Или почему представители науки и церкви выступают против астрологии.
Какие доводы дают право современным учёным и служителям церкви называть астрологию «лженаукой» , а астрологов «шарлатанами»? Чтобы разобраться в вопросе, необходимо обратиться к истории развития науки, религии и философии, а заодно к примерам противостояния, благо таковых достаточно.
Итак: «Астрология – величайшая наука человечества или величайшее его заблуждение»? Попытаемся ответить на вопрос, тем более, что в наши времена запрет на иное мнение не приветствуется. Начнем с науки.
«Платон мне друг, но истина дороже».
Знаменитая фраза «Платон мне друг, но истина дороже» означает, что для учёного самое важное – это истина. Истина, оказывается, важнее дружбы между великими людьми. Латинское выражение «Amitus Plato, sed magis amica veritas» встречается в книге древнегреческого философа Аристотеля «Пикомахова этика».
… Как облака по небу проплывают столетия, а значимость выражения Аристотеля неизменна. Для настоящего учёного во все времена главенствует приоритет истины, всё остальное «от лукавого». Истина в отношении астрологии так же выше невразумительных толкований её противников.
Путь астрологии.
Путь астрологии – это путь борьбы за выживание и продолжение рода человеческого. Ответы на проклятые вопросы бытия первобытные люди искали, вглядываясь в звездное небо. Иного было не дано. Астрология создавалась лучшими умами человечества и являлась результатом накопления, систематизации и осмысления знаний в ходе неизбежного эволюционного эксперимента. По мере развития сознания человечества, ложные представления в астрологии постепенно исчезали и в «сухом остатке» оставались знания, получившие подтверждение практикой жизни. Так, с помощью астрологии создавался «золотой фонд» миропонимания человечества. Не об этом ли, в том числе, сказано философом Сенекой: «Чрез тернии к звёздам»?
Итак, наблюдение, осмысление, уточнение, переосмысление, дальнейшее развитие, утверждение и передача тайных знаний из поколения в поколения – вот долгий и извилистый путь астрологии по странам, народам и континентам. Могла ли астрология ошибаться? Конечно, могла. И ошибалась! А разве науки, построенные не на космических, а на земных законах не заблуждались? Если обратиться к изучению истории развития отдельных наук, таких как астрономия, физика, химия, медицина, биология , нетрудно убедиться , как драматично, а подчас и трагично, происходило добывание научной истины.
Если был рассвет, то будет и закат.
Как же случилось, что астрология со временем «сдала позиции», утратила повсеместный авторитет и заслуженное влияние? Вот именно, со временем. «Виной» тому явились новые времена. Времена, которые заставили человека обратить внимание не только на небо, но и на грешную землю, понять, по каким законам устроена жизнь на земле. Однако, знания, обретённые наблюдением за звёздами, по закону преемственности не могли быть отвергнуты и однажды замениться «земными» знаниями. Известно, что многовековое развитие алхимии, тесно связанное с оккультными науками, в дальнейшем определило успехи в области экспериментальной химии и медицины.
На смену средним векам.
Однако, особое значение в истории развития человечества обрела эпоха , названная Возрождением или Ренессансом –имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени. Приходится в Италии на начало XIV века, а повсеместно в Европе — с XV по последнюю четверть XVI века, и в некоторых случаях по первые десятилетия XVII века.
Итак, времена Возрождения человечества всколыхнули буквально все стороны жизни, особенно жизни духовной: искусство, философию, религию, науки. Причем науки возродились в новом качестве. Появился тип ученого – экспериментатора, учёного, получившего возможность проверить подлинность добытого знания опытным путём. Считалось, что если повторный опыт не подтверждает результатов первоначального опыта, но добытое знание не является истинной.
Первопроходцем в добыче научной истины явился английский учёный Роджер Бэкон (1290 г), который попытался соединить мистическое озарение с физическим экспериментом. Но это был первый и робкий шаг.
Далее , немецкий учёный Корнелий Агриппа (1535 г) разработал теорию Лунно-Земных связей. Но затем разочаровался в астрологии и написал книгу «О недостоверности и суетности наук». Увы, попытки соединить знание небесное и земное подчас принимали драматический характер.
«В одной берлоге двум медведям не ужиться».
Первым среди равных следует назвать английского учёного, современника Шекспира и, как оказалось, Великого Учителя, Фрэнсиса Бэкона (1561- 1625) , отца зарождения эмпиризма и материализма, философа периода Позднего Возрождения, и начала Нового времени.
Согласно Бэкону научное познание, должно опираться на индукцию и эксперимент. Как раз то, что невозможно осуществить в деятельности астролога. Что касается Шекспира, то в его произведениях, к нашему удивлению, находим упоминания множества астрологических истин.
В результате с появлением новых наук, наметилась вначале неприязнь к наукам «тайным», а затем ревнивое отрицание последних. Астрология теряла в обществе авторитет, подвергаясь критике учёными-экспериментаторами , которые могли представить весомые доказательства. Но гонимая астрология долго не сдавалась, поскольку ещё в XVIII веке в университетах Европы продолжал читаться курс астрологии. Вскоре «древняя наука» окончательно превратилась в бедную «золушку»…
…Автором этих строк замечена интересная закономерность: среди критиков и противников астрологии ни в давние времена, ни в нынешние, вы не найдёте представителей химии и медицины. Более того, видные современные астрологи вышли именно из среды химии или медицины, или смежных с ними наук. Среди них известны профессора, доктора наук, лауреаты Государственных премий. Но имеются редкие исключения, когда астрологией увлекались учёные механики и математики.
Каков он, «образ» гонителя астрологии?
Давно замечено: чем шире мировоззрение учёного, чем более универсально миропонимание, тем менее категоричен учёный в оценках и утверждениях (среди нынешних гонителей астрологии, встречаем специалистов узких направлений наук).
Не удивительно, что учёных с мировыми именами, благосклонно относившихся к астрологии, история знает великое множество. Среди них встречаются философы, богословы, поэты, писатели, художники, у которых вы не найдёте негативных высказываний против астрологии.
В почётном списке на протяжении 500 лет звучат имена Альберта Великого, Фомы Аквинского, Корнелиуса Меланхтона, Мишеля Нострадамуса, Николая Коперника, Парацельса, Галилея, Френсиса Бэкона, Иоганна Кеплера, Иоганнеса Морина, Бенедикта Спинозы, Готфрида фон Лейбница, Иоганна Гёте, Вальтера Скотта, Иоганна Пфаффера и многих других (1).
Почему же светочи мировой науки не возвысили голос против астрологии? Ответ простой: они не считали астрологию «лженаукой».
Родиться под счастливой звездой.
Обратимся к примерам. Великий драматург Вильям Шекспир, безусловно, понимал, что эманации звезд оказывают влияние на новорожденного, формируют характер, а с ним и судьбу. В одном из сонетов (25) читаем:
Кто под звездой счастливою рожден –
Гордится славой, титулом и властью.
А я судьбой скромнее награждён,
И для меня любовь – источник счастья.
Более того, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель Иоганн Гёте знал толк в астрологии. И, судя по всему, знал во всех подробностях. В автобиографии «Поэзия и правда» Гёте знакомит читателя с особенностями своего рождения: «Двадцать восьмого августа 1749 года, в полдень, с двенадцатым ударом колокола, я появился на свет во Франкфурте-на-Майне. Расположение созвездий мне благоприятствовало: Солнце, стоявшее под знаком Девы, было в зените; Юпитер и Венера взирали на него дружелюбно, Меркурий – без отвращения, Сатурн и Марс ничем себя не проявляли; лишь полная Луна была тем сильнее в своём противостоянии, что настал её планетный час. Она-то и препятствовала моему рожденью, каковое могло свершиться не ранее, чем этот час минует. Сии добрые предзнаменования, впоследствии высоко оценённые астрологами, вероятно, и сохранили мне жизнь: из-за оплошности повивальной бабки я родился полумёртвый, и понадобилось немало усилий для того, чтобы я увидел свет. Это обстоятельство, так встревожившее мою родню, пошло, однако, на пользу моим согражданам, ибо дед мой, шультгейс Иоганн Вольфганг Текстор, озаботился учредить должность городского акушера и ввёл, вернее, возобновил обучение повивальных бабок, что, надо думать, сохранило жизнь многим явившимся на свет после меня».
Два академика, но мнение об астрологии разное.
Вряд ли современные хулители астрологии наберутся храбрости открыто выступить против авторитета Михайло Ломоносова, «отца» российского научного эксперимента, «нашего первого университета». Между тем великий учёный в «Письме о пользе стекла» куратору Московского университета И.И.Шувалову писал: «Наука только бы выиграла, коль точно знали бы мы небесные страны, движения планет, течение Луны» (1752г). Более того, по мнению учёного «Под видом ложным сих почтения богов закрыт был звездный мир чрез множество веков». Каковыми представляются заветные желания М.Ломоносова?
