Безрукая красавица.
Мы настолько привыкли к классическому виду Венеры Милосской, что иногда кажется, будто её изваяли сразу без рук. Между тем это не так – знаменитый древний шедевр был найден в абсолютно целом состоянии. И был сломан в результате человеческой жадности и безалаберности.
Многие умы волнует тайна отсутствующих рук знаменитой статуи Венеры Милосской. Не раз современным скульпторам мечталось создать собственную «Венеру с руками». Один итальянский скульптор, создавший 12 вариантов статуи богини любви с полным комплектом изящных конечностей, закончил свои дни в психиатрической лечебнице.
Подземный храм
Современная история знаменитого изваяния началась зимой 1820 годэ, когда её нашли представители семейства Боттонис – жители греческого города Кастро на острове Милос, входившем тогда в состав Османской Империи. Семье Боттонисов принадлежал земляной надел на откосе горы в окрестностях Кастро.
Как-то утром, когда глава семейства Йоргос Боттонис со своим сыном Антонионисом и племянником работали на своем участке, под ними просела и осыпалась земля. Опустив в образовавшийся провал фонарь на веревке, Боттонисы рассмотрели каменную кладку стены какого- то здания, на сводчатой крыше которого они стояли. Расширив дыру, Антонионис и его кузен полезли вниз. Там они обнаружили прекрасную фигуру из белого мрамора. Видимо, когда-то это был небольшой храм посвященный Венере, главным украшением которого была статуя богини. Одежда, ниспадавшая широкими складками, прикрывала ее лишь до бедер. Богиня придерживала сползающую ткань правой рукой. Ее левая рука была слегка поднята и изогнута – так, словно она ее протягивала к зрителю, но не вытянула до конца. В этой руке Венера держала яблоко.
Такой открылась она взору людей, увидевших её впервые за долгие века, что она провела во тьме затянутого землей храма.
Не шибко образованные землевладельцы из милосского Кастро ровным счетом ничего не понимали в искусстве. Но знали, что греческие древности охотно покупаются богатенькими чудаками-иностранцами, Исходя из этих рассуждений, Йоргос Боттонис смекнул, что всегда найдутся люди, согласные заплатить хорошие деньги за найденную ими статую. А потому решил её припрятать.
Однако утащить целиком находку оказалось невозможно, ибо мраморная красотка оказалась дьявольски тяжелой. Сколь ни тужились Боттонисы, но даже просто сдвинуть с места мраморную фигуру у них не получалось.
Старший в их компании, Йоргас, осмотрев изваяние внимательнее, обнаружил, что оно не монолитное. Левая рука с шаром крепилась к плечу металлическим стержнем, а туловище разделялось на две части. Разобрав фигуру Венеры, желавшие сохранить все в тайне Боттонисы дождались ночи, подняли из-под земли и унесли домой торс и руку. Нижнюю часть статуи оставили на месте, а лаз в подземелье тщательно замаскировали.
Схватка на берегу
В апреле 1820 года в гавань Кастро зашел французский корабль «Шеврет», двое офицеров которого, лейтенанты Матрэ и Дюмон-Дюрвиль, были заядлыми любителями античности. Рассчитывая найти что-нибудь интересненькое на Милосе, господа лейтенанты обходили дворы греческих обывателей Кастро.
И интересовались: не имеется ли у них чего на продажу из предметов древнего искусства?
Так они зашли и к Боттонисам, а те показали им части найденной статуи Венеры. Видя восторг французов, милоссцы заломили такую цену, что сделка не состоялась. Столько денег у моряков просто не было. Но они попросили Боттонисов никому не предлагать свой шедевр, обещая непременно вернуться с богатым покупателем, способным удовлетворить их запросы.
Из милосского Кастро «Шеврет» пошел в Константинополь. Едва прибыв в столицу Османской Империи, Матрэ и Дюмон-Дюрвиль поспешили явиться с докладом к французскому посланнику при султанском дворе, маркизу де Ревьеру. Моряки доложили, что на Милосе находится шедевр древнегреческого искусства, который вполне достоин занять место в одном из музеев Франции.
Вопрос упирается только в деньги. Маркиз де Ревьер был ценителем искусств и ярым французским патриотом. Он немедленно приказал секретарю посольства де Марселлюсу отправиться на Милос, чтобы купить у Боттонисов статую Венеры и переправить её во Францию.
