен из Лувра в подвал Ногеl-Diеи и упрятан в тайник, который заложили стеной из кирпича.

Потом выложили еще одну стену, вровень с наружной стеной подвала. Простран­ство между двумя новыми стенами для отвода глаз ре­шили заставить ящиками с бумагами из архива тайной полиции. Расчет строился на том, что даже при обнаруже­нии тайника, найдя «секрет­ные бумаги», искать дальше не станут.

После капитуляции Пари­жа 28 января 1871 года в го­роде закипели политические страсти. С 18 марта в Париже к власти пришла Коммуна и началась новая осада горо­да. В мае восемь дней кряду гремели уличные бои и по­лыхали пожары. Но тайник в больничном подвале уцелел.

Парижская Коммуна пала 28 мая, а ровно через месяц в присутствии министров но­вого правительства и чинов из управления музеем Лувра тайник был вскрыт. Статуя Ве­неры Милосской – неизвест­но уже, в какой раз за всю её  жизнь, – снова была извле­чена из-под земли. Её тор­жественно отвезли в Лувр, и установили на том пьедеста­ле, с которого сняли за полго­да до того.

Источник: журнал “Загадки истории” №21  2018г.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *