“Эммануэль Сведенборг: Жизнь и Труды.” Сириэль Сигштедт.

Вниманию читателя предлагаются выписки из книги  Сириэля Сигштедта «Сведенборг: Жизнь и Труды». Автор книги с любовью и вниманием рассказывает о выдающемся учёном и писателе Швеции – Эммануэле Сведенборге (1668 -1772 гг.)
В  своём труде автор использует выписки из следующих книг Сведенборга:
– “Поклонение и любовь к Богу”
– «Небесные тайны»
– «О небесах и об аде»
– «Божественная любовь и мудрость»
– «Божественное провидение»
– «Учение о жизни»
Познавательным и интересным оказался дневник Сведенборга «Журнал снов», в котором проявляется совершенно обнажённо его искренняя и трепетная душа в общении с Богом. В своём дневнике Сведенборг смело и бескомпромиссно подавляет проявления собственной гордыни, однозначно рассматривая их как проявления греха.
В книгах  Сведенборга приводятся примеры общения автора с Тонким Миром, где он называет его потусторонним миром. Из этих книг читатель получит  много познавательной информации о Тонком Мире, которая часто явно расходилась с содержанием бытующих церковных догм тех времён. Понятно, что оспаривание религиозных основ потребовало большого гражданского мужества, ведь ещё живы были в памяти верующих костры церковной инквизиции.
Узнаём мы интересные и столь понятные нам биографические факты бытовой жизни Сведенборга – он был увлечённым садовником и цветоводом.
Но главное, что Сведенборг ставит жизненной целью человека – это его настойчивое развитие внутренней духовности, победа над собственными недостатками, над собой. Только так, по его твёрдому убеждению (уже в те далёкие времена), можно достойно служить Господу и Свету.
Особо важным и поучительным для нас, читателей, оказался тот факт, что насыщенная творчеством жизнь Эммануэля  Сведенборга явилась одним из воплощений Великого Учителя Человечества – Владыки Кут Хуми. И мы воочию смогли убедиться, каким высокодуховным нужно было быть человеком при жизни, чтобы впоследствии, в качестве Учителя, передавать свой жизненный опыт людям Земли. Не ошибусь, если скажу, что жизнь и творчество великого шведского учёного и писателя  Эммануэля  Сведенборга достойны нашего искреннего восхищения. 

Новое  продвижение в  деле познания души пришло к Сведенборгу из глубин интуиции. Он  признавал, что  эта интуиция – та, которая идет изнутри  самой души и является внезапным даром Божьим, – не может уживаться  с нечистотами своего “я”. Без этих преград душа парит свободно и радостно; с ними на любом пути натыкаешься  на препоны.  Истинность его теории  ему предстояло  теперь испытать на собственном опыте.

Мы имели бы  очень скудные сведения о борьбе, которая происходила всё время в душе  Сведенборга, если бы  не  удивительная рукопись,  которая была обнаружена  спустя  целых сто лет  после смерти Сведенборга в бумагах одного старого профессора.  Эта записная  книжка карманного  размера в пергаментном переплете, в которой имеется  шестьдесят девять густо исписанных страниц,  в основном по-шведски. Она начинается  как  план работы, но в основном состоит из записей его снов за 1744  год и имеет заголовок “Дневник снов”. Поскольку эти  записи  предназначались  явно  только  для  их  автора,  они  изобилуют сокращениями, и разобрать их зачастую очень трудно. В целом сны отображают ожесточённую борьбу в душе Сведенборга между его упованием  на  научный метод  и жизненными привычками, с  одной  стороны,  и вниманием к духовным  переживаниями, которые стучались в его сознание, но не могли  войти в него до  тех  пор,  пока  он не сумел  подчинить своё понимание внутренним наставлениям. Они описывают состояние ума,  который  отстраняется от телесных  ощущений притязаний рассудка  и постепенно всё более полагается на  сознательное восприятие света  в глубинах  души  – отстранение,  которое привело Сведенборга к особой ясности мысли и полному доверию  к  внутреннему наставнику. Он  отмечает  перемены в  своей  личности  и удивлен  тем,  что похоть, доставлявшая ему прежде так много беспокойств, неожиданно отступила от него. Он изумляется  полному отсутствию желания работать ради собственной  славы и отмечает,  что  ему  стало  трудно   заниматься  наукой,   лишившись   этого побудительного мотива.

Позднее Сведенборг  рассматривал эту  борьбу за новый взгляд на  жизнь, отразившуюся  в  “Журнале снов”, как  на часть его подготовки к тому,  чтобы стать  орудием  откровения. Более интимное описание обнаженной души едва  ли даже  возможно  вообразить,  и  эти  страницы нельзя  читать,  не  испытывая симпатии  и  сочувствия к тому, кто  написал  их.  Здесь нет никаких преград между человеческим  сознанием  и  Богом, и  сам человек  считал  возможность видеть эти сны великим благодеянием, оказанным ему свыше.

