Искусство сегодня. Действительно ли несёт Свет и развивает сознание. Основная потребность духа

Ворота Адриана
Ворота Адриана

А давайте подойдём испытующе к аксиоме о жизненной необходимости искусства для человека. Это будет вполне в духе времени – с модой на “критичность мышления” – и послужит очищению Истины, если в ней убедимся. Многие истины сегодня покрылись вредной пеленой бессознательных слов, за которой прекрасная истина скрылась, подобно солнечному свету в давно-давно не мытом окне.

Для нашего времени характерна особенность: многие жизненно важные истины звучат, подобно утратившим силу заклинаниям – утратившим по причине несоответствия словесного утверждения и реального действия.

Так и истина о великом значении искусства иногда звучит этакой странной мантрой, сопровождающей действия, которые отнюдь не соответствуют её звучанию и смыслу: Искусство… светоносное, развивающее сознание, питающее духовность… Неужели всегда? Неужели не является необычайной, малодоступной “роскошью” в наше время искусство, о котором сложены гимны, написаны трактаты – как об уникальном средстве развития, оздоровления и преображения человека.

Великая и древнейшая истина – “Через искусство имеете свет” – так красиво и вдохновенно выражена в Живой Этике. Таким образом снова напоминая человечеству “технократических” веков о светоносности Искусства и о его особом качестве – синтетичности. Вследствие этого качества искусство имеет особую силу воздействия на сознания.

Но всякое ли искусство несёт Свет? Имеет ли развивающее значение любое занятие искусством?

У понятия искусство есть помимо основного значения ещё и значение высшего качества в каком-либо мастерстве. Искусство как высшее качество в чём-либо ценно и превознесено. Однако часто забывается, что ни в одной системе светлых идеалов не предполагалось, что люди начнут искать искусности (то есть достигать степени энергетической насыщенности и “магизма”) в таких делах, которыми не следовало бы заниматься.

“Искусство убеждения” – это хорошо или плохо? – “Смотря в чём”, – скажут. Сейчас не будем обращаться к Платону и Сократу, лишь напомним, как много в “Диалогах” уделено внимания огромной разнице между Истиной и искусством: искусством убеждения, искусством красноречия, например, которое часто становится разрушительным  когда им владеет мошенник.

Этот аспект (искусство как высшее мастерство, причём, сейчас как никогда превозносимое безотносительно к предмету искусности) пока просто запомним, потому что дальше рассмотрим искусство в основном его значенииименно как деятельность наиболее творческих форм, синтезирующую в себе мысль и чувство. Поэтому передающую тонкие энергии глубины духа, высокую мысль и красоту самого возвышенного восприятия жизни (такова Идея Искусства).

Искусство как сфера творческой деятельности имеет несколько основных видов, подразделяющихся, в свою очередь, на два вида, один из которых нуждается в исполнителе для созданных ранее форм: музыка, театр, балет; другой вид в исполнителе не нуждается: живопись, скульптура, архитектура. Не будем сейчас обременяться искусствоведческими наименованиями, важно то, что вся первая группа, так называемые динамические искусства, “приходят” к своей аудитории только через исполнителей.

Предлагаем читателям, постоянно обращающимся за впечатлениями к искусству исполнительских жанров, ответить на вопрос: как много из того, что вы видите, слышите в театрах и концертных залах сегодня, соответствует истине о светоносности искусства. (Не говорим сейчас о сокровищах музеев, в этом случае только от воспринимающего и от доступности музейных шедевров зависит степень влияния великих творений на жизнь человечества).

Мы не случайно упомянули о разнице между искусствами динамического ряда, и теми, формы которых зафиксированы. И не просто так коснулись значения искусства как высшего качества в любом деле (знание тоже названо в Учении искусством  в силу его синтетичности, в отличие от науки, с её фиксированной методологией).

