В водовороте сегодняшних событий крайне трудно направить внимание читателя к такому тонкому и незримому понятию, как музыка. Впечатлили рассуждения на эту тему преподавателя детской музыкальной школы, руководителя струнно-смычкового отделения, г. Новополоцка, Беларусь – Гореликовой М.В. в её статье “Из дневника учителя музыки”. Нельзя не согласиться со словами этого автора: “Главная сила и назначение музыки, звука – усиливать добрую силу, силу сердца. Чтобы уметь это делать, недостаточно владеть только техникой (техникой рук). Нужно много-много упражнять свое сердце, чтобы оно умело излучать эту добрую силу, огонь.”
И на ставший уже надоевшим вопрос родителей ” Зачем музыке учиться, если ребёнок не будет музыкантом?” Гореликова М.В. даёт развёрнутый ответ: “Образование музыкою» во все времена было первичным для человека, основою развития. Ибо развитие возможно лишь тогда, когда пробуждены внутренние источники духовных сил – то сфера Музыки… Ее главная часть, ее основа – звучания неслышимые – тонкий план жизни, тонкий план сознания.” Лучше не скажешь. Остаётся только позавидовать, по-хорошему, тем ученикам, которые прошли обучение у этого прекрасного музыкального преподавателя.
Далеко не многим из нас удалось получить музыкальное образование в детстве. Только, несмотря на это, по прошествии лет, желание слушать и понимать музыку среди нас отнюдь не уменьшилось, а, наоборот, возросло. Если, например, ритмичная танцевальная музыка (“музыка для ног”) особого вдохновения и размышления от нас и не требует, то прослушивание классической музыки требует определённой подготовки, можно сказать зрелости души.
Давайте позволим себе порассуждать о том, что вообще можно назвать классической музыкой, так сказать, по определению? Думаю однозначного ответа на этот вопрос на сегодняшний день не существует. Только время может обозначить музыкальные произведения, которые сегодня можно называть классикой. Нельзя сбрасывать со счетов и уровень профессиональной музыкальной подготовки самого слушателя. Ведь не секрет, что в музыке, как и в любом другом виде искусства, существуют следующие понятия: “Музыка для музыкантов”, “Живопись для художников” и т.д. Но давайте будем откровенны с самими собой: если вам неоднократно приходилось посещать филармонию и концертные залы, то ваш, пусть не очень образованный и компетентный в музыкальном отношении ум, без труда отличит тонкую ласкающую слух музыку, от оглушительного, до головной боли, шума, производимого музыкальными инструментами оркестра. Или, наоборот, если будет звучать “нуда”, вас начинает клонить ко сну. Но, уважаемые, пусть каждый для себя отберёт подходящую для него музыку, инструментальную или оперную, по вкусу. Ведь, в конце концов, мы приходим на концерт только с одной целью – получать радость от общения с Прекрасным, когда душа наполняется радостью, на глаза “набегает” слеза счастья – так нам удаётся отвлечься от действительности, возникает состояние полёта души.
В сегодняшней подборке вниманию читателя предлагается к прослушиванию два (чтобы не перегружать ваше терпение) музыкальных произведения для скрипки с оркестром великого итальянского композитора Антонио Вивальди из цикла “Времена года”. Предложенные музыкальные произведения, надеюсь, не оставят равнодушными слушателя любой музыкальной компетентности. Виртуозное владение “царицей” музыкальных инструментов – скрипкой, вызывает при прослушивании произведения искреннее восхищение искусством, в равной степени, и композитора, и исполнителей.
Пусть эта музыка согреет вашу душу. Приятного прослушивания.
Времена года Концерт №2 в Соль миноре RV 315 “Лето” III.
Времена года Концерт №4 в Фа миноре RV 297 “Зима” I.