Сведенборгу явилась  мысль, что кое-кто мог бы принять его за святого и поклоняться ему. Это было бы великим грехом. В молитвах  он заверял Господа, что никогда  не допустит в своей  жизни столь тяжкого  греха.  Только  Иисус достоин  поклонения.  Сам же он  был  ничтожнее  других, и  грехи  его  были тяжелее,  чем грехи  других,  ибо источник их лежал еще  глубже. “Вот что  я понял  теперь в  отношении  духовных предметов – что для этого  нужно только умалить себя… Святой Дух  открыл  мне сие, но я, в своём глупом разумении, пренебрег этой истиной, которая есть основание всего.”

Он  отмечает, что  любовь к себе  постоянно вмешивается в  его жизнь  и приводит в  качестве  примера своей  гордыни  то, что,  когда  кто-нибудь не оказывал  ему должного почёта,  он всегда  думал:  “Если бы  только он знал, какой милости  я удостоился,  он бы вел  себя иначе!”  Он молился о прощении этого греха и даровании  другим такой же милости.

Однажды  он  услыхал, как  его  соседа  за  столом  спросили,  может ли печалиться человек, у которого есть много денег? Он улыбнулся про себя. Если бы этот вопрос задали ему, он ответил бы, что тот, кто имеет все в изобилии, подвержен еще более безутешной печали, нежели печаль ума и души. “Я  имею возможность жить богато  только  на мои  доходы. Я могу делать всё,  что  я пожелаю,  и  всё равно  иметь  избыток средств, так  что я могу засвидетельствовать,  что  печаль   и  меланхолия,   которые  происходят  из недостатка средств к существованию не  столь тяжелы и касаются  лишь тела, и им не сравниться с печалью другого рода…”

Если  возможно  рассказать в одном  сочинении  о  целой жизни духовного роста, собрать вместе мечты детства, наставления родителей, плоды обучения в юности,  поэзию  возмужания; если возможно свести  воедино  взгляды  зрелого человека на  общественное устройство, его представления  о космосе, его опыт изучения анатомии и соединить  всё это с опытом внутренних прозрений и потом изложить всё  это под одной обложкой – вот  тогда получится  книга, подобная “Поклонению и любви к Богу”!

От близкого  друга  Сведенборга  Карла Робзама,  управляющего Стокгольмского   банка   и   член-корреспондента   Академии   Наук,   для нас сохранился один из примеров общения Сведенборга с потусторонним  миром.

Он обедал, несколько позже чем обычно, в таверне, где часто закусывал и имел свой кабинет. Он был голоден  и  с жадностью поглощал еду, мысли же его были  по-прежнему  устремлены  к  небесным предметам,  скрытым  от  людского понимания.      К концу обеда у него внезапно потемнело в глазах, и он увидел,  что пол в  кабинете  покрыт  отвратительными  ползучими  гадами  вроде  змей и  жаб. Сведенборг рассказывал: “Я был поражён, ибо я  был в полном сознании и владел своими чувствами. Тьма  сгустилась, а потом вдруг рассеялась, и я  увидел, что в  углу комнаты сидит человек. Его слова весьма меня  напугали,  ибо он сказал  мне: “Не ешь так много!” Передо мной опять сгустилась темнота, но через мгновение она рассеялась, и я увидел,  что  по-прежнему  один  в  комнате.  Это  неожиданное  происшествие заставило меня  поспешить домой. Я  ничего  не сказал  хозяину,  но  глубоко обдумал  случившееся и пришел к выводу, что  это не могло  быть случайностью или явлением, порождённым физической причиной.      Ночью мне  явился тот же самый человек. На этот раз  я  не почувствовал страха. Он  сказал, что он –  Господь Бог, Творец  и Спаситель мира и что он избрал меня  для того, чтобы возвестить людям духовный смысл  Писания; и что Он Сам объявит мне, что я должен написать.  И той  же ночью мне были открыты  со всей ясностью мир духов,  небеса и ад. И  с тех пор я оставил всякое писание о земных предметах и посвятил свои труды духовным вещам”.

Печаль,  обволакивавшая ум  нашего  философа,  уступила место  великому спокойствию  и довольству. Из  вихрей сомнений он вышел  в  безмятежные воды духовной  уверенности.  Сведенборг  больше   не  чувствовал  себя  одиноким, непонятым. У него появилось своё общество – но в другом мире. И неважно, что никто  здесь не догадывался о его существовании.  Ему больше не  было  нужды думать о взглядах ученых людей, которые  видели не  дальше  того,  что могли показать им  их микроскопы. Он  знал теперь, Кому  служит, и чувствовал, что ему  открылось  великое,  доступное  лишь  немногим,  предназначение. Вместо беспокойных  снов  он общался теперь с духами  и ангелами, и  в его видениях всегда присутствовала спокойная уверенность в том, что его ведёт сам Бог.

Его  прозрение было  постепенным. Мало-помалу,  говорит Сведенборг,  он получил доступ к сокровенным смыслам вещей, и  это  произошло благодаря  его усердным  занятиям  –  не  менее  усердным,  чем  его  занятия  анатомией  в предыдущие годы. Познание  соответствий стало его  непосредственной задачей. Он видел их во  сне, и  они “были продиктованы его мыслями”  – что, к примеру, означало понятие  золота, или серебра, или  посланника. Без откровения было бы невозможно познать подлинный смысл таких слов.

Чтобы Сведенборг мог  понять  разные  способы  ниспослания  откровений, духам порою разрешалось водить его пером по  бумаге или диктовать ему вслух, как это было с пророками. Но такие записи были уничтожены Сведенборгом. “Я писал целые страницы,  и  духи полностью водили моей рукой,  так что письмо было их делом”. Случаи такого автоматического  письма  были редки, и каждый  раз  особо отмечались Сведенборгом в его дневниках.

“Когда я писал, они хранили молчание. Не  позволялось говорить то,  что диктовалось  мне устно. Когда  ко  мне обращались голоса,  письмо надо  было прекращать,  ибо  мне было дозволено  говорить  только то,  что  исходило от самого Мессии…”

Позднее  он прямо  записал,  что  имел  право  передавать  наставления, исходившие единственно от Господа. Это были наставления в виде сознательного внушения уму, который был подготовлен науками к его восприятию. Они пришли с тщательным, терпеливым изучением Библии.

“Я мог видеть наконец, что десница Божественного Провидения  руководила  моими поступками  с ранней юности, чтобы  я  мог прийти  к  этой цели; чтобы посредством  знания  природных вещей  я  мог  познать вещи, которые  сокрыты глубоко в Слове Божьем и так послужить орудием раскрытия их…

Каким образом необыкновенный опыт Сведенборга повлиял на его положение в обществе?  Заметили ли его знакомые какие-нибудь перемены в  нём, что-нибудь  такое,  что могло бы быть истолковано как признаки душевной неуравновешенности?

В январе 1746 года он пишет: “Во время моих разговоров  с духами я находился пять месяцев с друзьями в своей стране. Я общался с ними, как прежде, и никто из  них не  заметил во мне способности к таким беседам с  небесами. Иногда, находясь среди людей, я беседовал  и  с  духами,  и с теми,  кто  окружал  меня…  В таких  случаях окружающие неизменно думали, что я погружён в свои мысли…”

Состояние духовной  отвлеченности не  было в  Сведенборге постоянным. 5 декабря 1747 года он записывает: “Всякий раз, когда я погружался в мысли о земных делах, виденное мною в небесной обители немедленно исчезало; так падают с  небес  те, кто позволяют пасть в мир своим мыслям. Если мне доводилось подумать  о  моём  саде и о том, кто остался ухаживать за ним, о  денежных делах, о  мнении моих  знакомых, о том,  что  я должен был писать  и в особенности о  том, как  написанное мною будет принято другими и  о возможности оказаться  непонятым, о новой одежде, которую следовало достать и о прочих вещах такого рода, духи тотчас подавали мне  неприятные,  тревожные  или недобрые  предложения… откуда проистекает меланхолия многих людей…”

Духовные приключения, которые переживал в это  время Сведенборг, были в самом  деле  из разряда малопонятных.  Они требовали  мужества,  но не  того мужества,  которое  свойственно  искателям  приключений.  Здесь  перед  нами человек,  имевший  положение  в  обществе и  талант  ученого,  человек,  для которого  были  открыты  все  двери   с  их  обещаниями  славы.  Как  же  он распорядился  своим  богатством?  Он  предпочёл поставить  всё  на  карьеру, которая могла  принести ему  немногим более,  чем  презрение  современников, гонения  официального  духовенства  и  враждебность  его  знакомых,  которые видели, что  он  тратит своё время  и деньги на печатание  никому  ненужных книг. Но  он и не  ожидал немедленного признания. “Придут те,  которые будут судить без гнева и пристрастия”, – цитировал он Сенеку.

Но  эти  опасности  были  ничто по  сравнению  с  другой  опасностью  – опасностью  общения с мертвыми, с миром духом, заселенным легионами демонов, готовыми в любую минуту наброситься на него и завладеть его  душой  и телом. Сведенборг понимал  эту  опасность.  Однажды, когда он спал, говорит он, они задумали задушить его и наслали на него такие ужасные видения и кошмары, что он чуть было  не  потерял  рассудок. Они  внушили  ему  неодолимое  желание покончить с  собой. Они пытались  заставить его выпить что-нибудь  такое, что  лишило бы его разума. И они заставляли его ощущать невыносимую боль в разных частях тела. “Я не уверен, что другие могли бы вынести такие боли”, –  говорит он. – “Но, привыкнув к ним, я смог выносить их,  как бы не  чувствуя боли”. Однажды злой  дух подкрался  к нему сзади  и вонзил  ему в  спину  как бы кинжал. “Я почувствовал, будто  острое лезвие пронзило мое сердце,  и в тот же  миг еще одно  вошло  в  мой мозг. Но,  находясь  под защитой  Господа,  я ничего  не боялся… Если бы Господь не охранял человека, он бы тотчас погиб вследствие царящей среди демонов  неописуемо  исступленной  и смертельной  ненависти  к любви  и  вере  в Господа.  Но  дьявол не может причинить вреда  тому,  кого оберегает Господь, как мне было дано знать в моих поразительных видениях”.

Это по-детски безусловная  вера  в  защиту,  даруемую Господом, было сердцевиной мужества Сведенборга. Но мы не должны забывать, что он переживал   все это ради того,  чтобы принести на землю, как он  твердо верил,  знание о непостижимом духовном  мире.  Его опасная  миссия требовала мужества особого рода, о котором в  своем трактате, посвящённом  душе,  он пишет в  следующих словах: “Настоящее мужество никогда не сосредоточено на собственной персоне, но является   неразлучным  спутником   многих   и   тем  самым  –   общества…

Книга «Небесные тайны»

Когда  человек начинает сознавать, что  все доброе  и  истинное  в  нём принадлежит не  ему, а Господу, тогда для него открывается свет первого дня. Искушения,  несчастья  и  страдания могут  помочь  ему  осознать собственную ничтожность. В результате он выходит  всё  больше  и больше из своей  тьмы и погружается  всё  глубже в  зарю  своего  духа.  Он  видит теперь, что  всё, приобретенное и  воздвигнутое им для себя  в своем умственном мире относится только  к внешней или мирской  жизни и что всё подлинно доброе и истинное он получил от Господа. Так он обретает способность отличать  одно от другого, и это  означает  отделение  вод  вверху  от  вод внизу,  разделение вечного  и преходящего.

Теперь  перед ним появляется  твердь!  У  него есть небольшая опора для того, чтобы  возделывать  в себе духовное, и он уже  может вырастить в почве своей  души  его  нежный росток. В  нём  всё еще  очень мало жизни,  ибо  он по-прежнему убеждён,  что добро,  которое он  делает,  и истина,  которую он проповедует,  происходят  от него,  тогда  как на  самом  деле они  идут  от Господа.  Но  уже разгорается заря третьего дня. Он говорит благочестиво, он поступает  милосердно. Его нежный росток  тянется вверх, но его мир всё  еще лишен жизни. Свою новую правду он воспринимает лишь умом.      Однако  его сознание уже начали освещать два великих светоча  –  вера и милосердие.  Они  так  же  важны  для жизни его  души, как тепло и  свет для физического  существования.  Его  воля  согревается  любовью,  как  земля  в весеннюю пору; его понимание проникается всё более духовной истиной.

Теперь о нем впервые можно сказать, что он живет! Он  видит теперь, что прежде он, как ребенок, он наивно полагал, что живёт  сам по себе. Когда эта иллюзия  отброшена, живые ползучие существа выползают к нему из его  ожившей памяти. Птицы, или разумные мысли, парят в небе его пробудившегося сознания.

В “Тайнах”  объясняется  и то, откуда взялось зло  среди людей, которые поначалу  были  только  добрыми.  Люди  обладали  свободой  воли,  и  всегда существовала   возможность   того,  что  они   откажутся   от  своих  высших способностей  и  предпочтут  им  низменные   желания.   Так  со  временем  и получилось.

“Когда  во  мне  впервые  открылось внутреннее знание  и духи  и  ангелы  посредством  моих глаз смогли видеть происходящее в  этом мире, они были так изумлены, что называли это чудом  из  чудес; и их переполняла  радость того, что  таким образом установилось  сношение  между небом  и  землей… Всё это  показывает, что человек был сотворен так, что, живя на земле среди людей, он мог  бы в то же время жить  на небесах среди ангелов и  наоборот.  Но  из-за того, что  человек оказался привязанным к своей телесности, небеса закрылись для него…”

Когда  человек умирает,  “внутренности  его  тела холодеют, и жизненные субстанции  отделяются от человека  где  бы он  ни  был, так что  в  нем  не остается  ничего  живого…” Поскольку дух  человека состоит из органических субстанций, человек, перешедший в иной мир, полагает, что он живет все в том же теле, наделенном такими же чувствами и мыслями, как и в прежней жизни”.

Вновь  прибывшего  духа вначале  встречают добрые  духи и  ангелы,  но, будучи свободен соединяться  с подобными себе, он мало-помалу  начинает жить той же жизнью, какой  жил на земле. Существуют три уровня небес, и на каждом из  них  имеются бесчисленные  сообщества,  управляемые  гармонией  взаимной любви. Господь  является  там  в  виде  солнца,  источника всех неизъяснимых наслаждений ангельской жизни. Есть также и три уровня ада, обитатели которых группируются  в  соответствии  с пороками  и фантазиями,  которым они желают предаваться, – ненавистью,  местью, жестокостью, обманом, разбоев, жадностью и т.п.

Зная,  насколько  погружен  был  Сведенборг  в  возвышенные  темы,  как неустанно  сжимали его пальцы перо, а спина сгибалась над письменным столом, мы  с  истинным удовольствием переворачиваем страницу и видим этого человека совсем в другом образе. Ибо ученый был еще и садовником. Возможно, именно во Франции, посреди какого-нибудь элегантного сада, хозяин которого с гордостью водил своего  гостя  от  одной красочной  террасы  к  другой, у  Сведенборга впервые  зародилась  мысль  разбить  сад  на  собственном  участке  земли  в Стокгольме.  А  может  быть,  это  желание  появилось  в  нём  в  Голландии,  славившейся  на  весь  мир  своими   прекрасными  садами  с  необыкновенными тюльпанами  и  гиацинтами.  Во всяком  случае весной  1750  года  Сведенборг вернулся  из  Европы  с  набором  семян  и горячим интересом  к  выращиванию растений.

В те дни почти каждый известный человек избирал  своим  хобби  изучение природы.  Для  того  эстетического  поколения  природа  была  тем,  чем  для нынешнего  поколения являются  автомобили  и  кинофильмы.  Королева  Франции играла в пасторальную жизнь. Руссо давал уроки ботаники  юным аристократкам. Карл  Линней,  “король цветов”, уходил в  поля и леса в  поисках новых чудес растительного  мира,  а  его  ученики отправлялись  во  все  концы света  за диковинными растениями  и  существами.  Естественные  науки больше  не  были исключительной прерогативой ученых старцев с книгами в руках!

Всё  это было частью  мира  и  самого  Сведенборга. Его  тоже  называли искателем  приключений, но так как  он был  “Колумбом”  духовного  мира, его  новые  земли  удобнее  всего   было   исследовать  в  тихом  уединении.  Сад Сведенборга  находился  на  высоком  холме  у канала в районе,  называвшемся Зёдермальм,  или Южный Стокгольм. Перед его глазами расстилался старый город с дворцом  короля,  Дворянским  Залом  и другими общественными  зданиями,  а дальше  виднелись новые дома  Северного  Стокгольма.  Вся эта панорама  была усеяна там и сям шпилями церквей, а с  востока, откуда подступало море,  его обрамляли мачты сотен судов, стоявших в порту.

Участок,   которым  владел  Сведенборг,  имел  форму  прямоугольника  и насчитывал 356 футов с востока на запад и 156 футов с  севера на юг, так что площадь  его составляла  немногим  более акра.  Он  был  окружен  деревянным забором  и разделен на две  части внутренней перегородкой,  отделявшей жилые постройки и конюшню от сада и расположенного  там летнего домика. Как и  все строения в  округе, дом Сведенборга был покрыт красной черепицей. Неподалеку жил  близкий друг Сведенборга, управляющий Городского банка  Карл  Робзам, а рядом, на той же улице – бывший коллега Сведенборга Кристофер Полем.

Первые три  года, пока Сведенборг был за границей, в его доме жил Нильс Альстедт с женой  и тремя детьми.  После возвращения Сведенборга дом уже не  мог вместить  всех жильцов, а кроме того хозяин хотел иметь  побольше  места для своих  насаждений.  Поэтому  в 1752  году  Сведенборг нанял  плотника, и его “налог на окна” увеличился с четырёх окон до тринадцати.      Возможно, именно тогда Сведенборг окружил свой  участок высоким забором и  поставил  для  себя в  саду домик,  скрывавшийся  за  массивными  резными воротами в стиле французского барокко. Этот  домик имел 57 футов в длину, 48 футов  в  ширину и  9 футов в  высоту и был  сложен из  брёвен, которые были обшиты  панелями, выкрашенными охрой; оконные рамы  были  покрашены в  белый цвет.  В  дом  вела двойная дверь, а в дальнем  его конце  имелась  ещё одна дверь, выходившая в сад.

От входной  двери надо было спуститься на одну ступеньку, чтобы попасть в холл, из которого наверх уходила винтовая лестница,  освещаемая через окно в углу  гостиной. Направо находилась гостиная с  печью, выложенной  голубыми изразцами. Там стоял мраморный  столик с инкрустацией,  орган  и,  возможно, буфет с серебряной и фарфоровой посудой.

За  гостиной  находилась спальня, где, как говорят,  висел его портрет. Оттуда,  пройдя  через небольшую дверь, можно  было попасть  в  “кабинет для письма”, где всегда горел огонь, на котором  учёный варил себе кофе. В  этой комнате не было никаких книг за исключением Библий на греческом  и еврейском языках  и  указателей  к  ней.  Его  стол  был  всегда  завален  исписанными страницами.

Большая верхняя комната была хорошо  освещена и согрета  теплом, шедшим от  печки. Она использовалась Сведенборгом, говоря языком того  времени, как “оранжерея”. Здесь наш философ выращивал свои семена и в зимнее время держал тропические растения. В  бумагах Сведенборга сохранились упоминания о десятках интересовавших его растений, некоторые из  которых были привезены из далекой Америки по его заказу.

“Если у тебя два халата, продай один  и купи цветок,  чтобы питать свою душу”,  –  гласит  старинная  китайская  поговорка.  Возможно,  что  интерес Сведенборга к цветам был чисто эстетическим. По свидетельству его друга, “он любил разнообразных и красиво окрашенных детей  Флоры  так, словно это  были его  собственные дети”.  А  может  быть, его  интересовали вопросы  опыления цветов,  интерес  к  которым пробудила в нём  классификация  пола  растений, предложенная Карлом Линнеем.  Несомненно  одно: сад  служил  для Сведенборга любимым  местом  отдыха.  А  в отдыхе он  действительно очень нуждался, если принять   во   внимание    огромное   количество   литературной   продукции, создававшейся им:  за восемь  лет он опубликовал восемь томов сочинений,  не считая рукописей, оставшихся ненапечатанными.

Углублённые занятия  Сведенборга  требовали тишины и покоя  в доме,  но Сведенборг отнюдь не был отшельником. Самуэль Сандельс,  коллега Сведенборга по Академии, описывает  его  как приятного  и  весёлого собеседника, любимца любого общества.  Карл Робзам говорит,  что  “в часы досуга Сведенборг любил беседовать  с умными людьми,  которые  всегда оказывали ему  теплый приём  и глубоко чтили его. Наш Сведенборг  остался до конца  жизни неженатым. Но ему отнюдь не было свойственно равнодушие к  другому полу, ибо он ценил общество приятной и умной женщины как один из самых чистых источников наслаждения”.

 Книга “О небесах и  об аде”  привлекла к себе внимание своей тематикой. Как бы ни было все неопределённо в жизни, одно можно сказать с уверенностью: мы все  умрём,  и мало  кто  из  людей,  в какое-то  время  своей  жизни  не задумывался над этим неизбежным исходом.

Официальные  христианские  церкви   XVIII  в.   сообщали  нечто  весьма невнятное о загробной жизни. Они,  конечно, учили, что  человек  будет  жить после смерти, однако не говорили ничего  определённого о том, когда и как он воскреснет и  какая  жизнь ожидает возродившуюся  душу. Напротив, Сведенборг утверждает, что  изложенное  им является  действительными фактами  о будущей жизни;  что  основой  для  них  служит  Слово  Божие  и  что доказательством бессмертия служит его собственный опыт!

Насколько же противоположно господствующим взглядам было его учение!
Ангелы, учили прежние Церкви, – это раса небесных существ, существующих от сотворения мира.
Нет, говорил Сведенборг; каждый обитатель небес, а равно и ада, некогда жил на земле.

Человек воскреснет в физическом теле, утверждали церкви.
Физическое  тело  сгниет  в  земле  и  никогда  не  возродится, говорил Сведенборг. Воскреснет душа, нематериальное тело – сразу после смерти.

Небесное блаженство, ожидающее  спасённую душу –  это вечное прославление Бога и пение псалмов, утверждали Церкви.
Нет, говорил Сведенборг; там, как и здесь, у каждого есть своё занятие. Формальное  поклонение  есть  только  одна  из фаз  небесной  жизни,  скорее отдохновение, чем занятие. Ангелы едят и  пьют,  работают  и играют, живут в домах и собираются вместе. Они разделяются на сообщества в соответствии с их занятиями и талантами.

Пропащие души вечно  мучаются в огне, гласило общепринятое мнение  того времени.
Нет никакого огня кроме наших обжигающих вожделений, говорил наш автор. Бог никого не  наказывает.

Мучения проклятых заключается единственно в том, что они связаны своей привязанностью к злу.  Им, несомненно,  не свойственны “угрызения совести”, ибо  у зла  нет совести. Самим себе  они кажутся такими же, как прежде, хотя в глазах обитателей неба они выглядят чудовищами.
Миллионы  некрещёных младенцев и язычников относятся  к пропащим душам, утверждали   священники   традиционных   церквей   и   торопились   окрестить новорожденного  в  любую  погоду, чтобы  не оставить Дьяволу легкую добычу – особенно если малыши были слабы здоровьем и могли умереть!
Нет, сказал Сведенборг: Язычники  чаще  бывают  даже  лучше христиан и, получив  правильное наставление,  легко попадают  на небеса. А  что касается младенцев, то они  попадают  на  небо  сразу после смерти, и там  ангелы  их растят и дают им наставления, когда они достигают духовной зрелости.
Небеса и  ад находятся вокруг нас уже здесь, на земле, и нашими душами мы уже при жизни находимся в духовном мире. Смерть есть просто переход с одного уровня  сознания   на  другой;  телесная  оболочка   сбрасывается,   говорит Сведенборг,  как изношенная  одежда. Его  духовный мир –  это действительный мир, населённый  не  привидениями, а мужчинами и  женщинами,  которые прежде жили на земле.