Это второе значение – достигать искусности в деле – как раз-таки очень активно развивается… Искусство – увлечь зрителя, впечатлить, поразить (воображение, иногда буквально – шокировав) – сегодня как раз “на высоте”.

Но как же Искусство в основном его значении – методом творческого искания передавать тончайшие энергии глубины Жизни  Красоту?

Те, кто интересуется театром и любит это искусство, знают, насколько сейчас театральное (даже драматическое) действо мало опирается на свои специфические средства (раскрытие идеи и образа средствами собственно актёрского мастерства, перевоплощения), и как много внешних, не специфических приёмов: здесь и цирк, и балаган, и танцы… – только бы зритель не заскучал… Так упрощаются все образы и смыслы, искусство не затрагивает в человеке глубины чувства, зато активно возбуждает поверхностные эмоции и грубые чувства. Вызывая сострадание… – к актёрам и актёрской доле.

Много внешней виртуозности и внешней же выразительности в музыкальном исполнительстве. При этом большинство музыкантов-исполнителей воспитывалось таким образом, что музыкальные произведения для них являлись лишь средствами обретения мастерства, а также демонстрации мастерства (следствие конкурсных целей с первых же лет обучения). Многие исполнители сами не очень-то любят “классику”, они ведь учились её “играть”, а не любить, “выразительно исполнять”, а не чувствовать (красоту и глубину мысли) – “так учили”, “так принято”, так все привыкли, так и сформировались подходы и отношение к мастерству.

Искусство в века технократизма подавлено, отсюда поверхностность, преобладание внешнего над внутренним во всех его видах – это “победа” искусства над Искусством: внешней выразительности над смыслом.

Однако при этом нельзя забывать, что Люди искусства поставлены в положение постоянно жертвующих – жертвующих обществу, государству, их труд, важнейший, всем необходимый и очень “энергоёмкий” – обесценен…

Говорим об огрублении искусства не для того, чтобы разуверить читающих в нужности искусства. Наоборот, чтобы ещё раз сказать, насколько Искусство необходимо. Необходимо, как воздух.

Даже самое поверхностное искусство лучше, чем его отсутствие. Множество людей нуждается, чтобы не одичать чувствами совершенно, почти в “принудительном” (образно говоря) воспитании искусством – но только настоящим искусством, очищающим сознание, пробуждающим совесть.

Надо признать, что Истина о светоносности искусства не относится ко всемучто происходит всегда и на всех сценах и во всех концертных залахко всему, что экспонируется. И более того, сегодня уже надо очень поискать, чтобы “не нарваться” на откровенную грубость – театральную, музыкальную или художественную. Это знают все, кто любит искусство и ждёт от него красоты и возвышенных впечатлений, в которых так нуждается жизнь, и ради которых Искусство во всех его видах появилось на нашей планете.

Что делать? – Не мириться с грубостью. Быть требовательными зрителями. И обязательно обратить внимание на то, как обучают искусству ваших младших (детей, внуков, братьев и сестёр).

Повышенные громкости, акцентированная ориентированность на соревнования (конкурсы), упрощённость творческих идей в выборе трактовок и репертуара – любые явления грубости не следует считать “сопутствующими” обучению мастерству. Ищите учителей и сами покажите детям действительную Красоту  в искусстве, в природе, в жизни и мысли.

Лучше найдите примеры прекрасного искусства вне “сцены”, чем сцена, которая будет подавлять действительную потребность в Искусстве как Красоте – эту основную и спасительную потребность духа, особенность воспитанной психической энергии.

“…Помните, искусство – единое жизненное средство выражения грядущей Культуры… Через Красоту подойдёте. Поймите: нет вещей, нет решения, нет гордости, нет покаяния, есть она – Красота. И заповедую вам: Храните и покажите и утвердите её – Красоту. В ней путь ваш. И ею встречу тех, кто дойдёт до Меня” (“Зов”, 333).

 

Источник: https://dzen.ru ( Психическая энергия, мысль, бессмертие )

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *