В октябре 1920 года Н.К. Рерих вместе с семьей прибыл в Нью-Йорк по приглашению директора Чикагского института искусств с целью провести турне по городам США с большой выставкой своих картин. Приезд знаменитого русского художника вызвал большой интерес, и несколько журналистов прибыли прямо на борт пассажирского судна с целью взять интервью у Рериха. Среди них была и Фрэнсис Грант, критик и соредактор журнала «Музыкальная Америка».
Позже Фрэнсис часто рассказывала о своей первой встрече с Рерихами: как она подплыла к кораблю в маленькой лодке, поднялась по веревочной лестнице на палубу первого класса и встретилась со знаменитым создателем «Весны Священной». В той их первой встрече не было ничего необычного, и Франсис не придала этому событию особого значения, однако судьба свела их еще раз. Спустя пару месяцев ее друг Адольф Больм, выдающийся русский танцовщик, работавший ранее с Рерихом в знаменитых Дягилевских «Русских сезонах» в Париже, пригласил ее к себе домой на рождественский вечер, куда были приглашены и Рерихи.
На вечере у Больма Николай Константинович и Елена Ивановна пригласили Фрэнсис посетить их в гостиничном номере. Именно эта встреча и изменила всю ее дальнейшую жизнь. Она рассказывала, что ее сразу приняли как друга, как члена семьи. Ей рассказали о Великих Учителях, Хранителях древних знаний, работающих на благо человечества, и немедленно передали послание Махатмы М., адресованное непосредственно ей. «Я ушла от них в экстазе. Я никогда ни на миг не усомнилась, что всё это было правдой и что мне суждено было присоединиться к работе, которая должна была изменить мир», – рассказывала Фрэнсис. Она, Зинаида, Морис и Эстер Лихтманы, С.Шафран стали первыми американскими учениками Рерихов, позже через Грант подошли Хорши, так образовалась группа американских сотрудников Е.И. и Н.К. Рерихов в составе семи человек, так называемый «Круг». Как символ ученичества они получили от Николая Константиновича перстни, а от духовного Учителя Рерихов, Махатмы М., или Великого Владыки – духовные имена, под которыми они были известны в своих прошлых воплощениях. Фрэнсис получила имя «Модра» (“Мученица за веру Модра из Испании, XIV в….” – Дн. Е.Рерих от 19.02.22г.).
Она сразу же активно включилась в дела Круга. Фрэнсис обладала литературным талантом, была прекрасным лектором, особенно полезна была своими связями с прессой и множеством знакомств: через нее к Рерихам подошел министр Г.Уоллес, и тем самым была установлена связь с президентом США Ф. Рузвельтом.
В 1922 году методом автоматического письма Фрэнсис под руководством Рерихов приняла блок Посланий Учителя, известный нам под названием «Записи Модры», имеющий непреходящее значение, поскольку содержит уникальные указания по построению общинной жизни.
Она переводила книги Учения и статьи Н.К.Рериха, готовила их к печати, размещала в прессе. В основанных Рерихом в Нью-Йорке культурных учреждениях, Фрэнсис Грант занимала самые ответственные посты: в Мастер-Институте Объединенных Искусств была вице-президентом и вела курс журналистики, в Международном художественном центре «Корона Мунди» («Венец Мира») работала исполнительным директором. Центр занимался организацией выставок, художественных и археологических экспедиций; экспертизой и реставрацией произведений искусства, оказывал помощь музеям в комплектовании фондов через пожертвования и взносы.
17 ноября 1923 года в Нью-Йорке был основан Музей Николая Рериха, вице-президентом которого была избрана Фрэнсис Грант. В дальнейшем она занимала посты вице-президента института “Урусвати”, вице-председателя Нью-Йоркского Постоянного комитета Пакта Рериха, директора Издательства Музея Рериха, редактора “Бюллетеня Музея Рериха”. Была одним из директоров, казначеем и секретарем корпорации “Белуха”.
В августе 1928 года Фрэнсис и З.Фосдик приезжают к Рерихам в Индию (Дарджилинг) и проводят вместе с ними около трех месяцев. Во время этого визита Учитель через Рерихов дал Модре очень сложное и ответственное поручение: одна, без помощников (что в то время для женщины было делом неслыханным), она должна была объехать все страны Южной Америки (Фрэнсис с детства хорошо знала испанский язык), чтобы подготовить проведение выставок картин Николая Константиновича и проложить дорогу Пакту Рериха. Также она должна была помочь усилению культурных связей США со странами южного континента и содействовать расширению прав женщин в них. В письмах президенту Ф.Рузвельту Е.Рерих писала еще об одном, глубинном аспекте миссии, порученной Грант,– это инициированная Учителем попытка объединения стран Северной и Южной Америки в один союз.
Поручение Учителя Фрэнсис выполнила – в одиночку, как ей и было указано. Это было просто удивительно: перед ней открывались двери всех необходимых организаций, включая посольства и министерства, ее принимали главы государств. В 1935 году Пакт Рериха был подписан США и всеми странами Латинской Америки, в этом была немалая заслуга и Фрэнсис Грант.
После катастрофы первого Музея и других учреждений, Фрэнсис отошла от рериховского движения, тем не менее, стоило в печати появиться каким-либо нападкам на Рериха, как все вместе: она, З.Фосдик, К. Кемпбелл и И. Фричи немедленно собирались и дружно давали отпор клеветникам – писали опровержения и разъяснения, отстаивая чистоту имен своих Наставников.
В 1936 г. вышла в свет книга Ф.Грант “Восточная философия”, проиллюстрированная картинами Рериха, которую она посвятила Н.К. и Е.И.Рерихам. Франсис продолжала дружбу со Святославом Рерихом, переписывалась с ним, несколько раз навещала его в Индии, написала о нем статью. Продолжала работать со странами Южной Америки, устанавливала дружеские отношения с лидерами демократических государств в этом регионе; в случае свержения этих правительств, она, как могла, помогала бывшим лидерам, их семьям, беженцам. Общество женщин при Музее Рериха преобразовала в Панамериканскую женскую ассоциацию и была ее президентом более 50 лет. В Нью-Йорке основала Лигу за права женщин. Более 30 лет была генеральным секретарем Межамериканской ассоциации за демократию и свободу. Служила секретарем, вице-президентом и главой латиноамериканского комитета в Международной лиге за права человека.
В своих письмах Е.И.Рерих из-за сложного характера Фрэнсис, допускаемого ею легкомыслия, зависти, ревности и небрежности, нередко называла её “Трудным Человечком”, однако всегда признавала её исключительную полезность, даже незаменимость в функции главного глашатая для Рериховских Учреждений.
Фрэнсис Грант прожила очень долгую жизнь и ушла из жизни почти в столетнем возрасте в 1993г. , но до последних дней она говорила о Рерихах, Агни-Йоге и Учителе с неизменным огнем в глазах.
Источник: “Женщины мира – деятельницы на ниве культуры”, том 3.