Однако отправиться немедленно, как приказал посланник, у его секретаря не получилось. Подготовка к путешествию заняла некоторое время. Обернулось это тем, что когда шхуна «Эстафет» с месье де Марселлюсом и деньгами на борту 23 мая 1820 года подошла к берегам Милоса, на рейде Кастро уже находился незнакомый бриг. Оказалось, что в маленьком городке Боттонисам не удалось сохранить в полной тайне историю своей находки. Сведения о найденной под землей замечательной статуе достигли ушей местной власти. И представители турецкой администрации Милоса решили отличиться, отправив мраморную Венеру в столицу.
Стоявший на рейде бриг должен был принять ценный груз и доставить его в Константинополь. Большая часть команды корабля уже отправилась в город, чтобы притащить статую к берегу.
Увидев в подзорную трубу, что толпа турецких моряков и нанятых милосских греков тащит что-то большое, белое и очень тяжелое, капитан «Эстафет» решил действовать. Он приказал матросам спустить на воду шлюпки, грузиться в них, идти к берегу и, высадившись на сушу, силой отбить статую у турок.
Выполняя этот приказ, десант с «Эстафет» атаковал толпу, тащившую фрагменты Венеры. На берегу завязалась отчаянная драка! В пылу побоища статую уронили на каменистую землю. Да так неудачно, что правая рука Венеры откололась.
Поле битвы осталось за французами, которые, уложив в шлюпку поврежденную статую и подобрав валявшиеся на берегу руки, поспешили отчалить от берега, покуда турки не вернулись с подкреплением.
Уже на «Эстафет», осмотрев добычу, моряки и секретарь посольства увидели, что им досталась только верхняя часть Венеры. Как потом выяснилось, турки уже успели доставить нижнюю часть статуи на борт брига. Мсье де Марселлюсу, имевшему приказ привезти целую статую, пришлось отправиться на переговоры. Упирая на то, что у представителя французских властей с владельцами статуи была предварительная договоренность о покупке, он требовал вернуть недостающую часть.
Турецкий чиновник и французский дипломат препирались два дня. Дело решила взятка, на согласование размеров которой ушла большая часть времени. Когда соглашение было достигнуто, турки выдали нижнюю часть Венеры. В тот же день шхуна «Эстафет» подняла якорь, взяв курс на Марсель.
Тайник в подвале
Когда статую доставили в Париж, за нее взялись реставраторы, которые пришли к выводу, что восстановить шедевр в прежнем виде невозможно. Оказалось, что на милосском берегу матросы подобрали не все куски рук и плеча Венеры. На Милос даже отправили тайную экспедицию, поручив поискать заветные кусочки мрамора. Но найти отколовшиеся фрагменты среди россыпей камней на морском берегу оказалось невозможно. Реставраторы «умыли руки», и Венера Милосская навсегда осталась безрукой.
Через полвека после ее находки Венеру снова упрятали под землю, когда в 1871 году к стенам Парижа подошла прусская армия. В те дни было принято решение укрыть наиболее ценные сокровища культуры из парижских музеев в тайниках.
Для массивной Венеры подобрали местечко в подвале строившейся больницы Ноtеl-Dieu. Там нашли нишу достаточных размеров, сделанную в стене для будущей лестницы.При соблюдении всяческих мер секретности ящик с Венерой был доставлен из Лувра в подвал Ногеl-Diеи и упрятан в тайник, который заложили стеной из кирпича.
Потом выложили еще одну стену, вровень с наружной стеной подвала. Пространство между двумя новыми стенами для отвода глаз решили заставить ящиками с бумагами из архива тайной полиции. Расчет строился на том, что даже при обнаружении тайника, найдя «секретные бумаги», искать дальше не станут.
После капитуляции Парижа 28 января 1871 года в городе закипели политические страсти. С 18 марта в Париже к власти пришла Коммуна и началась новая осада города. В мае восемь дней кряду гремели уличные бои и полыхали пожары. Но тайник в больничном подвале уцелел.
Парижская Коммуна пала 28 мая, а ровно через месяц в присутствии министров нового правительства и чинов из управления музеем Лувра тайник был вскрыт. Статуя Венеры Милосской – неизвестно уже, в какой раз за всю её жизнь, – снова была извлечена из-под земли. Её торжественно отвезли в Лувр, и установили на том пьедестале, с которого сняли за полгода до того.
Источник: журнал “Загадки истории” №21 2018г.