Устами движет бог; я с ним начну вещать.
Я тайности свои и небеса отверзу,
Свидения ума священного открою.
Я дело стану петь, несведомое прежним!
Ходить превыше звезд влечет меня охота,
(1747).
Между тем, в статье «Астрология и лженаука» физик-теоретик академик Виталий Гинзбург пишет: « В книге В. Г. Сурдина “Астрология и наука” убедительно показано, что астрология — не наука, а умершая наука, псевдонаука или лженаука. Все эти три используемые в печати характеристики астрологии правильны, но я предпочитаю последнюю из них. Более того, астрологию можно назвать “эталонной лженаукой”. Имею в виду, что на примере астрологии особенно ясно видны некоторые черты лженауки вообще».
Но разве наука может «умереть»? Устареть может, но умереть никогда. Ибо в науке заключена истина. Потому- то сегодня и не умирает астрология, получившая новые жизненные силы, новое дыхание, по праву называемая научной астрологией. Тем не менее, дабы не раздражать скептиков-догматиков, именует себя на новый лад: космобиология, космохимия (последний термин широко использует в работах Е.И.Рерих), а старинное понятие гороскоп заменяет термином микрокосм. Но суть, конечно, не в этом.
Астрология и религия.
История церкви знает немало имен широко образованных богословов, ничего не имевших против астрологии. Из Библии известно, что рождение Иисуса Христа было предсказано астрологами (волхвами). Примеров , когда богословы заинтересованно относились к астрологии , достаточно.
Например, Святой Климент Римский (100г. н.э.), сподвижник и друг апостола Павла, занимался разработкой астротеологии, астротеургии, астротеофинии. Теолог Ориген (255г. н.э.) предпринимал попытки совместить христианство и астрологию (1). Однако попытки, видимо, не имели продолжения. Имело место иное: фанатик христианства Патриарх Феофил, ярый противник астрологии, уничтожил Александрийскую библиотеку, в огне безвозвратно погибли древние труды по астрологии. Впрочем, история рождения и гибели Александрийской библиотеки довольно запутана. Сегодня об этом пишут следующее: «Сложно приписать утрату библиотеки конкретному событию или же обвинить в ней исключительно язычников, христиан или мусульман. Споры об этом — многовековая традиция».
Любопытно, что Святой Августин Блаженный, ранний христианский богослов и мыслитель (354—430гг.) первоначально являлся сторонником астрологии, но затем , благодаря теологическим доктринам, оказался её противником. Известно, что средневековый немецкий философ, теолог и учёный Альберт Великий занимался астротеологией. Одна из поздних попыток безуспешного примирения астрологии и религии приходится на 1280 год. И Ватикан также не спешил отказаться от астрологии. В 1450 году астрологией в Ватикане занимался папский кардинал Айли, при этом совершил значительное открытие, касающееся Сатурна и Юпитера (1).
При дворе русского царя Алексея Михайловича состояла выдающаяся личность, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, наставник детей русского царя по имени Симеон Полоцкий. «В 1671 г. ученый, монах-базилианин и придворный астролог, поэт Симеон Полоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович) наблюдал неподалеку от Марса новую яркую звезду. Согласно рассказу “О зачатии…”, Симеон составил гороскоп зачатия будущему царю на следующий день после того, как царь Алексей Михайлович «соизволил совокупиться с великою государыней царицею» . Изучив гороскоп, астроном-астролог предсказал царю и пол ребенка и точный день его рождения (30 мая)». Чему, прямо, скажем, могут позавидовать и современные астрологи.
На Руси к выдающимся церковным личностям относился Феофан Прокопович, русский богослов политический и духовный деятель, писатель, поэт, математик, философ, переводчик, публицист, универсальный ученый. А также ректор Киевской академии, архиепископ Псковско-Великолукский и Нарвский, епископ Православной Российской церкви.
Сподвижник Петра Великого, Феофан Прокопович «решительно выступал с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства как учительского сословия. Он требовал свободного, критического отношения ко всем научным и жизненным вопросам и опровергал старую теорию о первенстве духовной власти над светской и вообще о первенстве духовенства над всеми прочими общественными классами». Понятно, что у знаменитого богослова вы не найдёте худого слова об астрологии.
Знать уставы неба.
Известный современный астролог, ректор негосударственной Астрологической академии в Москве Михаил Борисович Левин прирождённый математик. Он окончил механико-математический факультет МГУ, что не помешало вначале увлечься астрономией, а затем и астрологией .
В статье «Астрология и религия» учёный пишет:
« …Обратимся к иудаизму. Иудаизм – первая монотеистическая религия, на почве иудаизма возникли христианство и мусульманство. Священные книги иудаизма почитаются последователями обеих этих религий, важнейшие из этих книг под названием Ветхого Завета вошли в христианский канон. Как же относится Ветхий Завет к астрологии? В ветхозаветных текстах мы не найдём запретов на астрологию, хотя не найдём и прямых указаний, что надо заниматься астрологией. Но есть много косвенных свидетельств того, что астрология была вполне нормальным занятием во времена пророков. Читая Ветхий Завет, мы видим, что Всевышний говорил с пророками напрямую, а с остальными – через пророков или через знамения. И одним из важнейших знамений были знамения астрологические. Первое указание на это мы находим в самом начале Библии, в первой главе книги Бытия. В этой главе говорится о сотворении мира, и в четырнадцатом стихе мы читаем: “И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов…”.
Значит, язык светил дан Творцом, чтобы люди могли читать в их расположении небесные знамения. И в других книгах Ветхого Завета мы часто встречаем астрологические и алхимические термины. В 38-й главе книги Иова Господь, обращаясь к Иову, спрашивает его: “Можешь ли ты связать узел Хима (Плеяд) и разрешить узы Кесиль (Ориона)? Можешь ли выводить созвездия в своё время и вести Ас (Большую Медведицу) с её детьми?” (стихи 31 – 32). Здесь речь идёт о том, как действуют эти созвездия. И дальше: “Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?” (стих 33). Мы видим, что знание астрологии (уставов неба) не считается в Священном Писании грехом.
Аргументы церкви против астрологии.
Далее М.Б.Левин отмечает аргументы, по которым церковь запрещает астрологию: «Православные священники говорят, что заниматься астрологией – это грех».
Аргумент первый: христианину запрещено предвидеть будущее. «Но это вовсе не так. В Евангелии от Матфея, в 16-й главе Иисус даже упрекает фарисеев в том, что они не умеют различать знамений времени: “И приступили фарисеи и саддукеи, искушая Его, просили показать им знамение с неба».
Аргумент второй: нельзя избегать испытаний, которые Бог тебе посылает. «Но такое может сказать только человек, у которого очень мало веры. Кому по силам избежать того, что послано Богом? История пророка Ионы показывает всю безнадёжность таких попыток».
Аргумент третий: запрещается поклоняться небесным светилам, за помощью надо обращаться к Творцу, а не к небесным силам – его созданиям.«Тот, кто поклоняется светилам – язычник. Да, действительно, тот, кто поклоняется светилам – язычник. Но астролог поклоняется светилам не больше, чем врач вирусам, или физик – электронам. Небесные тела для астролога то же, что градусник и рентгеновский снимок для врача, или тесты для психолога – это средство, чтобы понять состояние человека».
Ревнуйте о дарах духовных.
Автор этих строк неоднократно находил в «Новом Завете» места, указывающие на уважительное отношение ближайших учеников Христа к познанию звездного неба , призыв пророчествовать.
Так, в Первом послании к коринфянам Апостола Павла, глава 14 (1, 2, 3 ) читаем: «Достигайте любви, ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо, кто говорит на незнакомом языке , тот говорит не людям, а Богу, потому, что никто не понимает его, он тайны говорит духом. А кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение. Так бывает во всех церквях у святых».
Итак, говорящий на незнакомом языке, в том числе и астролог , обращается к Богу и говорит людям в назидание, увещание и утешение. Разница заключается в том, что верующий человек, не владеющий языком астрологии, обращается к Богу с помощью установленной молитвы, а учёный – астролог творит собственную молитву с помощью знаний астрологии, что категорически не нравится богословам, противникам астрологии. Причина понятна: идёт ревностное соперничество в попытках приблизиться к Богу.
Тем не менее, в Первом послании Апостола Павла к коринфянам, глава 15 (40, 41) читаем: « Есть тела небесные и тела земные, но иная слава небесных, иная земных. Иная слава Солнца, иная слава Луны, иная звёзд. И звезда от звезды разнится». О чем это? О том, что знания о звёздах и планетах следует изучать, чем, собственно, и занимается астролог.
Примечание:
(1). А.Ф.Стеклов, А.П. Видьмаченко «История астрологии , и её вклад в мировую культуру», Луганск, 1995