
Символ России – Матрёшку знают все, а вот о создателе уникальной русской деревянной игрушки мало кто слышал. Расписную куклу в русском народном костюме, в которой находятся другие куклы меньшего размера, создал наш токарь-игрушечник Василий Звёздочкин.
Токарное дело на Руси было распространено испокон веков, археологи находят токарные станки VII века. Русские люди всегда умели работать с деревом, да еще обучали других. Каждый народный умелец пытался усовершенствовать рабочий инструмент. Особое место в истории токарного ремесла занимает Анатолий Нартов, который в 1717 году изобрел оригинальный токарно-копировальный и винторезный станок с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес. Петру Первому так понравилось изобретение Нартова, что он сам сел за станок. В 1718 году то ли решив похвастаться, то ли поделиться русскими достижениями с иностранными государствами, Петр Алексеевич выслал прусскому королю Фридриху-Вильгельму I в подарок токарный станок Анатолия Нартова, а вместе с ним бокал, выточенный своими руками. Фридрих-Вильгельм I внимательно изучил русскую диковинку, но разобраться, как ей управлять не смог. Тогда Петр Первый отправил самого Нартова для обучения прусского короля. В Европе токарное дело было почти не развито, а у нас по всей Руси были мастерские, где обучали детей простых горожан и крестьян. В одной из таких мастерских в 1709 году Петр Первый и заприметил талантливого шестнадцатилетнего Анатолия Нартова, а в 1712 году своим царским указом назначил его личным токарем.
Спустя почти двести лет после рождения великого изобретателя Анатолия Константиновича Нартова (1693-1756) на свет появился новый русский гений Василий Звёздочкин (1876-1956). Как и все крестьянские дети, Василий окончил три класса церковно-приходской школы, после чего пошел учиться на токаря. Раньше была распространенная практика брать подростков 12-13 лет и обучать мастерству. В 15-16 они уже становились профессионалами своего дела. Поработав в родной деревне Шубино Подольского уезда, Василий Звёздочкин отправился на заработки в Москву, где устроился в мастерскую при магазине «Детское воспитание». Это был необычный магазин, управляла им Мария Мамонтова, жена Анатолия Мамонтова, который приходился родным братом знаменитому русскому меценату Савве Мамонтову. Сначала купеческая династия Мамонтовых не приняла в семью Марию Лялину (девичья фамилия), так как до замужества она была певицей. В былые времена к актерской братии относились не очень положительно, не то, что ныне. Брак Анатолия Ивановича и Марии Александровны Мамонтовых состоялся против воли отца, но после того, как сын открыл типографию, а невестка занялась изданием детской литературы, родительское сердце оттаяло.
Мария родила аж шестерых детей и оказалась очень хорошей мамой. Именно она в своей «Детской мастерской» стала разрабатывать и продавать первые развивающие игрушки. Из воспоминаний ее племянницы Марии Морозовой: «Это был очаровательный магазин, чего-чего там не было! Сама Мария Александровна там всегда сидела и с увлечением показывала все ею придуманные игрушки. Не только детям, но и взрослым не хотелось уходить из этого чудесного, ею созданного маленького мира, так все было там красиво, забавно, столько у нее было вкуса и фантазии».
Вот к такому замечательному работодателю и попал герой нашей публикации Василий Звёздочкин. Мария Александровна всячески поощряла творческие порывы своих сотрудников, поэтому, когда Звёздочкин показал ей с мужем, выточенную игрушку, Мамонтовы одобрили и дали художникам задание расписать. Сначала были трех и шестиместные куклы, а первую девятиместную Матрёшку Звёздочкин представил в 1900 году – это была круглолицая девушка в русском народном костюме – вышитой рубашке, сарафане и переднике, с цветастым платком на голове. Последняя, самая маленькая, девятая по счету, была в образе спеленатого младенца.

Родиной Матрёшки является Москва, отцом-создателем русский токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, а мамой русской Матрёшки по праву нужно считать Марию Мамонтову. Именно она создала уникальную мастерскую и дала возможность творческой реализации крестьянскому сыну Василию Звёздочкину и другим талантливым людям.
В 1900 году Матрёшка отправляется на международную выставку кустарных ремёсел в Париж, где русское чудо сразу вызывает интерес публики и получает признанную медаль от жюри. В 1904 году Мамонтовы получают очень крупный заказ из Парижа на Матрёшку. Вслед за французами другие европейцы, американцы, а также японцы начинают закупать нашу русскую красавицу Матрёшку в качестве сувенира и развивающей игрушки для детей. В 1906 году Матрёшка Звёздочкина получила большую золотую медаль на выставке в Милане.
Фотография той самой Матрешки Василия Звёздочкина на международной выставке кустарных ремёсел в Париже, 1900 г. Фото «Музей Игрушки», Сергиев Посад
Ни Звёздочкин, ни Мамонтовы изобретение не запатентовали.
В 1904-м мастерская «Детское воспитание» закрылась. Образцы из Москвы были проданы в Сергиев Посад, туда же переехал Василий Звёздочкин. Надо отметить, что в Сергиевом Посаде и так хорошо развивалось токарное дело и было много мастеров. По официальным данным, согласно земским статистикам, только в 1879 г. в Сергиевом Посаде было 1742 ремесленника (почти половина мужского населения города), в том числе 900 игрушечников, которые точили яйца, мелкие рюмочки, чашечки, графинчики, грибки, баночки, подсвечники. С переездом в Сергиев Посад «Детской мастерской» начинается массовое производство Матрёшек. Василий Звёздочкин становится токарем-инструктором в школе профтехобразования и открывает свою мастерскую. После Революции он продолжает обучать молодежь Сергиева Посада и продавать игрушки. Это не очень понравилось советской власти , т.к. частный бизнес был запрещен. Звёздочкина лишили избирательного права за «эксплуатацию чужого труда». А в 1936 году, согласно выписке из протокола заседания Комиссии по народной игрушке Наркомата просвещения от 4 августа 1936 года, Всекомпромсовету было рекомендовано «обеспечить Звёздочкину, имеющему без малого 40-летний стаж работы, условия для дальнейшей успешной работы по специальности». С 1949 года Василий Звёздочкин заведовал токарным цехом местной артели «Художественная игрушка». Умер в 1956 году, похоронен рядом с родственниками на Старом кладбище в Сергиевом Посаде.
Судьба семьи Мамонтовых сложилась более трагично. После Революции в 1918 году все их предприятия и детский магазин были национализированы, по сути, отобраны.
Источник: https://dzen.ru