В  тот  же год 1763 в Голландии Сведенборг  опубликовал книгу  “Божественная любовь и  мудрость”, в которой  он разъясняет природу духовной  реальности и тем самым содержит ответы на вопросы, интересовавшие Канта.

Трудно  поверить  в  то, что  вещи, которые  мы  видим и слышим,  менее реальны чем  то, что остаётся невидимым для нас. И тем не менее исследование причин  явлений  может убедить   нас в  том,  что дело  обстоит именно так.

Любовь и мудрость – это не какие-то тонкие сущности, растворённые в эфире, а самые настоящие субстанции и формы –  фактически, сама реальность. Вселенная действительно была сотворена из божественной субстанции,  но не из Бога. Это значит, что Божественное может входить в вещи, но вещи не могут стать частью Божественного, ибо они конечны. Бог в своей сущности непостижим и недостижим ни для ангелов, ни для людей. Бог есть единственная  независимая субстанция, и  творение  было  совершено  посредством  Его  Божественной  Любви   и  Его Божественной Мудрости. Первая фраза книги гласит: “Человек знает, что любовь существует,  но он не знает, что такое любовь”. Только Бог есть сама любовь, потому что он есть сама жизнь, а ангелы и люди получают жизнь от него. А те, кто считают, что природа происходит сама от себя, полагаются  на восприятие, а не на  понимание.  Их  подход, однако,  глубоко ошибочен,  ибо  “мышление, отправляющееся от взора, закрывает понимание,  а мышление, отправляющееся от понимания, открывает взор”.

Дополнением к “Божественной Любви и Мудрости” является опубликованная в том же году книга “Божественное Провидение”, в которой разъясняется, как Бог бережёт мир,  ибо Божественное  Провидение  есть  правление Его Божественной Любви и Мудрости.

Человек  не  может видеть  действие Провидения.  Ему кажется,  что  его добрые чувства и побуждения принадлежат ему самому, тогда как на  самом деле они идут от  Господа.  “Все,  кто  ведОмы Божественным  Провидением Господа, поднимаются  над  собой  и  видят,  что  всё  данное  человеку  Богом навеки принадлежит  Ему  и  никогда  самому  человеку.  Всякий,  полагающий  иначе, уподобляется слуге, которому вверили  надзор  за вещами господина, тогда как сам он утверждает, что является хозяином этих вещей…”

“Всякая  религия  от  жизни, и  жизнь религии  есть  делание  добра”, – говорит  Сведенборг в сочинении “Учение  о  жизни”.  Он  показывает  то, что признаётся всеми, а именно:  что человек, ведущий праведную жизнь, спасётся, а тот, кто творит зло, будет проклят, но утверждает он, никто не может вести праведную жизнь до тех пор, пока он не отринет от себя дурные дела как  свои грехи. Как следствие, не вера спасает человека, ибо он может иметь веру лишь в  той мере,  в  какой он духовен, то есть отринул от себя зло. “Вера  злого человека –  это вера чисто от ума, в которой  совсем  нет  добра,  желаемого самим человеком”.   Но постольку,  поскольку  каждый из  нас отрицает убийства или ненависть,  он имеет любовь к  ближнему; в той мере, в какой он отвергает  прелюбодеяние,  он  любит   целомудрие;  насколько  он  отвергает воровство,  он любит честность, и в той мере, в какой он отвергает ложь,  он любит правду.  Если  человек отвергает  зло  не потому, что  это грех,  а по какой-либо другой причине, он в действительности не отрицает их, но просто не дает им быть воочию зримыми в мире. Так его учение  не оставляло никакого места для идеи спасения только верой.

Его  принцип познания –  это сверхъестественное видение и слышание, и критерий истинности его откровений заключается в  следующем: что Бог открыл Себя ему в  мае 1744 года,  когда  он  был в  Лондоне  и  что  до того  времени Бог  готовил  его посредством досконального познания  физических и моральных  сил этого мира к восприятию этого откровения. И с тех пор он находился в постоянном общении с Богом,  которого он видит своим (духовным) взором как солнце.  Он беседует с ангелами и душами умерших и знает всё,  что происходит в потустороннем мире, как на небе, так и в аду, но он не знает будущего.

Его  миссия  состоит  в передаче  этого  нового  света мира,  и всякий, желающий воспринять его, способен  сделать это. Господь  дал ему откровение, чтобы он мог сообщить о нём людям; и он  делает это на  латыни – самом общем языком на  свете. Всякий,  кто не отвергает этот свет  и не противится этому откровению,  получает его; и  это откровение  есть  живая истина. Цель его в том, чтобы создать  Новый  Иерусалим  среди людей, смысл  же его в том,  что грядет Новая Церковь, природа которой и способ вхождению в которую описаны в его сочинениях.

Обо  всём этом он говорил очень убежденно, сделав особенное ударение на следующих словах: “Все это  я вижу и знаю  без каких-либо галлюцинаций  и не будучи фанатиком. Но  когда я один, моя душа как бы покидает тело и попадает в  другой мир.  Во всех  отношениях  я нахожусь  там так же, как я  нахожусь здесь. Когда же я  думаю о том, что я должен писать, я переживаю совершенное вдохновение, ибо в противном случае написанное  принадлежало бы  мне самому. Но нынче я знаю доподлинно, что написанное мною есть живая истина Бога”.

“Будучи убеждённым  в  том, что Бог указал  ему  создать  новую систему религии, Сведенборг не  имел желания вводить  её  насильственными  мерами, а также не  стремился приобрести  последователей иначе как  посредством  своих сочинений. Что касается Швеции, то он никогда не хотел быть главой секты, но питал  надежду,  что  церковные  учреждения благодаря  тихому,  постепенному просветлению примут форму его Новой Церкви”.

Сведенборг не стремился показать себя в каком  бы то ни  было  смысле  святым.  Его  платье  было  аккуратным  и  соответствовало общепринятой моде. “Он соблюдал правила  хорошего тона  и поддерживал  общий разговор, где бы ни находился, насколько это было разумно.  Будучи умеренным во всём, он не придерживался каких-то особых правил в еде и питье…”

О  домашнем  быте Сведенборга.

Он работал,  не  слишком обращая  внимания на  день  и ночь. “Когда мне хочется спать,  я  отправляюсь в постель”,  –  говорил он. Он не требовал многого от слуг.  Мария  готовила ему  постель  и  ставила в прихожей большой  кувшин с водой.  Он сам варил  себе кофе в кабинете и пил  его в большом количестве с сахаром  в любое время  дня  и  ночи.  Когда он не уезжал в гости,  его обед состоял всего лишь из  булки, облитой  кипяченым молоком. Он никогда не  пил дома  вина  или  чего-нибудь  покрепче  и не ел  вечером,  но в  обществе ел умеренно и мог выпить стакан вина.

“Огонь в камине его кабинета никогда не гас в течение всей зимы, но его спальня  никогда не  отапливалась,  и,  ложась   спать,  он  накрывался,  в зависимости от погоды,  тремя или четырьмя шерстяными одеялами. Проснувшись, он тут же  шел  в кабинет,  подкладывал дров на  искрящиеся  угли  вместе  с пригорошней берёезовой коры, чтобы огонь быстрее разгорелся и он смог сварить себе кофе,  который  он пил  без молока  или сливок. После этого он сразу же садился писать.

В его  комнате было прибрано и чисто, но обставлена она была просто. То же можно сказать о его  платье. Он был весел и  добродушен в обществе и  в часы досуга  с удовольствием беседовал  с учёными людьми, которые всегда хорошо принимали  и уважали его. Он  умел вежливо и непринуждённо направить в другое  русло  ту разновидность любопытства, которая часто стремится отвернуться от  рассмотрения  серьёзных вещей.

Его  холостяцкая  жизнь не  была   следствием  его равнодушия  к женскому полу,  ибо  “он  ценил  общество прекрасной  и  умной женщины как один из самых чистых источников наслаждения,  но его углублённые занятия требовали, чтобы в его доме днем и ночью царил полный покой”.

Сведенборг  отличался крепким здоровьем и почти не болел. “Поскольку он был всегда доволен внутри себя и своими обстоятельствами, он прожил жизнь во всех отношениях  счастливую  и,  поистине,  в высшей степени  счастливую”  – свидетельствуют современники.

Похороны  Сведенборга  состоялись 5 апреля 1772 года в шведской  церкви Ульрики Элеаноры. Панихиду отслужил пастор Ферелиус – это была его последняя официальная  служба перед возвращением на родину. Хор  пропел шведский гимн, когда тело покойного, запечатанное в  трёх гробах, – один из них свинцовый – опускали в нишу под алтарем. Церковь была полна народу. И всё  же  не  Лондон  стал местом  окончательного  успокоения останков великого ясновидца.  В  1908  году по просьбе  шведского правительства  прах Сведенборга  был перенесён  в Швецию  и с  тех  пор покоится в соборе Упсалы рядом с могилой его великого современника Карла Линнея.

 

PS. Книги Сириэля Сигштедта ” Эммануэль Сведенборг: Жизнь и Труды.” и “Биография Сведенборга ” можно найти в библиотеке сайта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *